Деловая игра по речевому развитию на районном методическом объединении для педагогов ДОУ
учебно-методический материал на тему

Оденцова Оксана Геннадьевна

Деловая игра по речевому развитию на  районном методическом объединении для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №3 «ЧЕБУРАШКА» ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА

Деловая игра для педагогов ДОУ

«Речевое развитие дошкольников»

Заместитель заведующего:

Оденцова Оксана Геннадьевна

февраль 2018 год

Цель: совершенствование профессиональной компетенции педагогов в вопросах речевого развития дошкольников. 

Задачи:
1.Уточнить знания и умения педагогов в области речевого развития дошкольников.

2. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников

3. Повысить компетентность педагогов в области речевого развития дошкольников.

4. Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.

Уважаемы коллеги, предлагаю вам поиграть в деловую игру, которая называется «Речевое развитие дошкольников».  Как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного.  Для того

чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо

иметь багаж знаний по речевому развитию дошкольников. Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся.

Приглашается 8 педагогов (2 команды по 4 человека).

Деление на 2 команды: дружба и знайки

-Предлагаю вам, разделиться на две команды: «Дружба» и «Знайки» (для этого вам  необходимо вытянуть карточку с пословицей и объединиться в команды по теме пословицы)
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
Человек без друзей, что сокол без крыльев.
Без друга в жизни туго.
Учение путь к умению.
Золото добывают из земли, а знания – из книги.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Век живи век учись.

-Команды у нас в сборе, но…

Чтоб команды оценить,

Жюри нужно пригласить.

Они будут следить за правильностью выполнения заданий, в конце игры подведут итог: насколько методически педагоги подготовлены в области речевого развития дошкольников.

- Позвольте мне представить вам наше уважаемое жюри: главный специалист «Управление образования» - Пименова Светлана Николаевна ; заместитель заведующего МДОБУ д/с №10 «Солнышко»- Сергиенко Галина Ярославовна; учитель-логопед МДОБУ д/с №10 «Солнышко» - Багирян Елена Николаевна.

Жюри прошу занять свои места.

Задачи членов жюри:

внимательно следить за ходом игры;

после каждого задания оценивать участников игры;

определить победителя. 

Ход игры:

1 задание «Приветствие»

-Предлагаю командам выбрать капитана, девиз и представить свою команду.

(команды выбирают капитана и придумывают девизы для своей команды)

Приветствие команд не более 1 минуты. (оценивается по 5-бальной системе).

-Чтобы перейти к более сложным заданиям предлагаю немного размяться. Каждый из участников команды достает карточку с вопросом и отвечает на него.

Задание 2 «Разминка»

(за каждый правильный ответ 1 балл)

            1. Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)

            2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной
           сказке «Теремок». 
(«Рукавичка».)

            3. Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)

            4. Известный советский писатель, написавший большое количество                         стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)

5. Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и    маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)

            6. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)

            7 . О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?
           
(О мышонке.)

 8. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом         полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)

             9. Назовите имя прообраза нашего Буратино? (Пиноккио.)

             10. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка- хаврошечка».)

            11. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и  блин.)

12. Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как выскочу   — полетят клочки по закоулочкам!»? («Заюшкина избушка».)

13. Из какого произведения эти строки: Вдруг откуда-то шакал на кобыле прискакал: «Вот вам телеграмма от гиппопотама!» («Айболит» К. И. Чуковского.)

 14. Почему Серая Шейка не улетела на юг вместе со всей стаей? (Лиса повредила ей крыло.)

15. В какой сказке содержится предупреждение о том, что нельзя пить сырую воду? («Сестричка Аленушка и братец Иванушка».)

16. Про какую царевну говорили, что она «едет в коробчонке»? («Царевна-лягушка».)

Задание №3 «Вопрос-ответ»

(оценивается по 5-бальной системе)

(на выполнение 3 минуты)

Перечислите основные задачи по развитию речи детей дошкольного возраста

1. Развитие словаря.

2. Формирование грамматической стороны речи.

3. Воспитание звуковой культуры речи.

4. Развитие связной речи.

5. Ознакомление с художественной литературой.

6. Подготовка детей к обучению грамоте.

Задание 4 «Воздушные шары»

Каждой команде раздаются по листу ватмана, клей и разрезанные на 2 части картинки – воздушные шарики двух цветов (голубые – одной команде, розовые – другой). В одной части воздушного шара - термин, а во второй части – его определение (ответ). Нужно найти соответствующие половинки шариков, сложить и наклеить их на лист ватмана. После окончания работы, правильность выполнения задания проверяется командой соперников.

Команда «Дружба»:

Слово - основная лексическая единица, выражающая понятие.

Пассивный словарь - слова, которые ребёнок на данном языке понимает, но сам не употребляет.

Диалог- разговор двух или нескольких лиц на тему, связанную с какой – либо ситуацией.

Словарная работа - обогащение, расширение, активизация словарного

запаса детей.

Мотивация - процесс побуждения детей к речевой деятельности для достижения целей организации НОД

Команда «Знайки»:

Речь - процесс общения людей между собой посредством языка.

Активный словарь - слова, которые говорящий не только понимает,

но и употребляет.

Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов.

Пересказ - выразительное связное воспроизведение прослушанного

художественного произведения.

Коммуникабельность - это умение общаться и устанавливать речевой контакт.

Задание № 5. «Прилагательные ассоциации»

(оценивается по 5-бальной системе)

Подберите к существительным прилагательные, так, чтобы не было ни одного повтора.

К примеру: мяч – круглый; стол – деревянный.

Для 1-ой команды (на выполнение 3 минуты)

Список -

Звезда -

Кругозор -

Лекция -

Дом -

Воззвание -

Действие -

Критика -

Книга -

Закон -

Счастье -

Пища -

Дефицит -

Шрифт -

Для 2-ой команды (на выполнение 3 минуты)

Интерес -

Библиотека -

Страна -

Собака -

Жизнь -

Физика -

Город -

Убеждение -

Музей -

Пример -

Приказ -

Воспитание -

Принцип -

Группа –

Театральная пауза «Пантомима»

Ведущая:      Я знаю, воспитатели любят –

                 В утренниках играть

                 Сегодня для вас такое задание –

                 Вам нужно пантомиму показать!

С помощью мимики, жестов вам необходимо показать сказочного героя. 

Игра «Угадай героя сказки».

Ведущий: на столах разложены карточки с изображением  сказочных персонажей. Участники по очереди с помощью мимики и жестов изображают персонажей,  а зрители должны отгадать этого персонажа. (Карлсон, Баба-яга, Буратино, Кощей, Красная шапочка, Дюймовочка, Крокодил Гена, Золотая рыбка и др.).

Задание 6 «Поставьте правильное ударение в следующих словах»

(оценивается по 5-бальной системе)

(на выполнение 3 минуты)

-Одна из самых распространенных ошибок – это неправильная постановка ударения. Поставьте правильное ударение в словах:

Команда «Дружба»

вручАт , дЕвичий, красИвее, ракУшка, облегчИть, закУпорить, кладовАя, киломЕтр, оборвалА, освЕдомить, тОрты, чЕрпать, цыгАн, свЁкла, нефтепровОд, асимметрИя, баловАть, бАрмен, грУшевый, каталОг, жалюзИ, оптОвый, танцОвщица, слИвовый, приручИт, кремЕнь, дешевИзна,цепОчка, ободрИть,намЕрение, сосредотОчение.

Команда «Знайки»

звонИт, углубИть, ходАтайство, заплЕсневеть, запломбировАть, флюрогрАфия, дремОта, диспансЕр, украИнский, мусоропровОд, заусЕница, квартАл, договОр, срЕдства, тУфля, увЕдомить, обеспЕчение, бАнты, включИт, тОтчас, щавЕль, сирОты, цемЕнт, прИбыл,экспЕрт,плодоносИть,мозаИчный,завИдно,досУг, Ожил,нАчатый,.

Задание № 7 «Подбор антонимов, синонимов»

(оценивается по 5-бальной системе)

Для команды «Дружба» (на выполнение 3 минуты)

Подбор антонимов

Из предложенных слов составьте группы, включив в них слова –антонимы (противоположные по смыслу слова).

1. Правдивый. 2. Экспорт. 3. Микро. 4. Авангард. 5. Небрежный. 6. Честный 7. Импорт. 8. Рыхлый. 9. Стремительный. 10. Тощий. 11. Неряшливый. 12. Объективный. 13. Макро. 14. Старательный. 15. Плотный. 16. Прозрачный.17. Арьергард. 18. Упитанный. 19. Опрятный. 20. Субъективный. 21. Медленный.22. Лживый. 23. Лживый. 24. Мутный.

Для команды «Знайки» (на выполнение 3 минуты)

Подбор синонимов

Из данных слов составьте группы из слов-синонимов, включив в них близкие по смыслу слова.

1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове. 12. Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15. Повелитель. 16. Штора.17. Стремительный. 18. Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин.22. Действительный. 23. Настороже. 24. Скорый.

Задание 8 «Нарисуй и отгадай пословицу»

В речевом развитии детей большое место отводится пословицам и поговоркам. Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к различным ситуациям. Именно в пословицах и поговорках заложен огромный нравственный и эстетический потенциал. Они не велики по объему, но емкие по смыслу. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и красноречиво выражать свои мысли и чувства.

- Вам необходимо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».

(оценивается по 5-бальной системе)

• Для первой команды «У страха глаза велики».

• Для второй команды: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

Задание 9 «К какому виду устного народного творчества это относится?»

(за каждый правильный ответ 1 балл)

1.«Как аукнется, так и откликнется» (пословица)

2.«На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)

3.«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)

4.«Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал» (Потешка)

5.«В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)

6.«Ехала машина темным лесом,

      За каким-то интересом.

Инти-инти-интерес,

       Выходи на букву С» (Считалка)

7.«Как по морю, морю синему, бегут побегут тридцать кораблей. Тридцать кораблей – един сокол- корабль самого Садка, гостя богатого. А все корабли что соколы летят…» (Былина.)

8. «Скатерть белая весь свет одела (снег)»(Загадка)

9.«Попрыгунья Стрекоза

    Лето красное пропела…» (Басня)

Для 2 команды

1.«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи». (Пословица)

2.«Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб.» (Скороговорка)

3. «Между небом и землёй

Поросёнок рылся

И нечаяно хвостом

К небу прицепился.»(Небылица.)

4.« Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы…»(Потешка)

5.«Жил-была коза. Построила себе коза избушку. Каждый день уходила коза за кормом….». (Сказка)

6. «Раз, два, три, четыре, пять,

Нам друзей не сосчитать.

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга»(Считалочка)

7.«Из того ли – то города из Мурома. Из того ли села да с Карачарова. Выезжал удаленький дородный добрый молодец…» (Былина)

8.«Без рук, без топоренка построена избенка» (Загадка)

9.«По улицам слона водили

Как видно напоказ

Известно, что слоны в диковинку у нас

Так за слоном толпы зевак ходили

Отколе не возьмись, навстречу Моська им…» (басня)

Задание 10 «Допиши две строчки»

Ведущий: Дошкольный возраст - период интенсивного развития творческих возможностей. Именно в дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка. Особая роль отводится педагогу, насколько он сам творческая личность. Сочините и допишите строчки в четверостишье. (1 минута)(за правильный ответ 3 балла)

1. В зоопарке плачет слон

Увидал мышонка он …

2. У родителей работа,

А мне в парк давно охота…

3. Вы слыхали? На базаре

Чудо-овощ продавали...

4. Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо…

Подведение итогов деловой игры. Жюри подсчитывает баллы, подводит итог деловой игры.

Рефлексия «Солнышко». 

У каждого из педагогов на столе находятся модели солнца.  

-Посмотрите, у вас на столе лежат круги, модели солнца, но эти солнышки не настоящие, не улыбчивые. Настоящим оно станет, когда вы передадите ему своё настроение по результатам нашей деловой игры. Если вы узнали новое, полезное для вас нарисуйте улыбчивое лицо, если вам не понравилась наша игра, вы не взяли ничего для себя полезного нарисуйте грустное лицо. На обратной стороне можно оставить свои пожелания по поводу того, чтобы вам хотелось узнать в следующий раз.  

Спасибо всем участникам за игру. Надеюсь, что она не прошла для вас даром. Будьте добрее друг к другу. Берегите друзей. Пусть сбудутся все добрые предсказания! Пусть в ваших семьях будет лад и согласие! Спасибо членам жюри за строгие оценки. Желаю всем здоровья, удачи, успехов, необъятной жизненной энергии на ниве педагогического труда.

Приложение к деловой игре

«Речевое развитие дошкольников»

Нарисуйте пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».

«У страха глаза велики»

Нарисуйте пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».

«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

К какому виду устного народного творчества это относится?

«Как аукнется, так и откликнется»

«На дворе трава – на траве дрова»

«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота»

«Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал»

«В некотором царстве, в некотором государстве…»

«Ехала машина темным лесом,

      За каким-то интересом.

Инти-инти-интерес,

       Выходи на букву С»

«Как по морю, морю синему, бегут побегут тридцать кораблей. Тридцать кораблей – един сокол- корабль самого Садка, гостя богатого. А все корабли что соколы летят…»

«Скатерть белая весь свет одела»

«Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза…»

К какому виду устного народного творчества это относится?

«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».

«Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб.»

«Между небом и землёй

      Поросёнок рылся

      И нечаянно хвостом

      К небу прицепился.»

« Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы…»

«Жила-была коза. Построила себе коза избушку. Каждый день уходила коза за кормом….».

«Раз, два, три, четыре, пять,

    Нам друзей не сосчитать.

    А без друга в жизни туго,

    Выходи скорей из круга»

«Из того ли – то города из Мурома. Из того ли села да с Карачарова.   Выезжал удаленький дородный добрый молодец…»

«Без рук, без топоренка построена избенка»

«По улицам слона водили

   Как видно напоказ

   Известно, что слоны в диковинку у нас

   Так за слоном толпы зевак ходили

   Отколе не возьмись, навстречу Моська им…»

Сочините и допишите строчки в четверостишие

1.В зоопарке плачет слон

Увидал мышонка он …

2. У родителей работа,

А мне в парк давно охота…

Сочините и допишите строчки в четверостишие

1.Вы слыхали? На базаре

Чудо-овощ продавали...

2.Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо…

Итоговый протокол подсчёта баллов

Название конкурса

Команда

«Дружба»

Команда

«Знайки»

1

«Приветствие»

(оценивается по 5-бальной системе)

2

«Разминка»

(за каждый правильный ответ 1 балл)

3

«Вопрос-ответ»

(оценивается по 5-бальной системе)

4

«Воздушные шары»

(оценивается по 5-бальной системе)

5

«Прилагательные ассоциации»

(оценивается по 5-бальной системе)

6

«Поставьте правильно ударение»

(оценивается по 5-бальной системе)

7

«Подбор антонимов, синонимов»

(оценивается по 5-бальной системе)

8

«Отгадайте пословицу»

(оценивается по 5-бальной системе)

9

«К какому виду устного народного творчества это относится?»

(оценивается по 5-бальной системе)

10

«Допишите две строчки»

(оценивается по 5-бальной системе)

11

Итого

Перечислите основные задачи по развитию речи детей дошкольного возраста

Дерево держится корнями, а человек друзьями.


Лучше друг верный, чем камень драгоценный.


Человек без друзей, что сокол без крыльев.


Без друга в жизни туго.


Учение путь к умению.


Золото добывают из земли, а знания – из книги.


Не стыдно не знать, стыдно не учиться.


Век живи век учись.

Подберите к существительным прилагательные, так, чтобы не было ни одного повтора.

К примеру: мяч – круглый; стол – деревянный.

Для команды «Дружба» (на выполнение 3 минуты)

Список -

Звезда -

Кругозор -

Лекция -

Дом -

Аргумент -

Действие -

Критика -

Книга -

Закон -

Счастье -

Пища -

Дефицит -

Шрифт –

Подберите к существительным прилагательные, так, чтобы не было ни одного повтора.

К примеру: мяч – круглый; стол – деревянный.

Для команды «Знайки» (на выполнение 3 минуты)

Интерес -

Библиотека -

Страна -

Собака -

Жизнь -

Физика -

Город -

Убеждение -

Музей -

Пример -

Приказ -

Воспитание -

Принцип -

Группа –

Для команды «Дружба» (на выполнение 3 минуты)

Подбор антонимов

Из предложенных слов составьте антонимические группы, включив в них слова противоположные по смыслу.

1. Правдивый. 2. Экспорт. 3. Микро. 4. Авангард. 5. Небрежный. 6. Честный 7. Импорт. 8. Рыхлый. 9. Стремительный. 10. Тощий. 11. Неряшливый. 12. Объективный. 13. Макро. 14. Старательный. 15. Плотный. 16. Прозрачный.17. Арьергард. 18. Упитанный. 19. Опрятный. 20. Субъективный. 21. Медленный.22. Лживый. 23. Лживый. 24. Мутный.

Для команды «Знайки» (на выполнение 3 минуты)

Подбор синонимов

Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова.

1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове. 12. Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15. Повелитель. 16. Штора.17. Стремительный. 18. Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин.22. Действительный. 23. Настороже. 24. Скорый.

Для команды «Дружба» (на выполнение 3 минуты)

вручат, девичий, красивее, ракушка, облегчить, закупорить, кладовая, километр, оборвала, осведомить, торты, черпать, цыган, свекла, нефтепровод, асимметрия, баловать, бармен, грушевый, каталог, жалюзи, оптовый, танцовщица, сливовый, приручит, кремень, дешевизна, цепочка, ободрить, намерение, сосредоточение.

Для команды «Знайки» (на выполнение 3 минуты)

звонит, углубить, ходатайство, заплесневеть, запломбировать, флюрография, дремота, диспансер, украинский, мусоропровод, заусеница, квартал, договор, средства, туфля, уведомить, обеспечение, банты, включит, тотчас, щавель, сироты, цемент, прибыл, эксперт, плодоносить, мозаичный, завидно, досуг, ожил, начатый.

Автор сказки «Красная Шапочка».

Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной
сказке «Теремок».

Автор сказки «Гадкий утенок».

Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей.

Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»?

Самый высокий герой Сергея Михалкова.

О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?


Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные.

Назовите имя прообраза нашего Буратино?

В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко?

Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»?

Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как выскочу — полетят клочки по закоулочкам!»?

Из какого произведения эти строки: Вдруг откуда-то шакал на кобыле прискакал: «Вот вам телеграмма от гиппопотама!»

Почему Серая Шейка не улетела на юг вместе со всей стаей?

В какой сказке содержится предупреждение о том, что нельзя пить сырую воду?

Про какую царевну говорили, что она «едет в коробчонке»?



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №3 «ЧЕБУРАШКА» ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА

Протокол № 1

заседания методического объединения воспитателей

От  06.02.2018 год                                                        

                                                                        

Председатель: Ковалёва Е.В.

Секретарь: Оденцова О.Г.

Присутствовали- 27 педагогов

Повестка дня


1.НОД по развитию речи в старшей группе «В гостях у Снежной королевы».

2.НОД по обучению грамоте  в подготовительной группе  «АБВГДейка».    

3.Деловая игра для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников».       

4. Анализ непосредственно образовательной деятельности.

Ход заседания

1.По первому вопросу  воспитатель Корягина К.С. провела непосредственно образовательную деятельность по развитию речи в старшей группе «В гостях у Снежной королевы». НОД прошла в непринужденной обстановке, в игровой форме. Для успешного усвоения материала педагогом были использованы такие интеграции: коммуникация, познание. Учебный материал подобран в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста. Был подобран яркий, красочный демонстрационный материал; для составления детьми рассказа о зиме использовались опорные схемы. (Конспект НОД прилагается)

2. По второму вопросу воспитатель Нагайская А.В. провела непосредственно образовательную деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе  «АБВГДейка». Педагог успешно справился со своими поставленными задачами. Частая смена видов деятельности в ходе НОД способствовала профилактике утомляемости детей, активизировала процессы внимания, быстроты реакции. Речь воспитателя была выразительной, эмоциональной, доступной. Дети были активны, отвечали полным предложением. Для мотивации к деятельности у детей, воспитатель использовала словесные и подвижные игры. Используя игровые приемы, Анна Викторовна смогла удержать интерес детей на протяжении всей НОД. (Конспект НОД прилагается)

3. По третьему вопросу заместитель заведующего Оденцова О.Г. провела деловую игру «Речевое развитие дошкольников», в ходе которой педагогам пришлось продемонстрировать не только знания по развитию речи, но и проявить творческие способности. Им было предложено девять заданий, с которыми воспитатели успешно справились. В завершении деловой игры участники оставили свои отзывы и пожелания. (Сценарий деловой игры прилагается)

4. По четвертому вопросу педагоги сделали самоанализ непосредственно образовательной деятельности, познакомили с целями и задачами. Рассказали о предварительной работе с детьми, что было достигнуто в процессе НОД и над чем ещё нужно работать.

В подведении итогов было принято решение:

1. Открытые показы непосредственно образовательной деятельности и проведенный самоанализ НОД педагогами МДОБУ д/с №3 «Чебурашка» считать удовлетворительными.

2. Продолжить изучение литературы по планированию образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС.

Председатель ___________ /Ковалёва Е.В./

Секретарь _____________ /Оденцова О.Г./

Лист регистрации методического объединения

на тему:

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Дата проведения: 06.02.2018

Присутствуют:

Ф.И.О. участника

должность

подпись

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25



Предварительный просмотр:

Ответы к заданиям.

Задание 1 «Приветствие»

Приветствие команд не более 1 минуты. (оценивается по 5-бальной системе).

Задание 2 «Разминка»

(за каждый правильный ответ 1 балл)

1. Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)

2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной
сказке «Теремок». 
(«Рукавичка».)

3. Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)

4. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)

5. Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)

6. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)

7 . О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?
(О мышонке.)

8. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)

9. Назовите имя прообраза нашего Буратино? (Пиноккио.)

10. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко?(«Крошечка-хаврошечка».)

11. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)

12. Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как выскочу — полетят клочки по закоулочкам!»? («Заюшкина избушка».)

13. Из какого произведения эти строки: Вдруг откуда-то шакал на кобыле прискакал: «Вот вам телеграмма от гиппопотама!» («Айболит» К. И. Чуковского.)

14. Почему Серая Шейка не улетела на юг вместе со всей стаей? (Лиса повредила ей крыло.)

15. В какой сказке содержится предупреждение о том, что нельзя пить сырую воду? («Сестричка Аленушка и братец Иванушка».)

16. Про какую царевну говорили, что она «едет в коробчонке»? («Царевна-лягушка».)

Задание 3 «Вопрос-ответ»

(оценивается по 5-бальной системе)

(на выполнение 3 минуты)

Перечислите основные задачи по развитию речи детей дошкольного возраста

1. Развитие словаря.

2. Формирование грамматической стороны речи.

3. Воспитание звуковой культуры речи.

4. Развитие связной речи.

5. Ознакомление с художественной литературой.

6. Подготовка детей к обучению грамоте.

Задание 4 «Воздушные шары»

(оценивается по 5-бальной системе)

(на выполнение 3 минуты)

Команда «Дружба»

Слово-основная лексическая единица, выражающая понятие.

Пассивный словарь - слова, которые ребёнок на данном языке понимает, но сам не употребляет.

Диалог-разговор двух или нескольких лиц на тему, связанную с какой – либо ситуацией.

Словарная работа -обогащение, расширение, активизация словарного

запаса детей.

Мотивация -процесс побуждения детей к речевой деятельности для достижения целей организации НОД.

Команда «Знайки»

Речь -процесс общения людей между собой посредством языка.

Активный словарь -слова, которые ребёнок не только понимает,

но и употребляет.

Беседа -это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов.

Пересказ -выразительное связное воспроизведение прослушанного

художественного произведения.

Коммуникабельность -это умение общаться и устанавливать речевой контакт.

Задание 5 «Прилагательные ассоциации»

(оценивается по 5-бальной системе)

(на выполнение 3 минуты)

Примерные ответы для 1 команды «Дружба».

Список - длинный

Звезда - яркая

Кругозор - узкий

Лекция - интересная

Дом - высокий

Аргумент - громкий

Действие – необоснованное

Критика - справедливая

Книга - интересная

Закон - административный

Счастье - короткое

Пища - полезная

Дефицит - бюджетный

Шрифт - крупный

Примерные ответы для 2 команды «Знайки».

Интерес - определенный

Библиотека - публичная

Страна - доброжелательная

Собака - породистая

Жизнь - нелегкая

Физика - ядерная

Город – маленький

Убеждение - острое

Музей - районный

Пример - положительный

Приказ - судебный

Воспитание - первоклассное

Принцип - строгий

Группа - разновозрастная

Задание 6 «Поставьте правильное ударение в следующих словах»

Команда «Дружба»

вручАт , дЕвичий, красИвее, ракУшка, облегчИть, закУпорить, кладовАя, киломЕтр, оборвалА, освЕдомить, тОрты, чЕрпать, цыгАн, свЁкла, нефтепровОд, асимметрИя, баловАть, бАрмен, грУшевый, каталОг, жалюзИ, оптОвый, танцОвщица, слИвовый, приручИт, кремЕнь, дешевИзна,цепОчка, ободрИть,намЕрение, сосредотОчение.

Команда «Знайки»

звонИт, углубИть, ходАтайство, заплЕсневеть, запломбировАть, флюрогрАфия, дремОта, диспансЕр, украИнский, мусоропровОд, заусЕница, квартАл, договОр, срЕдства, тУфля, увЕдомить, обеспЕчение, бАнты, включИт, тОтчас, щавЕль, сирОты, цемЕнт, прИбыл,экспЕрт,плодоносИть,мозаИчный,завИдно,досУг, Ожил,нАчатый,.

Задание 7 «Подбор антонимов, синонимов»

(оценивается по 5-бальной системе)

(на выполнение 3 минуты)

Для команды «Дружба»– подбор антонимов.

Цепочка ответов:

(1 – 22,  2 – 7,  3 – 13,  4 – 17,  5 – 14,  6 – 23,  8 – 15,  9 – 21,  10 – 18,  11 – 19, 12 – 20,  16 – 24)

Для команды «Знайки» – подбор синонимов

Цепочка ответов:

(1 – 6,  10 – 15-21,  2-17-24,   3-9,  4-8-13,  5-14 – 16,  7 – 12-19-22,  11 – 18 – 23)

Задание 8 «Нарисуй и отгадай пословицу»

Для команды «Дружба»: «У страха глаза велики».

Для команды «Знайки»: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

Задание 9 «К какому виду устного народного творчества это относится?»

Для команды «Дружба»:

1.«Как аукнется, так и откликнется» (пословица)

2.«На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)

3.«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)

4.«Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал» (Потешка)

5.«В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)

6.«Ехала машина темным лесом,

      За каким-то интересом.

       Инти-инти-интерес,

       Выходи на букву С» (Считалка)

7.«Как по морю, морю синему, бегут побегут тридцать кораблей. Тридцать кораблей – един сокол- корабль самого Садка, гостя богатого. А все корабли что соколы летят…» (Былина.)

8. «Скатерть белая весь свет одела (снег)»(Загадка)

9.«Попрыгунья Стрекоза

    Лето красное пропела…» (Басня)

Для команды «Знайки»: 

1.«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи». (Пословица)

2.«Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб.» (Скороговорка)

3. «Между небом и землёй

Поросёнок рылся

И нечаяно хвостом

К небу прицепился.»(Небылица.)

4.« Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы…»(Потешка)

5.«Жил-была коза. Построила себе коза избушку. Каждый день уходила коза за кормом….». (Сказка)

6. «Раз, два, три, четыре, пять,

Нам друзей не сосчитать.

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга»(Считалочка)

7.«Из того ли – то города из Мурома. Из того ли села да с Карачарова. Выезжал удаленький дородный добрый молодец…» (Былина)

8.«Без рук, без топоренка построена избенка» (Загадка)

9.«По улицам слона водили

Как видно напоказ

Известно, что слоны в диковинку у нас

Так за слоном толпы зевак ходили

Отколе не возьмись, навстречу Моська им…» (басня)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

по образовательной области «Речевое развитие» Деловая игра МДОБУ детский сад №3 «Чебурашка»

Слайд 2

Цель: совершенствование профессиональной компетенции педагогов в вопросах речевого развития дошкольников.

Слайд 3

1. Уточнить знания и умения педагогов в области речевого развития дошкольников. 2. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников. 3. Повысить компетентность педагогов в области речевого развития дошкольников. 4. Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе. Задачи:

Слайд 4

Приветствие команд не более 1 минуты . 1 задание «Приветствие »

Слайд 5

Задание 2 «Разминка » (Литературная страница) Каждый из участников команды берёт карточку с вопросом и отвечает на него. ( за каждый правильный ответ 1 балл)

Слайд 6

Перечислите основные задачи по развитию речи детей дошкольного возраста (на выполнение 3 минуты) Задание 3 «Вопрос-ответ»

Слайд 7

Вам предложены разрезанные на 2 части картинки – воздушные шарики В одной части воздушного шара - термин, а во второй части – его определение (ответ). Нужно найти соответствующие половинки шариков, сложить и наклеить их на лист ватмана. После окончания работы, правильность выполнения задания проверяется командой соперников. Задание 4 «Воздушные шары»

Слайд 8

Команда «Дружба» Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие. Словарная работа – обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей. Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Развитие речи – творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи. Диалог – разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией.

Слайд 9

Команда « Знайки » Речь – индивидуальный психофизиологический процесс человека, важнейшая творческая психическая функция; процесс общения людей между собой посредством языка. Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Что относится к словесным методам и приёмам обучения? (пояснение, рассказ, чтение, беседа). Диагностика — количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений и т. п. с помощью специально разработанных учебных методик. Пересказ – выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Мотивация — процесс побуждения детей к речевой деятельности для достижения целей организации НОД Беседа – это диалог педагога и ребёнка , в котором взрослый путём постановки вопросов проверяет уже имеющиеся знания или подводит к пониманию и усвоению новых знаний. .

Слайд 10

Подберите к существительным прилагательные, так, чтобы не было ни одного повтора. Например: мяч – круглый; стол – деревянный. ( на выполнение 3 минуты) З адание 5 «Прилагательные ассоциации»

Слайд 11

Игра «Угадай героя сказки» . Вам предложено взять карточку с изображением сказочного персонажа и с помощью мимики и жестов изобразить его. Зрители должны отгадать этого персонажа. Театральная пауза «Пантомима»

Слайд 12

Поставьте правильное ударение в следующих словах ( на выполнение 3 минуты) З адание 6 «Поставьте правильно ударение»

Слайд 13

Команда «Дружба» вруч А т , д Е вичий , крас И вее , рак У шка , облегч И ть , зак У порить , кладов А я , килом Е тр , оборвал А , осв Е домить , т О рты , ч Е рпать , цыг А н , св Ё кла , нефтепров О д , асимметр И я , балов А ть , б А рмен , гр У шевый , катал О г , жалюз И , опт О вый , танц О вщица , сл И вовый , прируч И т , крем Е нь , дешев И зна , цеп О чка , ободр И ть , нам Е рение , сосредот О чение . З адание 6 «Поставьте правильно ударение»

Слайд 14

Команда « Знайки » звон И т , углуб И ть , ход А тайство , запл Е сневеть , запломбиров А ть , флюрогр А фия , дрем О та , диспанс Е р , укра И нский , мусоропров О д , заус Е ница , кварт А л , догов О р , ср Е дства , т У фля , ув Е домить , обесп Е чение , б А нты , включ И т , т О тчас , щав Е ль , сир О ты , цем Е нт,прИбыл,эксп Е рт,плодонос И ть,моза И чный,зав И дно,дос У г , О жил , н А чатый ,. З адание 6 «Поставьте правильно ударение»

Слайд 15

Для команды «Дружба» (на выполнение 3 минуты ) Подбор антонимов Из предложенных слов составьте антонимические группы , включив в них слова противоположные по смыслу. Правдивый . 2. Экспорт. 3. Микро. 4. Авангард. 5 . Небрежный. 6. Честный 7. Импорт. 8. Рыхлый. 9 . Стремительный. 10. Тощий. 11. Неряшливый. 12 . Объективный. 13. Макро. 14. Старательный. 15 . Плотный. 16. Прозрачный.17. Арьергард. 18 . Упитанный. 19. Опрятный. 20. Субъективный. 21 . Медленный.22. Лживый. 23. Лживый. 24. Мутный. Задание 7 «Подбор антонимов, синонимов»

Слайд 16

Для команды « Знайки » (на выполнение 3 минуты ) Подбор синонимов Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова. Властелин . 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5 . Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9 . Континент. 10. Властитель. 11. Наготове. 12 . Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15 . Повелитель. 16. Штора.17. Стремительный. 18 . Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин . 22 . Действительный. 23. Настороже. 24. Скорый. Задание 7 «Подбор антонимов, синонимов»

Слайд 17

Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать » . З адание 8 «Отгадай пословицу»

Слайд 18

« У страха глаза велики». « За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». «Отгаданные пословицы»

Слайд 19

За 3 минуты участники должны ответить на предложенные вопросы. . Задание 9 « К какому виду устного народного творчества это относится?»

Слайд 20

За 1 минуту участники должны сочинить и дописать строчки в четверостишие . . Задание 9 «Допиши две строчки»

Слайд 21

. Рефлексия «Солнышко»

Слайд 22

Спасибо за игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Познавательно-речевое развитие дошкольников"

Работа по познавательно-речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием происходит расширение, закрепление...

Деловая игра по речевому развитию с воспитателями «Ромашка»

 Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; пом...

Деловая игра по речевому развитию

В докладе представлены три основные функции речевого развития: интелектуальная, регулятивная, коммуникативная, а так же ряд игр по развитию речи....

Деловая игра «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Для совершенствование работы в ДОУ по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста была проведена деловая игра...

Выступление на краевом методическом объединении для педагогов – психологов по теме:«Развитие познавательных и коммуникативных процессов детей с ОВЗ дошкольного возраста на основе игрового набора «Дары Фрёбеля».

Коррекционно – развивающая работа с использованием пособия «Дары Фребеля».Основой  данной работы является собственно разработанный комплекс   игр, которые подобр...

Деловая игра «Методика речевого развития детей дошкольного возраста»

Материал для педагогического совета по речевому развитию....

Семинар-практикум для воспитателей ДЕЛОВАЯ ИГРА «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Семинар-практикум для воспитателейДЕЛОВАЯ  ИГРА «Познавательно-речевое развитие дошкольников»...