Игра как основная дидактическая технология реализации ФГОС в детском саду
статья на тему

Жданова Ольга Владимировна

В современной дошкольной педагогике одной из самых острых является проблема игры. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.Доказано, что именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и пр. Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей, создаются наиболее благоприятные условия для осознания позиции и переживаний партнера. Такие компоненты игры, как принятие роли, воспроизведение моделей ролевого поведения, построение игровых взаимоотношений влияют на развитие умения децентрироваться, то есть умение встать на позицию другого и соотнести ее со своей (продавец-покупатель; врач-пациент; мать-ребенок и пр.). Таким образом эгоцентризм преодолевается в игре, в ходе совместной партнерской деятельности со сверстниками и со взрослыми, демонстрирующими образцы и формы поведения, которые дети должны увидеть, понять и усвоить.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жданова О.В., старший воспитатель

ГБДОУ детский сад №37 Красносельского района

Санкт-Петербурга

«Игра как основная дидактическая технология реализации ФГОС в детском саду»

В современной дошкольной педагогике одной из самых острых является проблема игры. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов. Большинство педагогов, педиатров, нейрофизиологов разных стран приводят все новые доказательства того, что игре принадлежит фундаментальная, жизненно важная роль в развитии ребенка, что депривация игровой деятельности в детском возрасте разрушительна для нормального развития. Доказано, что именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и пр. Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей, создаются наиболее благоприятные условия для осознания позиции и переживаний партнера. Такие компоненты игры, как принятие роли, воспроизведение моделей ролевого поведения, построение игровых взаимоотношений влияют на развитие умения децентрироваться, то есть умение встать на позицию другого и соотнести ее со своей (продавец-покупатель; врач-пациент; мать-ребенок и пр.). Таким образом эгоцентризм преодолевается в игре, в ходе совместной партнерской деятельности со сверстниками и со взрослыми, демонстрирующими образцы и формы поведения, которые дети должны увидеть, понять и усвоить.

Однако несмотря на эти общепризнанные аргументы игра все больше вытесняется из системы дошкольного образования. Причинами депривации детской игры называют следующие:

  • Отсутствие понимания взрослыми важности игры в детском возрасте. В большинстве случаев она противопоставляется занятиям и труду.
  • Сокращение безопасного пространства для игры. Дети все время находятся под контролем взрослых, практически не играют во дворе.
  • Современные игрушки препятствуют развитию детской игры. В большинстве случаев игрушки служат только для развлечения и привлечения внимания.
  • Приоритет и доминирование в воспитательно-образовательном процессе занятий как дидактической формы учебной деятельности. Занятия с дошкольниками являются очень важными, их результаты всегда очевидны. А в игре, наоборот, результаты не видны. Поэтому многими родителями игра воспринимается как бесполезное времяпрепровождение для ребенка.
  • Деятельность детей имеет жесткое программное время. У современных детей мало времени для игры. Подготовка ребенка к школе остается основным занятием.
  • Технологизация детской игры: компьютерные игры, мультфильмы и пр. Данная деятельность является пассивной и тормозит развитие ребенка, формирует зависимость от постоянного притока внешней сенсорной стимуляции.

ФГОС ДО призван вернуть игровую деятельность в детские дошкольные учреждения. Игра – одно из ключевых направлений стандарта. Многие его разделы посвящены условиям формирования инициативной и самостоятельной деятельности детей и прежде всего свободной игры. ФГОС ДО предусматривает построение образовательного процесса на основе нового подхода – амплификации развития, предусматривающей обогащение эмоциональной сферы детей посредством вариативных форм работы (игра, опыты, коллекционирование), направленных на поддержку инициативы и разнообразия дошкольного детства.

Формирование детской субкультуры и играющего детского сообщества должно строиться с учетом тезиса Л.С. Выготского - «правильно организованное обучение ведет за собой развитие». Ведущая роль взрослого заключается в том, что он должен уметь играть, организовывать детские виды деятельности («культурные практики»), учить дошкольников общаться и играть друг с другом.

Наблюдения показывают, что многие дети не могут самостоятельно начать и организовать игру, им требуется помощь взрослого. Поэтому в соответствии с требованиями ФГОС ДО в игровом взаимодействии с детьми педагог должен выступать в качестве партнера, который умеет мотивировать детей, сотрудничать с ними, получать общий результат, т.е. обладает набором компетенций на уровне профессионального стандарта «Педагог». Только через педагога, проявившего инициативу, создавшего сюжет и организовавшего игровое пространство, дети включаются в игру, которая возможна лишь при непосредственной и не директивной поддержке. Самый важный и тонкий момент при руководстве игрой – это соблюдение меры собственной активности, понимание того, когда нужно взять на себя ведущую роль, когда подыграть детям, а когда «уйти в сторону» и ограничиться скрытым наблюдением. Здесь недопустимы как авторитарная, дидактическая позиция взрослого, так и его полное устранение от игры детей, игнорирование их инициативы.

И конечно, для дошкольного педагога важно знание разнообразных игр – фольклорных, народных и современных. Такие игры представляют особый пласт культуры, адресованный детям и несущий в себе серьезный развивающий потенциал. Посредником в передаче этой культуры детям должен выступить, прежде всего, дошкольный педагог.

Особенно важным подчеркнуть, что игровое пространство - это тот фантастический и удивительный мир, который дети и педагоги могут создать вместе, узнавая и обогащая друг друга, наслаждаясь общением и совместными достижениями. Именно этот опыт останется с ребенком на всю жизнь и будет ассоциироваться со словом «детство».

Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта, как писал В. А. Сухомлинский «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» и место детской игры в современном детском саду в эру распространения мультимедийных технологий и виртуального общения будет зависеть от того, насколько взрослые осознают роль игры в формировании психики ребенка.

Игра – основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.

Проведя анализ игры как основноу дидактической технологии реализации ФГОС ДО мы пришли к выводу, что у наших детей нет двора. Того Двора, что был у нас. Не двора, как места, а как способа социализации, приобретения коммуникативного опыта, общения! Дворовые игры — это то, чего мы лишили своих детей, заперев их в квартирах и привязав к себе ради безопасности и изоляции от тлетворного влияния нерадивых сверстников.

Мы поставили цели:

  • приобщение детей дошкольного возраста к подвижным дворовым играм;
  • изучение литературы, подборка и обработка народных дворовых игр;
  • создание сборника подвижных дворовых игр и атрибутов к ним;
  • научить детей играть в игры «нашего двора».

Задачи:

  • совершенствовать спортивные умения и навыки;
  • совершенствовать сообразительность, находчивость и умение ориентироваться в пространстве;
  • развивать выносливость, быстроту реакции, ловкость, координацию движений;
  • приучать соблюдать правила игры;
  • формировать способность к взаимодействию с партнерами по игре;

Подвижные игры всегда были детскими забавами.

В детские годы все мы с утра убегали на улицу, где нас ждали товарищи. Мы готовы были бегать, играть с утра до вечера. И летом, и зимой мы жили этими играми. Учились играть, дружить, были здоровыми и жизнерадостными. Игры не только помогали нам много двигаться, но и учили чему – то новому. Это было время, когда про мобильники можно было узнать только из советской фантастики. Девочки постоянно, прыгали через резинку, что-то вязали, вышивали и вели свои разрисованные тетрадки с интересными стишками, анкетами для подружек и гадалками. У мальчишек так же были свои игры.

Пацанские забавы – это игры в «войнушку», рогатки, самопалы, тарзанки и, конечно же перочинный нож! И мальчиков и девочек 70-80-х годов объединяли такие подвижные игры как «Казаки-разбойники», где нужно было быстро бегать, хорошо прятаться и проявить немало изобретательности в расстановке меток, «Палки-стукалки сам за себя», «Лапта», «Рыбак и рыбки», «Пятнашки». Так же очень популярными были игры с мячом, такие как «Квадрат», «Десяточка» и «Вышибалы».

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

Таким образом, игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Игры таят в себе большие возможности  воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности реализации ФГОС в детском саду через проведение традиционных народных праздников.(статья)

Возможности реализации ФГОС в детском саду через проведение традиционных народных праздников. ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вс...

Возможности реализации ФГОС в детском саду через проведение традиционных народных праздников.(статья)

Возможности реализации ФГОС в детском саду через проведение традиционных народных праздников. ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вс...

Реализация ФГОС в детском саду

В статье рассказывается о программах реализации ФГОС в детском саду г.Оленегорск-2....

Реализация ФГОС в детском саду с учетом основной образовательной программы

Оптимальное вхождение педагогического    коллектива детского сада в систему ценностей современного образования через принятие ФГОС дошкольного образования...

Опыт реализации ФГОС в детском саду: вопросы здоровьесбережения

Статья предназначена для педагогов детских дошкольных учреждений и знакомит с опытом реализации современных образовательных стандартов в вопросах здоровьесбережения, формирования здорового образа жизн...

Опыт реализации ФГОС в детском саду: вопросы здоровьесбережения

Здоровьесберегающие технологии в детском саду...

Игра как основная дидактическая технология реализации ФГОС в детском саду

Дидактическая игра, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, формирующая ее компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью (интеллектуальный, м...