Профессиональная задача в образовательном процессе.
презентация на тему

Дронова Елена Давидовна

презентация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnye_zadachi_v_obrazovatelnom_protsesse.pptx2.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональная задача в образовательном процессе. Виды и типы профессиональных задач Дронова Елена Давидовна, старший воспитатель ГБОУ Школа №2120 ДОП - 5

Слайд 2

ВОПРОСЫ 1. Профессиональные компетенции педагога. 2. Понятие «профессиональная задача» и ее взаимосвязь с целями образовательного процесса. 3. Виды и типы профессиональных задач.

Слайд 4

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Трудовой кодекс (ТК РФ)

Слайд 5

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться». Следовательно, важным условием введения ФГОС в общеобразовательную школу является подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций.

Слайд 6

ТК РФ Глава 31, ст. 195 Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Слайд 7

Профессиональный стандарт педагога – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории РФ Стандарт – шаблон: ни вправо, ни влево (немецкий язык) Стандарт – ниже нельзя, выше можно (английский язык)

Слайд 8

Идеологию ФГОС характеризует ориентация на результаты образования, на реализацию системно-деятельностного подхода в образовании, на развитие личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды. В связи с этим принципиально меняются квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей. Центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетенции. В сущности, происходит принципиальное изменение содержания трудовой деятельности учителя.

Слайд 9

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА

Слайд 10

Профессиональная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей. Знания + Квалификации (Умения) + Отношение = К О М П Е Т Е Н Т Н О С Т Ь

Слайд 11

Компетенция - 1)круг полномочий какого –либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Иными словами, компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание ( вести деятельность ). Компетентность -характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем. Т.е., компетентность – это характеристика человека, а компетенция – то, чем он уже владеет ( способность, умение ).

Слайд 12

КОМПЕТЕНЦИИ Ключевые – компетенции , необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире. Базовые компетенции отражают специфику определённой профессиональной деятельности ( педагогической, медицинской, инженерной и т.д.) Специальные компетенции отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности.

Слайд 13

Профессиональная компетентность учителя К современному учителю предъявляют высокие требования, зафиксированные в нормативных документах. Квалификация – совокупность 6 основных компетентностей: 1. Компетентность в области личностных качеств. 2. Компетентность в постановке целей и задач. 3. Компетентность в мотивировании обучающихся. 4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений. 5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности. 6. Компетентность в организации педагогической деятельности.

Слайд 14

Критерии компетентности учителя ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Слайд 16

развитие профессиональной компетентности Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования. Деятельность педагога в профессиональном сообществе. Участие в методической работе. Самообразование педагога.

Слайд 17

«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПЕДАГОГА» Индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ) является одной из технологий методического сопровождения педагога образовательной организации, основанной на образовательных потребностях и мотивационной сфере педагога и решающей в первую очередь группу профессиональных задач проектирования и осуществления профессионального самообразования.

Слайд 18

ИОМ педагога представляет собой целенаправленную проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу позиции субъекта выбора, разработки и реализации личной программы развития при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития. Целью и результатом реализации ИОМ любого типа является развитие профессиональной компетентности педагога.

Слайд 19

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА Профессиональная задача – это цель, заданная в определенных условиях, которая может быть достигнута при реализации определенных действий. Решение профессиональных задач - деятельность будущего специалиста направления по активизации приобретенных знаний, умений, навыков и опыта для достижения цели в заданных условиях профессиональной деятельности .

Слайд 20

Понятие «профессиональная задача» и ее взаимосвязь с целями образовательного процесса. Постоянные ( традиционные ) - которые уже на протяжении длительного времени решаются государственными системами образования Новые - возникшие сравнительно недавно, в продолжение жизни одного поколения Новейшие - появляющиеся буквально на глазах

Слайд 21

ПОСТОЯННЫЕ Традиционными для отечественной педагогической системы являются следующие составные части общей цели: умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое (эмоциональное) воспитание.

Слайд 22

НОВЫЕ В области экологического воспита ния: формирование представлений о вечной гармонии человека с природой; приобретение необходимых знаний об окружающей среде; воспитание ответственности за свои поступки по отношению к природе; В области правового воспитания: развитие представлений о духовных началах власти, законов; усвоение необходимого объема правовых знаний; формирование ответственного отношения к своим обязанностям; развитие навыков уважения прав и свобод других людей. В области полового воспитания: понимание духовного смысла продолжения жизни; воспитание ответственности за свою семью и будущих детей. В области экономического воспитания: усвоение знаний о действии экономических законов; формирование правильных оценок себя, своих возможностей, своего места в жизни; привитие навыков планирования карьеры, профессионального роста. В области политического воспитания: овладение знаниями о политической системе государства; формирование патриотизма, чувства ответственности перед обществом; готовности делать взвешенный политический выбор; В области гражданского воспитания. понимание ведущей идеи, объединяющей людей в многонациональном и поликультурном обществе; принятие гражданственности как общего для всех закона жизни; овладение знаниями о гражданском обществе; подготовка к жизни в гражданском обществе.

Слайд 23

Новейшие профессиональные задачи учителя Расширение прав и ответственности. Определение планируемых результатов обучения, разработка программ учебных предметов, выбор учебников и пособий, создание системы оценки результатов.

Слайд 24

Профессиональная педагогическая задача характеризуется объективными и субъективными критериями К первым относятся : масштаб задачи; недостаточность (избыточность) условий; контекст (точнее, необходимость «переноса» полученного ранее решения в новые обстоятельства); неоднозначность (многовариантность) решения. Ко вторым относится количество затрачиваемых на решение задачи ресурсов: временных, информационных, психологических, физических, материальных, организационных.

Слайд 25

Важной особенностью овладения умениями решать профессиональные педагогические задачи является определение своей позиции относительно мира педагогической науки, возможностей педагогического процесса, роли педагога в решении задачи содействия становлению человека, образования как фактора развития человека и общества. Именно эта позиция определяет выбор методов решения и выбор результата решения задачи.

Слайд 26

Профессиональная деятельность современного педагога позволяют выделить основные группы задач, ориентированные на становление базовой (общепрофессиональной) компетентности учителя, которые особенно значимы для современного этапа модернизации образования :

Слайд 27

Задача «видеть ученика в образовательном процессе» означает, что педагог должен уметь: отбирать показатели освоения предмета в соответствии с возрастными особенностями; отбирать и использовать диагностический инструментарий изучения индивидуальных особенностей школьников; создавать у школьников мотивацию к учению; отслеживать результативность освоения школьников образовательной программы, выявлять его достижения и проблемы.

Слайд 28

Задача «строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования профильной школы» означает, что педагог должен уметь: выбирать технологии обучения, адекватные учебным целям и возрастным особенностям школьников; предлагать способы педагогической поддержки адекватные результатам диагностики; разрабатывать способы педагогической поддержки школьникам, помогать преодолевать учебные затруднения; разрабатывать и осуществлять оценочные процедуры школьников.

Слайд 29

Задача «устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса» означает, что педагог должен уметь: организовывать сотрудничество школьников между собой, взаимодействие с разными людьми, в том числе на иностранном языке; использовать разные средства коммуникации (e-mail, интернет, телефон и др.); работать в команде; использовать формы и технологии взаимодействия с коллегами для решения определенной профессиональной задачи; проектировать и использовать различные формы и технологии взаимодействия с родителями в соответствии с образовательной ситуацией; взаимодействовать с администрацией образовательного учреждения для решения профессиональных задач; взаимодействовать с общественными организациями.

Слайд 30

Задача «создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности» означает, что педагог должен уметь: использовать информационные ресурсы (масс-медиа, интернет и др.); использовать в образовательном процессе ресурсы и потенциал системы дополнительного образования; формировать предметную развивающую среду, предусматривающую активное использование информационных технологий; организовывать и использовать различные образовательные среды внутри образовательного учреждения для решения конкретной педагогической задачи; отбирать объекты образовательной среды и использовать их для решения конкретных педагогических задач.

Слайд 31

Задача «проектировать и осуществлять профессиональное самообразование» означает, что педагог должен уметь: анализировать собственную деятельность; опираться на ключевые компетентности при решении задач профессионального роста (способы работы с различными источниками информации, соблюдение социально-правовых норм, использование разных языков для решения задачи); выбирать технологии самообразования; определять сферу профессиональных интересов, выявлять проблемы в осуществлении профессиональной деятельности и определять способы их решения.

Слайд 32

Педагогический процесс развивается, в школу приходят новые дети, возникают новые педагогические задачи. Приведенный перечень уже сегодня может быть дополнен по крайней мере еще двумя задачами: Задача «работать с информацией » означает, что педагог должен уметь: ориентироваться в профессиональных источниках информации (педагогических и методических журналах и сайтах, образовательных порталах); адекватно использовать информационные образовательные ресурсы на уроке; стимулировать использование информационно-коммуникативных умений учащихся в образовательном процессе; эффективно использовать имеющиеся в учреждении средства информационно-коммуникативных технологий и информационные образовательные ресурсы.

Слайд 33

Задача «управления образовательным процессом и профессиональной деятельностью» означает, что педагог должен уметь: эффективно организовывать повседневную педагогическую практику и ее развитие; привлекать учащихся к принятию решений и делегировать ответственность; эффективно использовать время и пространство в целях решения педагогических задач; надлежащим образом создавать группы учащихся в целях решения задач дифференциации образования; управлять деятельностью помощников учителя и волонтеров; решать проблемы дисциплины и поведения учащихся с минимальными конфликтами; обеспечивать и удерживать внимание класса; устанавливать правила поведения или помогать учащимся развивать и соблюдать их; адекватно и профессионально решать конфликтные ситуации.

Слайд 34

Решение профессиональных задач формируемых компетенции

Слайд 35

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи как центральная задача образовательного процесса.

Речь является важнейшим показателем культурного уровня человека, его мышления и интеллекта. По одной из теории возникновения речи, у малыша речь возникает из потребности в общении, свои нужды ребенок ...

Реализация задач образовательного процесса посредством дидактических средств

Чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально &md...

Презентация "Цели и задачи образовательного процесса в старшей группе"

Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии.Л.С. Выготский Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.Э. Хабард...

Презентация "Цели и задачи образовательного процесса в старшей группе"

Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии.Л.С. Выготский Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.Э. Хабард...

Реализация задач образовательного процесса посредством дидактических средств

Чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально &md...

«Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта «Педагог»».

Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта "Педагог"....