Актуальные аспекты речевого развития
презентация на тему

Галкина Мария Ивановна

Установка на развитие — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 77»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА   САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Актуальные аспекты

речевого развития дошкольников в контексте

ФГОС ДО

Выполнила: Галкина Мария Ивановна

старший воспитатель

2018г

Актуальные аспекты

речевого развития дошкольников в контексте ФГОС ДО

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - простых и сложных,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»

Константин   Паустовский

         Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

        Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, имеет практическую значимость, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким. 

        Большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объёме. Ребёнок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

 1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

 2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

 3.Употребление нелитературных слов и выражений.

 4.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно  

  сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

 5. Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

6. Отсутствие умения обосновать свои утверждения.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8.  Плохая дикция. 

      Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

       В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка. Чем раньше будет начато обучение речевому развитию, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

      Для совершенствования  проблемы речевого развития приняли решение создать на базе ДОУ стажировочную площадку  «Создание модели педагогической деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» основной образовательной программы дошкольного образования»

 Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»

Развивать речь ребенка в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. В словарном запасе трехлетнего ребенка уже около 1200 слов, а шестилетнего ребенка – около 4000 слов. Поэтому актуальная задача педагога — своевременное формирование речи детей, ее правильности и чистоты. Важно обеспечить систему работы по развитию речи во взаимосвязи всех направлений. Реализация данной цели предполагает разработку системы образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования. Для этого в ДОУ разработана комплексная модель, которая включает в себя поэтапный, системный алгоритм сочетания форм, методов и приемов совместной образовательной деятельности в течение месяца в режиме дня в каждой возрастной группе.

В утренний приём приоритетной деятельностью, создающей эмоциональный настрой на содержательное речевое общение, активизацию как пассивного, так и активного словаря воспитанников являются:

  • Ритуалы утреннего приветствия, которые знакомят детей с разнообразными формами приветствия, создают эмоционально-положительный настрой на весь день.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Беседы. Принимая в них участие, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется словарный запас.
  • Словесные игры и упражнения.
  • Речевые тренинги и упражнения.

На прогулке приоритетной деятельностью, направленной на практическое речевое общение, формирование коммуникативных навыков являются:

  • Минутки любования красотой природы.
  • Наблюдения в природе.
  • Художественное слово (используется при наблюдениях).
  • Ситуативные разговоры.
  • Речевые проблемные ситуации.
  • Речевые коммуникативные игры.
  • Игры с речевым сопровождением.

Всё это способствует развитию мыслительной и речевой активности, умению делать речевые выводы, умозаключения.

Во второй половине дня важными речевыми формами, методами, приемами развитию диалогической и монологической речи является:

  • Индивидуальная работа по развитию речи.
  • Работа с художественной литературой (чтение, заучивание, рассказывание, пересказ, знакомство с фольклором). Художественная литература учит понимать красоту родного языка, способствует освоению грамматического строя речи.
  • Театротерапия (этюды, кукольный театр, драматизации, досуги).
  • Речевые тренинги.
  • Развлечения.
  • Телефонные минутки (обучение игровому (диалогическому) общению).
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Словесные дидактические игры, игры-фантазии, игры-викторины. Именно такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности.

Таким образом, разумное сочетание форм, методов и приёмов в режиме дня обеспечит комплексность, последовательность, системность в решении речевых задач. Немаловажным положительным эффектом в работе педагогов ДОУ являются обобщающие формы работы по развитию речи: театротерапия, сказкотерапия, логочас, речевая газета, литературная викторина (КВН), календарь событий, презентации, речевые проекты.

Наиболее эмоциональными формами работы будут: театрализованное развлечение, фольклорная ярмарка, агитбригада, конкурс чтецов, сюжетно-ролевые игры «Журналисты»«Телеведущие».

Данная модель разработана для всех возрастных групп, начиная со 2 младшей группы с учётом усложнения форм работы с детьми по возрастам, что обеспечивает комплексность и систему работы в данном направлении. Модель включает циклограмму периодичности форм работы по развитию речевой активности дошкольников в режиме дня. Воспитанники, достигшие высокого уровня речевого развития являются ведущими в мероприятиях ДОУ, таких как «Литературный вечер»«Час творчества»«Юный журналист»«Фольклорная ярмарка», шоу-программ: «Поле чудес»«Угадай сказку», творческие выставки-презентации, в проведении тематических дней «День поэзии»«День театра»«День смеха».

Требования к результатам освоения образовательной программы ДО:

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли;
  • может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • может выделять звуки в словах;
  • у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Недостатки в речи воспитателей:

  • многословие (воспитатель не умеет просто и ясно выразить свою мысль, задание; среди многих фраз дети не могут уловить главное);
  • чрезмерная лаконичность речи (дети слышат только краткие распоряжения, замечания – в этом случае им нечему учиться);
  • слишком частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (при неумеренном их использовании теряется эмоциональный оттенок слова);
  • небрежное, неряшливое произношение звуков, слов (недоговариваются окончания, невнятно произносятся согласные);
  • монотонность речи, которая утомляет детей, снижает интерес;
  • бедность языка (ограниченный запас слов, однообразные обороты речи – это плохой пример для детей);
  • злоупотребление лишними словами «вот»«ну»«значит», др.);
  • орфоэпические ошибки (неправильное ударение в словах, диалектное произношение, др.)

Понятие культура речи включает:

– владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме;

– умение выбрать и организовать языковые средства при общении;

– соблюдение этических требований.

Это нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры.

Нормативный аспект. Языковая норма – это традиционно сложившиеся правила использования речевых средств, т.е. правила образцового и общепризнанного произношения, употребления слов, словосочетаний и предложений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Актуальные аспекты речевого развития дошкольников в контексте ФГОС ДО Галкина Мария Ивановна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 77» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Слайд 2

Требования ФГОС ДО В соответствии с ФГОС дошкольного образования , на первом месте стоит задача развития ребенка, которая позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. Установка на развитие — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей , на овладение культурой речевого общения и поведения

Слайд 3

Задачи образовательной области «Речевое развитие»

Слайд 4

Аспект первый кроме традиционных речевых задач ( формирования звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи) особое внимание следует обратить на задачи: — развития диалогической речи дошкольников; — развития речевого творчества ; — формирования понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.

Слайд 5

Речь рассматривается как средство общения Речевое развитие дошкольника включает такое понятие как умение вести диалог , т.е. умение общаться с окружающими людьми. В процессе общения реализуется основная и первоначальная функция речи – коммуникативная. В соответствии с ФГОС дошкольного образования , формирование и развитие диалогического общения является одной из актуальных задач личностного развития дошкольника. Данное направление педагогического взаимодействия происходит в рамках взаимодополнения образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Познавательное развитие» «Физическое развитие» .

Слайд 6

Аспект второй: проблемы педагогов Недостаточный уровень речевой культуры и коммуникативной компетентности педагогов

Слайд 7

Аспект второй: проблемы педагогов Не в полной мере обеспечивается активная речевая практика детей Не всегда продумываются и не учитываются положения А.А. Леонтьева о мотивации как главного фактора, определяющего качественное порождение речевого высказывания Не в достаточной степени владеют технологией реализации коммуникативно-деятельностного, исследовательского подхода в речевом развитии ребенка

Слайд 8

Аспект второй: проблемы педагогов Недооценка гендерных особенностей в речевом развитии дошкольников Отрывочность знаний педагогов по проблеме речевого развития приводит к некритическому заимствованию готовых методических рекомендаций, копированию чужого образца, что негативно отражается на достижении эффективных результатов Недостаточное место отводится детской литературе в режиме дня как средству развития образно-выразительной речи, средству нравственного, эстетического и этического воспитания

Слайд 9

Аспект третий: проблемы в речевом развитии ребенка Рост числа детей с речевыми нарушениями и ОВЗ Живое общение ребенка со взрослыми и сверстниками подменяется виртуальным общением с электронными носителями Прослеживается тенденция к стремительному снижению общего уровня речевой культуры и культуры взаимоотношений мальчиков и девочек: словесная неряшливость, речевая агрессия, вербальные штампы и шаблоны являются весьма характерными для детской речи.

Слайд 10

Аспект четвертый: проблемы семьи Низкий уровень речевой культуры в обществе и семье Недостаточный ресурс времени у родителей для общения с детьми Неумение отбирать содержание общения с ребенком-дошкольником

Слайд 11

Формирование языковой и коммуникативной компетентности

Слайд 12

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИИ Художественная литература Изобразительное искусство, музыка, театр НОД по другим ОО Общение взрослых и детей Культурная языковая среда НОД по речевому развитию

Слайд 13

Принцип обеспечения активной языковой практики Принцип обогащения мотивации речевой деятельности Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи ПРИНЦИПЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Принцип взаимосвязи сенсорного, речевого и умственного развития Принцип коммуникативно- деятельностного подхода к развитию речи Принцип формирования элементарного осознания явлений языка

Слайд 14

Современные подходы к речевому развитию ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Информационный проект в группе детей старшего возраста.

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ  РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИнформационный проект в группе детей старшего возраста....

Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста

В этой статье освещены психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста . Статья предназначена для воспитателей детских садов, а также для родителей....

Актуальные проблемы речевого развития дошкольников и детского творчества в современном обществе

В публикации изложено краткое содержание выступлений участников Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы речевого развития дошкольников и детского творчества в современном об...

Гендерные аспекты речевого развития детей дошкольного возраста

В настоящее время становится актуальным разное воспитание детей в зависимости от пола с учетом их физиологических различий. Речь у мальчиков и девочек появляется и развивается также по специфическим г...

Доклад на тему: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста."

Со своим докладом на тему: "Актуальность проблемы речевого развития  детей дошкольного возраста" я выступила на педагогическом совете в  своём детском саду. Представила работу из своего опыт...

Актуальность проблемы речевого развити. Использование современных технологий для развития речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. ...

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников....