Календарно тематический план
материал

Аверьянова Руфина Шамилевна

Календарно тематический план по возрастам .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно тематический план

по программе В.Л. Шарохиной

«Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе».

Цель программы: Коррекция и развитие познавательных способностей.

Возрастная группа: дети 5-6 лет

Продолжительность: занятия проводятся раз в неделю продолжительностью 25 минут.

Оптимальное количество детей в группе – 13 человек.

Месяц

№ занятия

Цель

Октябрь  

Занятие №1

1.Развитие слухового и зрительного  восприятия.

2. Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.

3. Развитие слуховой и зрительной памяти.

4. Совершенствование навыков счета.

5. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

6. Развитие общей и мелкой моторики.

7. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Занятие №2

1. Развитие зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3.Совершенствование элементарных математических представлений.

4. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Занятие №3

1. Развитие слухового и зрительного  восприятия

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Развитие слуховой и зрительной памяти.

4. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6.Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Занятие №4

1. Развитие слухового и зрительного  восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие мышления и речи расширение и (активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование мотивационной сферы общения и коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Ноябрь

Занятие №5

1. Развитие слухового и зрительного  восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Развитие речи и речи (расширение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Занятие №6

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие речи и речи (расширение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Занятие №7

1. Развитие слухового и зрительного  восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие мышления речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

4.Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Занятие №8

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие мышления речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

4.Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Февраль

Занятие №1

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений.

Занятие №2

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений.

Занятие №3

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений.

Занятие №4

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений.

Март  

Занятие №5

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений.

Занятие №6

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений.

Занятие №7

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений.

Занятие №8

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений.

Календарно тематический план

по программе  Катаевой Л.И.

«Коррекционно - развивающие занятия в подготовительной группе» 

Цель программы: развитие познавательных процессов, эмоционально - личностной сферы. Возрастная группа: дети 6-7 лет.

Продолжительность: занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 30

минут.

Оптимальное количество детей в группе 6-7 человек.

Месяц

№ занятия

Цель

Октябрь

Занятие №1

Развитие логического мышления, речи и памяти. Расширение словарного запаса, развития внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию. Развитие зрительной памяти, релаксация и развития воображении.

Занятие №2

Развитие внимания, развития зрительной памяти, логического мышления и речи, релаксация и развития воображения.

Занятие №3

Развитие эмоционально-выразительных движений, развитие зрительного восприятия, внимания и мышления, речи.

Занятие №4

Развитие восприятия и памяти, активизации словарного запаса, стимуляция познавательных процессов

Ноябрь

Занятие №1

Развитие   мышления и речи, развитие воображение, эмоционально- выразительных движений, внимания и памяти, расширение объёма памяти.

Занятие №2

Расширение словарного запаса, развития вниманания, воспитание способности к согласованному взаимодействию, развитию логического мышления, релаксация и развития воображения.

Занятие №3

Развитие навыков анализа и синтеза, развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением.

Занятие №4

Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Декабрь

Занятие №1

Развитие мышления и речи, развитие слухового внимания, памяти и мышления развитие логического мышления.

Занятие №2

Развитие мышления и речи, развитие слухового внимания, памяти и мышления развитие логического мышления.

Занятие №3 

Развитие логического мышления, умения сравнивать фигуры и на основе выделенных признаков делать умозаключения и устанавливать закономерности в изображениях.

Занятие №4

Развитие восприятия и памяти , активизации словарного запаса, развитие познавательных процессов.

Январь

Занятие №1

Развитие мышление и речи. Расширение словарного запаса, развитие слухового внимания, памяти, мышления

Занятие №2

Расширение объема внимания, развитие мышления и навыков послогового чтения.

Занятие №3 

Развитие целенаправленного внимания, зрительной памяти, логического мышления и речи

Занятие №4

Развитие навыков анализа и синтеза, развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением

Февраль

Занятие №1

Развитие логического мышления, способности быстро переключать внимание, воспитание, выдержки и волевого усилия.

Занятие №2

Развитие внимания, развитие моторно- слуховой памяти и пространственной ориентации

Занятие №3

Развитие внимания и логического мышления, развитие воображения, эмоционально- выразительных движений, внимания, памяти.

Занятия №4

Развитие мышления и речи. Расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Март

Занятие №1

Развитие восприятия и памяти, активизации  расширение объёма памяти и развитие внимания.

Занятие №2

Развитие восприятия, мышления, выразительных движений

Занятие №3

Развития мышления, воображения, речи

Занятия №4

Развитие мышления и речи, воображения, эмоционально- выразительных движений, внимания и памяти.

Апрель

Занятие №1

Развитие мыслительных способностей, внимания и пространственного восприятия

Занятие №2

Расширение объёма внимания, и возможностей его распределения, развитие мыслительных способностей. Развитие навыков произвольного поведения.

Занятие №3

Снять страх перед школой, облегчить будущую адаптацию к школе.

Каталог игр и упражнений для проведения занятий в средней группе.

Цель

1.

«Будь внимателен!»

Цель игры: стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Дети шагают под «Марш» С.Прокофьева. Затем на слово «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» — как бы ударять «копытом» об пол, «раки» — пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» — стоять на одной ноге.

2.

«Канон для малышей»

Цель: развивать волевое внимание.

Играющие стоят по кругу. Под хороводную песню «Селезенюшка» дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т. д.

3.

«Запомни свое место».

Цель игры: развивать моторно-слуховую память.

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Под музыку И. Дунаевского «Галоп» все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.

4.

«Запомни свою позу».

Цель игры: развивать моторно-слуховую память.

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу. Музыкальное сопровождение: С. Бодренков. «Игра в горелки».

5.

«Флажок».

Цель игры: преодоление двигательного автоматизма

Играющие ходят по залу под «Болгарскую песню» (обработка Т. Ломовой). Когда ведущий поднимет флажок вверх, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.                                                                                  

6.

«Арбуз».

Цель:

улучшить психоэмоциональное состояние

Он большой

Как мяч футбольный!

Если спелый - все довольны!

Так приятен он на вкус

Сладкий сахарный арбуз!

Дети, стоя в кругу, передают мяч друг другу. По окончании слов ребенок, в руках которого оказался мяч, мимикой показывает, какой арбуз – сладкий или кислый.

7.

«Насос и мяч».

Цель: улучшить психоэмоциональное состояние

 «Мяч сдутый» - ребенок принимает положение сед, согнув ноги.

«Насос накачивает мяч» - педагог делает соответствующие движения руками, произнося«с - с – с».

«Мяч становится все больше» - ребенок медленно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх, округляя их.

«Насос прекращает работу» - взрослый делает вид, что выдергивает шланг.

«Мяч снова сдувается» - ребенок медленно садится, опускает руки, выдыхая«ш – ш – ш».

Вариант: Можно разделиться на пары, выполняя движения в соответствии с полученной ролью. После нескольких повторов дети меняются ролями.

8.

«Из семечка – в дерево».

Цель: улучшить психоэмоциональное состояние

Педагог- «садовник», дети – «семена». Дети принимают положение сед согнув ноги, наклонив голову и прикрыв ее руками. Садовник «поливает» семена, поглаживая их по голове, следит за ростом. С наступлением теплых дней семена начинают прорастать – дети медленно поднимаются; раскрываются листочки – поднимают руки; растут стебельки – тянутся вверх; появляются веточки с бутонами – руки вытягивают в стороны, пальцы сжимают в кулаки. Наступает радостный момент: бутоны лопаются – дети резко разжимают кулаки – ростки превращаются в цветки. Наступает лето, цветы хорошеют с каждым днем – дети любуются собой, улыбаясь цветам – соседям. Подул холодный ветер – закачались цветы в разные стороны, борясь с непогодой – машут руками, наклоняют голову, туловище. Ветер срывает листья – руки опускаются, цветы клонятся к земле. Выпал снежок – цветы превращаются в маленькие семечки и лежат, укутанные снегом до весны. Педагог обходит детей, ласково поглаживая каждого.

9.

«Выливание из кувшинчика».

Цель:

улучшить психоэмоциональное состояние

На занятии возникают спорные ситуации… Все садятся по кругу на пятках, играет спокойная музыка. Педагог предлагает следующее:

Давайте представим себя на берегу моря с прозрачной, ласковой, светящейся от солнца водой. Медленно наклоняем голову вниз и «выливаем из головы» то, чего там сейчас не должно быть: боль, обиду, злобу, раздражение. Представим свою голову расписным кувшинчиком из которого нужно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой.

Можно затем предложить детям лечь, расслабиться, ощутить как вода ласкает ноги, какая она нежная и теплая.

10.

«Солнечные лучики».

Цель: улучшить психоэмоциональное состояние

Педагог предлагает «поделиться улыбкою своей», подарить тепло своего сердца, направляя светлый горячий лучик одному или сразу всем детям. То же попробовать и с улыбкой, добрый свет которой, направить грустному ребенку.

11.

«Вечерняя прогулка».

Цель:

улучшить психоэмоциональное состояние

Дети ходят по залу, стараясь не задевать друг друга. По команде «Ночь!» дети закрывают глаза и медленно идут к центру зала (к дому). Когда дети приближаются друг к другу, педагог говорит:

«Раз, два, три, четыре – того, кто рядом за руку возьми.

Глаз не открывай, а кто это отгадай»

Дети на ощупь определяют того, кто стоит рядом, называют имена друг друга и открывают глаз

12.

«Рисование на спине».

Цель: развивать тактильную чувствительность, коммуникативность

Дети разбиваются на пары: ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения (дом, елка, солнце, лесенка, другой ребенок должен отгадать, что это.

13.

«Море волнуется».

Цель: помочь преодолеть страх, робость, развивать уверенность в себе.

По типу игры «Море волнуется», ноь вместо движений дети говорят: «Море волнуется раз (шепотом, море волнуется два (громче, море волнуется три (громко)». Ребенок перекрикивает их«А я моря не боюсь!».

Воспитатель выбирает детей у которых

14.

«Радио». Цель. Улучшить психоэмоциональное состояние

Дети садятся, образуя круг. Педагог, сидя к ним спиной, объявляет, что потерялась девочка. Подробно описывает чей – то портрет: цвет волос, глаз, рост, характерные детали одежды. Ее просят подойти к директору. Задача играющих определить, о ком идет речь и назвать имя разыскиваемого. Роль директора может исполнять каждый желающий.

15.

«Передай движение». Цель. Улучшить психоэмоциональное состояние

1. Дети, образуя круг, закрывают глаза. Ведущий «будит» своего соседа и показывают ему какое – либо движение, действие (причесывается, моет руки и т. п.). Это движение ребенок показывает следующему. И так по кругу до последнего. Новое движение показывает кто – либо другой.

2. Передается настроение (грустное, тоскливое, веселое, сердитое). Первым мимикой, жестом настроение показывает педагог. Дети передав его настроение по кругу, обсуждают, что он загадал и что дети ощущали при показе, передачи настроения.

16.

«Четвёртый лишний»

Цель. Развивать логическое мышление.

Взрослый раскладывает картинки перед детьми и предлагает определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какая картинка лишняя и почему (четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к обобщающему понятию).

17.

«Верно-неверно».

Цель. Развивать внимание, память.

Описание: воспитатель произносит разные фразы - верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают. Например:

Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)

Лед - это замерзшая вода. (Дети хлопают.)

Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)

Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)

Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.)

18.

«Небылицы»

Цель. Формировать логическое мышление, творческое воображение

Ведущий бросает мяч игроку и говорит какую-либо фразу. Если эта фраза — небылица, то ловить мяч не надо, например: «Волк по лесу гуляет», — игрок ловит мяч. «Волк на дереве сидит» — мяч ловить не нужно. «Девочка рисует домик» — игрок ловит мяч. «Домик рисует девочку» — мяч ловить не нужно и т. д.

«Смелый — трусливый»

Цель. Развитие коммуникативной чувствительности ребенка.

Ведущий просит детей изобразить сначала смелого, потом трусливого зайчика (мышонка, медведя), а затем поделиться своими впечатлениями.

«Цветок дружбы»

Цель. Развить в ребенке уважение к окружающим.

Необходимое оборудование: стул, лейка (настоящая или игрушечная).

Дети располагаются в кругу. Ведущий предлагает игрокам превратиться в красивые цветы, с которыми хочется подружиться. Каждый ребенок задумывает цветок, в который он хотел бы превратиться. Ведущий ставит в центре круга стул, на который по очереди садятся все дети. Сначала ребенок представляет себя не большим красивым цветком, а маленьким семечком — он поджимает ноги, кладет ручки на коленки и опускает головку. После этого ведущий берет лейку и «поливает» из нее семечко, чтобы оно поскорее выросло. Ребенок живо реагирует на «льющуюся воду» и «растет», то есть медленно распрямляется и встает, поднимает руки, наклоняет голову в стороны. Когда «цветок» распрямляется, все остальные дети начинают прыгать вокруг него и кричать: «Цветок, цветок, давай дружить!»

«Поварята» 

Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо – просто объедение.

Каталог игр и упражнений для проведения занятий в старшей группе.

Цель

1.

«Что слышно?»

Цель. Развивать умение быстро сосредоточиваться.

Развивать умение быстро сосредоточиваться.

Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

2.

«Слушай хлопки!»

Цель. Развивать активное внимание.  

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

3.

«Запомни движения».

Цель. Развивать моторно-слуховую память.

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

4.

«Художник».

Цель. Развивать наблюдательность.

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

5.

 «Вот так позы!»

Цель. Развивать наблюдательность.

Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.

6.

 «Запомни порядок!».

Цель. Развивать наблюдательность.

4 — 5 играющих выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и сказать, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

7.

«Кто что делал?»

Цель. Развивать наблюдательность.

Четверо играющих стоят рядом друг с другом. Под музыку Д. Кабалевского «Веселая сказочка» они по очереди выполняют различные движения и повторяют их 4 раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.

8.

«Художник».

Цель. Развивать наблюдательность.

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

9.

«Тень».

Цель игры: развивать наблюдательность.

три шага сзади. Второй ребенок—это «тень» первого. «Тень» должна точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

10.

«В магазине зеркал».

Цель. Развивать наблюдательность.

В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что бы ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

11.

«Запретный номер». Цель. Преодоление двигательного автоматизма

Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Игра начинается, когда первый ребенок скажет: «Один», следующий продолжает счет, и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши 5 раз. Шестой говорит: «Шесть» и т. д.                      

12.

«Противоположные движения».

Цель. Преодоление двигательного автоматизма

Дети становятся в две шеренги друг против друга. Под музыку «Канадской народной песни» на начало каждого такта вторая шеренга выполняет движения, противоположные цервой. Если первая шеренга приседает, то вторая подпрыгивает. И т. д.

13.

«Стоп!».

Цель. Преодоление двигательного автоматизма

Дети идут под музыку Э. Жака-Далькроза «Марш». Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!»

14.

«Противоположные движения».

Цель. Преодоление двигательного автоматизма

Дети становятся в две шеренги друг против друга. Под музыку «Канадской народной песни» на начало каждого такта вторая шеренга выполняет движения, противоположные цервой. Если первая шеренга приседает, то вторая подпрыгивает. И т. д.

15.

Сравнивание предметов (понятий)

Цель.  Развитие мышления.

Дети должны представлять себе то, что они будет сравнивать. Задайте вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?».

16.

Угадай по описанию.

Цель. Развитие мышления.

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор).

Отгадывание небылиц.

Цель.  Развитие мышления.

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.



Каталог игр и упражнений для проведения занятий в подготовительной группе.

Цель

1.

«Четыре стихии».

Цель  игры. Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух»—поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

2.

«Канон»

Цель  игры. Развивать волевое внимание.

Игра идет под музыку Ф. Бургмюллера «Баркарола» (отрывок).  Дети стоят друг за другом.  Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первый музыкальный такт, поднимает правую руку вверх первый ребенок,  на второй-второй и. т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под музыку по очереди опускают руки вниз.

3.

«Четыре стихии»

Цель  игры: развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух»—поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

4.

«Повтори за мной».

 Цель игры: развивать моторно-слуховую память.

Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом: ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

5.

«Разведчики».

Цель  игры: развивать внимание и память.

1-й вариант. В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т.д.

2-й вариант. Начало игры такое же, как в 1-м варианте, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел разведчик, и привести туда, откуда вышел разведчик. Музыкальное сопровождение: Е. Брусиловский. «Марш».

6.

«Запретный номер». Цель  игры: преодоление двигательного автоматизма.

Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Игра начинается, когда первый ребенок скажет: «Один», следующий продолжает счет, и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши 5 раз. Шестой говорит: «Шесть» и т. д.                      

7.

«Замри!».

Цель  игры: преодоление двигательного автоматизма.

Дети прыгают в такт музыке Д. Кабалевского «Клоуны» (ноги в стороны - вместе), сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам. Внезапно музыка обрывается — играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Снова звучит музыка—оставшиеся продолжают игру. Играют до тех пор, пока останется только один играющий, который признается победителем

8.

«Сделай, как я!».

Цель  игры: развитие зрительной памяти внимания.

Первоначально у каждого ребенка по 6 палочек. Педагог выкладывает из 6 палочек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает детям.

Усложнение: дети играют парами. Партнер из своих палочек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество  палочек постепенно увеличивается до 12-15.

9.

Скороговорки разной длины

Цель. Развитие слуховой памяти.

Сначала педагог предлагает детям повторить наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается.

Наш Полкан попал в капкан.

Везет Сенька с Санькой Соньку на санках.

Три свиристели еле-еле свистели на ели.

Грабли – грести, метла – мести, весла – везти, полозья – ползти.

Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть.

10.

Упражнения на развитие внимания.

  1. «Прямой и обратный счет»

Цель: развивать способность к распределению внимания.

Педагог предлагает повторить обратный счет от 10 (10, 9, 8, 7, б, 5, 4, 3, 2, 1)., а потом повторить его еще раз, но одновременно выполняя движения (педагог выполняет простое физическое упражнение ).

  1. «Нарисуй»

Цель: развивать произвольное внимание.

Инструкция: Нарисуй в один ряд десять треугольников (необходимо дать ребенку лист бумаги и цветные карандаши). Будь очень внимателен. Заштрихуй красным карандашом 3, 6 и 9 треугольники. Зеленым — 2 и 5, синим карандашом 4 и 8 и т.д

  1. «Сосчитай глазами»

Цель: формировать активное внимание, реакцию сосредоточения.

Инструкция:

Посмотри внимательно на этот рисунок. Перед тобою изображены крестики и кружочки. А теперь — внимание! Одними глазами, без помощи пальчиков или карандаша, посчитай, сколько кружочков и сколько крестиков в каждой строчек. Рядом со строкой напишите ответ. Вначале — сколько кружков, затем — количество крестиков. Нужно стараться работать очень быстро.

11.

«Фотоаппарат»

Цель: развитие  зрительной памяти

Заинтересуйте детей рассказом о каких-нибудь секретных агентах, которые запоминают все с первого взгляда. А потом дайте задание – пусть запомнит разложенные на столе предметы, а потом отвернется и все их перечислит.

12.

«Запомни и повтори»

Цель: развитие слуховой памяти  

Воспитатель произносит несколько чисел и просит детей повторить эти числа. Постепенно ряд чисел удлиняется. Это упражнение можно использовать для любых предметов, форм, цветов и т.д.

13.

«Не пропусти профессию»». Цель:  развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора.

Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит педагог. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии (овощи, транспорт, фрукты, мебель, и т.п.), дети должны подпрыгивать на месте.

Варианты слов:

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ,

АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ,

СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ,

ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЁР,

ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД,

УЧИТЕЛЬ, СЕНО, ТЕРПЕНИЕ,

ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН,

ПАРИКМАХЕР, ФАНТАЗИЯ,

ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ФОТОГРАФ,

БАБОЧКА, МУЗЫКАНТ, ПИРОГ,

ВОСПИТАТЕЛЬ, ШУТКА, СОЛНЦЕ,

14.

«Выкладывание узора из мозаики»

Цель. Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.

Описание: ребенку предлагают по образцу  выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

15.

«Запомни фигуру». Цель: развитие зрительной памяти.

Педагог рисует геометрические фигуры, расположенные в ряд (чтобы дети не видели, когда вы рисуете), и показывает детям. Дети в течение 2 минут знакомится с этими фигурами и запоминают. Затем убираются эти фигуры, а дети зарисовывает их по памяти.

Игры на саморегуляцию эмоционального состояния для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Название, цель

Правила

Для всех возрастных групп.

Важным резервом в стабилизации эмоционального состояния является совершенствование дыхания. Сосредоточив свое внимание, нетрудно заметить, как меняется дыхание человека в разных ситуациях: по-разному дышат спящий, работающий, разгневанный, развеселившийся, загрустивший или испугавшийся. Нарушения дыхания зависят от внутреннего состояния человека, а потому и произвольное упорядоченное дыхание должно оказывать обратное воздействие на это состояние. Научившись влиять на свое дыхание, можно приобрести еще один способ эмоциональной саморегуляции.

Смысл дыхательных упражнений состоит в сознательном контроле за ритмом, частотой, глубиной дыхания. Разные типы ритмичного дыхания включают задержки дыхания разной продолжительности и варьирование вдоха и выдоха.

В дыхательной гимнастике используются виды так называемого «вечернего» - успокаивающего или «утреннего» - мобилизующего дыхания.

Мобилизующее дыхание – как бы зеркальное отражение успокаивающего дыхания: изменяются не выдохи, а вдохи, дыхание задерживается не после выдоха, а после вдоха.

Дыхательную гимнастику успешно можно применять в учебном процессе. Успокаивающее дыхание полезно использовать, чтобы погасить избыточное возбуждение и нервное напряжение, например, перед публичным выступлением. Этот тип дыхания может нейтрализовать нервно-психические последствия конфликта, снять «предстартовое» волнение и помочь расслабиться перед сном.

Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствует быстрому и безболезненному переходу от сна к бодрствованию, мобилизации внимания.

Эффективность влияния дыхательных упражнений на эмоциональное состояние увеличивается, если они используются в комплексе с другими способами эмоциональной саморегуляции.

С 6 лет

1.

«А-а-ах».

Цель: обучение детей умению владеть своими чувствами.

Ведущий кладёт руку на стол и затем медленно поднимает её до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» с тем, чтобы когда  рука достигнет верхнего положения, завершить её громким совместным «ах» и мгновенно замолчать.

2.

«Насос и мяч».

Цель: обучение детей умению владеть своими чувствами.

 Играют двое. Один - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук (они качают воздух). звуком «с». С каждой подаче воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями.

3.

«Передаем эмоцию»

Цель: Упражнения, направленные на тренировку эмоционально – волевой сферы

Порядок выполнения упражнения: «Сейчас вместе с этим мячиком мы будем передавать любому, из стоящих в кругу какую – то эмоцию, изображая ее с помощью рук, позы, темпа, выражения лица. Тот, кто получает «эмоцию», попробует отгадать и сказать, что за эмоцию он получил».

Во время обсуждения рекомендуются следующие вопросы: Легко ли тебе было выражать ту эмоцию, которую ты передал? Что ты при этом чувствовал? Какие чувства и эмоции чаще всего звучали в нашей группе? и т. д.

Во время упражнения, мы следили за тем, чтобы все дети хотя бы раз получили мячик – эмоцию.

4.

Игра «Продолжи фразу»

Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции.

Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т.д.(Обратить внимание на различие слов «огорчение» и «обида». Они отличаются? Чем? Что означает каждое из них?)

5.

«Поза покоя».

Упражнения на освоение и закрепление позы покоя и расслабление мышц.

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку стула, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье …

И становится понятно –

Расслабление приятно!

6.

Упражнение «Кулачки».

Упражнения на освоение и закрепление позы покоя и расслабление мышц.

Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть! Руки устали! Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох-выдох!

Упражнение повторяется три раза.

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем –

Отпускаем, разжимаем. (Легко приподнять и уронить расслабленную кисть).

Знайте, девочки и мальчики: Отдыхают наши пальчики.

5-6 лет.

1.

«Гора с  плеч».

Цель: обучение детей умению владеть своими чувствами.

Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5—6 раз, и тебе сразу станет легче.

2.

«Замри».

Цель: обучение детей умению владеть своими чувствами.

«Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно».

3.

«Конкурс лентяев».

Цель: обучение детей умению владеть своими чувствами.

Ведущий читает стихотворение В. Викторова:

Хоть и жарко, хоть и зной,  Сладко спит в норе прохладной.

 Лежебока видит сон ,будто делом занят он

 На заре и на закате все не слезть ему с кровати.

Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на мат или коврик и, пока звучит Песня Д. Кабалевского «Лентяй», стараются как можно глубже расслабиться.

4.

Этюд «Король Боровик не в духе».

Цель: учить детей Этюды на выражение гнева.

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

(дети выполняют соответствующие движения).

5.

«Щекотушки»

Цель: обучение умению владеть своими чувствами.

Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий, медленно считая до 10-ти, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность. При повторном выполнении водит один из детей.

6.

«Испорченный телефон»

Цель: обогащать и активировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения их оттенки.

Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза («спят»). Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телефон» был полностью исправен.

Вопросы при обсуждении:

  1. «По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?»;
  2. «Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?»;
  3. «Трудно ли было тебе понять другого участника?»;
  4. «Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?».

7.

«Разные настроения» (грустно, удивленно, спокойно, весело)

Цель: учить детей различать основные эмоции: радость, гнев, печаль, спокойствие, боль, равнодушие.

Мимическая гимнастика – рассматривание собственной мимики в зеркало.

8.

«Забавные гномы»

Цель: учить детей различать основные эмоции: радость, гнев, печаль, спокойствие, боль, равнодушие.

Когда нам грустно – мы делаем вот так.

Когда мы удивлены – делаем вот так.

Когда мы испуганы – мы такие.

Когда мы злимся – мы уже другие.

Когда мы радуемся – мы делаем так.

4-5 лет

Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхании.

Медвежата в берлоге (вводная игра для детей 4-5 лет).

Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке и смотрят вслед уходящей в лесную чащу маме-медведице. Она пошла стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мама-медведица поиграет с ними перед сном. Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте, можно начинать игру.

1.Игра с шишками (на напряжение и расслабление мышц рук).

Мама-медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела - лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам. Повторить игру 2-З раза.

2.Игра с пчелкой (на напряжение и расслабление мышц ног).

Медведица зовет золотую пчелку поиграть с медвежатами. Дети поднимают колени, делая домики. Пчелка пролетает под коленями. Мама-медведица говорит: «Летит!», и медвежата дружно распрямляют свои ножки. Повторить игру 2-З раза.

3.Игра «Холодно - жарко»  (на напряжение и расслабление мышц туловища).

4.Игра с шарфиком (на расслабление мышц шеи).

5. Пчелка мешает спать (игра лицевых мускулов).

Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая брови вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела спать.

6. Отдых.

Вариант отдыха: ведущий предлагает детям удобно устроиться, расслабиться и слушать с закрытыми глазами ласковую музыку (Н. Рот. «Говорите тише»). С окончанием музыки дети открывают глаза и тихо встают.

Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки - греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер. Повторить игру 2-З раза.

Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не мерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам.

В берлогу снова прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка раскрыли рот, язык отдыхает. Пришла мама-медведица и зажгла свет. От яркого света медвежата крепко зажмурились и сморщили нос. Мама видит: все в порядке; погасила свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка.

Мама-медведица спела медвежатам колыбельную («Колыбельная медвежонку»), а медвежата, устроившись поудобнее, стали дремать. Медведица ушла в лес. (Пауза.)

Медведица вернулась и

стала рассказывать медвежатам, что им снится. Всем медвежатам снился один и тот же сон: как будто бы они сидят в кустах и смотрят на играющих детей. (Этюды, пройденные на занятии. Закрепление полученных впечатлений и навыков.) (Пауза.)

Медведица говорит медвежатам, что сейчас они услышат прекрасную музыку, и, обращаясь к каждому медвежонку в отдельности, рассказывает, какими они будут хорошими, когда проснутся (П. Чайковский. «Сладкая греза»).

Потом она предупреждает медвежат, что скоро утро и, как только запоет жаворонок, они проснутся. (Пауза.) деятельность детей, спокойно и медленно встают. С удивлением и любопытством дети-медвежата выглядывают из берлоги: легли спать осенью, а сейчас весна. Всю зиму, оказывается, проспали медвежата в берлоге.

Ведущий предлагает медвежатам снова превратиться в детей. Психомышечная тренировка закончена. 

Поет жаворонок («Песня жаворонка»). Дети быстро и энергично или, если того требует последующая

«Спаси птенца».

 «Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!»

«Бабочки»

Для всех возрастов

Педагог. Сегодня мы с вами превратимся в цветочки. Представьте, что вокруг нас появилось множество бабочек, красивых и лёгких. Бабочки летают, кружатся, а ещё им нравится садиться на цветы. Но они сядут только на те цветы, на которых можно сидеть спокойно, не шевелясь. Ведь бабочки такие пугливые, чуть пошевелится цветок- и бабочки сразу улетают.

Вон летят уже бабочки! «Раз, два, три, лепесток- замри!»

Дети замирают и сидят с закрытыми глазами, пока педагог не скажет «Раз, два, три, цветочек- отомри!». Игра продолжается до тех пор, пока она нравится детям.

«Снежинки»

Зимой можно играть в эту игру.

Педагог. А сейчас мы превращаемся в Снеговичков. Ночью, когда все спят, Снеговички оживают и начинают двигать руками, ногами, хлопать глазами и т.д. (дети повторяют движения, которые называет педагог). А Зима ночью трясёт свою снежную перину, из неё вылетают красивые снежинки и медленно летят на землю и падают на голову Снеговичкам. Но только тем, которые успели замереть. Чтобы не растаять, Снеговички замирают, и на них падают всё новые и новые снежинки. Повторяют вместе с педагогом слова  «Замер  ночью Снеговик, был он мал, а стал велик .» Дети замирают и представляют себе снежинки, которые потом описывают.

«Фея Тишины»

Педагог. Дети, давайте сейчас закроем глаза и послушаем тишину. Какие звуки вы услышали в кабине? За окном? За дверью? Когда вы замирали, к нам в окно прилетела Фея Тишины. Сейчас снова закройте глаза и замрите. Фея Тишины будет летать и взмахивать своими крыльями. Она присядет на плечи и ласково погладит тех, кто умеет замирать.

 Затем педагог может спросить, кого из детей погладила Фея, во что она одета, как выглядит и т.д. Можно придумать, какие подарки она дарит детям, сочинять про неё сказки.

В эту игру можно играть до тех пор, пока не надоест детям.

В результате  в дальнейшем, чтобы настроить детей на спокойное занятие, достаточно напомнить о Фее Тишины. Можно придумывать другие образы, которые будут помогать поддерживать спокойную атмосферу занятия (напр. Фея Облаков, Волшебник Звёздного неба и т.д.)

«Слышу-вижу-понимаю»

Когда педагог говорит:

«Слышу», дети берутся за уши, «вижу», дети прикладывают ладони к глазам,

«понимаю», кладут ладошки на голову,

«расслабляюсь» - изображают это состояние,

«замираю» - замирают, пока педагог не скажет «Отомрите».

«Прогулка в лес» Цель: развитие произвольности, самоконтроля, согласованности движений, внимания и воображения.

Детей приглашают прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения воспитателя: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр.

Можно спросить детей, какие они знают грибы, цветы, деревья и т.д.

Игра «Изобрази явление»

Цель: развитие произвольности, самоконтроля, эмоциональной выразительности и воображения.

Педагог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи.

Педагог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:

«Дует ветер» - дует, вытянув губы.

«Качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками.

«Падают листья» - выполняет плавные движения руками сверху вниз.

«Идет дождь» - выполняет мелкие движения руками сверху вниз.

«Появляются лужи» - смыкает руки в кольцо перед собой.

Когда дети запомнят показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит музыка, дети бегают, танцуют, как только музыка прекращается, дети останавливаются и слушают, какое явление назовет воспитатель. Дети должны выполнить движения, которые соответствуют данному явлению.

http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-samoreguljaci-v-igrovoi-dejatelnosti.html

Психопрофилактические занятия в средних и старших группах

Занятия с элементами психогимнастики Г. Н. Жучкова

НРАВСТВЕННЫЕ БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ 4-6 ЛЕТ

Пояснительная записка

Раннее обучение детей в дошкольных учреждениях позволяет подготовить их к школе, развивая у них в первую очередьпознавательные процессы  (восприятие, внимание, память, речь, мышление).  Однако нравственному воспитанию из-за недостатка режимного времени в детских садах уделяется мало внимания. В результате дети ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье, а затем в школе. Чтобы понять других людей, необходимо иметь хорошо развитые мышление (способность к интеллектуальнойдецентрации) и эмоционально-волевые процессы. Специально организованная игровая деятельность способствует совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер дошкольников, развивает нравственные мотивы поведения.

Занятия представляют собой соединение нравственной беседы с играми. Разнообразные подвижные игры, психогимнастические этюды и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и научиться понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией. Полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов. Исполняя роли, дети передают настроение героев, отражают их поступки, анализируют ошибки, предлагают позитивные модели поведения.

Структура занятий:

1) психогимнастические этюды и упражнения (развитие мимики, жестов, пантомимики, интонации);

2) игра-сказка (разыгрывание предложенных сюжетов);

3) беседа о сказке (анализ поступков героев, нахождение творческих решений);

4) подвижная игра (развитие активности, общей моторики, умения действовать по правилам);

5) релаксация (успокоение, расслабление детей).

Динамика занятий предполагает постепенное погружение в единый сказочный сюжет. Этому способствует и умело подобранная музыка. В начале работы используются короткие рассказы и сказки,  героями которых являются животные. Далее материал усложняется — детям предлагаются продолжительные игры-сказки, вводятся новые действующие лица: дети, взрослые, сказочные персонажи (Красная Шапочка, Снежная Королева, Баба-Яга и др.) и природные объекты (огонь, вода и пр.).

Календарно-тематический план.

Психопрофилактические занятия в средних группах

ноябрь

1

ШАЛОВЛИВЫЕ ИГРЫ

декабрь

2

КРИВЛЯКИ, ХВАСТУНИШКИ И ДРАЗНИЛКИ

январь

3

 ГРУБОСТЬ И ДРАКА  

февраль

4

 ЖАДНОСТЬ 1

март

5

МАШИНА ШУТКА

апрель

6

ЗЛОЙ ЯЗЫЧОК

Психопрофилактические занятия в старших группах

ноябрь

1

ИЗБУШКА И БАБА-ЯГА

декабрь

2

ПОДАРКИ В НОВЫЙ ГОД

январь

3

СЕРЕЖА И ЩЕНОК

февраль

4

ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА

март

5

СКАЗОЧНЫЕ ПЕРСОНАЖИ

апрель

6

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛУНУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР К ПРОГРАММАМ «КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ», «ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ» И «УЧИМСЯ ВМЕСТЕ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»...

Календарно – тематический план НОД в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет.

Календарно – тематический  план  НОД  в группе компенсирующей направленности для детей  от 5 до 6 лет...

Требования к календарно-тематическому плану работы группы на примере плана работы по лексической теме "Овощи" в средней (диагностической) группе для детей с ЗПР.

Планирование работы группыВажным условием эффективности деятельности воспитателя группы является планирование. Календарно-тематическое планирование - это своеобразная цепочка последовательных дей...

Календарно-тематический план по тематическому модулю «Речевое развитие» «Художественная литература»

Данный материрал поможет воспитателю при планировании работы по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой....

Календарно-тематический план по тематическому модулю «Речевое развитие» «Обучение грамоте»

Данный материал поможет при планировании организованной образовательной деятельности по обучению грамоте....

Календарно-тематический план реализации тематического модуля смешанной ОНР группы дошкольного возраста на тему: «До свидания, лето! Здравствуй детский, сад!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 12 «Пчелка» муниципальное образование Тимашевский район     Кален...