"Основы профессиональной компетентности педагога ДОУ"
статья

Щелканова Людмила Константиновна

Описание профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_vospitatel.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Щелканова Л.К.

Доклад "Основы профессиональной компетентности педагога ДОУ"

Первый детский сад появился в 1802 году в Шотландии, в России  - в 1863 году.

Изначально профессии воспитателя детского сада не существовало как таковой. Её развитие пришлось на период популяризации нового вида воспитания детей дошкольного возраста.

В настоящее время, согласно Федерального государственного образовательного стандарта, дошкольное образование является первой, начальной ступенью образования в целом

Воспитатель детского сада

Инструктор по физической культуре

Музыкальный руководитель

Педагог-психолог

Учитель-логопед

  • Общепедагогическая функция. Обучение.
  • - Воспитательная деятельность.
  • - Развивающая деятельность.  
  • - Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

Воспитатель должен уметь

  • Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте:
  • предметная,  познавательно-исследовательская, игра,  продуктивная; конструирование,

  • Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)

Владеть ИКТ-компетентностями 

Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях

Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья

Должностные обязанности

  • Осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов  дошкольного образования.

  • Планирует и проводит учебные занятия.

  • Организует, осуществляет контроль и оценку учебных достижений,.

  • Регулирует поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

  • Реализует современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы во всех видах деятельности.

- Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

Ответственность

Воспитатель несёт ответственность:

за жизнь и здоровье воспитанников, нарушении прав и свобод в соответствии с законодательством РФ;

за реализацию не в полном объёме образовательных программ, качество реализуемых образовательных программ;

за соответствие применяемых форм, методов и средств в организации воспитательно-образовательного процесса возрастным психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей;

Инструктор по ФИЗО

  • Ведет работу по овладению воспитанниками навыками и техникой выполнения физических упражнений

  • Организует активный отдых воспитанников в режиме учебного и внеучебного времени образовательного учреждения.

  • Организует и проводит с участием педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) физкультурно-спортивные праздники, соревнования, дни здоровья и другие мероприятия оздоровительного характера.

-Консультирует и координирует деятельность педагогических работников по вопросам теории и практики физического воспитания воспитанников.

- Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.

Музыкальный руководитель

  • Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников.

  • Консультирует родителей (лиц, их заменяющих) и воспитателей по вопросам музыкального воспитания детей

  • Участвует в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками (музыкальные вечера, развлечения, пение, хороводы, танцы, показ театра и иные мероприятия)

  • - Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.

Педагог-психолог

  • Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического здоровья воспитанников

  •  Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения

  •  Оказывает консультативную помощь воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

  • Проводит психологическую диагностику;

- Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.

Учитель-логопед

  • Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии речи у воспитанников

  • Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.

  • Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям

- Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса.

Личные качества

  • Для успешного овладения профессией человек должен быть внимательным, ответственным, тактичным, общительным, проявлять склонность к работе с детьми. Желательно иметь коммуникативные и творческие способности.
  • Нужны общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом.
  • Также необходимы стрессоустойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоционального напряжения

Условия труда

Санитарно- гигиенические:

Температура, влажность, уровень освещения соответствуют всем нормам

 

   Психофизиологические условия труда:

        Умственные нагрузки (средняя)

        Двигательная активность (сбалансированная)

        Социально- психологическая деятельность (групповая)

        Интенсивность общения (высокая)

        Эстетические условия труда

        Действие на организм ( комфортные, соответствует нормативам)

Перспективы профессионального роста

  • Работа в детском саду: в группе, спортзале, также на воздухе, на территории для прогулки. Рабочие места есть в детских дошкольных учреждениях, развивающих центрах, частных детских садах.
  • Возможности для карьерного роста: повышение уровня образования, накопление стажа работы отражаются на уровне доходов, однако еще не обеспечивают продвижение по служебной лестнице.
  • Всегда есть шанс когда-либо занять место заведующего детским садом или стать чиновником органов управления образованием. Можно заняться предпринимательством, например, создав частный детский сад или развивающий центр.

Спрос на рынке труда

Представители профессии воспитателя детского сада являются достаточно востребованными на рынке труда.

Политика государства ориентирована на демографический рост, и обеспечение детей детскими садами.

Кроме того, за годы кризиса в профессии воспитателя кадровый состав значительно постарел. А значит, востребованность профессии воспитателя еще долго будет актуальной.

На должность воспитателя принимаются лица,

имеющие высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы

либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы методической работы в сфере профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями

     Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступают социальными заказчиками содержания воспитательно-...

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников сельского детского сада как основа профессиональной компетентности педагога

laquo;ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ВЕШАЛКИ,А ДЕТСКИЙ САД С ФОЙЕ…»   Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для детей. А свой дом всегда хочется видет...

Организация повышения профессиональной компетентности педагогов в Доу на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов.

Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, стано...

Информационная компетентность как основа профессиональной компетентности современного педагога ДОО.

Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме. Альберт ЭйнштейнСегодня информационно-коммуникационные технолог...

Основы методической работы в сфере профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями

Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступают социальными заказчиками содержания воспитательно-образовательной деятельност...

Презентация к статье "Основы профессиональной компетентности педагога ДОУ"

Иллюстративный материал в виде презентации к статье "Профессия "Педагог ДОУ"...

Протокол МО "Повышение профессиональной компетентности педагогов по основным направлениям образовательной программы дошкольного образования МБДОУ№20 «Снегурочка», разработанной на основе ФОП ДО

Создание организационно-методических условий для внедрения основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФОП ДО....