Инновационный проект: «Проектная деятельность в детском саду»
проект

Батманова Олеся Олеговна

Данный проект представляет собой новый взгляд на организацию работы современного педагога в дошкольном образовательном учреждении. Используя  проектную деятельность в своей работе, педагог не только может продемонстрировать разнообразие изучаемого предмета, явления, но и  значительно обогатит, сделает интереснее весь образовательный процесс.

За тот промежуток времени пока реализуется какой-либо проект, ребенок получает большее количество информации в более интересной  форме. Значительно расширяются границы наглядных, демонстрационных возможностей  образовательной деятельности.

Такие формы работы, как проектная деятельность становятся мощным средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Теремок»

629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район,

с.Овгорт, ул.Сынская,15, тел (факс) 8 (34994) 67-2-13, ovgort-popova@mail.ru

Инновационный проект:

«Проектная деятельность в детском саду»

Разработала: старший воспитатель

Смирнова Олеся Олеговна

Овгорт, 2016г.

Содержание

1. Паспорт инновационного проекта

2. Пояснительная записка

3. Аннотация проекта:

3.1. Тема инновационного проекта

3.2. Руководители и разработчики проекта

3.3. Цель и задачи инновационного проекта

3.4. Актуальность инновационного проекта

3.5. Ожидаемые результаты и внешние эффекты

4. Описание проекта:

4.1. Предмет исследования

4.2. Инновационный потенциал проекта

4.3. Участники проекта

4.4. Ресурсное обеспечение инновационного проекта

4.5. Этапы и сроки реализации проекта

4.6. Апробация и распространение опыта (основные направления, возможные риски и их преодоления, перспективы развития проекта)

4.7. Система мониторинга качества реализации проекта

5. Заключение

  1. Паспорт инновационного проекта

Название проекта

«Проектная деятельность в детском саду»

Разработчики

проекта

Руководители – Попова Н.А.,заведующая ДОУ

Смирнова О.О.,старший воспитатель ДОУ

Творческая группа педагогов ДОУ

Название

образовательного

учреждения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок»

Вид проекта

Долгосрочный

Цель проекта

Организация в дошкольном учреждении системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой инновационной технологии – «метод проектов».

Задачи проекта

1. Формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.

2. Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.

3. Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.

4. Установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.

Новизна

инновационного

проекта

Данный проект представляет собой новый взгляд на организацию работы современного педагога в дошкольном образовательном учреждении. Используя  проектную деятельность в своей работе, педагог не только может продемонстрировать разнообразие изучаемого предмета, явления, но и  значительно обогатит, сделает интереснее весь образовательный процесс.

За тот промежуток времени пока реализуется какой-либо проект, ребенок получает большее количество информации в более интересной  форме. Значительно расширяются границы наглядных, демонстрационных возможностей  образовательной деятельности. 

Такие формы работы, как проектная деятельность становятся мощным средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Ожидаемые результаты

Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении предполагает следующие выводы:

- метод проектов успешно реализуется в сочетании с программой обучения и

воспитания детей в детском саду;

-метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада;

- использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам;

- проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-

личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса;

- родители становятся активными участниками образовательного процесса;

- сближаются позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности;

- происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-

технической базы ДОУ.

Ожидаемые внешние эффекты

- повышение методического потенциала педагогических кадров ДОУ;

-расширение развивающего образовательного пространства ДОУ;

- повышение активности и результативности использования развивающих технологий в педагогическом процессе ДОУ;

- кадровый ресурс для  трансляции опыта работы, трансляция инновационного опыта;

-образовательный ресурс для работников дошкольного образования и родителей;

- самоорганизация, самореализация детской деятельности.

Сроки

реализации проекта

Ноябрь 2016 г. - январь 2018 г.

Этапы

реализации проекта

Подготовительный (организационный) этап

(01.11.2016– 01.02.2017 уч. гг.)

Практический этап

(01.02.2017 – 01.08.2017г.г.)

Обобщающий  этап

(01.08.2017 – 01.11.2018гг.).

  1. Пояснительная записка

«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные  исследования – наблюдая. Ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».

(А.И. Савенков)

В новых социально-экономических условиях развитие нашего общества, изучение цели образования детей в дошкольной образовательной организации становится одним из самых актуальных направлений. Изменение цели образования влечет за собой изменения содержания обучения, то есть формы образовательного процесса. В процессе использования проектной деятельности выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива.

Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным и своевременным.

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие 273-ФЗ «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности.

Инновация – это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений, удовлетворяющих потребности человека и общества, вызывающих вместе с тем социальные и другие изменения.

Одна из инновационных технологий позволяющая претворить это в жизнь – это проектирование.

Проектирование, как творческий вид деятельности детей дошкольного возраста, позволяет достаточно точно (в соответствии с требованиями государственных стандартов) сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата.

Метод проектов — творческий путь и для  педагога. В его основе лежит развитие познавательных навыков детей дошкольного возраста, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В этот период происходит интеграция между общими способами решения образовательных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных образовательных  областей формируется целостное видение картины окружающего мира.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных  областей.

Основной тезис современного понимания технологии проектной деятельности,  который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Из выше сказанного следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемые ФГОС ДО, и на все структурные единицы образовательной деятельности, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволяет ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности,  усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить:

– развитие у ребенка познавательных интересов, мышление;

– формирование универсальных компетентностей (самостоятельная постановка задачи, анализ проблемной ситуации, выбор наиболее оптимального пути решения);

– развитие личностных качеств, умение работать в команде, умение доводить дело до конца, проявлять инициативу.

Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка. Проектная деятельность содержит в себе – игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают, бояться высказывать свое мнение. При организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении проектный метод является одним из эффективных и перспективных. Проект дает ребенку возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, проблемах.

В дошкольном образовательном учреждении развитие ребенка происходит в ходе взаимодействия со взрослым, жизненно важную роль которого в данный период подчеркивали известные ученые (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, М. И. Лисина и др.). Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности взрослого в условиях дошкольного образовательного учреждения является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности. Условием реализации такой цели является использование педагогической технологии проектной деятельности.

Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители.

Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний с учетом ФГОС, для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным.

Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует

развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Итак, технология проектирования - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.

Именно поэтому, изучив методическую литературу, познакомившись с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта и с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, было решено систематизировать материал по приобщению педагогов к проектной деятельности в педагогический проект «Проектная деятельность в детском саду»

  1. Аннотация проекта

  1. Тема инновационного проекта – «Проектная деятельность в детском саду»

  1. Руководитель и разработчики инновационного проекта:

Руководители – Попова Н.А., заведующая ДОУ; Смирнова О.О., старший воспитатель - разработчик проекта.

  1. Цели и задачи проекта:

Цель инновационного проекта: организация в дошкольном учреждении системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой инновационной технологии – «метод проектов».

Задачи инновационного проекта:

1. Формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.

2. Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.

3. Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.

4. Установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.

    3.4. Актуальность и значимость инновационного проекта.

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных программах на сегодняшний день уже давно прописаны основные требования, которым должен отвечать выпускник даже детского сада.

Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность. В ДОУ нашей страны данное направление пока что не слишком хорошо развито, но ситуация постепенно меняется с каждым годом.

Дело в том, что именно проекты способны увязать не слишком веселый образовательный процесс с реальными событиями, которые время от времени происходят в жизни ребенка, что привлекает и может заинтересовать даже самого непоседливого малыша. Кроме того, именно проектная деятельность в ДОУ позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных задач. В таких условиях каждый ребенок может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи.

Следует знать, что сам термин “проект” было позаимствовано из классического латинского языка, в котором оно изначально означало “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”. И как все это увязать с работой в дошкольном образовательном учреждении? В этом случае “проект” – это такой способ усвоения ребенком информации об окружающем мире, когда он самостоятельно разыскивает информацию и готовит ее оглашение перед сверстниками. Основная работа по направлению познавательной деятельности выполняется преподавателем.

Важно помнить, что проектная деятельность в ДОУ обязательно должна подразумевать получение социально значимого результата. Проще говоря, в основе работы должна лежать некая проблема, для решения которой нужен последовательный поиск, выяснение наиболее ответственных моментов. Результаты этой деятельности анализируются и объединяются в единое целое.

С точки зрения педагога проектная деятельность в ДОУ хороша тем, что предполагает самостоятельную деятельность детей, в результате чего они учатся отыскивать и использовать в своих целях необходимую информацию.

Кроме того, так ребенок получает возможность преобразования «сухих» и невыразительных данных в практический опыт, который вполне может ему помогать на всем протяжении его жизни. Суть же технологии проектной деятельности в ДОУ заключается в такой организации образовательного процесса, при которой обучаемые с желанием получают теоретические и практические данные, участвуют в мероприятиях творческого плана, а также решают постоянно усложняющиеся задачи самого разнообразного характера. Любой проект обязательно должен иметь не только познавательную, но и прагматичную ценность. Ребенок должен знать, какие конкретно данные он получает, и где он сможет их использовать на практике. Это основной тезис технологии проектной деятельности в ДОУ.

 Сегодня такой точки зрения стараются придерживаться практически все современные образовательные учреждения, которые стараются отыскать разумный баланс между получением практических и теоретических знаний.

Основа метода, его этапы

В основу метода положена идея, что любая образовательная деятельность должна быть направлена сугубо на результат, достижение которой должно осуществляться совместной работой детского коллектива и педагога. При этом все действующие лица работают над единой темой. В настоящий момент профессиональные педагоги выделяют три основных этапа в развитии проектной деятельности. Они представляют собой особую совокупность исследовательских, творческих и проблемных методов.

Первый этап. Подразумевает «подражание и исполнение», причем реализация этого метода возможна только в случае работы с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе организация проектной деятельности в ДОУ предполагает участие детей “на вторых ролях”, когда они делают что-то или по прямому предложению взрослого педагога, или же попросту подражают ему. Важно, что такой подход не противоречит самой природе ребенка. Дело в том, что в этом возрасте у детей существует стремление привлечь внимание взрослого, наладить с ним хорошие отношения.

 Второй этап. Это время развития, а реализация данного способа начинается с возраста в 5–6 лет. В это время дети характеризуются тем, что уже способны на организованную самостоятельную деятельность, могут оказывать друг другу необходимую в данный момент помощь. Ребенок уже намного реже обращается с просьбами к преподавателю, старается активнее налаживать взаимодействие с собственными сверстниками. У детей уже имеется самоконтроль и самооценка.

Таким образом, организация проектной деятельности в ДОУ на этом этапе должна учитывать, что ребенок может адекватно оценивать и осознавать как свои действия, так и поступки сверстников. Стоит помнить, что они уже видят и оценивают проблему, способны уточнять достигаемую цель, а также выбрать те средства, которые оптимально способствуют достижению требуемого преподавателем результата. Самое важное обстоятельство заключается в том, что они уже способны не только на механическое обсуждение предлагаемых преподавателем тем, но и на собственные проекты.

Третий этап. Это уже время настоящего творчества, которое характерно для детей в возрасте 6–7 лет. Любой метод проектной деятельности в ДОУ обязательно должен создавать такие условия обучения, которые не будут отпугивать его от решения сложных проблем. Нужно создавать такие условия, при которых ребенку было бы комфортно выбирать темы для своих проектов, а также методов и времени работы над ними.

Специфика работы с дошкольниками

 Чем же должен характеризоваться любой метод проектной деятельности в ДОУ? Вы должны четко понимать то обстоятельство, что в большинстве случаев ребенка приходится «наводить», способствовать обнаружению проблемы, а в некоторых случаях – прямо способствовать ее возникновению. Важно постараться «затянуть» детей в какое-то совместное предприятие, но крайне важно в этом случае не переусердствовать с опекой.

С чего начинать планирование проекта?

Планирование любой проектной деятельности в обязательном порядке должно начинаться с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: “Для чего вообще нужна эта работа?”, “Ради чего ее стоит осуществлять?”, “Что станет с конечным результатом труда после завершения работы?”, “В какой форме следует реализовывать продукт»… Об этом же говорят и требования ФГОС.

 Проектная деятельность в ДОУ важна еще и тем, что учит детей четко распределять и планировать свое время. Важно научить их так распределять проект по определенному временному отрезку, чтобы на решение каждого этапа проблемы оставалось достаточное количество времени. На каждом из этапов должны использоваться личностно-ориентированные технологии, так как способности каждого ребенка могут значительно отличаться от аналогичных у сверстников.

Как несложно догадаться, на первом этапе вам предстоит правильно и обоснованно выбрать подходящую тему. Что должно предполагать использование проектной деятельности в ДОУ с точки зрения педагога? В этом случае нужно понимать, что углубленный выбор какой-то темы должен осуществляться только совместно с ребенком . Опытные учителя говорят, что выбору должны предшествовать три «золотых» вопроса: «Что мне известно? Что я хочу узнать в ближайшем будущем? Как лучше узнавать об этом?». Конечно же, темы проектной деятельности в ДОУ должны быть достаточно простыми и интересными, способными заинтересовать каждого ребенка.

Если педагог окажется способен организовать правильный диалог с детьми, то он будет способствовать не только развитию их самооценки, но и их способностей к оценке полученных данных с точки зрения их пользы в повседневной деятельности.

 Важно помнить, что реализация проектной деятельности в ДОУ также способствует нормальному формированию речевого аппарата и языковых способностей ребенка. Это подтверждают логопеды, которые в последние годы фиксируют бурный рост числа специфических проблем в этой области. Нужно правильно организовать процесс сбора информации: эта работа должна быть увлекательной, она не может утомлять обучаемых. Воспитатель или педагог должны создать такие условия, в которых детям было бы максимально комфортно и необременительно работать.

Важно помнить, что проектно-исследовательская деятельность в ДОУ должна активно использовать не только творческий метод познания. Очень важны эксперименты, в ходе которых ребенок получает бесценный научный опыт, который наверняка пригодится ему и в дальнейшей жизни. Вообще, уникальность проектного метода состоит в том, что он способствует разностороннему развитию личности обучаемого: ребенок становится цельной, всесторонне развитой личностью с хорошо развитой самооценкой и умением отвечать за все свои действия. Что же касается побудительных мотивов исследовательской деятельности, то в таком амплуа должны выступать обсуждения проблемной темы. Это не только помогает ребенку обнаруживать новые стороны и нюансы интересующей его темы, но и позволяет вовлечь в обсуждение весь коллектив. Это в любом случае очень полезно, так как «совместный разум» может помочь в решении действительно сложных задач.

Заканчивается проектная деятельность воспитателя ДОУ организацией презентации по пройденной теме. В ходе данного мероприятия отлично раскрывается творческий потенциал каждого дошкольника, а также находят практическое применение все сведения, которые дети получили в ходе работы над своим проектом. Задача воспитателя состоит в том, чтобы каждый ребенок мог рассказать о проделанной им работе, осмыслить все проделанное, а также испытать гордость за свои успехи. Чрезвычайно важным является то обстоятельство, что дети приобретают навыки выступления перед аудиторией, а также осваивают невербальные приемы общения (специфические мимика, жесты и прочее).

По мере нарастания активности ребенка, позиция воспитателя или преподавателя по отношению к нему может изменяться. В общем-то, это банальные положения личностно-ориентированных способов обучения. Они повествуют о том, что сперва преподавателю принадлежит роль учителя и организатора на первых порах, а затем наставником и корректировщиком, который только направляет детские устремления в нужное русло.

 Нужно отметить, что чаще всего творческая проектная деятельность в ДОУ организуется в рамках специально отведенных занятий. Они имеют строго определенную структуру и включают в себя следующие этапы: создание положительной мотивации обучаемых, введение в проблему и рассказ о ее важности, а также выработка поэтапного плана по решению задачи, который формируется в ходе исследовательской деятельности. После этого происходит обсуждение результатов, систематизация полученных данных. Если есть возможность, дети могут продемонстрировать полученные навыки на практике.

 Могут быть реализованы следующие типы проектов (по длительности): долгосрочные (от одного до трех лет), на несколько месяцев, на месяц, неделю (недели), а также на несколько дней или вообще на день.

 Опосредованная последовательность работы над каким-то заданием: в зависимости от потребностей и способностей конкретного ребенка, педагог ставит задачу (посоветовавшись со своим же подопечным). Следом воспитатель вовлекает дошкольников в процесс решения проблемы. Далее нужно как можно сильнее увлечь дошкольников и даже их родителей поставленной перед ними задачей. К решению должен привлекаться родительский комитет и педагогический совет.

Проектная деятельность в ДОУ – общественная задача! Если есть такая необходимость, можно обратиться за помощью к каким-то узким специалистам в этой области. Кроме того, проектная деятельность педагога в ДОУ предполагает и дальнейшую совместную работу с родителями: совместно с ними нужно составить подробный план мероприятия. Сам ребенок в это время (пользуясь помощью) собирает всю необходимую информацию. В это же время он проводит наблюдения, участвует в тематических играх и посещает необходимые экскурсии. Педагог не должен забывать, что и в это время дети должны получать домашние задания. Очень важно всячески поощрять самостоятельные действия как самих детей, так и их родителей, которые могут искать материал путем самостоятельного «расследования» в заданной области.

После этого педагог организует презентацию проекта, на которой дети рассказывают все сведения, которые им удалось получить и систематизировать. Педагог произносит завершающую речь, при необходимости выступает на педагогическом совете.

  1. Ожидаемые результаты и внешние эффекты.

Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении предполагает следующие выводы:

- метод проектов успешно реализуется в сочетании с программой обучения и

воспитания детей в детском саду;

-метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада;

- использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам;

- проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-

личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса;

- родители становятся активными участниками образовательного процесса;

- сближаются позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности;

- происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-

технической базы ДОУ.

Ожидаемые внешние эффекты:

- повышение методического потенциала педагогических кадров ДОУ;

-расширение развивающего образовательного пространства ДОУ;

- повышение активности и результативности использования развивающих технологий в педагогическом процессе ДОУ;

- кадровый ресурс для  трансляции опыта работы, трансляция инновационного опыта;

-образовательный ресурс для работников дошкольного образования и родителей;

- самоорганизация, самореализация детской деятельности.

  1. Описание проекта.

4.1. Предмет исследования инновационного проекта – образовательный процесс ДОУ.

4.2.  Инновационный потенциал проекта - муниципальный инновационный проект ДОУ «Проектная деятельность в детском саду» позволит повысить качество дошкольного образования, основанного на единых подходах методической работы, опытным путем проверить эффективность условий для практической реализации ФГОС ДО, отработать методический и диагностический инструментарий, планирующийся к использованию в работе со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги).

4.3. Участники проекта

Реализация инновационного проекта предполагает вовлечение широкого круга участников. Условно они разделены на целевые группы:

Целевые группы

участников

Субъекты проекта

Содержание деятельности

Организаторы

Администрация ДОУ

Нормативно-правовое обеспечение,

координация процесса реализации

проекта, мониторинг результативности, изучение запросов родителей и социальных партнеров

Реализаторы

(непосредственные)

Педагоги детского сада:

воспитатели и специалисты

детского сада

Интеграция в образовательном процессе всех видов детской

деятельности, ориентация на самостоятельную игровую деятельность.

Реализаторы

(опосредованные)

Родители

Создание домашнего развивающего пространства, поддержка ребенка и педагога в реализации проекта, обмен опытом по организации детской деятельности в домашней среде и установлении собственных взаимоотношений с ребенком.

Заинтересованные

участники и партнеры

Школа, учреждения

дополнительного

образования, учреждения

культуры и спорта, здравоохранения

(социальные партнеры)

Согласование и договоры о

преемственных отношениях к

содержанию и результатам

дошкольного образования,

совершенствование информационного обмена опытом и распространения

собственного опыта, обеспечение поддержки инноваций.

4.4. Ресурсное обеспечение инновационного проекта.

Для реализации проекта в ДОУ имеются базовые условия.

Кадровое обеспечение:

По состоянию на сентябрь 2016 года в ДОУ работают 13 педагогических работников и 1 руководитель.

Педагогических работников - 13 чел. -93%;

Руководители 1 чел.-7%;

Доля педагогов, имеющих первую квалификационную категорию        11 чел.

85%;

Доля педагогов, прошедших курсовую переподготовку не менее 1 раза в 5 лет 11 чел.- 85%.

Для реализации проекта в дошкольном образовательном учреждении необходимо иметь следующих специалистов, выполняющих функции:

Ф.И.О

специалистов

Должность в проекте

Обязанности

Место работы, занимаемая должность

11.

Попова Наталья Алексеевна

Руководитель и координатор проекта

Руководство реализации проекта,  

координация деятельности участников проекта

Заведующая

 МБДОУ «Теремок»

22.

Смирнова Олеся Олеговна

Методическое сопровождение проекта, разработчик проекта

Экспертиза и контроль эффективности;

организация практической проектной деятельности

Старший воспитатель «Теремок»

53.

Куртямова Марина Иосифовна

Психологичес

кое сопровождение проекта

Оказание квалифицированной  психологической помощи детям, родителям и педагогам

Педагог-психолог

МБДОУ «Теремок»

4

Педагогический состав ДОУ

Апробация проектной деятельности в ДОУ

Воспитатели и специалисты ДОУ

Учебно-материальное обеспечение: образовательное учреждение имеет следующую  доступную  среду:

Параметры

Показатель

Количества рабочих мест педагогических работников и  администрации, оснащенных ПК

100%

Количество специальных рабочих мест общего доступа с выходом в Интернет

2 места

Наличие оборудованных групп

интерактивные доски - в 4группах, интерактивные столы в 2 группах

Наличие оборудованных кабинетов:

методический кабинет

 мультимедийный проектор -1 шт.

переносной экран-1 шт.

методические пособия

Музыкально-спортивный зал

Нормативно – правовое обеспечение проекта:

п/п

Наименование нормативного правового акта

(федерального, регионального, локального)

1

Закон Российской Федерации «Об образовании» №3266-1 от 10 июля 1992 г., с изменениями.

2

Концепция долгосрочного социально- экономического  развития Российской Федерации до 2020 года (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662 –р).

3

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

4

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (утверждено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015г. №497).

5

Устав МБДОУ Детский сад «Теремок».

6

Общеобразовательная  программа  МБДОУ «Детский сад «Теремок».

Помещение и оборудование:

Помещение

Оборудование

Методический кабинет

Компьютеры, мультимедийный проектор, демонстрационный экран, документ-камера.

Групповые комнаты

Компьютеры, интерактивная доска, интерактивный стол.

Кабинеты специалистов

дидактические игры, сенсорный стол, тактильная доска, методические пособия, компьютер, магнитола и др.

Информационно-методическое обеспечение  проекта :
1. Создание на официальном сайте МБДОУ «Детский сад «Теремок» отдельной страницы по сопровождению инновационного проекта и освещению результатов, форума обсуждения проблем.

2. Публикации в СМИ, статьи в периодической печати о мероприятиях, проводимых в рамках инновационного проекта.

3. Издание методических рекомендаций из опыта работы для педагогов и родителей по использованию развивающих технологий и системно-деятельностного подхода к ОП в работе с дошкольниками и организации развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении.

4. Выступления педагогов на конференциях и семинарах (доклады, педагогические практики и др.).

4.5. Этапы и сроки реализации проекта.

Проект будет реализован в 2016–2017 годы в три этапа:

1-й этап – подготовительный (организационный)  (декабрь2016–сентябрь 2017 уч.гг.):

- разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с инновационным проектом;

- создание условий (кадровых, материально-технических и т. д.).

2-й этап – практический (сентябрь 2017 г.– май 2017 г.):

- реализация мероприятий, направленных на создание условий для функционирования проектной деятельности и развивающего образовательного пространства;

- апробирование модели, обновление содержания, организационных форм, педагогических технологий;

- периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий.

3-й этап – обобщающий (июнь2017г. - декабрь 2018 г.):

- реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов;

- анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в инновационном проекте.

Алгоритм реализации проекта

Этапы, сроки

Краткое описание деятельности

Алгоритм реализации проекта

Подготовительный этап

(декабрь2016–сентябрь 2017 уч.гг.):

Формирование  системы управления проектом.

-создание рабочей группы, назначение руководителя проекта;

-определение системы взаимоотношений в рамках проекта.

Проведение проблемного анализа использования проектной деятельности.

Создание условий для повышения информационно-коммуникационной компетентности педагогов ДОУ.

-мониторинг использования проектной деятельности в образовательном процессе ДОУ.

Практический этап

сентябрь 2017 г.– май 2017 г.):

Внедрение использования проектной деятельности в образовательный процесс.

- проведение практических занятий с педагогами по проектной деятельности;

- демонстрация использования проектов педагогами при организации образовательного процесса с детьми;

- использование проектной деятельности педагогами при организации работы с родителями. 

Формирование банка данных о проектной деятельности.

- Накопление  практических материалов.

Обобщающий  этап

(июнь2017г. - декабрь 2018 г.):

Подведение  итогов проекта

-мониторинг результатов реализации  проекта;

-анализ, оценка и обобщение реализации проекта, его корректировка;

-анализ эффективности работ по реализации проекта;

-диссеминация положительного опыта.

4.6. Апробация и распространение опыта (основные направления, возможные риски и их преодоления, перспективы развития проекта).

Апробация содержания использования проектной деятельности планируется путем совместных практических действий ДОУ и семьи в интегрированном развивающем пространстве.

Основные направления практических действий состоят в повышении у педагогов и родителей уровня понимания требований современного дошкольного образования:

– через реализацию компетентностного подхода к организации игрового пространства;

– интеграцию в организации детской деятельности ДОУ и семьи;

– использование гибкой тактики руководства детской деятельностью педагогами и родителями;

– организацию системной работы с родителями и педагогами по осуществлению совместных мероприятий и действий.

Повышение эффективности работы с родителями:

– через расширение и обновление форм взаимодействия и сотрудничества с родителями;

– обеспечение интеграции общественного и семейного воспитания;

– доброжелательное партнерство, сотрудничество с семьями дошкольников;

– организацию существующих и новых совместных форм работы с родителями.

Повышение качества дошкольного образования:

– через удовлетворение образовательных потребностей воспитанников с учетом склонностей, интересов, познавательных возможностей;

– создание развивающего пространства, обеспечивающего разнообразие видов детской игровой, познавательной и творческой деятельности, с позиции возможностей формирования ключевых компетенций дошкольников.

Перспективы развития проекта

Дальнейшее развитие инновационного проекта заключается в использовании разработанного интегрированного образовательного пространства, в активном использовании проектной деятельности для успешного развития дошкольника, обучения и воспитания детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, обеспечение полноценного и своевременного перехода воспитанников на следующий уровень образования. 

Опыт деятельности детского сада по реализации проекта может быть полезен педагогам дошкольных учреждений, осуществляющим переход к введению ФГОС дошкольного образования.

Данный инновационный проект позволит обеспечить условия для успешного развития дошкольника. Разработанная система проектной деятельности может быть востребована для применения другими дошкольными образовательными  учреждениями.

При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами:

Несоответствие между традиционной формой организации образовательной деятельности и характером проектной деятельности. Проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей, где нет четких заданных норм. В этом случае и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути.

Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка. Большинство педагогов ДОУ очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в позиции объекта.

В проектной деятельности под субъективностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъективность ребенка может проявляться по – разному. Так, ребенок может высказать оригинальную идею (то есть ранее не высказанную другими детьми) или поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае воспитатель должен акцентировать внимание на своеобразие идеи ребенка.

Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Риски  и  пути  преодоления

Негативные  последствия

Способы устранения

Консерватизм педагогов

формирование  мотивации  через  различные методы стимулирования.

Страх педагогов перед новой системой .

психологическое сопровождение.

4.7. Система мониторинга качества реализации проекта.

Мониторинг результатов реализации  инновационного проекта будет осуществляться  через:

  • оценку уровня освоения основной общеобразовательной программы воспитанниками ДОУ (два  раза  в  год – диагностические карты);
  • оценку  удовлетворённости  родителей (законных  представителей) качеством  услуг, предоставляемых ДОУ (один  раз  в  год – анкета);
  • оценку уровня  внедрения проектной деятельности в образовательный процесс (в течение года – внутрисадовский контроль).

5. Заключение.

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей — познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки — они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей — она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду

Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт  реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...

Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"

В этом документе вы можете найти интересную информацию по взаимодействию с родителями в ДОУ....

Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"

Работа по взаимодействию с родителями согласно с ФГОС...

Сборник проектов "Проектная деятельность в детском саду (из опыта работы)"

В сборнике собраны проекты, отражающие работу с семьёй, и консультации для родителей по формированию навыков здорового образа жизни....

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...

Проектная деятельность в детском саду, как инновационная технология.

Рассматривают проектную деятельность, как вариант интегрированного метода обучения дошкольников,...