Педагогическая разработка по теме: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Парциальная программа «Наш дом - Южный Урал»
методическая разработка
Педагогическая разработка «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Парциальная программа «Наш дом – Южный Урал» разработана для воспитателей ДОУ с целью, понять необходимость реализации регионального компонента в образовательном процессе ДОУ и дать краткий обзор парциальной программы «Наш дом – Южный Урал». Тема актуальна т.к. программа реализует интерес и ценностное отношения к родному краю – Южному Уралу и родному городу, а так же выполняется в соответствии с ФГОС ДО (содержании раздела II ФГОС ДО «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedrazrabotka.docx | 42.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Ягодка» Катав-Ивановск
Челябинской области
Цементников улица, №11 дом, Катав-Ивановск город, Челябинская область, Россия,456110
тел:8(351-47)2-90-54, Е-mail: yagodka.mdou@mail.ru
ОКПО 4912511; ОГРН 1027400758219; ИНН/КПП 7410005069/745701001
Педагогическая разработка
методических рекомендаций
по теме:
«Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Парциальная программа «Наш дом - Южный Урал»
Степанова Светлана Владимировна
старший воспитатель МДОУ № 8 «Ягодка»
Катав-Ивановского муниципального района
Катав-Ивановск
2021г.
РАССМОТРЕНО: на Методическом объединении воспитателей групп дошкольного возраста Катав-Ивановского муниципального района Заведующий _____________С.С.Подшивалова | СОСТАВЛЕНА: в соответствии с Положением о Методическом объединении в МДОУ № 8 «Ягодка» утвержденным приказом №_________ от ______________ заведующий __________С.С.Подшивалова
|
Содержание
- Введение ……………………………………………………. 4
- Педагогическая разработка………………………………… 5-8
- Заключение………………………………………………….. 9
- Литература…………………………………………………... 10
- Приложение…………………………………………………. 11-16
- ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая разработка «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Парциальная программа «Наш дом – Южный Урал» разработана для воспитателей ДОУ с целью, понять необходимость реализации регионального компонента в образовательном процессе ДОУ и дать краткий обзор парциальной программы «Наш дом – Южный Урал». Тема актуальна т.к. программа реализует интерес и ценностное отношения к родному краю – Южному Уралу и родному городу, а так же выполняется в соответствии с ФГОС ДО (содержании раздела II ФГОС ДО «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему).
Педагогическая разработка состоит из 5 частей. В первой части описана необходимость и назначение регионального компонента. Во второй части – цели и задачи программы. В третьей части дана справка о Челябинской области. В четвертой части краткое содержание образовательной деятельности детей по возрастам. В пятой части прописаны рекомендации по построению образовательной деятельности МДОУ № 8 «Ягодка».
Данная педагогическая разработка предназначена воспитателям, старшим воспитателям, родителям.
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Программа «Наш дом – Южный Урал»
2.1.С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
В содержании раздела II ФГОС ДО «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» отмечается, что:
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены парциальные образовательные программы.
Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60 % от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40 %.
Назначение регионального компонента в ФГОС ДО — развитие региональных особенностей; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.
2.2. Региональный компонент — это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона), особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации.
Региональный компонент программы разработан на основе парциальной программы «Наш дом – Южный Урал»: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. 2-е изд. и доп. Магнитогорск: МаГУ, 2004. Составители: Е.С. Бабунова, Л.В. Градусова, Е.Г.Лопатина, В.И. Турченко.
Цель: формировать у детей интерес и ценностное отношения к родному краю – Южному Уралу и родному городу.
Реализация программы направлена на решение задач:
- способствовать расширению и углублению знаний о природе, культуре, истории народов Южного Урала.
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к национальному и культурному многообразию родной страны, Уральского региона;
- дать элементарные представления об окружающей природной среде (природных ресурсах, растительном и животном мире Уральского региона)
- воспитывать любовь к своему городу, краю, чувство гордости за него воспитывать бережное отношение к природе родного края закладывать основы гражданского воспитания, активную жизненную позицию.
Географические, климатические и экологические особенности Уральского региона, Челябинской области влияют на содержание образовательной деятельности в ДОО.
2.3.Справка
Челябинская область находится на стыке двух частей света: Европы и Азии.
Рельеф Южного Урала отличается большим разнообразием — от низменностей и холмистых равнин до хребтов, вершины которых превышают 1000 метров. Недра Урала богаты полезными ископаемыми (железная, титановая, алюминиевая, золотая, никелевая руды, мрамор, слюда и многое другое).
В пределах Челябинской области берут начало многочисленные реки, принадлежащие к бассейнам Камы, Тобола и Урала.
Южный Урал — край озер (Тургояк, Увильды, Зюраткуль и др.).
Климат Челябинской области — континентальный. Зима холодная и продолжительная, лето относительно жаркое, с периодически повторяющимися засухами.
В связи с тем, что Челябинская область расположена в трех природных зонах (горнолесная, лесостепная, степная), ее растительный и животный мир отличается большим разнообразием.
Природа Челябинской области интенсивно эксплуатируется людьми и нуждается в охране от загрязнения.
Созданы заповедники, национальные парки, заказники, санитарные зоны вокруг питьевых водоемов. Наиболее известны «Ильменский» государственный заповедник, национальные парки «Таганай», «Зюраткуль».
На территории области проживают представители следующих народов: русские, татары, башкиры, немцы, украинцы, белорусы, мордва, казахи, чуваши, удмурты и др.
Город Катав-Ивановск расположен в горнозаводской зоне.
2.4. Программа рекомендована для детей старшего дошкольного возраста, однако подготовительный период ее реализации может быть начат в более ранние сроки. Региональный компонент должен прослеживаться во всех возрастных группах, поэтому для детей раннего возраста предусмотрено:
1– 3 года
Приобщать детей к устному поэтическому творчеству, колыбельным песням. Стимулировать активное участие в исполнении художественного слова.
Организация деятельности выстраивается таким образом, чтобы побуждать детей к самостоятельному исполнению колыбельных песен при укладывании кукол.
Репертуар: 3-4 колыбельные.
3 – 4 года
Активно включать малые фольклорные формы в организацию режимных моментов, стимулировать самостоятельность детей при исполнении потешек (проговаривание слов, выполнение движений, подражания игровым действиям). При организации прогулок, подвижных игр начать включать в речь педагога закличек, стимулировать желание детей присоединиться к педагогу.
4 – 5 лет.
Познакомить с небылицами, вызвать к ним интерес, желание. Помочь понять роль различных фольклорных форм. Развивать исполнительские умения и творческие способности (самостоятельное придумывание отдельных строк).
5 – 7лет.
Обобщить понятия о поэзии пестования, её роли.
История и природа Южного Урала
Тема 1. История жизни человека на Южном Урале
Тема 2. Человек и мир вокруг
Тема 3. Человек и календарь природы
Тема 4. Человек и природа Южного Урала
Тема 5. Человек и календарные традиции
Тема 6. Человек, род и природа
Народная семейная традиционная культура Южного Урала
Тема 1. Человек и его семья
Тема 2. Жилище семьи
Тема 3. Предметы народного домашнего быта
Тема 4. Особенности взаимоотношений в семье
Тема 5. Нравственные основы семьи
Тема 6. Семья и домашнее хозяйство
Тема 7. Народные праздники семьи
Тема 8. Сила семьи в ее родне
Тема 9. Семья и природа
Тема 10. Народные увеселения, игры, забавы семьи
Тема 11. Здоровье — успех и богатство семьи
Все темы отображаются во всех образовательных областях (Приложение 5).
2.5. Активная позиция старших дошкольников обеспечивается созданием в группе уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов.
Воспитатели имеют возможность разрабатывать проекты, создавать альбомы, активно привлекать родителей.
Методическое обеспечение: программа, программно-методический комплекс, иллюстрированное приложение «Природа Южного Урала», «Жизнь и труд людей на Южном Урале».
В регламент НОД включены занятия по социально-коммуникативному развитию «Народная культура Южного Урала», 1 раз в неделю, в вечернее время. В рабочую программу воспитателя входит календарно-тематическое планирование по парциальной программе «Наш дом –Южный Урал».
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выступление на Методическом объединении воспитателей групп дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы:
- реализация регионального компонента в образовательной программе ДОУ должна быть построена в соответствии с ФГОС ДО;
- необходимо изучать свой регион, культуру, особенности для формирования активной гражданской позиции детей;
- наглядно и практически показывать детям красоту Южного Урала, Челябинской области, Катав-Ивановска и воспитывать чувство гордости;
- привлекать родителей в образовательный процесс МДОУ (подготовка к праздникам, событиям, посещение музея, исторических памятников и т.д.);
- передавать опыт работы по программе «Наш дом – Южный Урал» (на методических объединениях, семинарах, выступлениях);
- делиться положительным опытом в соцсетях, на официальном сайте МДОУ.
- ЛИТЕРАТУРА
- Жизнь и труд людей на Южном Урале: иллюстрированное приложение к методическому комплексу «Наш дом - Южный Урал»:-Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014.-100с.
- Интернет - источники: https://www.maam.ru/users/767081
https://nsportal.ru/stepanova-s-v
- Наш дом — Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. / Ред.-сост. Е. С. Бабунова. — 2-е изд. — Челябинск: Взгляд, 2007. - 239 с.
- Наш дом - Южный Урал: программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. - Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014.-255 с. - ISBN 978-5-91744-093-4.
- Природа Южного Урала: иллюстрированное приложение к методическому комплексу «Наш дом - Южный Урал»: -Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014.-100с.
5.ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематическое планирование парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» в подготовительной группе
№п/п | Тема | Задачи | НОД | Деятельность в процессе режимных моментов (вне НОД) | Взаимодействие с родителями | Календарь |
Природа, история и культура Южного Урала. | ||||||
1. | История жизни человека на Южном Урале. | 1.Познакомить детей с историей заселения Южного Урала людьми. 2.Формировать у детей знания о различных видах труда народа в различных регионах Южного Урала. | 1. История заселения Южного Урала. 2.Труд людей на Южном Урале. 3. Кем работают мои родители. | Посмотреть видео презентацию по теме «Заселение Южного Урала». Совместно с детьми создать фотоальбом о профессиях своих родителей. Посмотреть видео презентацию о профессиях . | Предложить родителям рассказать детям о своей профессии по возможности сводить на экскурсию. | 07.09 –уборка Лука 13.09- Куприян. Начинает уборку корнеплодов. 21.09-«Праздник Урожая» |
2. | Человек и мир вокруг. | 1.Дать детям сведения о народном представлении космоса, мира, природы. 2. Познакомить детей с образными выражениями о природе. | 1.Космические дали. 2.Моя Родина-Россия. 3.Природа ЮжногоУрала. | Просмотр презентации по теме «Космос». Беседы на тему «Моя Родина - Россия». Просмотр фотографий о природе родного края. Подобрать картинки о природе. | Прогулка в природу «Люблю природу русскую…». | 21-22.09- Осеннее равноденствие. 27.09 –начало уборки капусты. Начало капустенским вечерам. 14.10-Покров |
3. | Труд человека на Южном Урале. | 1.Познакомить детей с понятиями «кочевой народ», «оседлый народ», с кочевыми и оседлыми традициями народов Южного Урала (русские, башкиры, казахи, татары и другие). 2.Дать сведения детям о появлении первых железо- и медеплавильных заводах Южного Урала. | 1.Народы Южного Урала и их традиции. 2. Труд людей на Урале. 3.Народные промыслы. | Проектная деятельность. «Валяние» (изготовление поделок из шерсти). | Провести выставку рукоделия(вышивка, вязание, резьба по дереву, роспись и т.д.). | 22.10 –заготовка дров для русской печи 12.11 –Синичкин день 14.11 – Кузьминки. Праздник кузнеца |
4. | Человек и календарь природы. | 1.Дать детям сведения о том, что все народы, живущие на Южном Урале, жили по определенному порядку, ладу, по определенному календарю. 2.Познакомить детей с особенностями народных костюмов русских, башкир, татар и других народов, проживающих на Южном Урале. | 1.Народный календарь. 2.Народные костюмы Южного Урала. | Просмотр презентации «Народные костюмы Юного Урала», «Танцы народов Южного- Урала». Подборка иллюстраций с изображением костюмов. | Предложить обшить или изготовить куклы в национальных костюмах. | 07.12 Катерина – санница 11.12–Международный день гор 14.12 – Наум – грамотник |
5. | Человек и календарные традиции. | 1.Формировать представление детей о тесной взаимосвязи человека, его семьи, рода с природой. 2.Дать сведения о календарных обрядах и традициях народов Южного Урала. 3.Познакомить детей с некоторыми народными календарными традициями и обрядами Южного Урала. | 1. Взаимодействие человека и природы. 2.Традиции народов Южного Урала. | Просмотр видео презентаций «Традиции и обычаи на Урале». Разучить некоторые традиции, связанные с гостеприимством ,(встреча гостей с хлебом и солью, запусканием кошки в новый дом и т.д.) Подборка материала «Традиции на Урале.» С/р игра «Встречаем гостей» | Предложить рассказать детям о своих традициях в семье. | 19.12 – Николин день. Всеобщий гостевой праздник 25.12 – Спиридон –солнцеворот 31.12 – Новый год |
6. | Человек, род и природа. | 1.Дать сведения о семантическом значении слова «природа» - то, что дано при рождении («при родах», «при роде»). Дать сведения детям о том, что наивысшим счастьем рода, семьи являлся здоровый ребенок. 2.Дать детям знания о домашних (семейных) народных способах лечения больных с помощью природных средств Южного Урала (траволечение), грязелечение, закаливание в бане, применение мёда и др.). | 1.Природа и человек. 2.Помоги себе сам - лечение народными средствами. | Составить гербарий и фотоальбом лечебных трав. Прогулки в природу «соберем лечебные травы». Просмотр видео «Что такое грязелечение». | Составить гербарий и фотоальбом лечебных трав. Дать консультацию по закаливанию детей. | Святки, колядки. 07.01 – Рождество 19.01 – Крещение. Наступают крещенские морозы. 23.02 – День защитника отечества Масленица |
Народная семейная традиционная культура Южного Урала. | ||||||
7. | Человек и его семья. | 1.Познакомить детей со смысловым значением слова «семья». Состав семьи, особенности взаимоотношений между членами семьи. Наличие традиций в семье. | 1. Моя семья и ее традиции. Древо семьи. | Просмотр фотографий своей семьи. Изготовление картины «Моя семья». Сюжетно-ролевая игра «Дом». | Предложить создать родословное дерево своей семьи ,используя фотографии, рисунки. | 3.03–Всемирный день дикой природы 08.03 – международный женский день 14.03 – Евдокия –весновка |
8. | Жилище семьи. | 1.Познакомить детей с традициями и обычаями, связанными со строительством и переселением в новый дом. 2.Дать сведения о внутреннем убранстве дома. Названия и назначение предметов народного быта. | 1. Традиции и обычаи с переселением в новый дом. 2.Уютный дом. | Просмотр сюжетных картинок, видео на тему «Быт семьи». Х/Э развитие « Дома в старину» | Предложить посетить музей. | 20.03- День земли 21.03- Международный день лесов 22.03 – Сороки день. Навруз. |
9. | Предметы народного домашнего быта. | 1.Познакомить детей с семантическим значением слова «утварь». Дать сведения о различных видах утвари в доме. | 1.Утварь в доме. | Картотека картинок «Посуда» Изготовление тарелочек способом папье-маше. | Предложить найти старинные предметы домашнего обихода для выставки | 23-24.03 – Весеннее равноденствие 1.04 –День птиц 01.04 –день смеха. Праздник грачиной каши. |
10. | Особенности взаимоотношений в семье. | 1.Дать детям знания о народных особенностях режима семьи. 2.Познакомить детей с взаимоотношениями между братьями и сестрами. | 1.Режим семьи. 2.Беседа о взаимоотношении с членами семьи. | Провести беседу об отношениях в семье. Предложить нарисовать рисунок «Моя семья». | Провести консультацию для родителей о привитии у детей ответственности. | 07.04 – выносят пчел, достают улья 15.04 – Грачиная каша |
11. | Нравственные основы семьи. | 1.Дать детям сведения об отношении в семье к старым людям, больным и сиротам, к малым детям. Отношение семей к людям, попавшим в беду. Поощрение и наказания детей в семьях. Традиции и обычаи, связанные с укреплением семьи, со знанием своей родословной. Отношение семьи к грамотности, к знаниям, к книге. | 1.Доброта красит человека. 2.Кто много читает - тот много знает. | Провести беседу на тему « Стар и млад», о помощи слабым и больным , младшим. Оформить выставку книг ,для просмотра и привитии у ребенка любви к книгам. Квест – игра «По любимым сказкам». | Консультация на тему «Нравственное воспитание ребенка в семье». Провести консультацию на тему «Детское чтение дома». Предложить родителям посетить библиотеку, Познакомить с профессией – библиотекарь. | 24.04 – Антип –целитель болезней 30.04- Зосима – пчельник |
12. | Семья и домашнее хозяйство. | 1.Формировать у детей знания о распределении обязанностей по ведению хозяйства в семье. 2.Приучать детей к ведению и участию в домашнем хозяйстве. Домоводство в семье. | 1. Домоводство в семье. | Рассмотреть иллюстрации «Как я помогаю по дому. Предложить составить рассказ по теме. | Собрать пословицы и поговорки о труде. Выставка фотографий «Как я дома помогаю» | 05.05 – Лука. Лук от семи недуг 09.05 – день Победы |
13. | Народные праздники семьи. | 1.Дать детям знания об особенностях народного гостеприимства в семье. 2.Подготовка к праздникам в семьях: приготовление пищи, украшение жилища, подготовка одежды, встреча гостей. Песни, игры, пляски. | 2.Праздник в нашем доме. | Беседа «Чем украсить дом к празднику». Изготовление украшений своими руками. | Изготовление украшений к праздникам «Чем украсить дом». | 11.05 – сбор целебного березового сока 19.05 –Всероссийский день посадки лесов |
14. | Сила семьи в ее родне. | 1.Дать детям представления о родственных связях в семье, об отношении к родне. Традиции и обычаи, связанные с поддержанием родственных, добрососедских отношений. 2.Формировать добросердечные, дружелюбные отношения к родственникам. | Мой дом- моя крепость. | Беседа на тему «Мы идем в гости». Изготовление открытки к дню рождения. С/Р игра «Идем в гости». | Консультация по формированию дружеских отношений в семь. | 5.06 –День эколога 7 июня. Иванов день |
15. | Семья и природа. | 1.Дать детям сведения об отношении народа к природе, направленное на применение в хозяйстве. 2.Познакомить детей с образными народными названиями растений, природы. | 1.Природа и растения нашей местности. 2. Растения нашего края. | Изготовление поделок из природного материала. Выставка детского творчества. | Прогулки в природу. «В лес к родничку», «Лесными тропами». | 21-22 июня. Праздник Солнца. День Летнего Солнцестояния. |
16. | Народные увеселения, игры, забавы семьи. | 1.Познакомить детей с народными играми, сезонными забавами детей и взрослых: игры с водой, природными материалами, катание с ледяных горок и т.д. | Народные игры народов Южного Урала. | Провести день народных подвижных игр. Картотека народных подвижных игр | Консультация по народным подвижным играм. Предложить родителям Принять участие в играх. | С 24 июня по 7 июля русалочьи дни. 1 июля. Ярилин день 7 июля. Иван Купала. |
17. | Здоровье —успех и богатство семьи. | 1.Познакомить детей с народными домашними способами лечения больных в семьях. Народное закаливание в семье. Традиции и обычаи, связанные с укреплением здоровья членов семьи. | 1.В здоровом теле – здоровый дух. | Спортивный досуг. Прогулка в природу «Лесными тропами» с выполнением спортивных заданий. | Спортивный досуг совместно с родителями. « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» Прогулка в природу. | 2 августа. Ильин день. 9 августа. День Пантелеймона Целителя 14 августа. Первый спас – медовый. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Моя Югра» Реализация регионального компонента в образовательном процессе с использованием ИКТ технологий
АннотацияДанный проект рассчитан для детей подготовительной к школе группы. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту ...
Введение регионального компонента в образовательный процесс
Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны, в базисный учебно-воспитательный план введен региональный компонент как принцип культуросоо...
Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа
Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию «Украшаем тюбетейку» (аппликация) (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Подготовительная группа Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!"
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию«Украшаем тюбетейку» (аппликация) Подготовительная к школе группа (в рамках реализации парциальной программы «Наш...
Семинар-практикум на тему: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала в условиях многонаци...
Сборник методических разработок из опыта педагогов Курганинского района «Региональный компонент в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в условиях внедрения ФГОС ДО»
Сборник составлен по итогам работы годичного семинара по теме: «Региональный компонент в работе педагога в контексте ФГОС ДО». В сборник методических разработок вошли проекты, сценарии раз...
«Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Современный этап модернизации отечественного образования предполагает повы...