Педагогическая разработка по теме: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Парциальная программа «Наш дом - Южный Урал»
методическая разработка

Степанова Светлана Владимировна

Педагогическая разработка «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Парциальная программа «Наш дом – Южный Урал» разработана для воспитателей ДОУ с целью, понять необходимость реализации регионального компонента в образовательном процессе ДОУ и дать краткий обзор парциальной программы «Наш дом – Южный Урал». Тема актуальна т.к. программа реализует интерес и ценностное отношения к родному краю – Южному Уралу и родному городу, а так же выполняется в соответствии с ФГОС ДО (содержании раздела II ФГОС ДО «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedrazrabotka.docx42.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 «Ягодка» Катав-Ивановск

Челябинской области

Цементников улица, №11 дом, Катав-Ивановск город, Челябинская область, Россия,456110

тел:8(351-47)2-90-54, Е-mail: yagodka.mdou@mail.ru

ОКПО 4912511; ОГРН 1027400758219; ИНН/КПП 7410005069/745701001

Педагогическая разработка

методических рекомендаций

по теме:

 «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Парциальная программа «Наш дом - Южный Урал»

Степанова Светлана Владимировна

  старший воспитатель МДОУ № 8 «Ягодка»

 Катав-Ивановского муниципального района

                                                 

Катав-Ивановск

2021г.

РАССМОТРЕНО:

на Методическом объединении воспитателей групп дошкольного возраста Катав-Ивановского муниципального района

Заведующий _____________С.С.Подшивалова

СОСТАВЛЕНА:

в соответствии с Положением о Методическом объединении в МДОУ № 8 «Ягодка»

утвержденным приказом №_________

от ______________

заведующий __________С.С.Подшивалова  

 

Содержание

  1. Введение ……………………………………………………. 4
  2. Педагогическая разработка………………………………… 5-8
  3. Заключение………………………………………………….. 9
  4. Литература…………………………………………………... 10
  5. Приложение…………………………………………………. 11-16

  1. ВВЕДЕНИЕ

   Педагогическая разработка «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Парциальная программа «Наш дом – Южный Урал» разработана для воспитателей ДОУ с целью, понять необходимость реализации регионального компонента в образовательном процессе ДОУ и дать краткий обзор парциальной программы «Наш дом – Южный Урал». Тема актуальна т.к. программа реализует интерес и ценностное отношения к родному краю – Южному Уралу и родному городу, а так же выполняется в соответствии с ФГОС ДО (содержании раздела II ФГОС ДО «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему).

   Педагогическая разработка состоит из 5 частей. В первой части описана необходимость и назначение регионального компонента. Во второй части – цели и задачи программы. В третьей части дана справка о Челябинской области. В четвертой части краткое содержание образовательной деятельности детей по возрастам. В пятой части прописаны рекомендации по построению образовательной деятельности МДОУ № 8 «Ягодка».

   Данная педагогическая разработка предназначена воспитателям, старшим воспитателям, родителям.

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Программа «Наш дом – Южный Урал»

2.1.С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

В содержании раздела II ФГОС ДО «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» отмечается, что:

         Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены парциальные образовательные программы.

 Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60 % от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40 %.

Назначение регионального компонента в ФГОС ДО — развитие региональных особенностей; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.

2.2.  Региональный компонент — это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона), особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации.

   Региональный компонент программы разработан на основе парциальной программы «Наш дом – Южный Урал»: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. 2-е изд. и доп. Магнитогорск: МаГУ, 2004. Составители: Е.С. Бабунова, Л.В. Градусова, Е.Г.Лопатина, В.И. Турченко.

Цель: формировать у детей интерес и ценностное отношения к родному краю – Южному Уралу и родному городу.

     Реализация программы направлена на решение задач:

 - способствовать расширению и углублению знаний о  природе, культуре, истории народов Южного Урала.

-  воспитывать эмоционально-положительное отношение к национальному и культурному многообразию родной страны, Уральского региона;

-  дать элементарные представления об окружающей природной среде (природных ресурсах, растительном и животном мире Уральского региона)

-  воспитывать любовь к своему городу, краю, чувство гордости за него  воспитывать бережное отношение к природе родного края  закладывать основы гражданского воспитания, активную жизненную позицию.

   Географические, климатические и экологические особенности Уральского региона, Челябинской области влияют на содержание образовательной деятельности в ДОО.

2.3.Справка

Челябинская область находится на стыке двух частей света: Европы и Азии.

Рельеф Южного Урала отличается большим разнообразием — от низменностей и холмистых равнин до хребтов, вершины которых превышают 1000 метров. Недра Урала богаты полезными ископаемыми (железная, титановая, алюминиевая, золотая, никелевая руды, мрамор, слюда и многое другое).

 В пределах Челябинской области берут начало многочисленные реки, принадлежащие к бассейнам Камы, Тобола и Урала.

 Южный Урал — край озер (Тургояк, Увильды, Зюраткуль и др.).

Климат Челябинской области — континентальный. Зима холодная и продолжительная, лето относительно жаркое, с периодически повторяющимися засухами.

 В связи с тем, что Челябинская область расположена в трех природных зонах (горнолесная, лесостепная, степная), ее растительный и животный мир отличается большим разнообразием.

 Природа Челябинской области интенсивно эксплуатируется людьми и нуждается в охране от загрязнения.

Созданы заповедники, национальные парки, заказники, санитарные зоны вокруг питьевых водоемов. Наиболее известны «Ильменский» государственный заповедник, национальные парки «Таганай», «Зюраткуль».

 На территории области проживают представители следующих народов: русские, татары, башкиры, немцы, украинцы, белорусы, мордва, казахи, чуваши, удмурты и др.

   Город Катав-Ивановск расположен в горнозаводской зоне.

2.4. Программа рекомендована для детей старшего дошкольного возраста, однако подготовительный период ее реализации может быть начат в более ранние сроки. Региональный компонент должен прослеживаться во всех возрастных группах, поэтому для детей раннего возраста предусмотрено:

1– 3 года 

  Приобщать детей к устному поэтическому творчеству, колыбельным песням.  Стимулировать активное участие в исполнении художественного слова.

 Организация деятельности выстраивается таким образом, чтобы побуждать детей к самостоятельному исполнению колыбельных песен при укладывании кукол.

 Репертуар: 3-4 колыбельные.

 3 – 4 года

  Активно включать малые фольклорные формы в организацию режимных моментов, стимулировать самостоятельность детей при исполнении потешек (проговаривание слов, выполнение движений, подражания игровым действиям). При организации прогулок, подвижных игр начать включать в речь педагога закличек, стимулировать желание детей присоединиться к педагогу.

4 – 5 лет.

  Познакомить с небылицами, вызвать к ним интерес, желание.  Помочь понять роль различных фольклорных форм.  Развивать исполнительские умения и творческие способности (самостоятельное придумывание отдельных строк).

 5 – 7лет.

  Обобщить понятия о поэзии пестования, её роли.

История и природа Южного Урала

Тема 1. История жизни человека на Южном Урале

Тема 2. Человек и мир вокруг

Тема 3. Человек и календарь природы

Тема 4. Человек и природа Южного Урала

Тема 5. Человек и календарные традиции

Тема 6. Человек, род и природа

Народная семейная традиционная культура Южного Урала

Тема 1. Человек и его семья

Тема 2. Жилище семьи

Тема 3. Предметы народного домашнего быта

Тема 4. Особенности взаимоотношений в семье

Тема 5. Нравственные основы семьи

Тема 6. Семья и домашнее хозяйство

Тема 7. Народные праздники семьи

Тема 8. Сила семьи в ее родне

Тема 9. Семья и природа

Тема 10. Народные увеселения, игры, забавы семьи

Тема 11. Здоровье — успех и богатство семьи

  Все темы отображаются во всех образовательных областях (Приложение 5).

2.5. Активная позиция старших дошкольников обеспечивается созданием в группе уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов.

Воспитатели имеют возможность разрабатывать проекты, создавать альбомы, активно привлекать родителей.

 Методическое обеспечение: программа, программно-методический комплекс, иллюстрированное приложение «Природа Южного Урала», «Жизнь и труд людей на Южном Урале».

В регламент НОД включены занятия по социально-коммуникативному развитию «Народная культура Южного Урала», 1 раз  в неделю, в вечернее время. В рабочую программу воспитателя входит календарно-тематическое планирование по парциальной программе «Наш дом –Южный Урал».

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Выступление на Методическом объединении воспитателей групп дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы:

- реализация регионального компонента в образовательной программе ДОУ должна быть построена в соответствии с ФГОС ДО;

- необходимо изучать свой регион, культуру, особенности для формирования активной гражданской позиции детей;

- наглядно и практически показывать детям красоту Южного Урала, Челябинской области, Катав-Ивановска и воспитывать чувство гордости;

- привлекать родителей в образовательный процесс МДОУ (подготовка к праздникам, событиям, посещение музея, исторических памятников и т.д.);

- передавать опыт работы по программе «Наш дом – Южный Урал» (на методических объединениях, семинарах, выступлениях);

- делиться положительным опытом в соцсетях, на официальном сайте МДОУ.

  1. ЛИТЕРАТУРА

  1. Жизнь и труд людей на Южном Урале: иллюстрированное приложение к методическому комплексу «Наш дом - Южный Урал»:-Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014.-100с.
  2. Интернет - источники: https://www.maam.ru/users/767081

                                        https://nsportal.ru/stepanova-s-v

                                        http://yagodkamdou.ucoz.ru/

  1. Наш дом — Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. / Ред.-сост. Е. С. Бабунова. — 2-е изд. — Челябинск: Взгляд, 2007. - 239 с.
  2. Наш дом - Южный Урал: программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. - Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014.-255 с. - ISBN 978-5-91744-093-4.
  3. Природа Южного Урала: иллюстрированное приложение к методическому комплексу «Наш дом - Южный Урал»: -Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014.-100с.

 

5.ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно-тематическое планирование парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» в подготовительной группе

№п/п

Тема

Задачи

НОД

Деятельность в процессе режимных моментов (вне НОД)

Взаимодействие с родителями

Календарь

Природа, история и культура Южного Урала.

1.

История жизни человека на Южном Урале.

1.Познакомить детей с историей заселения Южного Урала людьми.

2.Формировать у детей знания о различных видах труда народа в различных регионах Южного Урала.

1. История  заселения Южного Урала.

2.Труд людей на Южном Урале.

3. Кем работают мои родители.

Посмотреть видео презентацию по теме «Заселение Южного Урала».

Совместно с детьми создать фотоальбом о профессиях своих родителей.

Посмотреть видео презентацию о профессиях .

Предложить родителям    

рассказать детям о своей профессии по возможности сводить на экскурсию.

07.09 –уборка  Лука

13.09- Куприян. Начинает уборку корнеплодов.

21.09-«Праздник Урожая»

2.

Человек и мир вокруг.

1.Дать детям сведения о народном представлении космоса, мира, природы.

2. Познакомить детей с образными выражениями о природе.

1.Космические дали.

2.Моя Родина-Россия.

3.Природа ЮжногоУрала.

Просмотр презентации по теме «Космос».

Беседы на тему «Моя Родина - Россия».

Просмотр фотографий о природе родного края.

Подобрать картинки  о природе.

Прогулка в природу «Люблю природу русскую…».

21-22.09- Осеннее равноденствие.

27.09 –начало уборки капусты. Начало капустенским вечерам.

14.10-Покров

3.

Труд человека на Южном Урале.

1.Познакомить детей с понятиями «кочевой народ», «оседлый народ», с кочевыми и оседлыми традициями народов Южного Урала (русские, башкиры, казахи, татары и другие).

2.Дать сведения детям о появлении первых железо- и медеплавильных заводах Южного Урала.

1.Народы  Южного Урала

и их традиции.

2. Труд людей на Урале.

3.Народные промыслы.

Проектная деятельность. «Валяние» (изготовление поделок из шерсти).

Провести выставку рукоделия(вышивка, вязание,  резьба по дереву, роспись и т.д.).

22.10 –заготовка дров для русской печи

12.11 –Синичкин день

14.11 – Кузьминки.  Праздник кузнеца

4.

Человек и календарь природы.

1.Дать детям сведения о том, что все народы, живущие на Южном Урале, жили по определенному порядку, ладу, по определенному календарю.

2.Познакомить детей с особенностями народных костюмов русских, башкир, татар и других народов, проживающих на Южном Урале.

1.Народный календарь.

2.Народные костюмы Южного Урала.

Просмотр презентации «Народные костюмы Юного Урала», «Танцы народов Южного- Урала».

Подборка иллюстраций  с изображением костюмов.

Предложить обшить или   изготовить куклы в национальных костюмах.

07.12 Катерина – санница

11.12–Международный день гор

14.12 – Наум – грамотник

5.

Человек и календарные традиции.

1.Формировать представление детей о тесной взаимосвязи человека, его семьи, рода с природой.

2.Дать сведения о календарных обрядах и традициях народов Южного Урала.

3.Познакомить детей с некоторыми народными календарными традициями и обрядами Южного Урала.

1. Взаимодействие человека и природы.

2.Традиции народов Южного Урала.

Просмотр видео презентаций «Традиции и обычаи на Урале».

Разучить  некоторые традиции,  связанные с гостеприимством ,(встреча гостей с хлебом и солью, запусканием кошки в новый дом и т.д.)

Подборка материала «Традиции на Урале.»

С/р игра «Встречаем гостей»

Предложить рассказать детям о своих традициях в семье.

19.12 – Николин день. Всеобщий гостевой праздник

25.12 – Спиридон –солнцеворот

31.12 – Новый год

6.

Человек, род и природа.

1.Дать сведения о семантическом значении слова «природа» - то, что дано при рождении («при родах», «при роде»).  Дать сведения детям о том, что наивысшим счастьем рода, семьи являлся здоровый ребенок.

2.Дать детям знания о домашних (семейных) народных способах лечения больных с помощью природных средств Южного Урала (траволечение), грязелечение, закаливание в бане, применение мёда и др.).

1.Природа и человек.

2.Помоги себе сам - лечение народными средствами.

Составить гербарий и фотоальбом лечебных трав.

Прогулки в природу «соберем лечебные травы».

Просмотр видео «Что такое грязелечение».

Составить гербарий и фотоальбом лечебных трав.

Дать консультацию по закаливанию детей.

Святки, колядки.

07.01 – Рождество

19.01 – Крещение. Наступают крещенские морозы.

23.02 – День защитника отечества

Масленица

Народная  семейная  традиционная  культура  Южного Урала.

7.

Человек и его семья.

1.Познакомить детей со смысловым значением слова «семья». Состав семьи, особенности взаимоотношений между членами семьи. Наличие традиций в семье.

1. Моя семья и ее традиции. Древо семьи.

Просмотр фотографий своей семьи. Изготовление картины «Моя семья».

Сюжетно-ролевая игра «Дом».

Предложить создать родословное дерево своей семьи ,используя фотографии, рисунки.

3.03–Всемирный день дикой природы

08.03 – международный женский день

14.03 – Евдокия –весновка

8.

Жилище семьи.

1.Познакомить детей с традициями и обычаями, связанными со строительством и переселением в новый дом.

2.Дать сведения о внутреннем убранстве дома. Названия и назначение предметов народного быта.

1. Традиции и обычаи с переселением в новый дом.

2.Уютный дом.

Просмотр сюжетных картинок, видео на тему «Быт семьи».

Х/Э развитие « Дома в старину»

Предложить  посетить музей.

20.03- День земли

21.03- Международный день лесов

22.03 – Сороки день. Навруз.

9.

Предметы народного домашнего быта.

1.Познакомить детей с семантическим значением слова «утварь». Дать сведения о различных видах утвари в доме.

1.Утварь в доме.

Картотека картинок  «Посуда»

Изготовление тарелочек способом папье-маше.

 Предложить найти старинные предметы домашнего обихода для  выставки

23-24.03 – Весеннее равноденствие

1.04 –День птиц

01.04 –день смеха. Праздник грачиной каши.

10.

Особенности взаимоотношений в семье.

1.Дать детям знания о народных особенностях режима семьи.

2.Познакомить детей с взаимоотношениями между братьями и сестрами.

1.Режим  семьи.

2.Беседа о взаимоотношении с членами семьи.

Провести беседу об отношениях в семье.

Предложить нарисовать рисунок «Моя семья».

Провести консультацию для родителей о привитии у детей ответственности.

07.04 – выносят пчел, достают улья

15.04 – Грачиная каша

11.

Нравственные основы семьи.

1.Дать детям сведения об отношении в семье к старым людям, больным и сиротам, к малым детям. Отношение семей к людям, попавшим в беду. Поощрение и наказания детей в семьях. Традиции и обычаи, связанные с укреплением семьи, со знанием своей родословной. Отношение семьи к грамотности, к знаниям, к книге.

1.Доброта красит человека.

2.Кто много читает - тот много знает.

Провести беседу на тему « Стар и млад», о помощи слабым и больным , младшим.

Оформить выставку книг ,для просмотра и привитии у ребенка любви к книгам.

Квест – игра  «По любимым сказкам».

Консультация на тему «Нравственное воспитание ребенка в семье».

Провести консультацию  на тему «Детское чтение дома».

Предложить родителям посетить библиотеку,

Познакомить с профессией – библиотекарь.

24.04 – Антип –целитель болезней

30.04- Зосима – пчельник

12.

Семья и домашнее хозяйство.

1.Формировать у детей знания о распределении обязанностей по ведению хозяйства в семье.

2.Приучать детей к ведению и участию в домашнем хозяйстве. Домоводство в семье.

1. Домоводство в семье.

Рассмотреть иллюстрации «Как я помогаю по дому.

Предложить составить рассказ  по теме.

Собрать пословицы и поговорки о труде.

Выставка фотографий «Как я дома помогаю»

05.05 – Лука. Лук от семи недуг

09.05 – день Победы

13.

Народные праздники семьи.

1.Дать детям знания об особенностях народного гостеприимства в семье. 2.Подготовка к праздникам в семьях: приготовление пищи, украшение жилища, подготовка одежды, встреча гостей. Песни, игры, пляски.

2.Праздник в нашем доме.

 Беседа «Чем украсить дом к празднику».

Изготовление украшений своими руками.

Изготовление украшений к праздникам «Чем украсить дом».

11.05 – сбор целебного березового сока

19.05 –Всероссийский день посадки лесов

14.

Сила семьи в ее родне.

1.Дать детям представления о родственных связях в семье, об отношении к родне. Традиции и обычаи, связанные с поддержанием родственных, добрососедских отношений.

2.Формировать добросердечные, дружелюбные отношения к родственникам.

Мой дом- моя крепость.

Беседа на тему «Мы идем в гости».

Изготовление открытки к дню рождения.

С/Р игра «Идем в гости».

Консультация  по формированию дружеских отношений в семь.

5.06 –День эколога

7 июня. Иванов день

15.

Семья и природа.

1.Дать детям сведения об отношении народа к природе,  направленное на применение в хозяйстве.

2.Познакомить детей с образными народными названиями растений, природы.

1.Природа и растения нашей местности.

2. Растения нашего края.

Изготовление поделок из природного материала.

Выставка детского творчества.

Прогулки в природу.

«В лес к родничку»,

«Лесными тропами».

21-22 июня. Праздник Солнца. День Летнего Солнцестояния.

16.

Народные увеселения, игры, забавы семьи.

1.Познакомить детей с народными играми, сезонными забавами детей и взрослых: игры с водой, природными материалами, катание с ледяных горок и т.д.

Народные игры народов Южного Урала.

Провести день народных подвижных игр.

Картотека народных подвижных игр

Консультация  по народным  подвижным играм.

Предложить родителям

Принять участие в играх.

С 24 июня по 7 июля русалочьи дни

1 июля. Ярилин день

7 июля. Иван Купала.

17.

Здоровье —успех и богатство семьи.

1.Познакомить детей с народными домашними способами лечения больных в семьях. Народное закаливание в семье. Традиции и обычаи, связанные с укреплением здоровья членов семьи.

1.В здоровом теле – здоровый дух.

Спортивный досуг.

Прогулка в природу «Лесными тропами» с выполнением  спортивных заданий.

Спортивный досуг совместно с родителями.

 « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Прогулка в природу.

2 августа. Ильин день.

9 августа. День Пантелеймона Целителя

14 августа. Первый спас – медовый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Моя Югра» Реализация регионального компонента в образовательном процессе с использованием ИКТ технологий

АннотацияДанный проект рассчитан для детей подготовительной к школе группы. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту ...

Введение регионального компонента в образовательный процесс

Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны, в базисный учебно-воспитательный план введен региональный компонент как принцип культуросоо...

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию «Украшаем тюбетейку» (аппликация) (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Подготовительная группа Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!"

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию«Украшаем тюбетейку» (аппликация) Подготовительная к школе группа (в рамках реализации парциальной программы «Наш...

Семинар-практикум на тему: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала в условиях многонаци...

Сборник методических разработок из опыта педагогов Курганинского района «Региональный компонент в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в условиях внедрения ФГОС ДО»

Сборник составлен по итогам работы годичного семинара по теме: «Региональный компонент в работе педагога в контексте ФГОС ДО». В сборник методических разработок вошли проекты, сценарии раз...

«Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Современный этап модернизации отечественного образования предполагает повы...