Отчёт по самообразованию на тему: «Использование логоритмики и ритмопластики, с целью развития музыкально-творческих способностей и речевой активности детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Отчет по самообразованию музыкального руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_samoobr._glushak.docx18.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 27

Отчёт по самообразованию

на тему:

«Использование логоритмики и ритмопластики, с целью развития музыкально-творческих способностей и речевой активности детей дошкольного возраста»

                       

Подготовил: музыкальный руководитель Малютина А.В.

2021 г.

В течении учебного года на музыкальных  занятиях  применяла логоритмические упражнения в работе с детьми. Использовала подход к каждому ребёнку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей. Большое внимание   уделялось упражнениям для снятия эмоционального  и  мышечного напряжения.

Исходя из опыта работы, я пришла к выводу, что наиболее действенным приемом, направленным на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, являются музыкально-ритмические упражнения. С их помощью развивается у воспитанников внимание, память, мыслительные процессы, т.е. оказывается комплексное корригирующее воздействие на детей.

Для развития фонематического слуха проводила музыкально-дидактические игры, которые способствовали   поддержанию интереса детей и стимулировали их активность. Такие как: «Птенчики» Е. Тиличеевой, «Три медведя» И Арсеева, «Угадай по голосу» Е. Тиличеевой и др.

Для развития слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков использовала такие музыкально-дидактические игры как: «На каком инструменте играю?», «Музыкальные молоточки», «Отгадай и сыграй, как я!» и др.

В ходе работы над текстом разучиваемой песни, стихов, инсценировок, проводила работу по коррекции устной речи. В этом  помогала  артикуляционная гимнастика. В нее включала упражнения для языка, щек, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику.

При невнятном произношении, «проглатывании» окончаний слов (особенно согласных), использовала  приём  пропевания мелодии на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», которые способствовали автоматизации звука и закреплению правильного произношения.

Также, для успешного развития артикуляции и чистоты интонирования я использовала так называемые фонопедические  упражнения, которые являются наиболее эффективными для развития певческих навыков (с музыкальным сопровождением и без него). Так как известно, что в пении органы дыхания играют ведущую роль, необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки. Для этого проводила специально подобранные упражнения по системе В.Емельянова. Кроме того, они способствовали снятию стрессовых состояний. Я использовала эти упражнения и для развития чувства ритма, так как выдох и вдох мы проделывали на стаккато и легато, на разные длительности. В проведении дыхательных упражнений чаще всего использовала сравнительный показ педагога (неправильное и правильное исполнение).

Для профилактики простудных заболеваний, для оздоровления и повышения защитных свойств организма, для поддержки у детей бодрого настроения и побуждения их к активности, я использовала игровой самомассаж биологически активных точек.

Используя вышеперечисленные приемы в пении, я заметила значительные улучшения: исчезла излишняя напряженность дыхательного и речевого аппарата, скованность голосовых связок, появилась выразительность в пении. А систематическое развитие навыков выразительного пения помогло решить многие коррекционные задачи для преодоления речевых нарушений.

В целом, все вышеперечисленные приемы  способствовали развитию психических процессов (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны речи (звукопроизношения и ритмико-мелодической стороны: темпа, ритма, тембра, динамики).   Большое внимание уделяла пальчиковой гимнастике для развития мелкой   моторики. У некоторых детей были выявлены затруднения в выполнении задания.

Материал, изучаемый на логоритмических занятиях закрепляется в самостоятельной деятельности детей (в группе в свободное время). Самостоятельная музыкальная деятельность помогает ребенку «раскрыться»: по-своему выразить то, с чем он познакомился на музыкальном занятии, проявить свою инициативу, самостоятельность, развить волевые черты характера, творческие способности, воображение. Для этого в каждой группе организована соответствующая развивающая среда. Данная работа проводится или совместно с воспитателем, или детьми самостоятельно.

Таким образом, все перечисленные выше упражнения способствуют развитию у детей слухо-зрительно-двигательной координации, внимания и памяти, ритмического слуха, нормализации координации движений с речью, пространственной организации движений, выразительности и грации движений, общей и мелкой моторики. В процессе проводимой работы столкнулась с проблемой недостаточной теоретической подготовки по вопросу логоритмики, методической и дидактической базы. Для решения названной проблемы основной деятельностью стало самообразование педагога.

      В целом, работа по данному направлению:

  • стимулировала введение в практику музыкальной деятельности новой авторской методики   Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» ;
  • способствовала устранению рече-двигательных нарушений дошкольников;
  • способствовала изменению структуры и содержания музыкально-логоритмической деятельности;
  • позволила систематизировать комплексы логоритмических упражнений.

     В дальнейшем планирую осуществить поиск новых методик и технологий по развитию тактильного и ассоциативного мышления, а также творческой активности воспитанников.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Логоритмика, как стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста».

Обобщение передового педагогического опыта в группе раннего возраста на тему:  «Логоритмика, как стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста»....

Образовательная деятельность по теме самообразования «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредствам театрализованного искусства» . Педагог Моисеенко Наталья Николаевна

Задачи: Речевое развитие: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми процессе беседы, умении выразительно и эмоционально передавать текст сказки, умение выражать свои мысли, развивать пра...

Консультация для педагогов "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов  с презентацией  и  участием воспитателей....

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

Мастер - класс «Развитие исследовательских способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста»

Актуальность мастер-класса  заключается в  повышении  уровня профессиональной компетенции его участников в вопросах развития исследовательских способностей и познавательной активности д...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...

Социально – значимый творческий проект по формированию речевой культуры на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и о...