Целевые ориентиры музыкального развития дошкольников в соответствии с ФГОС.
методическая разработка

Чешуева Марина Сергеевна.

В статье раскрыты общие принципы ,цели,задачи и целевые ориентиры музыкального развития и  музыкального воспитания  дошкольников в контексте ФГОС ДО.Сформулированы современные задачи музыкального воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselevye_orientiry.docx17.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Целевые ориентиры музыкального развития дошкольников  в соответствии с ФГОС.

Составила :  музыкальный руководитель МДОУ ВМР Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» г.Вольска Саратовской области Чешуева Марина Сергеевна .

При  планировании   образовательной деятельности по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» музыкальная деятельность в рамках  ФГОС , передо мной встала проблема, какие писать целевые ориентиры по музыкальной деятельности т.к.  в программе   «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/ они  практически не освещают музыкальную деятельность.

Прочитав  ряд статей на данную тему, все-таки  решение  было найдено. Статья будет очень полезна музыкальным руководителям в составлении   планирования и в работе.

Аннотация. В статье раскрыты общие принципы, цели, задачи и целевые ориентиры музыкального развития  и музыкального воспитания дошкольников в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Сформулированы современные задачи музыкального воспитания, вытекающие из специфики детской музыкальной деятельности и музыки как искусства.

Общие принципы музыкального воспитания в рамках ФГОС дошкольного образования:

- возможность музыкального развития и получения музыкального воспитания на всех этапах детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) музыкального развития;

- организация музыкальной деятельности на основе индивидуальных особенностей и способностей и интересов каждого ребенка;

- сотрудничество и взаимодействие детей, педагогов и родителей в процессе совместной музыкальной  деятельности;

- поддержка детской инициативы и самостоятельности в различных видах музыкальной деятельности;

- сотрудничество детского сада и семьи по вопросам музыкального воспитания и развития;

- приобщение детей к музыкальной культуре, музыкальным традициям семьи, народа и России;

-  доступность предметно- пространственной среды, репертуара, педагогических методов возрасту и индивидуальным особенностям детей.

В рамках стандарта музыкальное воспитание направлено на достижение следующих стратегических целей:

- повышение социального статуса музыкального воспитания в дошкольном образовании;

- обеспечение равенства возможностей для детей в получении качества музыкального воспитания на основе единства требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам освоения;

- сохранение единства основных направлений музыкального воспитания дошкольников в реализации «Художественно- эстетическое развитие» в образовательном пространстве Российской Федерации.

В контексте ФГОС дошкольного образования музыкальное воспитание направлено на решение следующих задач:

- организация условий для охраны и укрепления здоровья детей, поддержания эмоционального благополучия, развития физических качеств в  музыкальной деятельности;

- предоставление равных возможностей для полноценного музыкального  воспитания /образования, реализуемых в рамках образовательных программа дошкольного и начального общего образования;

- создание благоприятных условий музыкального развития детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями, склонностями, уровнем развития музыкальных способностей;

- объединение воспитания и обучения в музыкальной деятельности в целостный образовательный процесс на основе общечеловеческих государственных, национальных, культурных ценностей в интересах ребенка, семьи, общества;

- формирование музыкальной культуры детей, развитие их социальных, нравственных,

эстетических, интеллектуальных качеств,  самостоятельности, инициативности, формирования предпосылок к учебной деятельности;

- обеспечение вариативности содержания раздела «Музыкальное воспитание» основных образовательных программ и форм организации музыкальной деятельности в дошкольном образовании;

- обеспечение возможности разработки раздела «Музыкальное воспитание» в программах различной направленности с учетом образовательных потребностей и состояния здоровья детей;

- создание социокультурной среды музыкального развития и музыкальной деятельности, соответствующей индивидуальным и возрастным особенностям детей;

- обеспечение поддержки семьи и повышения  осведомленности родителей (законных представителей) в вопросах музыкального воспитания и развития детей.

Современные задачи музыкального воспитания, вытекающие из специфики музыкальной деятельности детей и музыки как искусства:

- формирование у детей дошкольного возраста музыкальной культуры и музыкально- эстетического сознания;

- развитие музыкальности (эмоциональной отзывчивости на музыку и музыкальных способностей) детей в доступных видах музыкальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество);

-обогащение музыкальных впечатлений и опыта, расширение музыкального кругозора;

- развитие музыкального восприятия, воображения и мышления;

-создание условий для творческих проявлений и их развития в разных видах музыкальной деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах,  музыкально- ритмических движениях, музыкальных играх);

- содействие проявлениям самостоятельности в музыкальной деятельности;

- обогащение  опыта взаимосвязи искусств,

- побуждение к эстетическому восприятию и эстетическому освоению музыкальной действительности, проявлению эстетических чувств, эстетического отношения  к прекрасному, приобщение к эстетической действительности.

Целевые ориентиры музыкального воспитания в младенческом и раннем возрасте:

- ребенок эмоционально откликается на музыку по- разному реагирует на характер музыкальных произведений;

Интересуется музыкальными игрушками, знает назначение и способы действия с некоторыми музыкальными инструментами и  игрушками, умеет ими пользоваться ( погремушка, колокольчик, барабан, музыкальные игрушки- забавы и др.), знает названия музыкальных инструментов и игрушек;

- охотно включается в общение о музыке;

- проявляет интерес к слушанию, песням, танцам, музицированию  на музыкальных инструментах, эмоционально откликается на деятельность, связанную с музыкой;

- стремиться к музыкальной деятельности, включается в нее вместе со взрослыми и активно подражает им в музыкальных движениях, подпевании песен идр.,

-проявляет интерес к музыкальной деятельности сверстников, наблюдает за их действиями и подражает им, включается в совместное музицирование, пение, пляски и др.,

- осваивает различные виды движения под музыку( ходьба (маршировка), бег, пружинящие движения коленями, хлопки в ладоши др.). активно подпевает

Целевые ориентиры музыкального воспитания на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок демонстрирует положительное отношение к музыке и обладает установкой к музыкальной деятельности;

- эмоционально воспринимает музыкальные произведения, проявляет интерес к музыке, с удовольствием слушает ее, имеет любимые произведения для слушания и исполнения, задает вопросы взрослым и сверстникам, пытается самостоятельно объяснить музыкальные явления; творчески экспериментирует в музыкальной деятельности;

- овладевает основными способами музыкальной деятельности, проявляет в ней инициативу самостоятельность.

Выбирает музыкальную деятельность по интересам, участников по совместному музицированию на детских музыкальных инструментах, пению, танцам и музыкальным играм;

-способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в музыкальной деятельности;

- знаком с произведениями музыкальной литературы, обладает начальными знаниями в области музыки;

-обладает развитым музыкальным воображением, реализующимся в музыкальном творчестве и в игре;

-взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных музыкальных играх,  мероприятиях ( праздниках, досугах/ развлечениях, занятиях). Способен к музыкальной деятельности в коллективе (договаривается, проявляет свои чувства соразмерно ситуации, учитывает интересы и чувства других, сопереживает неудачной м и радуется успехам других, старается находить решения в спорных обстоятельствах);

-достаточно хорошо использует устную речь для выражения своих мыслей и чувств по поводу прослушанной музыки или иной музыкальной деятельности, общения со сверстниками в музыкальных играх, праздниках и т.д.. может высказать пожелания и вступить в диалог;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, позволяющая участвовать в музыкально- ритмической  деятельности, музыкальных играх, музицировании и т.д., он может контролировать свои движения и управлять ими;

- у ребенка достаточно развит голосовой аппарат, он способен выразительно без напряжения исполнять песни  (соответствующие  возрастным физиологическим способностям и индивидуальным особенностям);

Может следовать нормам поведения  и правилам в музыкальной деятельности, соблюдает правила гигиены голоса, безопасного проведения в музицировании, музыкально- ритмических  движениях и музыкальных играх.

В условиях современного музыкального воспитания акцент делается на развитие ребенка, а не на формирование у него навыков музыкальной деятельности, позволяющих демонстрировать успехи в праздниках, конкурсах и проектах. Развитие в музыкальной деятельности индивидуальности, самостоятельности, формирование музыкальной культуры – вот ключевые ориентиры развития современного ребенка, переходящего на ступень начального общего образования. Ребенок – компетентный слушатель, ребенок деятель, ребенок- творец.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны владеть методами косвенного  руководства, обладать терпением и педагогическим тактом , чтобы музыка  и музыкальная деятельность прочно вошли в круг потребностей личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО....

Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

Целевые ориентиры дошкольного образования....

Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов ...

Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредствен­ность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкол...

Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС в ДО

Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС в ДО...

Родительское собрание на тему "Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО»

Родительское собрание Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО» работа которая проведена по целевым ориентирам...

Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДОСпецифика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность...