Сценарий педагогического совета "Ранняя профориентация дошкольников на основе ознакомления с профессиями родного села"
методическая разработка

Материалы для проведения педагогического совета на тему "Ранняяя пррофориентация дошкольников на основе ознакомления с профессиями родного села"  в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_1.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА» - СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

“АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2”

ИМЕНИ  ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА

 (детский сад «Вишенка» - СП МБОУ «Алтайская СОШ №2»)

Сценарий педагогического совета

«Ранняя профориентация дошкольников на основе ознакомления с профессиями родного села»

Составитель: Ушакова Л.Ю., старший воспитатель

Алтайское 2021

Цель: совершенствование условий, способствующих ранней профориентации дошкольников на основе ознакомления с профессиями родного села 

Задачи:
1. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации ранней профориентации дошкольников.

2. Определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы в детском саду.

3. Развитие навыков работы в команде.

Оборудование и материалы:

Подготовка к педсовету:

План проведения педагогического совета

  1. Теоретическое обоснование темы. Педагогический сундучок.
  2. Итоги тематической проверки «Эффективность условий, способствующих ранней профориентации дошкольников»
  3. Презентация альбома «Профессии моего села»
  4. Презентация проектов по профориентации.
  5. Деловая игра «Мир профессий»
  6. Принятие решения

Ход педагогического совета

1. Теоретическое обоснование темы. Педагогический сундучок.

Эпиграфом к нашему педсовету Н.Г.Чернышевского «Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии».

Одной из важнейших составляющих социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Первый этап становления профессионального самоопределения начинается в дошкольном возрасте и заключается в развитии конкретно-наглядных представлений ребенка о мире профессий.

Желание «стать кем-то» у детей появляется еще в детском саду. Однако на данном этапе выбор ребенка не является окончательным, хотя и играет огромную роль в формировании интересов.

Актуальность ранней профориентации является современным запросом правительства Российской Федерации, который прописан в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и целевых ориентиров дошкольного образования, где определено формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Направления профориентационной работы в ДОО.

Развитие навыков самообслуживания. 

Овладение компонентами трудовой деятельности происходит в первую очередь в процессе самообслуживания. Самообслуживание – это труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей воспитанников). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми.

Приобщение к доступной трудовой деятельности. 

Трудовая деятельность направлена на развитие общих трудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам, включает в себя:

 хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);

 труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);

 ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, ремонт игрушек и пр.)

Формирование первичных представлений о труде взрослых.

 Образовательный процесс, направленный на формирование первичных представлений о труде взрослых будет успешен при использовании разных форм работы с детьми:

  • словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
  • наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
  • практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
  • игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

Все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Путеводитель по профессиям

Группа раннего возраста детей 2-3 лет: воспитатель, помощник воспитателя, повар, дворник, врач, строитель, шофер.

Младшая группа 3-4 г.: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач), повар, продавец.

Средняя группа 4-5 лет: шофер, почтальон, врач и профессии родителей.

Старшая группа 5-6 лет: учителя, работники сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, труд людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусств.

Подготовительная к школе группа 6-7 лет: профессии родного города, профессии родителей, современные профессии.

В младшей группе происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными им профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра, повар, продавец.

В средней группе добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знание о профессиях родителей.

В старшей группе детям показывают результаты труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства, результатами их труда. Дети играют в магазин, аптеку, поликлинику. Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему «Транспорт» совершенствуются знания Правил дорожного движения. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.

Детей седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями родного города. В сюжетно-ролевых играх изображают работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т. д.).

2.        Итоги тематической проверки «Эффективность условий, способствующих ранней профориентации дошкольников» представит старший воспитатель

3.        Третьим пунктом плана педагогического совета является презентация альбома «Профессии моего села». О нем нам расскажут воспитатели…..

4.        Презентация проектов по профориентации. Эффективной формой профориентации считается реализация проектов. Опытом работы в данном направлении поделятся педагоги …….

5.        Деловая игра «Мир профессий»

Разрешите представить вам незаменимых на сегодняшнем мероприятии людей – это жюри, которое будет оценивать команды  (представляются члены жюри).

         Объявляем  первый тур  «Визитная карточка»

 Я вижу, что настроение у всех боевое и объявляю начало первого конкурса, который называется «Визитная карточка». Этот конкурс оценивается по  пятибалльной системе.

Второй тур  «Разминка»

Как известно, в ознакомлении детей с профессиями широко используется произведения писателей и поэтов. Вопросы разминки будут посвящены произведениям и их авторам. Каждой из команд будет задано по 10 вопросов, на которые необходимо дать незамедлительный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы 1 команде

  1. Профессия  доктора Айболита?  (врач, ветеринар)
  2. О какой профессии идёт речь в стихотворении С. Маршака «Пожар»? (пожарный)
  3. Железный друг Элли и Тотошки?  (дровосек)
  4. Какой профессией владеет героиня стихотворения А. Барто «Рукодельница»? (швея)
  5. Кем стали кот, пёс, осёл и петух из Бремена? (музыкантами)
  6. Человек какой профессии научит детей понятиям, о которых говорится в стихотворении С. Маршака «Знаки препинания»? (учитель)
  7. Кем работал Печкин в Простоквашино? (почтальон)
  8. Человек какой профессии разочаровал Э.Успенского в стихотворении «Пейзаж»? (художник)
  9. Какая профессия у Мери Поппинс?  (няня)
  10. Кем работал кот Василий в сказке «Кошкин дом» (дворник)

Вопросы 2 команде

  1. Какую профессию осваивал Шарик в Простоквашино, когда ему подарили фото-ружьё? (фотограф)
  2. Творчество людей какой профессии так и не увидели девочки в стихотворении А. Барто «В театре»? (артисты, балерины)
  3.  Кто спас Красную шапочку и бабушку?  (охотники)
  4.  Чью профессию примерила воспитатель детского сада в стихотворении А. Барто «Игра в стадо»? (пастух)
  5.  Кто умеет варить кашу из топора?  (солдат)
  6.  Кем по профессии был старик в сказке о Золотой рыбке?  (рыбак)
  7. Кем работал Данила из сказки П.П.Бажова «Каменный цветок»)? (малахитовых дел мастером) 
  8. Кем работали крокодил Гена и его друзья Э.Успенского, когда возводили Дом дружбы? (строители)
  9. Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремесла? (Джанни Родари)
  10. Профессия Пуговки из Цветочного города (модельер)

Третий тур   «Конкурс капитанов»

Как известно, в мире существует множество разнообразных профессий, все они полезные и интересные. Задание: за 2 минуты вы должны написать как можно больше профессий, которые начинаются на букву «П». За каждую профессию команда также получает по 1 баллу.

Подсказки:

«П» - парикмахер, пекарь, печник, прессовщик, продавец, педагог, плиточник, птичник, психолог, паркетчик, паяльщик, программист, профконсультант, провизор, политолог, профессор, портье.

Четвертый тур  «Я начну, а вы закончите»

Пословицы и поговорки о труде — венец народного творчества. В них запечатлены размышления о значении труда в жизни человека, продиктованные умом, опытом и наблюдениями нескольких поколений. Поскольку каждый день связан с работой, их актуальность никогда не угаснет. Я буду произносить первую часть пословицы, а вы будите продолжать. За каждую правильно названную пословицу команда получает 1 балл.

Первая команда

  1.  Без труда  не вытащишь и рыбку из пруда.
  2.  Труд кормит, а лень портит.
  3.  Хочешь кататься, люби и саночки возить.
  4.  Умелые руки не знают скуки.
  5.  Что посеешь, то и пожнёшь.
  6.  Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  7.  Делу время, потехе час.
  8.  Кто любит труд, того люди чтут.
  9.  Землю красит солнце, а человека труд.

Вторая команда

  1. Не игла шьет, а руки
  2. Куй железо, пока горячо
  3. Какой мастер, такова и работа
  4. Словами туда и сюда, а делами – никуда
  5. Труд кормит, а лень портит
  6. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится
  7. Красна птица оперением, а человек рукоделием
  8. Если нет охоты, мало толку от работы
  9. Тот человек в почете, чьи руки в работе

Пятый тур «Профессии из прошлого»

Современный мир постоянно развивается. Меняется культура, быт, жизненные принципы, одежда, а также профессии. В настоящее время наиболее популярны профессии: программиста, юриста, экономиста, менеджера, адвоката. Предлагаю посмотреть забытые профессии, которые были популярны у наших предков. На экране будет появляться картинка, вам остается назвать профессию. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

  1. Резчик (заготовщик) льда. Холодильник, появившийся в 40-е годы ХХ века, стал причиной исчезновения ещё одной интересной профессии — заготовщик льда. Это сейчас жизнь без холодильника невозможно себе представить, а меньше века назад продукты хранили в специальных шкафах со льдом — ледниках (как люди выживали летом, даже представить страшно). Заготовщики вырезали ледяные глыбы из замерзших озер и рек и развозили их по домам.
  2. Ещё одно интересное порождение промышленной революции — чтец или лектор, как его иногда называли. Речь идёт не об образовании и не научных докладах в лекториях. Чтецы развлекали рабочих прямо во время производственного процесса, поскольку труд на заводах был весьма унылым и монотонным. Нередко чтецов нанимали сами рабочие, самостоятельно собирая деньги на оплату их труда. Обычно рабочим читали газеты или развлекательные тексты, но на рубеже XIX и XX веков чтецов стали активно использовать агитаторы — вместо газет в руках лекторов появились левые политические манифесты. Конечно, это не нравилось владельцам фабрик, и в 1920-е годы чтецов в большинстве стран заменило радио. А вот на Острове Свободы чтецы существуют до сих пор. В прошлом году жители Кубы официально отпраздновали 150-летие профессии «чтец на табачной фабрике», возникшей, как здесь считают, 21 декабря 1865 года. В связи с круглой датой кубинское правительство даже обратилось в ЮНЕСКО с предложением внести эту профессию в Список всемирного нематериального культурного наследия. В настоящее время на Кубе профессиональными чтецами на табачных фабриках трудятся более 300 человек — все они являются государственными служащими. Чтению текстов они посвящают всего 90 минут в день, а остальную часть рабочего дня отводят для подготовки материалов на следующую читку и обсуждение прочитанного с рабочими.
  3. Бондарь. Традиционно для засолки огурцов и выдержки вина используют деревянные бочки. В старину их изготовлением занимался бондарь. Получившая широкое распространение на Руси, эта профессия сошла на нет в XX веке. Раньше количество профессионалов-бондарей достигало тысячи человек в каждой губернии, сейчас же их — единицы. Набивать бочки было делом крайне сложным. Достаточно вспомнить эпизод из книги о Робинзоне Крузо: на острове он пытался научиться мастерить бочонки. Несколько недель корпел, сколачивал дощечки, а все равно ничего путного сделать так и не смог. На картине Сергея Скачкова можно увидеть бондаря за работой. С помощью топора и подручных столярных инструментов он прилаживает деревянные или железные обручи к корпусу. Дощечки должны быть сбиты настолько плотно друг к другу, чтобы они не пропускали воду.
  4. Плевальщик. Одна из самых почетных и высокооплачиваемых профессий. Плевальщики сеяли репу. Так как семена были очень мелкие, люди придумали, что их можно выплевывать.

Шестой тур «Обгонялки»

Задача команд в этом конкурсе – как можно быстрее по описанию профессии определить, что это за профессия. Побеждает первая команда, ответившая правильно. Если команда дает неверный ответ, право ответа передается другой команде.

Если ответ верный –команда зарабатывает 1 очко

1. Глаза разбегаются от множества красочных обложек. Как же найти среди такого обилия самую интересную, содержательную? Выбрать то, что желаешь тебе поможет человек. Он спросит, что ты больше любишь: повести или рассказы, приключения или весёлые стихи? И подведёт тебя к полке, где стоят эти замечательные книжки. (Библиотекарь.)

2. Ещё вчера он звонко лаял и грыз папины шлёпанцы. А сегодня отказался от еды и не хочет играть. Положил свою грустную мордочку на лапы и лежит безучастный ко всему. Как помочь твоему другу, знает врач, который лечит животных. Он внимательно осмотрит больного щенка, потрогает нос, пощупает живот и даст лекарство. (Ветеринар.)

3. Эта работа трудна и опасна. Это редкая профессия. Выбирают её лишь настоящие мужчины, сильные, смелые и находчивые. Их называют мастерами подводных дел. У них много работы. Они строят причалы и мосты, укрепляют песчаные берега, обследуют дно рек и морей. И конечно, они спасают людей и корабли, потерпевшие крушение. (Водолаз.)

4. Кажется, что лес растёт сам по себе и хозяин в лесу каждый, кто захочет в него прийти. Но это не так. У леса есть настоящий хозяин. Он растит и бережёт лес, ухаживает за ним. У него много забот и обязанностей. По едва заметным тропинкам неторопливым шагом он обходит свои лесные кварталы. Замечает, где буря повалила деревья, где появилось множество насекомых – вредителей леса. Смотрит, нет ли больных и засохших деревьев и нет ли запаха дыма: лесной пожар – это беда. Он знает, какие звери и птицы здесь живут. (Лесник.)

Седьмой тур «Аукцион»

Напишите на листе бумаги за 2 минуты как можно больше слов (существительные, глаголы, прилагательные), связанных с профессией ВРАЧА. Слова зачитываются по очереди, не повторяясь. Побеждает команда, которая последней называет слово.

Восьмой тур «Домашнее задание»

Уважаемые команды, предлагаю вам вспомнить и перечислить формы работы (первая команда) и методы и приемы (вторая команда), которые вы будете использовать в работе с детьми при ознакомлении с одной из профессий.  Высшая оценка за выполнение задания -5.

Девятый тур  «Музыкальный»

Командам необходимо вспомнить песни, где говорится о профессиях. Исполняем по одной строчке поочередно обе команды.  Побеждает команда, вспомнившая наибольшее количество песен.

Для подведения итогов слово предоставляется членам жюри.

  1. Проект решения педагогического совета:

1. Считать условия, созданные в детском саду для ранней профориентации дошкольников хорошими.

2. Использовать в работе эффективные формы и методы для ознакомления дошкольников с профессиями взрослых.

Срок исполнения: постоянно

Ответственный: педагоги

3. Продолжать пополнять предметно-пространственную среду, способствующую ранней профориентации детей.

Срок исполнения: постоянно

Ответственный: педагоги

3. Использовать проектный метод в формировании первоначальных  представлений детей о профессиях.

Срок исполнения – май.

Ответственные – ………..    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края

В данной работе отражены исследования, проведённые на базе нашего детского сада, по изучению и повышению уровня развития патриотических чувств у детей и их родителей....

Презентация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем"

      Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился ...

Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...

Воспитание у старших дошкольников патриотических чувств к малой родине через ознакомление с профессиями родного края

В статье раскрываются особенности воспитания у старших дошкольников  патриотических чувств к малой родине через ознакомление с профессиями родного края...

Творческий проект" Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников, на основе ознакомления с творческими профессиями"

Ознакомление детей дошкольного возраста с преобразующим видом труда, в основе которого лежит творческий процесс представляет особую сложность, поскольку сам творческий процесс сложно представить детям...