ПРОЕКТ ПО СЕНСОРИКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ» для детей 5-6 лет
проект (старшая группа)

Султанова Людмила Энгельсовна

Актуальность создание проекта

        Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет.

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно к 5 годам ребенку становиться доступно все многообразие цветовых тонов спектра. Он начинает устанавливать связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомить ребенка с цветом необходимо начинать как можно раньше, ведь это поможет ему получить и усвоить больше информации об окружающем мире, развивать память, внимание и художественный вкус, а значит, развиваться в целом.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с цветом, формирование у них сенсорных эталонов цвета, и с другой – недостаточный уровень знаний и умений детей привели к выбору темы проекта.

Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

Цели проекта: усвоение детьми сенсорных эталонов цвета; формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета; создание оптимальных условий, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого и интеллектуального развития детей.

Задачи проекта:

  • закрепление у детей знания основных цветов, умения различать их;
  • научить построению цветовых сочетаний по образцу;
  • учить детей различать теплые и холодные цвета;
  • упражнять в умении рассказывать о цвете;
  • упражнять в сопоставлении предметов и их изображений по цвету;
  • закреплять знания о цвете в памяти;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1proekt_po_sensorike_razn._nedelya.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ПО СЕНСОРИКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»

для детей 5-6  лет

Введение

Танцевали мы и пели,

Так устали, просто чудо!

Разноцветную неделю

Мы устроим вам повсюду.

Что же это за неделя?

Вы не знаете? Расскажем!

Это дело — не безделье.

Все цвета мы вам покажем.

Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм,   цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учится открывать для себя.

Актуальность создание проекта

        Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. 

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно к 5 годам ребенку становиться доступно все многообразие цветовых тонов спектра. Он начинает устанавливать связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомить ребенка с цветом необходимо начинать как можно раньше, ведь это поможет ему получить и усвоить больше информации об окружающем мире, развивать память, внимание и художественный вкус, а значит, развиваться в целом.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с цветом, формирование у них сенсорных эталонов цвета, и с другой – недостаточный уровень знаний и умений детей привели к выбору темы проекта.

Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

Цели проекта: усвоение детьми сенсорных эталонов цвета; формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета; создание оптимальных условий, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого и интеллектуального развития детей.

Задачи проекта:

  • закрепление у детей знания основных цветов, умения различать их;
  • научить построению цветовых сочетаний по образцу;

            находить предметы заданного цвета в окружающем мире;

  • учить детей различать теплые и холодные цвета;
  • упражнять в умении рассказывать о цвете;
  • упражнять в сопоставлении предметов и их изображений по цвету;
  • закреплять знания о цвете в памяти;
  • обучать действиям с цветом по словесной инструкции;
  •  создать условия для эмоциональной насыщенности детского творчества, становлению эвристической структуры личности;
  • привлечь детей к созданию коллективной  композиции;
  • развивать пространственное воображение с опорой на представление о цвете;
  • развивать речь и словарный запас детей;
  • тренировать в нахождении лишнего предмета по цвету в сериационных и классификационных рядах;
  • воспитывать аккуратность, дружелюбное отношение друг к другу.

Ожидаемые результаты: В процессе реализации проекта у дошкольников будет обогащаться восприятие цвета, превращая его в мощное художественное средство познания жизни.

Продукт: создание «Разноцветной книги» (С. Я. Маршак), коллективной работы «Радуга-красавица»; составление консультации для родителей «Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?».

Аннотация проекта

По доминирующей в проекте деятельности: творческий, познавательный.

По содержанию: обучающий.

По числу участников проекта: групповой

По профилю знаний: многопредметный.

Продолжительность проекта: краткосрочный ( с 25.11.19г по 29.11. 19г)

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка ) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте означает:

- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Для реализации проекта необходимые следующие материалы: краски, кисти, альбомы, цветная бумага, цветной картон, клей, цветные карандаши, салфетки, гофрированная бумага, спортивный инвентарь, методическая и художественная литература, муляжи овощей и фруктов, наглядный демонстрационный материал, настольно-печатные игры.

Этапы

 Реализация проекта рассчитана на одну неделю   с 25.11.19г по 29.11. 19г.        

Подготовительный этап.

Определение темы проекта.

Формулировка цели и определение задач.

Подбор материалов по теме проекта.

Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по формированию у дошкольников цветового восприятия.

Заключительный этап

Создание «Разноцветной книги» (С. Я. Маршак)

Оформление коллективной композиции «Радуга-красавица»

Работа с родителями: консультация «Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?»

             

 Содержание работы в процессе реализации проекта:

Вовлечение в деятельность

Объявление о реализации проекта «Разноцветная неделя».

Понедельник — день красного, оранжевого, желтого  цвета.

Вторник – день зеленого цвета.

Среда – день голубого и синего цвета.

Четверг – день фиолетового цвета.

Пятница – разноцветный день.

 План работы

Понедельник  25.11.2019г – день красного, оранжевого и желтого цвета

У нас секретов нет,

Самый лучший красный цвет.

Цвет оранжевый без сомненья,

Нам поднимет настроенье.

Желтый самый главный цвет,

Потому что это солнышка свет.

1-ая половина дня:

1. Отгадывание «красных», «оранжевых» и «желтых» загадок;

2. Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Красный»; «Я найду цвет везде» (красные, оранжевые, желтые предметы);

3. Рисование ладошкой красной, оранжевой и желтой полоски на коллективной  радуге;

4. Работа с цветными карандашами (д/и «Чудесный мешочек»), дидактическая игра на внимание  «Цвета».

2-ая половина дня:

1. Чтение и обсуждение сказки Ш. Перро «Красная шапочка»

2. Дидактические игры «Найди красные ягоды», «Найди желтые и оранжевые фрукты»

 подвижные игры «Кегли», «Лиса и зайцы»;

3. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»;  

4. Прослушивание «Оранжевой песенки».

Вторник  26.11.2019г– день зеленого цвета

Цвет зелёный у листочка,

Подо мхом зелёным кочка,

И зелёные иголки

Целый год растут на ёлке.

В. Косовицкий

1-ая половина дня:

 1. Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Зеленый», «Найди и назови все зеленое»;

2. Рисование ладошкой зеленой полоски на радуге;

3. Пальчиковая гимнастика «Дерево» (У дерева ствол, на стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета);  

4. Упражнения по формированию элементарных математических представлений «На какую форму похожа крона дерева», «Маленькие и большие елочки», «Покажи правильное количество» (зеленые круги);

5. Подвижная игра на прогулке «Светофор»;

2-ая половина дня:

1. ОД Заучивание стихотворения М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок»;

2. Экспериментирование «Цветная вода» - смешивание красок (красный + желтый = оранжевый, синий + желтый = зеленый);

3. дидактическая игра с зеленым мячом «Назови цвет»;

4. подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч».  

5. Отгадывание «зеленых» загадок.

Среда 24.11.2019г – день синего и голубого цвета

А небесную лазурь,

Море после хмурых бурь

Голубой подарит цвет.

Бесподобен с ним рассвет.

И искриться в Новый год

Голубея снег и лёд

Е. Горева.

1-ая половина дня:

1. Беседа: « Где можно встретить воду»;

2. Решение проблемной ситуации: «Что обозначено на глобусе голубым цветом?»;

3.  Рисование ладошкой голубой и синей полоски на радуге;

4. Дидактические игры: «Каждый предмет на свое место»;

 «Найди свой домик»;

5. Подвижная игра: «Пройди по голубой дорожке, найдешь синие сапожки»;

6. Отгадывание «голубых» и «синих загадок»;  

7. Прослушивание песни «Синяя вода»

2-ая половина дня:

1. Чтение сказки в картинках «Синий гном» (анализ, обсуждение);

2.  Дидактические игры: "Найди и назови все голубое, синее",  «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий»;

3.  Занятие по рисованию «Рисование гжельского узора. Красивый чайник» (цель: знакомить детей с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение; выделять роспись предметов: элементы, сочетание голубого и синего цвета и расположение узора на форме): рассматривание плаката «Гжель», книги Н. Сурьянинова «Синие цветы гжели»; чтение и обсуждение сказки «Гжельские изделия».                                                                                                      

Четверг  28.11.2019г– день фиолетового цвета.

А вот с цветом фиолетом
Повстречаться можно летом.
Фиолетовы бананы?
Нет! На грядке баклажаны!
Солнцем будит ото сна
Цвет фиалковый весна. 

В. Черняева

1-ая половина дня:

 1. Чтение и обсуждение произведения Н. Агошкиной «Фиолетовая сказка»;

2. Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Фиолетовый», «Найди и принеси все предметы фиолетового цвета»;

3.  Рисование ладошкой фиолетовой полоски на радуге;

4. Разучивание потешки ««Радуга-дуга не давай дождя…»;

5. Прослушивание песни Д. Тухманова «Виноватая тучка».

2-ая половина дня:

1. Беседа: «Какой твой цвет любимый»;

2. Отгадывание «фиолетовых» загадок;

3. Дидактическая игра «Разноцветные домики»  («Стрелка, стрелка, покружись…»), игра с разноцветным мячом «Съедобное - несъедобное»;

4.  Экспериментирование «Цветная вода» - смешивание красок (красный + синий = фиолетовый);

5. Подвижная игра «Краски».

Пятница  29.11.2019г– разноцветный день (заключительный этап)

Я подарок разноцветный

Подарить решила маме.

Я старалась, рисовала

Четырьмя карандашами.

Но сначала я на красный

Слишком сильно нажимала,

А потом, за красным сразу

Фиолетовый сломала,

А потом сломался синий,

И оранжевый сломала...

Все равно портрет красивый,

Потому что это - мама!  

Петр Синявский.

1-ая половина дня:

 1. Чтение и обсуждение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик»;

 2. Дидактические игры: «Собери башенку», «Мозаика»;

 3. Аппликация из комочков гофрированной бумаги «Радуга-дуга»;

 4. Упражнение на развитие слухового внимания «Письмо от незнайки» (цель: найти и исправить ошибки в тексте);

 5. Подвижная игра «Разноцветная карусель», «Разноцветная дорожка»;

 6. Настольно-печатная игра «Цвет и форма».

2-ая половина дня:

1. Чтение и обсуждение сказки В. Сутеева «Петух и краски», раскрашивание петушка;

2. Пальчиковая гимнастика «Радуга» (В небе гром, гроза. Закрывай глаза! Дождь прошел, трава блестит, В небе радуга блестит!);

3. Подвижная игра «Здравствуй, радуга-дуга»;

4. Чтение и анализ рассказа С. Я. Маршака «Разноцветная книга»,  творческая деятельность – создание детьми «Разноцветной книги»

 

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовые ресурсы:

  1. Федеральным законом от 29.12. 2012 г № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Устав Муниципального  бюджетного дошкольного  образовательного учреждения – детского сада №5 города Агрыз Агрызского муниципального района  Республики Татарстан;
  3. СанПиНы 2.4.1.2660-10 – Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях;
  4. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Учебно-методические ресурсы:

  1. Научно – методический журнал «Дошкольное воспитание»;
  2. Практический журнал «Воспитатель ДОУ»;
  3. Научно-практический журнал «Управление ДОУ»;
  4. Методический журнал для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Ребенок в детском саду»;

Критерии оценивания проекта

1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу);

2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа;

3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

Выводы:

Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета) обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом. В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Литература:

1.О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа.

2. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Под редакцией Л.А.Венгера

3.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. « От рождения до школы.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования».

4. «Сенсорное воспитание в детском саду» Под редакцией В.Н.Аванесовой, Н.Н.Поддьякова.

5. «Развитие игровой деятельности».Средняя группа. Москва 2014г.

6.«Сборник дидактических игр для детей 4-7 лет» . Л.Ю.Павлова

Отчёт по проектной деятельности «Разноцветная неделя»

С  25.11.19г по 29.11. 19 в  старшей группе №2 была проведена работа по проектной деятельности « Разноцветная неделя» Участниками проекта стали: дети, воспитатели, родители

Характеристика проекта: проект является краткосрочный, по доминирующей в проекте деятельности: творческий, познавательный, по содержанию: обучающий, по числу участников проекта: групповой, по профилю знаний: многопредметный.

На подготовительном этапе проекта– была сформулирована цель, определены задачи проекта, подобран дидактический материал, составлен план основного этапа.

Основной этап реализовывался в течение 1 недели. Каждый день был обозначен определенным цветом:  понедельник — красный, оранжевый, желтый  цвет; вторник – зеленый цвет; среда - голубой и синий цвет; четверг – фиолетовый цвет; пятница – разноцветный день.

В процессе реализации проекта для усвоение детьми сенсорных эталонов цвета, формирования способов обследования цветовых свойств предметов и развития аналитического восприятия цвета  были использованы различные виды деятельности: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, экспериментирование, художественное творчество, прослушивание музыкальных композиций.

Ведущую роль в нашей проектной деятельности имели дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета), т. к. они обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.

В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовили детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь.

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены. Дети свободно различают цвета и оттенки; на протяжении недели у всех участников проекта сохранялось радостное настроение; проект дал большой толчок для развития детского творчества, воображения, фантазии, эмоциональности. Ребята  приняли активное участие в реализации проекта. Предполагаемый результат достигнут -  дети правильно различают и называют цвета и используют свои знания в повседневной деятельности.

Фотоматериалы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт творческого проекта «Разноцветная неделя» для детей средней группы детского сада

Закреплять знания цветового спектра у детей.Учить детей рисовать радугу.Учить различать цвета теплые и холодные тона....

Паспорт творческого проекта «Разноцветная неделя» для детей средней группы

Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.Этот проект значим для всех его участников:Дети: получают и закрепляют на практике правила безопасности.Педагоги: продолжение...

Проект по самообразованию в старшей группе "Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста"

«Я не боюсь еще и еще раз   повторить: забота о здоровье  - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировозрение, умственное ...

Педагогический проект «Этот загадочный космос» старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Этот педагогический проект направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми....

Проект "Разноцветная неделя" для детей 5-6лет

конспект проектной деятельности по теме "Разноцветная неделя"(творческий, краткосрочный)...

Проект в старшей группе: " Разноцветная неделя"

Проект в старшей группе: "Разноцветная неделя".Тип проекта:По доминирующей в проекте деятельности: творческий.По содержанию: обучающий.По числу участников проекта: групповойПо профилю знаний...

Проект «Почта России» в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР

Краткосрочный проект на тему "Почта Росии" в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР .Цель: формировать у детей первоначальные знания о почте и о профессии почталь...