Педагогический совет "Дистанционные формы как средство эффективного взаимодействия с родителями воспитанников"
методическая разработка

Прокопьева Светлана Александровна

В сегодняшних условиях нашей жизни дистанционные формы взаимодействия с родителями являются особенно актуальными. Они помогают педагогам эффективно организовывать совместную работу  с семьёй, вовлекать их в воспитательно - образовательный процесс детского сада. Педсовет проводится в игровой форме. Данный конспект будет интересен старшим воспитателям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический педсовет

«Дистанционные формы как средство эффективного взаимодействия с родителями воспитанников»

Цель: стимулирование активности педагогов ДОУ по вопросу использования дистанционных форм взаимодействия с семьями воспитанников, повышение компетентности педагогов по данному направлению.

План педсовета:

1. Выступление старшего воспитателя «Актуальность проблемы взаимодействия ДОУ и семьи с использованием дистанционных форм общения».

2. Деловая игра с педагогами «Дистанционные формы работы с родителями: за и против».

3. Сообщение воспитателя на тему «Секреты успешного взаимодействия с родителями воспитанников».

4. Ознакомление с результатами тематической проверки «Эффективная организация взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ посредством дистанционных форм работы».

5. Решение.

1. Актуальность проблемы взаимодействия ДОУ и семьи с использованием дистанционных форм общения.

       У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать всё, чтобы дети
росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми,
общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли
реализоваться как личность.  

       В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской
Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным
учреждением, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения
полноценного развития личности ребёнка».  

      В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования ФГОСДО, также большое влияние уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Одно из требований к условиям является требование обеспечения поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьёй является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Для достижение высокой результативности воспитательного-педагогического процесса большое значение имеет взаимодействие с родителями воспитанников.

        В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями. Дошкольное образование тоже должно отвечать современным запросам общества, поэтому согласно опять же Федеральным государственным образовательным стандартам в образовательных учреждениях должна быть сформирована информационно-образовательная среда, которая в рамках дистанционного образования должна обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности.

        Дистанционное общение педагогов и родителей становится партнёрскими взаимоотношениями. Родители и педагоги, через интернет - ресурсы советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше поступить. Формальное общение исчезает, и как результат – новое положительное отношение родителей к детскому саду, положительная оценка его деятельности. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети, чувствуя родительскую поддержку, становятся увереннее в себе, задают больше вопросов, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в центре любой деятельности.

 2.  Деловая игра «Дистанционные формы взаимодействия с родителями: за и против».

      Сегодня мы проведём наш педсовет в форме деловой игры. Для этого необходимо разделиться на 2 команды (те, у кого белые снежинки будут называться «Скрин», у кого голубые «Экран»). Будем придерживаться следующих правил: я даю вам задания (тему для размышлений), для обсуждения дается три - пять минут, после того один из участников дает общий комментарий, решение, обсуждение команд. После выступления участников от обеих команд, мы сформируем соответствующий вывод.

1. Задание «Разминка» -подумайте и составьте портрет современной семьи ребёнка, посещающего детский сад (игровое упражнение «Современная семья – какая она?»). Вопросы: средний возраст родителей, количество детей в семье, наблюдение – как родители общаются со своим ребёнком, на сколько заинтересованы проблемами образования и воспитания своего ребёнка и т.д.).

     Вывод: Взаимодействие родителей и детей в рамках семейного воспитания является важнейшим фактором детского развития. Известно, что родительская любовь, внимание, так же, как и родительская требовательность и строгость дают ребёнку ощущение принадлежности к семье и обществу в целом. Это ощущение формирует определённый фундамент развития ребёнка, связанный с базовым отношением к миру и к себе. То есть, семья является для ребенка и средой обитания, и воспитательной средой.

       В настоящее время наблюдаются среднестатистические семьи: супружеская чета возраст 30-40 лет, имеющие двоих детей, которые основное своё время тратят на добывание денег. Часто участие в воспитании детей принимает, преимущественно, мама (папу в детском саду, а также в виртуальном общении можно встретить редко). По наблюдениям у родителей наблюдается недостаточная психолого-педагогическая культура, они    перекладывают всю свою ответственность в образовании и воспитании своих детей на плечи педагогов.

К основным родительским ошибкам воспитания относятся:

 - игнорирование возрастных особенностей детей;

- переоценка родителями своих воспитательных возможностей;

- отсутствие осознания целей воспитания;

- неправильная организация жизни детей в семье;

- слепая, всепоглощающая любовь к своим детям;

- равнодушие к детям;

- отсутствие такта в отношениях с ребенком и т.д.

   Поэтому проблема установления успешного взаимодействия семьи и воспитательно-образовательных учреждений является актуальной.

2. Задание «Волшебная ромашка» - перечислите формы взаимодействия с родителями. Подумайте и ответьте на вопрос «Все ли отмеченные вами формы работы с родителями можно реализовать дистанционно?».

 Вывод: Вспомнив и проанализировав формы взаимодействия с родителями можно сделать вывод, что большинство из них возможно реализовывать в дистанционном формате. Например, такая форма как, День открытых дверей, является достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы. Можно показать родителям фрагмент работы дошкольного учреждения в видеозаписи (коллективный труд детей, сборы на прогулку, занятие, приём пищи и др.). После просмотра видео - экскурсии педагогам необходимо провести беседу с родителями, выяснить их впечатления, ответить на возникшие вопросы. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своим ребёнком в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умением других детей.

       Так же удобно в дистанционном формате организовывать опросы, анкеты, консультации, мастер – классы, фотоотчёты о мероприятиях, проведённых в детском саду, выпустить электронную газету, организовать интерактивную экскурсию, опубликовать видеозаписи в целях расширения педагогических знаний у родителей, например по теме:  «Трудовое воспитание детей в детском саду», «Трудовое воспитание детей дома» и т.д. А вот организация совместных праздников, развлечений, КВНов и других досуговых мероприятий в дистанционном формате провести конечно же затруднительно.

3. Задание «Лучший дистанционный мастер –класс» - придумайте и «снимите видео» для родителей на тему 1. «Приучаем детей правильно пользоваться изобразительными материалами» и 2. «Как правильно читать детям книги».

4. Задание «За и против» на тему «Взаимодействие с родителями в дистанционном формате» -  Одна команда будет говорить все плюсы данной темы, т.е. положительные стороны, другая- минусы, отрицательные стороны. Предлагаю провести жеребьевку, прошу вытянуть карточку (карточки «за» и «против»).

Вывод: В современном обществе средства ИКТ – технологий стали неотъемлемой частью нашей жизни, в том числе педагоги активно используют их как в работе с детьми, так и в работе с родителями. Виртуальное общение помогает педагогам быть всегда на связи с родителями, сообщать им информацию о детях, о событиях в группе, оказывать психолого – педагогическую поддержку. Ещё раз выделим плюсы дистанционного формата взаимодействия с родителями:

1. Повышает активность и вовлечённость родителей в образовательную деятельность ДОУ.

2. Экономит время на информирование родителей.

3. Позволяет быстро получать обратную связь, обеспечивает общение в режиме реального времени и допускает отложенные ответы.

4. Даёт возможность сочетать индивидуальную и групповую формы взаимодействия.

5. Позволяет продемонстрировать текстовые, видео и фото материалы.

6. Позволяет родителям лучше узнать своих детей (при использовании технологии дистанционного образования или привлечения родителей к совместной деятельности с детьми): интересы, потребности, желания, способности.

Минусы:

1. Живое общение с родителями существенно снижается.

2. Некоторые формы дистанционного взаимодействия с семьёй требуют от педагога много времени для подготовки материалов.

3. Сообщение воспитателя из опыта работы.

Предлагаю послушать сообщение воспитателя Кошелоховой Е.Н. «Секреты успешного общения с родителями» (Приложение).

4. Ознакомление с результатами тематической проверки «Эффективная организация взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ посредством дистанционных форм работы». (приложение 2)

Итак, подведём итоги:

В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – это два важных социальных института социализации ребёнка. Положительные результаты воспитания ребёнка достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех участников воспитательно – образовательного процесса. Главное в работе воспитателей и специалистов завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Применение дистанционных форм взаимодействия с родителями в ДОУ расширяет возможности привлечения семей к воспитательно – образовательному процессу, способствует повышению профессионального уровня педагогов. Активизирует уровень педагога на поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, дает стимул к проявлению творческих способностей. Но конечно же, необходимо отметить, что сотрудничество в дистанционном формате не может заменить эмоционального человеческого общения, поэтому традиционные и дистанционные формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников необходимо сочетать.

5. Решение.

Всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы эффективного взаимодействия с родителями воспитанников с ОВЗ, в рамках создания условий социализации и индивидуализации дошкольников.

Необходимым условием для комплексного подхода к воспитанию личности ребенка является взаимное влияние общественного и семейного воспитания.Согласно статье 44 Федерального закона РФ «Об образован...

Блиц-игра "Педагогическая компетентность воспитателей как условие эффективности взаимодействия с семьями воспитанников"

В материале раскрыта важность взаимодействия с семьями воспитанников. показана важность использования нетрадиционных форм взаимодйствия с семьями воспитанников. Раскрыты понятия "компетенция", "педаго...

Семинар-практикум для педагогов «Как сделать более эффективным взаимодействие с родителями воспитанников»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Фрагмент тренинга для педагогов "Эффективное взаимодействие с родителями" воспитанников нашего центра.

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окра...

Интерактивная игра для педагогов по формированию умения эффективного взаимодействия с родителями воспитанников

Данная игра направлена на формирование у педагогического коллектива умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; поиск оптимальных путей разрешения конфликтов, новых способов ...

Выступление-презентация «Профессиональный этикет педагога как средство эффективного взаимодействия с родителями и воспитанниками»

В данной презентации рассматриваются вопросы педагогической этики педагога по отношению к детям и родителям....

Педагогический совет «Дистанционные формы как средство эффективного взаимодействия с родителями воспитанников»

Педагогический совет №3«Дистанционные формы как средство эффективного взаимодействия с родителями воспитанников»Форма проведения: круглый стол.Участники: педагоги ДОУ.Цель: стиму...