Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через краеведение
методическая разработка

Солдатова (Минибаева)  Ирина Николаевна

Мы считаем, что патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения традиционной отечественной культуры. Оно неразрывно связано с воспитанием нравственных качеств личности, экологичного отношения ко всему окружающему, гражданственного самосознания. Поэтому мы говорим о нравственно-патриотическом воспитании. Педагогическим коллективом ДОУ разработан и реализуется практико-ориентированный проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников через краеведение «Детство с родным городом».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_mbdou.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №10 «КОРАБЛИК» ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Мы считаем, что патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения традиционной отечественной культуры. Оно неразрывно связано с воспитанием нравственных качеств личности, экологичного отношения ко всему окружающему, гражданственного самосознания. Поэтому мы говорим о нравственно-патриотическом воспитании. Педагогическим коллективом ДОУ разработан и реализуется практико-ориентированный проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников через краеведение «Детство с родным городом».

1. Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию через краеведение

Задачи нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через краеведение:

  • формирование интереса к культурному наследию Красноярского края;
  • воспитание любви к природе родного края и его обитателям;
  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, краю;
  • знакомство детей с символами государства, края и города (герб, флаг, гимн);
  • формирование толерантного отношения к окружающим, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах регламентированной так и нерегламентированной детской деятельности.

Нравственно-патриотическое воспитание детей осуществляется через следующие формы работы:

Аналитические, организационные: 

  • анкетирование  педагогов, родителей
  • анализ результатов педагогического мониторинга по патриотическому воспитанию дошкольников
  • анализ и создание совместно с родителями развивающей предметно-пространственной среды ДОУ,

Деятельность с детьми: 

  • музейная деятельность
  • тематические виртуальные экскурсии и целевые прогулки;
  • конкурсы, выставки, викторины, праздники, развлечения, квесты;
  • проектно-исследовательская деятельность;
  • продуктивная деятельность;
  • медеоресурс;
  • экспериментирование и др.

 Методы деятельности с семьями воспитанников: 

  • детско-родительские проекты;
  • совместное изготовление дидактических пособий, макетов.
  • совместные конкурсы, выставки, викторины, праздники, развлечения, квесты;
  • подготовка и проведение патриотических праздников совместно с семьями воспитанников;
  • совместные экскурсии, маршруты выходного дня.

Методы взаимодействия с социальными партнерами: 

  • Встречи с интересными людьми( поэты, художники, спортсмены и т.д.)
  • Экскурсии  по достопримечательностям г. Лесосибирска
  • Посещение музеев г. Лесосибирск и выставочного зала;
  • Участие в городских и краевых конкурсах, выставках и т.д.

Отбор содержания работы по нравственно-патриотическому воспитанию через краеведение  проводится по принципу наглядности и доступности, с учетом познавательных и коммуникативных потребностей дошкольников, психологических особенностей данной возрастной категории, а также с учётом социально-культурных особенностей контингента воспитанников и их семей.

Были выявлены трудности в проектировании образовательного процесса. Наибольшие трудности в организации педагогического процесса испытывали педагоги, обладающие недостаточным уровнем профессиональной компетентности. Серьёзным препятствием являлась недостаточность учебно-материальной базы, методического обеспечения регионального компонента содержания образования.

Работа с педагогами по нравственно-патриотическому воспитанию включает следующие блоки:

  • Повышение квалификации педагогов.
  • Организационно-педагогическая работа.
  • Контроль за педагогическим процессом.
  • Оснащение педагогического процесса.

Организационно-педагогическая работа

проводится в следующих формах:

  • Педагогический совет
  • консультации;
  • семинар-практикум;
  • вебинары;
  • круглый стол;
  • Курсы повышения квалификации;
  • Взаимопосещение открытых просмотров НОД;
  • выставка-презентация «Дидактические пособия по ознакомлению с родным краем»;
  • смотр-конкурс уголков краеведения в группах;
  • участие конкурсах различного уровня  на лучшую методическую разработку по патриотическому воспитанию ;

Контроль за педагогическим процессом

  • анализ предметно-пространственной среды групп по краеведению;
  • контроль планирования образовательной деятельности с детьми по краеведению;
  • анализ использования педагогами инновационных форм работы по краеведению;
  • выявление наличия у педагогов профессиональной компетенции

Оснащение педагогического процесса

Оснащение методического кабинета было систематизировано и пополнено.

Методические пособия по нравственно-патриотическому воспитанию:

  • А.Я. Ветохина З.С. Дмитриенко «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
  • В.Н. Матова «Краеведение в детском саду»
  • С.Максимов  «Лесосибирск: прошлое, настоящее, будущее», часть 1
  • С.Максимов  «Лесосибирск: прошлое, настоящее, будущее», часть 2
  • С.Максимов  «История лесопроизводства на территории г. Лесосибирск»
  • В.Черепанов «Деревянное кружево Красноярья»
  • Б.В. Гнедовский, Э.Д. Добровольская «Вверх по Енисею»

Имеются в достаточном количестве разнообразные наглядно-дидактические пособия: презентации, видеофильмы, сюжетные картины, альбомы, серии фотографий, дидактические игры и т.д.

Собрана детская художественная литература и детские энциклопедии «Россия», «Животные России», «Народы России», «Беседы о войне» и др.

Оформлена картотека подвижных игр русских народных игр, татарских игр и игр народов Севера, имеется картотека пальчиковых игр с содержанием регионального компонента.

2. Содержание работы с детьми

Построение образовательного процесса по освоению программного материала осуществляется на комплексно-тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей, что позволяет организовать развитие и обучение дошкольников в различных видах детской деятельности.

На каждом возрастном этапе происходит расширение содержания образования по принципу концентричности. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе, и центрах развития.

В ходе изучения содержания образовательных областей органично включались материалы регионального компонента содержания образования, направленные на воспитание любви к природе родного края, изучение истории своего края, формирование интереса к культурному наследию Красноярского края (художественному творчеству, фольклору, играм и др.), духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание.

Например, дошкольники знакомились с русскими народными подвижными играми и играми народов севера (образовательная область «Физическая культура»). Дети с удовольствием играли в игры народов севера. В этих играх часто используются шутки, оригинальные образы, привлекательные для детей. Одной из самых любимых игр стала игра с убыстряющимися движениями «У оленя дом большой». Движения, считалки и жеребьёвки таких игр несут элемент новизны, что стимулирует детскую любознательность.

Знакомя дошкольников с содержанием образовательной области «Познавательное развитие», педагоги стремятся научить детей гуманному отношению к природе родного края. Экологическая составляющая проекта реализовывалась в том числе на участке детского сада через создание огорода «Урожайкино».

Работа на огороде «Урожайкино» помогает детям познать природу, развить у них наблюдательность, внимание к окружающим предметам и явлениям.

Также педагоги знакомили детей с бытом коренных жителей Красноярского края, стараясь дать детям образец толерантного отношения к народам разных национальностей, населяющих наш край.

В содержание образовательной области «Художественно-эстетическое» развитие дошкольников органично включалось знакомство детей с народно-прикладным искусством русских и татар. Целенаправленная работа по внедрению национально-регионального компонента содержания образования способствовала проявлению детьми накопленных знаний и впечатлений в разных видах продуктивной деятельности: рисунках, аппликациях, изготовлении поделок из различного материала.

В музыкальную деятельность детей включалось разучивание песен и танцев, отражающих региональный компонент.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» обогащено знакомством с творчеством местных поэтов . Воспитатели читают детям сказки, рассказы и стихи поэтов и писателей Красноярского края и города Лесосибирска.

Региональный компонент содержания образования является эффективным средством социализации дошкольников. Краеведческий материал программы, скомбинирован в 5 блоков:

  • «Семья»
  • «Родной край»
  • «Родная страна»
  • «Родная культура»
  • «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества»

Содержание блоков вводится постепенно: от наиболее значимого ребёнку материала (дом, семья) к менее близкому (культурно-исторические особенности края).

Для работы по каждому блоку составлен перспективный  план (для всех возрастных групп). Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями (в феврале «День защитника Отечества», в мае «День Победы» и т.д.), обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Результаты реализации проекта «Детство с родным городом» отслеживаются на основе педагогических наблюдений.

 С целью проверки эффективности нашей работы по воспитанию патриотических чувств через уточнение и пополнение знаний детей о родном городе и крае мы используем следующие показатели:

Показатели

Критерии

«Семья»

  • Умение называть членов семьи по именам
  • Понимание возрастных различий
  • Знание домашнего адреса
  • знание пословиц о семье
  • умение рассказывать о семейных традициях
  • Умение составлять короткий рассказ о семье
  • Иметь представление о жизни и труде людей в родном городе

«Родной край»

  • Знание названия города
  • Знание названия реки протекающей на территории г. Лесосибирска
  • Умение узнавать достопримечательности города по иллюстрациям
  • Умение узнавать символику края и города

«Родная страна»

  • Знание названия нашей страны
  • Знание названия нашей столицы
  • Умение узнавать государственную символику символику РФ (Флаг, Герб, гимн)
  • Иметь представление о людях разной национальности

«Родная культура»

  • Знание русских народных сказок
  • Знание русских народных пословиц и поговорок
  • Знание предметов Декоративно-прикладного искусства
  • Знание народных праздников и их назначения

«Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества»

  • Иметь представление о государственных праздниках
  • Иметь представление о воинах защитниках
  • Выбирает правильную линию поведения по отношению людям разных возрастов

3. Содержание работы с родителями

Одним из условий успешной реализации регионального компонента содержания дошкольного образования является сотрудничество с родителями воспитанников и социумом.

В ходе родительских собраний, консультаций, бесед педагоги рассказывают родителям о важности приобщения детей к культурно-историческим ценностям родного края. Родители принимают активное участие в создании предметно-развивающей среды, оснащении и оборудовании уголков краеведения в группах, оборудованием клумб на территории детского сада, активно участвуют в организации тематических прогулок и экскурсий.

 4. Организация взаимодействия с социумом

 Работа по взаимодействию с учреждениями социума поднимает на определённый уровень активную позицию дошкольного учреждения и влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает образовательный процесс более эффективным, открытым и полным. Позитивный опыт взаимодействия с социальными институтами позволяет получить хороший стимул к дальнейшему сотрудничеству и удовлетворение от совместной работы. Особый интерес у детей вызывают экскурсии в краеведческий музей города.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: только с привлечением всех участников образовательных отношений – детей, педагогов, родителей, учреждений социума можно говорить об успешной реализации системы нравственно - патриотического воспитания в ДОУ. Важно помнить, что работа по нравственно-патриотическому воспитанию должна осуществляться в системе, в противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым. Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребёнка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно! Ведь людей, знающих свою историю, традиции, культуру, невозможно сбить с толку, превратить в Иванов, не помнящих родства. Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами приобщения к истории, культуре родного города.

Данные программы составляют современную концепцию патриотического воспитания, которая трактует понимание патриотизма как сочетание любви к Родине и Земле....

ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников, через приобщение к традициям и быту кубанских казаков».

1.Литературный обзор состояния вопроса1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень, от мощн...

Индивидуальный план профессионального развития по теме: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников средствами краеведения»

Актуальность темы. Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач дошкольного образовате...

Педагогический практико-ориентированный проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников через краеведение «Детство с родным городом»

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов ...

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через краеведение

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов ...

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами физического воспитания

Одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание подрастающего поколения. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста возможно через ор...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...