«Наследие культуры разных народов в художественно – эстетическом воспитании дошкольников»
методическая разработка

Елена Гер

методическая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasledie_kultury.docx14.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Наследие культуры разных народов в художественно – эстетическом воспитании дошкольников»        

В системе образования в последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции.

Следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты культуры любого народа: устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

Основой любой национальной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории. Устное народное творчество или фольклор (от английского ­"folklore"), в буквальном переводе означает «народная мудрость», «народное знание». Устное народное творчество включает произведения всех родов и жанров, которые имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают предствления детей о прошлом и настоящем Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы.

Фольклор любого народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, колыбельными песнями, потешками, прибаутками, скороговорками, дразнилками, считалками, пословицами поговорками и загадками. Большие потенциальные возможности заключаются и в народной музыке. Именно в бытовой музыке как нельзя ярче проявляются свойства музыки как эмоционального языка, как средства передачи чувств. Народная музыка привычна, общедоступна. Музыкальные деятели утверждают, что язык песен интернационален. Если вслушаться в песни татарского, чувашского, удмуртского народов, можно почувствовать некоторое сходство, хотя язык этих песен разный. Музыка - более универсальное средство общения народов, отражает единство людей Земли, помогает сблизить народы.

Народные песни бывают: колыбельные, исторические, лирические, обрядовые, плясовые, частушки.

Трудно переоценить и воспитательное значение народных игр. Многие народные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку, в них много юмора и шуток.

Одним из основных компонентов, составляющих культуру любого народа является праздник. Народный праздник, по определению Большой Советской Энциклопедии - «праздник, уходящий своими корнями к народным традициям». Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами

Декоративно-прикладное искусство так же национально по своей природе. Оно обладает большими воспитательными возможностями и несет в себе огромный духовный заряд, эстетический идеал, позволяет детей к культуре народов. Особую роль играет в развитии воображения детей предоставление детям ВОЗМОЖНОСТИ заниматься разнообразными художественными видами деятельности на основе декоративно-прикладного искусства, способствует удовлетворению потребности ребенка в деятельности, вызывает эмоционально-положительное отношение к этим видам деятельности, а это в свою очередь является залогом детского творчества. В процессе овладения приемами народной росписи, вышивки у детей развивается рука, координация действий рук и глаза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на материале русской народной культуры

В процессе работы с детьми надо стремиться к созданию особой атмосферы жизни и активного сотворчества с детьми. Главными составляющими этой атмосферы будут красота, добро, радость, терпени...

презентация на тему :Формирование художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора, приобщение к истокам русской культуры.

Народные игры с пением и движением - еще один способ приобщить детей к народным традициям и получить первые навыки танцевальных и театральных действий. Кроме того, обращение к русскому народному творч...

«Этнокультурный компонент в художественно эстетическом воспитании дошкольников, формирование этнокультурного самосознания и самоэдентичности дошкольников на основе музыкально-игровой культуры, народно- праздничной культуры и народных музыкальных инструмен

Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот в...

Формирование художественно-эстетического воспитания дошкольников через интеграцию разных видов деятельности.

Научить детей дошкольного  правильно воспринимать и любить классическую музыку....

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»

laquo;ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»...

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на материале русской народной культуры

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников наматериале русской народной культуры...

Выступление на педагогическом совете «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с использованием инновационных методов» на тему: «Инновационные технологии, как одно из слагаемых художественно – эстетического воспитания дошкольников»

ВЫСТУПЛЕНИЕ На Педагогическом совете №3 «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с использованием инновационных методов» на тему: «Инновационные технологии, как о...