Карта лучшей практики по психолого-педагогическому сопровождению семьи в реалиях современного социокультурного пространства
проект

Жабина Альбина Сергеевна

Карта лучшей практики по психолого-педагогическому сопровождению семьи в реалиях современного социокультурного пространства

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_praktiki_po_soprovozhdeniyu_semi.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

Карта лучшей практики по психолого-педагогическому сопровождению семьи в реалиях современного социокультурного пространства

Старший воспитатель А.С.Жабина

Карта лучшей практики по психолого-педагогическому сопровождению семьи в реалиях современного социокультурного пространства

  1. Наименование муниципального образования, в котором был применен данный опыт

МОМР Вуктыл

  1. Отраслевая разбивка лучшей практики

Образование.

  1. Исходная ситуация, описание проблемы

Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. В век распространения информационных технологий, которые делают доступными для общего пользования книги, научные и не только статьи, фильмы, в том числе и в области воспитания и образования детей, часто возникает проблема: родители «теоретически подкованы», начитаны, но у них нет понимания практической реализации полученных знаний. В данном случае очень значима роль ДОУ. Именно сотрудники ДОУ могут помочь родителям применить их знания на практике. И, только при сотрудничестве ДОУ и семьи, возможно создать благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка. В настоящее время, ДОУ наряду с функцией трансляции социокультурного опыта реализуют социально-психологическую функцию – создают условия для формирования внутреннего уникального мира ребенка, развития его индивидуальности, творческого потенциала. Психолого-педагогическое сопровождение семьи – это создание условий профессионалами ДОУ, направленных на оказание превентивной и оперативной помощи родителям в решении их индивидуальных проблем, на развитие родительской компетентности. Общение педагогов с родителями всегда актуально для детских садов. Сотрудничество воспитателей, специалистов и родителей помогает лучше узнать ребёнка, а узнав, направить общие усилия на его развитие. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка.

Роль семьи в формировании личности ребенка трудно переоценить. Именно семья обеспечивает первичную социализацию, создаёт уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым, обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально – психического созревания личности, через внутрисемейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное развитие, а также, идет становление «первичных социально-ценностных ориентаций, то есть освоенных ребенком смыслов и построенных на их основе способов поведения, которые субъективно осознаются дошкольником как необходимые и социально одобряемые».

01.02.2013 г. на базе МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл был открыт Консультативный пункт для следующих категорий родителей (законных представителей), имеющих детей дошкольного возраста от 1 года до 7 лет:

- не посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения и воспитывающихся в условиях семьи;

- имеющих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;

- посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения   по вопросам развития, поведения и социальной адаптации и т.д.

 

Целями создания и деятельности консультативного пункта являются:

- обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания;

- оказание комплексной психолого-медико-педагогической консультативной помощи родителям (законным представителям), имеющим детей дошкольного возраста, педагогическим  и другим работникам дошкольных образовательных учреждений в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;

- содействие психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных этапах дошкольного детства и осуществление ранней профилактики различных отклонений в развитии их личности и школьной дезадаптации.

  1. Поэтапные мероприятия реализации

Ι этап – подготовительный

Создание Рабочей группы, которая решала следующие задачи:

  1. Разработка положения о Консультативном пункте;
  2. Составление графика работы специалистов в рамках Консультативного пункта;
  3. Составление отчетной документации, разработка журналов для регистрации обращений родителей;
  4. Разработка Порядка приема и проведения консультирования

Специалистами и другие организационные вопросы.

ΙΙ этап - основной

       Консультативный пункт  Детского сада  представляет собой организационную структуру, в состав которой входят: старший воспитатель,  учитель-логопед, педагог-психолог,  инструктор по физической культуре. Общее руководство консультативным  пунктом   осуществляет заведующий Детского сада. Непосредственное руководство деятельностью  консультативного пункта  осуществляет руководитель  консультативного  пункта, назначаемый приказом  заведующего Детского сада.  

       Консультативный пункт осуществляет свою деятельность 2 раза в неделю (в утренние и вечерние часы), в соответствии с графиком работы специалистов, утвержденного заведующим Детского сада.

Деятельность специалистов консультативного пункта осуществляется во взаимодействии со всеми структурными подразделениями  Детского сада: психолого- педагогической, методической и медицинской службами.

     Для организации и осуществления профессиональной деятельности и решения целей и задач Консультативного пункта, для специалистов на базе   Детского сада  выделяются отдельные рабочие кабинеты, оборудованные необходимыми методическими пособиями и литературой, коррекционно-развивающими пособиями, диагностическими методами исследования.

    Для организации внутреннего учета и контроля деятельности специалистов Консультативного пункта вводятся следующие формы документации:

- Должностная инструкция специалиста консультативного пункта;

-  План  работы на учебный год;

-  График работы специалистов консультативного  пункта;

- «Журнал предварительной записи на консультативный прием»;

- «Журнал учета основных форм деятельности специалиста консультативного пункта»;

-«Журнал регистрации обращений  родителей (законных  представителей)»;

- Отчет специалиста консультативного пункта о проведенной работе за учебный год;

- Порядок приема и проведения консультирования специалистами консультативного пункта.

Отчет о проведенной работе предоставляется каждым специалистом Консультативного пункта заведующему  Детского сада по итогам учебного года.

       В течение года на базе Консультативного пункта педагогом-психологом, учителем-логопедом и инструктором по физической культуре проводятся консультации, занятия, беседы по запросам родителей. Организация мероприятий совместно с родителями в рамках адаптации детей к Детскому саду инструктором по физической культуре. Родители получают буклеты, памятки, рекомендации, присутствуют на коррекционно-развивающих занятиях у специалистов.

В 2014 г. в рамках Консультативного пункта был организован кружок «Агуша», цель которого – адаптация детей раннего возраста к Детскому саду, психолого-педагогическая поддержка семей.

Работа с родителями (законными представителями), имеющими детей дошкольного возраста, проводится специалистами консультативного пункта в различных формах: индивидуальных, подгрупповых, групповых.

Проведение индивидуального диагностического обследования ребенка организуется специалистами при обязательном присутствии родителей (законных представителей).

Организация психолого- медико-педагогической консультативной помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов консультативного пункта. Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно, в зависимости от запроса обращения.

Реализация деятельности специалистов Консультативного пункта может осуществляться в следующих формах:

-через организацию непосредственного приема населения (родителей (законных представителей), педагогических и других работников ДОУ) на базе Детского сада:

- через организацию выходов специалистов в дошкольные образовательные учреждения по запросу родителей (законных представителей), педагогов, специалистов и администрации данных ДОУ.

Консультативный прием родителей (законных представителей) каждым из специалистов         консультативного пункта осуществляется по

- предварительной записи;

- при личном обращении в  Детский сад;

- по телефону 21-5-96.

  Инициаторами обращения на Консультативный пункт могут быть:

как родители (законные представители), имеющие детей дошкольного возраста, так и педагогические, медицинские работники муниципальных ДОУ, а также различные специалисты муниципальных учреждений здравоохранения, социальной помощи семье и детям, представляющие непосредственные интересы ребенка дошкольного возраста в семье или дошкольном образовательном учреждении.

     С целью оказания комплексной помощи родителям (законным представителям), имеющим детей дошкольного возраста, специалистами Консультативного пункта осуществляется межведомственное взаимодействие со специалистами медицинских учреждений города, «Государственным  бюджетным учреждением  Республики Коми «Центром  по предоставлению  государственных  услуг  в сфере социальной защиты  населения города Вуктыла»  и другими организациями.

ΙΙΙ этап – заключительный

  1. Обобщение и распространение инновационного опыта, проведение на базе МБДОУ общегородских мероприятий для педагогов дошкольных учреждений города: открытых просмотров образовательной деятельности, семинаров-практикумов «Детский сад – дом эмоционального благополучия», «На пороге школы», совместных с родителями досугов.
  2. Анализ работы Консультативного пункта и разработка перспективы развития данного опыта.

  1. Административное и организационное обеспечение внедрения и функционирования опыта

Административно – информационное обеспечение проекта осуществлялось Управлением образования МР «Вуктыл».

Материальное обеспечение функционирования проекта осуществлялось Администрацией МР «Вуктыл».

Административное руководство и организационное обеспечение проекта осуществлялось заведующим МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл Коваленко И.В.

Методическое руководство реализацией проекта возглавила старший воспитатель Жабина А.С.

6. Принятые нормативно-правовые документы

Консультативный пункт был открыт на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка» г.Вуктыл в соответствии:

- постановлением администрации муниципального района «Вуктыл» от 12 октября  2012 г. № 10/1104 об утверждении  ведомственной целевой программы «Развитие системы дошкольного, общего и дополнительного образования на территории муниципального района «Вуктыл» на 2013 год;

- приказом Управления образования  МР «Вуктыл» от 21.01. 2013 № 18 «Об открытии консультативного пункта  на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения     « Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл.

Деятельность консультативного пункта регулируется в соответствии с Уставом  МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл и настоящим Положением.

В целях разработки и организации проектных задач администрацией МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл был принят ряд нормативно-правовых документов:

- Приказ «О создании  рабочей группы по разработке нормативно – правовых    документов, регламентирующих деятельность консультативного пункта на базе МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка»  г. Вуктыл, от 10.01.2013 г. №05;

- Приказ  «Об открытии консультативного пункта на базе МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка»  г. Вуктыл, от 21.01.2013 г. № 18;

- Приказ «О внесении  изменений в  должностные инструкции педагогических работников  МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл, от 21.01.2013 г. № 19;

- ПОЛОЖЕНИЕ О консультативном пункте МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл, от 21.01. 2013 г.

 

7. Затраты на внедрение опыта

Всего на реализацию проекта затрачено 163,592 тыс. рублей, в том числе:

на приобретение методической литературы, дидактических игр, игрушек, оборудования для сенсорной комнаты. 

8. Проблемы внедрения, что было предпринято для их решения

В ходе открытия Консультативного пункта возникла необходимость в приобретении методической литературы, оборудования для сенсорной комнаты. Проблемы решались в сотрудничестве с Администрацией МР «Вуктыл», Управлением образования МР «Вуктыл».

9. Полученные результаты

Важнейшим результатом открытия и функционирования Консультативного пункта является возросший интерес и компетенция родителей по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста, повысился авторитет и имидж учреждения у родителей и общественности.

В результате реализации данного опыта значительно обогатилась предметно-развивающая и материально-техническая среда, открыты новые помещения: игровая и сенсорная комната, комната психологической разгрузки.

Инновационный опыт освещён в местных и республиканских СМИ: газетах «Сияние Севера», «Красное знамя».

10. Факторы успешного внедрения, возможности применения в других муниципальных образованиях

Данный опыт актуален для всех муниципальных образований, так как способствует повышению качества образовательной деятельности в целом, налаживанию социального сотрудничества, а так же обогащению материально-технической базы учреждений.

Основными факторами успешного внедрения представленного опыта являются собственная активность и инициативность, системная работа образовательного учреждения, личная заинтересованность руководства ДОУ, творческий потенциал кадрового состава. Важным условием является финансовая поддержка МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл Администрации МР «Вуктыл».

11. Контактная информация

Почтовый адрес: 169570, г. Вуктыл, ул. Комсомольская, д.14, Управление образования муниципального района «Вуктыл»

Контактное лицо: Медведовская Елена Борисовна – инспектор Управления образования МР «Вуктыл».

Контактное лицо: Коваленко Ирина Владимировна - заведующий МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл.

Контактное лицо: Жабина Альбина Сергеевна - старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл.

Контактное лицо: Арчакова Анна Сергеевна – инструктор по физической культуре, руководитель Консультативного пункта МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл.

Контактный телефон: (82146)21354

Факс: (8-82146) 2-20-92

E-mail: vuktyl@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные аспекты работы психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ

Факт появления в семье ребенка с ОВЗ может по-разному восприниматься родителями. Из опыта работы можно наблюдать, что одни родители опекают  ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют...

«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшей группы в современном социокультурном пространстве»

        Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольное учреждение, как начальное звено системы обра...

Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.

Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...

Методическое описание практики «Оказание психолого-педагогической помощи семьям, не посещающих ДОО, в рамках деятельности консультативного пункта «Кроха»

АктуальностьСемья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений для ребенка, а родители – образцы для подражания. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Ф...