Насыщение двигательной среды учреждения
консультация

Липина Татьяна Павловна

Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья и культуры движения. Современные дети в большинстве своем испытывают дефицит движения, что сказывается на их здоровье и физическом развитии. В связи с этим задача формирования развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей реализацию возможностей полноценного физического развития воспитанников выступает на первый план. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_pedsovetu.docx21.77 КБ
Файл sreda.pptx550.94 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 50 «Дюймовочка»

Консультация для педагогов

Тема: «Насыщение двигательной среды Учреждения»

Подготовила:

старший воспитатель Липина Т.П.

2022 год

Актуальность

     Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья и культуры движения. Современные дети в большинстве своем испытывают дефицит движения, что сказывается на их здоровье и физическом развитии. В связи с этим задача формирования развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей реализацию возможностей полноценного физического развития воспитанников выступает на первый план.

Исходя из требований ФГОС, отличительной чертой в комплектации физкультурного уголка должно являться:

  • содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;
  • гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей) ;
  • вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;
  • периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.

Цель физкультурного уголка:  Удовлетворение потребности детей в двигательной активности; организация самостоятельной двигательной активности на основе использования накопленных знаний, средств и методов в области физической культуры; развитие потребности в творческом самовыражении через физическую активность.

Задачи физкультурного уголка:

1.  Создать условия для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствования, широко используя разнообразные яркие игрушки, предметы, пособия, которые являются стимулом к выполнению ими разных движений.

2.  Способствовать развитию волевых усилий, обогащению двигательного опыта, раскрытию их функциональных возможностей.

3. Формировать двигательные навыки с использованием пособий (бросание и ловля мячей, прыжки через скакалку и т.д.)

4. Развивать ловкость, выносливость, быстроту реакции, а также смелость, решительность и находчивость.

5.  Помогать детям с помощью физкультурных пособий добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий.

6. Дать знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, весе, качестве материала), познакомить с особенностями движения в пространстве, с направлениями движений.

7. Предоставить возможность выбирать интересные и доступные для себя движения с различными пособиями, которые помогут творчески решать двигательные задачи, комфортно ощущать себя в пространстве среди различных предметов и регулировать свою двигательную активность.

8. Формировать навыки выполнения правил безопасного использования физкультурного оборудования.

Задача воспитателя:

  1. Создать разнообразную физкультурно-игровую среду, направленную на оптимизацию двигательной активности.
  2. Обогатить детей элементарными знаниями о многообразии подвижных игр и физических упражнений.
  3. Развивать двигательные качества и способности (быстрота, ловкость, координация, гибкость, выразительность движений.
  4. Поощрять двигательное творчество детей.
  5. Формировать основы здорового образа жизни в семье и детском саду.

Требования к спортивному уголку:

  1. Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, центром науки и природы, центром песка и воды, центром театра и музыки.
  2. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение - принципу целесообразности.
  3. Уголок должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.
  4. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, обеспечивать свободный выбор и доступ детей.
  5. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.

Теоретический материал

  • картотека подвижных, малоподвижных игр;

картотека физкультминуток и считалок.

  • картотека утренних гимнастик;
  • сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (книжки-самоделки, альбомы, рисунки детей);
  • иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;
  • символика и материалы по истории Олимпийского движения.

Игры

  • дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками, спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.)

Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук

  • мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
  • коврики и массажные ;
  • бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
  •  мячики – ежики.

Для игр и упражнений с прыжками

  • Скакалки, обручи, ленточки с колечками, обручи малые, обручи большие

Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием

  • Мячи разного размера, кольцеброс, мячик для настольного тенниса с ракеткой, мяч на липучке с мишенью, кегли

Опыт практической деятельности показывает, что повысить двигательную активность ребёнка, поддержать положительные эмоции, разнообразить игровую и двигательную деятельность, позволяет нестандартное оборудование, которое воспитатели и родители воспитанников изготавливают самостоятельно. Применяя нестандартное оборудование, можно без особых затрат обновить игровой инвентарь. Нестандартное оборудование, как правило, малогабаритное и достаточно универсальное, легко трансформируется при минимальных затратах времени, его можно использовать как в условиях помещения, так и на улице, сочетается с традиционным оборудованием.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Насыщение двигательной среды учреждения П одготовила: Старший воспитатель Липина Т.П.

Слайд 2

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении». Жан Жак Руссо

Слайд 3

ФГОС ДО Определил требования к развивающей предметно – пространственной среде ДОУ, которая должна создавать оптимально насыщенную ( без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, в том числе и физкультурного зала с его многочисленным оборудованием. При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими принципами, определёнными во ФГОС ДО:

Слайд 4

Полифункциональности : предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечить все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной; Трансформируемости : данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т. е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличии от моно функционального зонирования, жёстко закрепляющего функции за определённым пространством); Безопасности: среда предполагает соответствие её элементов требования по обеспечению надёжности и безопасности. Насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, а так же возрастным особенностям детей; Вариативности: предметно развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей; Доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям; РППС

Слайд 5

Цель физкультурного уголка: обеспечение и регулирование уровня двигательной активности детей в режиме дня. Задачи физкультурного уголка: 1.Создать условия для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствования, широко используя разнообразные яркие игрушки, предметы, пособия, которые являются стимулом к выполнению ими разных движений. 2.Способствовать развитию волевых усилий, обогащению двигательного опыта, раскрытию их функциональных возможностей. 3.Формировать двигательные навыки с использованием пособий (бросание и ловля мячей, прыжки через скакалку и т.д.) 4.Развивать ловкость, выносливость, быстроту реакции, а также смелость, решительность и находчивость. 5.Помогать детям с помощью физкультурных пособий добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий. 6.Дать знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, весе, качестве материала), познакомить с особенностями движения в пространстве, с направлениями движений. 7.Предоставить возможность выбирать интересные и доступные для себя движения с различными пособиями, которые помогут творчески решать двигательные задачи, комфортно ощущать себя в пространстве среди различных предметов и регулировать свою двигательную активность. 9.Формировать навыки выполнения правил безопасного использования физкультурного оборудования.

Слайд 6

Задача воспитателя: Создать разнообразную физкультурно-игровую среду, направленную на оптимизацию двигательной активности. Обогатить детей элементарными знаниями о многообразии подвижных игр и физических упражнений. Развивать двигательные качества и способности (быстрота, ловкость, координация, гибкость, выразительность движений. Поощрять двигательное творчество детей. Формировать основы здорового образа жизни в семье и детском саду.

Слайд 7

Требования к спортивному уголку : Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, центром науки и природы, центром песка и воды, центром театра и музыки. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение - принципу целесообразности. Уголок должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, обеспечивать свободный выбор и доступ детей. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.

Слайд 8

Теоретический материал

Слайд 9

Игры

Слайд 10

Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук

Слайд 11

Для игр и упражнений с прыжками

Слайд 12

Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием

Слайд 13

Нестандартное оборудование

Слайд 14

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. Гиппократ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОУ

двигательная среда- является одним из важнейших средств  всестороннего развития ребенка- дошкольника....

Консультация для педагогов. Двигательная среда - основа физического развития.

СОДЕРЖИТ МАТЕРИАЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ. Относится к разделу -" Физкультура"...

«Насыщенность образовательной среды и её психологическая безопасность»

  Под психологической безопасностью понимается защищенность от угроз, психологического насилия, от того, что заставляют делать против желания, от заброшенности, пренебрежительного и недобр...

Презентация «Воспитание культуры здоровья дошкольника путем оптимизации двигательной среды»

Организация двигательной среды  для всестороннего развития ребенка....

Анкета для родителей "Двигательная среда дома"

Данные полученные с помощью анкетирования позволят составить представление об общем состоянии двигательной среды в домашнем окружении в группе в целом и поможет спланировать дальнейшую работу воспитат...

План обновления ценностно-насыщенной образовательной среды развития речевой культуры в условиях ДОО и семьи

План обновления ценностно-насыщенной образовательной среды развития речевой культуры в условиях ДОО и семьи...

Развивающая предметно- пространственная среда. Насыщенность развивающей среды.

Созданная в детском саду ППС влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. Но самое главное – она должна работа...