Статья "К вопросу об эффективном управлении дошкольной образовательной организацией"
статья

Белявская Анастасия Викторовна

В связи с изменениями, происходящими в сфере образования, особая роль уделяется управленческому мастерству руководителя. Успешность развития дошкольной образовательной организации зависит от того, как руководитель построит свою деятельность. В данной статье рассматриваются особенности управленческой деятельности руководителя дошкольной образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_upravlenie.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

К вопросу об эффективном управлении дошкольной образовательной организацией

Деятельность по управлению дошкольной образовательной организацией динамична, она отличается своей многогранностью и сложностью. Руководитель должен умело использовать существующую структуру дошкольной образовательной организации, создать взаимосвязанную систему. Стоит отметить и то целенаправленное воздействие на педагогический коллектив, благодаря которому достигаются максимальные результаты образовательного процесса.

Руководителю дошкольной образовательной организации необходимо учитывать изменяющиеся условия, происходящие в образовательном пространстве. Если дошкольная образовательная организация  намеревается быть уникальной для  потребителя и иметь большой спрос на рынке образовательных услуг, то надо постоянно проводить анализ собственной деятельности. Это включает внутреннюю оценку качества предоставляемых образовательных услуг и внешнюю, которая заключается в проведении различных видов опросов населения и их анализом.

Результативность деятельности позволяет судить то, насколько эффективно руководитель управляет дошкольной образовательной организацией.  

Вопросами управления образовательными организациями, в том числе и дошкольными, занимались Поздняк Л.В. [3], Поташник М.М. [4], Денякина Л.М. [1], Шамова Т.И. [6] и другие.

Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. [3] пишут о том, что правильное руководство предполагает постоянный анализ окружающей обстановки со стороны управленца. Это поможет руководителю сориентировать педагогов дошкольной образовательной организации к восприятию достижений общества, окажет воздействие на развитие их самосознания.

Другие исследователи в области управления организациями, например, Шамова Т.И. [6] рассматривает управление как взаимодействие руководителей образовательного учреждения и других участников образовательного процесса по его упорядочению и переводу в новое качественное состояние, отвечающее выполнению поставленных задач.

Руководителю необходимо проявлять гибкость и быстроту реакции перед запросами населения, находить различные варианты развития дошкольной образовательной организации в зависимости от современных требований и условий.

Таким образом, управление современной дошкольной образовательной организацией – это целенаправленная активная деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие педагогической системы, перевод ее на новый, качественно высокий уровень по фактическому достижению цели с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий.

Фалюшина Л.И. [5] пишет, что деятельность руководителя должна носить преобразующий характер. Это предполагает направленность на совершенствование деятельности педагогов, преобразование их профессиональных способностей. Совершенствование и преобразование своих профессиональных способностей являются одними из ключевых элементов эффективности деятельности по управлению организацией.

Эффективность управления дошкольной образовательной организацией зависит от способности руководителя к самоанализу, поэтому необходимо проводить работу по контролю и корректировке деятельности ДОО. Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, современный руководитель, должен учесть тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, уровень развития детей и профессиональные возможности педагогов.

По определению Поташника М.М. [4], организационная структура управления представляет собой совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнения управленческих функций.

По мнению Конаржевского Ю.А. [2], эффективность организации управления – это создание благоприятных условий для достижения коллективом поставленных целей в кратчайшие сроки при наивысших качественных и количественных показателях и наименьших затратах.

При этом эффективность работы дошкольной образовательной организации зависит от психологического настроя, преобладающего в коллективе. И здесь ведущая роль также принадлежит его руководителю. Являясь лидером, руководитель определяет весь климат в дошкольной образовательной организации. Стиль его управления должен способствовать созданию в коллективе обстановки открытости, делового сотрудничества, доверия.

В настоящее время можно наблюдать парадоксальную, но в целом вполне типичную ситуацию, которая характеризуется недостаточной разработкой данной проблемы и необходимостью на практике обеспечить эффективное управление дошкольной образовательной организацией.

Для эффективного управления дошкольной образовательной организацией руководителю необходимо знать, что является критериями ее успешности или, наоборот, что вызывает проблемы, и отслеживать динамику по этим критериям, анализируя результаты и корректируя управленческие решения. Поэтому необходимо правильно выбрать критерии эффективности, так как неверно выбранные показатели не позволят достичь результатов, определенных целью.

В связи с этим рассмотрим основные критерии и показатели эффективности управления.

Критерии:

1. Качество управления дошкольной образовательной организацией:

  • деятельность администрации по психологической и методической поддержке профессионального развития педагогов;
  • оценивание руководителем своей деятельности и своевременное исправление допущенных недочетов;
  • знание нормативно-правовых документов;
  • стиль управления.

2. Кадровое обеспечение дошкольной образовательной организации:

  • уровень квалификации педагогических работников;
  • достижения педагогических работников.

3. Качество результатов образования:

  • особенности развития когнитивной сферы, личностных особенностей дошкольников;
  • состояние здоровья дошкольников;
  • достижения дошкольников.

Таким образом, есть возможности произвести приблизительную оценку эффективности управленческой деятельности дошкольной образовательной организации.

Список использованной литературы

1. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Новая школа, 2010. – 48 с.

2. Конаржевский, Ю.А. Внутришкольный менеджмент. – М.: Новая школа, 2007. – 158 с.

3. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: учебное пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 432 с.

4. Управление современной школой: пособие для директора школы / под ред. Поташника М.М. – М., 2012.

5. Фалюшина Л.И. Управление дошкольным образовательным учреждением. Современный аспект. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 80 с.

6. Шамова Т.И. Управлением образовательными системами: учеб. пособие / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, И.П. Капустин; под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Владос, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы эффективного управления дошкольным образовательным учреждением

В материале представлен опыт работы по внесению  изменений в организационную структуру управления,   создание и функционирование инновационных  групп в ДОУ...

Внутренняя система оценки качества образования как условие эффективного управления дошкольной образовательной организацией.

Создание системы внутренней системы оценки качества - обязанность образовательной организации.В докладе рассматривается основные подходы к созданию системы...

Материалы к номинации "Лучшая модель (практика) управления дошкольной образовательной организацией: развитие образовательных технологий"

Материалы к номинации "Лучшая модель (практика) управления дошкольной образовательной организацией: развитие образовательных технологий" к открытому конкурсу лучших практик, способствующих д...

Материалы к номинации "Лучшая модель (практика) управления дошкольной образовательной организацией: развитие образовательных технологий"

Материалы к номинации "Лучшая модель (практика) управления дошкольной образовательной организацией: развитие образовательных технологий" к открытому конкурсу лучших практик, способствующих д...

«Лучшая модель управления дошкольной образовательной организацией : развитие образовательных технологий.»

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли родители . Этопредъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену...

Статья "К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА"

Статья "К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА"...