4К: от создания среды до театрального фестиваля. Практика ДОУ
консультация

в материалах выступления описана практика ДОУ по развитию 4К-компетенций 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4k.docx20.74 КБ
PDF icon 4k._18.08_szhataya.pdf2.57 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Семицветик»

4К: от создания среды до театрального фестиваля.
Практика ДОУ

(материалы выступления

«Образовательная среда ДОУ – территория возможностей)

Спикер: Русько О.П.,

Методист

Гурьевск, 2022г.

Добрый день, уважаемые коллеги, участники встречи! Благодарю за возможность поделиться с Вами нашим скромным опытом в вопросе реализации программы и внедрения 4К технологий.

Время быстротечно, оно вносит коррективы во все сферы нашей жизни и уже те привычные действия, которые мы применял раньше, не работают также эффективно. Совсем недавно, рассуждая с ребёнком о профессиях, я поняла, что, многие профессии, о которых мы часто слышали раньше, изжили себя и с каждым годом появляются новые. И мои дети, возможно, станут специалистами в совершенно новых професиональных областях, которые будут требовать новых компетенций. Что же поможет им стать успешными в новом деле?

В 2016 году президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб объявил, что началась Четвертая технологическая революция. Это значит, что скоро все за нас будут делать роботы, а к 2020 году каждый востребованный сотрудник должен будет уметь:

  1. решать комплексные задачи;
  2. думать критически;
  3. творчески мыслить;
  4. управлять людьми;
  5. работать в команде;
  6. распознавать эмоции других людей и свои собственные, управлять ими;
  7. формировать суждения и принимать решения;
  8. ориентироваться на клиента;
  9. вести переговоры;
  10. быстро переключаться с одной задачи на другую.

Эти умения принято называть Soft Skills (гибкие навыки, надпрофессиональные компетенции) в противовес Hard Skills — «жестким» профессиональным навыкам.

В нашей стране специалисты от образования сократили Давосскую десятку до системы из четырех ключевых навыков, которая получила название «Система 4К»:

Критическое мышление (Critical Thinking);

Креативность (Creativity);

Коммуникация (Communication);

Координация (Coordinating With Others).

Подробнее о каждом из четырех «К»

  • Критическое мышление — это умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы. Чтобы находить решения даже в случае провала, надо понимать причины своих успехов и неудач.
  • Креативность позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах. Человек с развитой креативностью становится творцом. Он может генерировать идеи и развивать начинания других людей. Преодоление трудностей превращается для него в увлекательную головоломку.
  • Коммуникация. Сейчас все находятся на расстоянии телефонного звонка или сообщения практически круглые сутки. Умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения стало жизненно важным навыком.
  • Координация (сотрудничество) тесно связана с коммуникацией, но относится к профессиональной сфере. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.

Какие из «К» мы развиваем в ДОУ? Безусловно, все, но три, выделенные (коммуникация, кооперация, креативность) развиваем напрямую с дошкольниками и критическое мышление опосредованно, через педагогов, так как педагогический ресурс – это тоже элемент развивающей среды.

В самом начале пути работы по программе и знакомства с 4К у нас в голове было много вопросов, которые зеркалили и у педагогов. Это были вопросы, страхи, возражения. Педагогам хотелось знать, будет ли это дополнительной нагрузкой, выделим ли мы это направление в дополнительную услугу, где и когда проводить. И, проработав информацию, мы на эти вопросы готовы были ответить.

Когда? -  В любом режимном моменте.

Где? В каждом развивающем центре ДОУ и даже по дороге к ним (стрелочка к проекту «МИМО». Дополнительная нагрузка? – нет, это ежедневная рутина, но под другим углом зрения.

В дошкольном возрасте не рано? – нет, это сенситивный возраст, в котором мы можем заложить задатки необходимых качеств в той мере, в которой возможно.

В каком виде деятельности? – в любом! Форвардом для этой работы была выбрана театральная деятельность, и это не случайно.

Театрализация

  • Доступный для понимания детей язык образов и метафор, персонажей;
  • Возможность «примерить» на себя образ;
  • Принятие опыта героя инсценировки, его ценностей;
  • Участие в постановке – раскрытие творческих способностей ребёнка;
  • Подготовка к постановке спектакля – работа по распределению ролей, объединению в микрогруппы для репетиций;
  • Просмотр театральной постановки – развитие воображения, принятие идеи и смысла, норм и ценностей, заложенных в сценарии, «пища для ума»

В ходе работы сформировалось педагогическое обучающееся сообщество, разработан педагогический проект создания личностно-развивающей образовательной среды «Развитие кооперации старших дошкольников посредством игровой театрализованной деятельности». Результатом работы по проекту стало;

  • Системная работа по обогащению среды, изготовление атрибутов для театральных постановок, инсценирование сказок;
  • Вовлечение воспитанников с ОВЗ в театрализации;
  • Объединение с родительской общественностью (совместные театральные праздники, изготовление костюмов, атрибутов)

Новые возможности для развития 4К компетенций стало внедрение в работу управленческого проекта «Педагогический дизайн «Мимо»

Цель: преобразование личностно-развивающей образовательной среды, предоставляющей каждому ребенку возможность полноценного развития, педагогам возможность продуктивного взаимодействия, сотворчества, профессионального роста, родителям возможность участия в жизни ДО

Управленческой команде был важен переход от догматической среды к среде, стимулирующей личностное развитие педагогов и воспитанников, вовлечённость родителей.

В каких же помещениях детского сада можно реализовать театрализованную деятельность?

  • Групповые помещения (оборудование уголков ряжения, костюмы, маски, оборудование, ширмы)
  • Театральная студия
  • Библиотека
  • Уголок писателя
  • Горница
  • «По улицам города»
  • Музыкальный зал
  • Художественная галерея.

Своеобразным итогом работы стало проведение семинара в рамках работы ресурсного центра «Нескучный сад». Работа семинара проходила  в 2 акта и антракт. Первый акт – театрализованные представления воспитанников. Постановки были очень разноплановыми – ребята выступали в роли музыкантов и актёров. Рассматривались такие темы, как дружба и безопасное поведение. Премьерой стала для нас познавательная постановка – ребята учили правила игры в шахматы прямо на сцене. Примечательно, что на сцене были воспитанники, имеющие статус «ОВЗ», с разной степенью нарушений речи. В антракте педагоги прошли экспресс-курс актёрского мастерства «Прима», а после него участвовали в мастер-классах.

Безусловно, работа по развитию 4К компетенций – работа системная и уже запланирована на будущий учебный год как через работу ПОС, так и через подготовку и проведение семинаров-практикумов и педагогических советов в нетрадиционной форме. Акцент, в том числе, будет поставлен и на развитие этих качеств у педагогов.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в театральном фестивале «Волшебный мир сказки» 2012г

Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Сказки, спектакли пользуются у детей неизменной любовью. ...

Сценарий театрального фестиваля по сказкам А.С.Пушкина "Там, на неведомых дорожках..."

Сценарий рекомендован педагогам для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

Театральный фестиваль в гости к нам!

Мы представляем вашему вниманию  небольшой план-перспективу первого информационного дня театрального фестиваля....

Гимн театральному фестивалю Зеленый гусь

Авторская работа[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13190740","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Статья на тему: «Создание среды для проведения театрально-игровой деятельности в группах»

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей.  Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих ...

Консультация Создание среды для проведения театрально- игровой деятельности в группах

Консультация Создание среды для проведения театрально- игровой деятельности в группах...