"Вражда в родительских чатах"
презентация

Клюева Оксана Васильевна

Популярность родительских чатов растет с каждым годом. Трудно себе представить более удобный способ дистанционного общения в эпоху глобальной занятости и дефицита времени. Однако, виртуальное общение имеет свои специфические особенности и часто при таком общении разгораются серьезные конфликты между участниками, что может привести к неблагоприятной психологической атмосфере среди родителей, так и в учреждении образования в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2022_vrazhda_v_roditelskih_chatah.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Клюева О.В., педагог-психолог «ВРАЖДА В РОДИТЕЛЬСКИХ ЧАТАХ» Ханты-Мансийский автономный округ—Югра Октябрьский район пос. Унъюган Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» (МБДОУ «ДСОВ «Сказка») ____________________________________________________________ Консультация для родителей и педагогов 2022

Слайд 2

Популярность родительских чатов растет с каждым годом. Трудно себе представить более удобный способ дистанционного общения в эпоху глобальной занятости и дефицита времени. Однако, виртуальное общение имеет свои специфические особенности и часто при таком общении разгораются серьезные конфликты между участниками, что может привести к неблагоприятной психологической атмосфере среди родителей, так и в учреждении образования в целом. На наш взгляд, тема родительских чатов, как активно развивающегося социального явления, еще мало изучена. Существует много вопросов: почему общение в чате часто переходит в выяснение отношений; какие темы являются наиболее конфликтными; почему агрессия в чате часто принимает неконтролируемый характер и ее трудно остановить; как деструктивные формы общения родителей в чате влияют на межличностные отношения детей и на атмосферу в детском коллективе; что можно сделать, чтобы нормализовать общение в чате и т.д. Изучение данных вопросов позволит понять закономерности возникновения деструктивных форм общения в чатах и их влияние на межличностные отношения. Что же такое деструктивные способы общения ? К ним обычно относят те формы и особенности межличностных контактов, которые отрицательно сказываются на собеседниках и осложняют процесс взаимопонимания (агрессия, конфликтное поведение, игнорирование).

Слайд 3

Родители, общающиеся в чатах тех, кто всегда участвует в обсуждени и , спорах тех, кто все читает, но предпочитает отмалчиваться тех, кто держит нейтралитет - они в перепалку не вступают, но в случае необходимости задают вопросы, высказывают свое мнение. Темы обсуждение поведения какого-либо ребенка обсуждение учебно-воспитательного процесса в образовательной организации выбор родительского комитета, сама деятельность родительского комитета праздники, выпускные мероприятия

Слайд 4

Рассмотрим специфические особенности онлайн-общения, которые могут стать провоцирующими факторами развития конфликтного общения между родителями. Рассмотрим, какие типажи родителей водятся в родительских чатах и как не стать их жертвой. Тип 1. «Паникеры » Как опознать : Очень тревожные мамы и папы. Ежеминутно опасаются за здоровье и благополучие чада. Готовы любой ценой устранять реальную или (чаще) мнимую угрозу ребенку, «фильтруя» его окружение. Могут всерьез затравить других родителей, если те отправили в детский сад ребенка с соплями или, например, у кого-то в группе обнаружились вши . Что делать: Очень важно на максимально ранней стадии пресечь конфликт в чате, обозначить границы . Можно корректно пригласить обидчика обсудить ситуацию в « личке » или вывести конфликт в оффлайн . Как правило, те, кто склонен бушевать и травить других в Интернете , быстро сбавляют обороты, когда приходится смотреть оппоненту в глаза. Полезно привлечь к решению конфликта третью сторону - администрацию учреждения, в тяжелых случаях - адвоката, это отрезвляет агрессора.

Слайд 5

Тип 2. «Фашисты» Как опознать : Люди с раздутым самомнением и чувством собственной значимости. Убеждены, что их ребенок идеален, и все вокруг должно быть так же идеально. Так же как и «тревожные» родители, стремятся «зачистить» пространство вокруг ребенка от неугодных элементов. К ним относят всех, кто, по их мнению, не вписывается в идеальную картину мира - детей с физическими или психологическими особенностями, гиперактивных , «не таких, как все». Агрессию переносят на родителей таких детей, провоцируют травлю, пытаются сплотить остальных против «белой вороны», чтобы вынудить «не таких» покинуть группу. Что делать : В таких ситуациях жертва часто пытается ограничить общение с другими родителями, чтобы избежать травмирующих ситуаций. Но это не выход: чувствовать себя изгоем тоже очень психотравматично . Самое главное - ни в коем случае не ввязываться в эту игру, не начинать оправдываться и не позволять обвинять себя. Если кто-то из родителей группы стал жертвой буллинга со стороны подобных родителей, важно сразу обозначить границы , дать понять, что подобные эмоциональные нападки в сторону никто терпеть не должен. В этом случае тоже можно привлечь администрацию как «третью сторону». Также важно запастись поддержкой педагогов группы или психолога.

Слайд 6

А еще здесь не редкость споры из-за денег Тип 3. «Толстосумы» Как опознать: Тут все просто. Со спорами «сколько сдавать в фонд группы» хоть раз сталкивался каждый родитель. Ненормальной ситуация становится тогда, когда в чате начинают травить тех, кто ограничен в средствах и не может скинуться вместе со всеми. «Толстосумы» пытаются пробудить в жертве чувство вины, составляют и вывешивают на всеобщее обозрение «позорные списки», обвиняют не сдавших деньги, что «их ребенок учится/питается/развлекается за счет других ». Что делать: Поддаваться на провокации, влезать в долги и отдавать последнюю копейку ради того, чтобы сдать деньги в фонд группы или на подарок педагогам, совершенно точно не стоит. Если у родителей временные денежные затруднения, то можно попытаться объяснить ситуацию и отстоять свои границы. Важно делать это не публично, а в личных сообщениях или при встрече. Другое дело, если семья понимает, что финансовые возможности не соответствуют среднему уровню группы. Родители с устойчивой нервной системой продолжают «водить» ребенка в группу, отстаивая свое право не сдавать денег. Но в таком случае ребенок тоже неизбежно будет чувствовать себя отщепенцем. Как правило, в ситуациях финансового буллинга психологи предлагают не мучить себя и ребенка и по возможности поменять группу или вообще учреждение.

Слайд 7

Тип 4. «Всезнайки » Как опознать : Все всегда знают лучше всех и не стесняются навязывать свое мнение окружающим. Несогласных жестко осаживают, могут устроить настоящую травлю. Часть таких «всезнаек» сомневается в компетенции педагогов. Они считают, что способности и развитие их детей неправильно оценивают, раздувают эти ситуации в чатах, организуют других родителей подписывать жалобы/заявления на педагога. Часть, напротив, встают на сторону педагога и резко критикуют тех, кто посмел высказать недовольство или «вынести сор из избы ». Что делать : В общении с такими родителями стоит максимально выбирать выражения, особенно в переписке - они могут делать скрины сообщений, вырывать слова из контекста и использовать их в качестве оружия против несогласных. Не рекомендуется поддавайться на попытки устроить публичное обсуждение ситуации, обозначьте согласие обсудить все в личке или с глазу на глаз. А еще полезный совет: не пишите много в чаты. Часто родители начинают считать это место реальной площадкой для диалога. Но все не так: здесь не ваши друзья, а очень разные люди. Будьте осторожны в выражениях и никогда не пишите ничего компрометирующего вас. И кстати: без согласия других выносить скрины из чата наружу нельзя. Придерживайтесь этого правила хотя бы сами.

Слайд 8

Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо: 1. Установите правила родительского чата, чтобы впоследствии избежать конфликтов. Для этого, закрепите правила вверху чата , чтобы они были видны каждому родителю. Донесите до участников образовательных отношений главный закон беспроблемных родительских чатов в мессенджерах и соцсетях . Он звучит так: « Чат предназначен для того, чтобы информировать родителей о событиях и фактах, которые имеют только самое непосредственное отношение к пребыванию детей в дошкольном учреждении». Чат с родителями (также как и с коллегами) нужен исключительно для информационных целей, поэтому он должен быть похож на доску нужных объявлений о работе. Когда участник чата вносит любую, даже позитивную, но с низкой смысловой нагрузкой информацию – это размывает границы допустимой тематики и форм общения. Четко очертите, что флуд типа мемов , очаровательных видео и ссылок с полезными советами не по делу недопустим. Как только создаете чат, сразу пишите и закрепляйте правила общения в нем. Нарушителей правил блокируйте. Обычно предупреждают о блокировке 2 раза, на третий блокируют. Как правило-помогает. Если у вас более теплые отношения с родителями-оговорите сразу что можно скидывать в этот чат. Например, картинки-поздравления с праздниками.

Слайд 9

Пример . Правила чата Пишем только по делу, кратко, только текстовые сообщения . Слушать голосовые сообщения долго и не всегда удобно. Если вопрос касается одного-двух человек, пишите не в общий чат, а в личку . Прежде чем задать вопрос, листаем чат. Возможно, ответ уже там есть . Все самое важное закрепляется в шапке чата . Никакого флуда . Запрещены отвлеченные темы, петиции, приглашения к благотворительности, мемы , фото и видео кроме тех, что по профессиональной необходимости нужно выложить на общее обозрение для родителей . Чужих детей в чате не обсуждаем . Личное – в личные сообщения . Конфликты решаем лично, а не в чате . Никакой оскорбительной лексики и разжигания вражды. За нарушение этого правила немедленно блокируем участника . Педагог не круглосуточно в чате. Он отвечает на вопросы в будние дни с 8:00 до 8:30 и с 18:00 до 18:30. Уважайте личное пространство педагога и не беспокойте в выходные дни и нерабочие часы.

Слайд 10

2. Проанализируйте, кто из родителей часто агрессивен в родительских чатах. Особенно часто склонны к повторяющейся агрессии в чате люди пяти психологических типов : 1. Люди с высоким уровнем эгоцентризма. Они сфокусированы на своем мнении и на желании его транслировать, убеждены в собственной правоте. 2. Склонные к сутяжничеству – те, кто постоянно выдвигает все новые претензии, обвинения. Это мягкие психиатрические расстройства: еще не болезнь, но уже нездоровье. Взаимодействие с такими людьми всегда непредсказуемо: вас могут втянуть в разбирательства, приписать вам мнения, которых вы не придерживаетесь, и представлять вас в ложном свете. 3. Нереализованные . У людей есть энергия и желание коммуницировать , но нет полезной активности. 4. Высокотревожные . Тревога «хочет опредметиться »: превратиться в конкретный страх, а любая острая социальная и политическая ситуация создает поводы для этого. Тревожные родители пытаются фильтровать окружение, убрать риски, чтобы защититься от угрозы. Могут быть очень настойчивы. 5. Люди , чьи непосредственные интересы задеты происходящими событиями. В силу значительной эмоциональной нагрузки они нуждаются в том, чтобы вынести наружу то, что переживают. Но родительский чат – не место для таких действий.

Слайд 11

3. Реагируйте на агрессию между родителями в чате. При первых предвестниках агрессии, когда начинается недопустимое обсуждение или кто-то высказывает эмоциональное мнение, сразу напомните, что чат не предназначен для посторонних тем. Напишите, что будете вынуждены удалить чат или блокировать тех, кто игнорирует правила. Необходимо прервать конфликт в самом начале . Если вы не уследили, например, были с детьми, когда начался конфликт, – реагируйте сразу, как только заметили агрессию. Напишите, что при всем уважении к родителям вы настоятельно рекомендуете прекратить посторонние обсуждения в этом чате, который предназначен исключительно для решения конкретных вопросов. Даже если вы считаете, что некое мнение нужно широко транслировать, не разрешайте этого делать и сами не высказывайтесь. Сдержать собственные эмоции . Если родители продолжают писать, задача педагога усложняется: надо сдержать эмоции и порывы и прекратить ненужное обсуждение. Чтобы сдержаться, увеличивайте дистанцию с чатом. Отложите телефон, отключите звук, отвлекитесь другим занятием, чтобы на эмоциях не вступать в дискуссию. Дайте выход эмоциям. Если есть возможность, проговорите их, но ни на кого не нападайте. Лучше вообще не пишите в чат , когда там накалены эмоции по любому поводу. Ваша профессиональная обязанность – это в том числе сдержанность. Повремените, не отвечайте, не лайкайте . Если поступил содержательный вопрос, по которому нужен ваш ответ, напишите, когда в чате уже спокойно и мало сообщений, причем строго по делу. Действуйте хладнокровно и решительно . Если в чате вас не слышат и ругань продолжается, не терпите, удаляйте чат. Создавайте его заново и отключите возможность комментирования ваших сообщений. Пусть в чате останется только информационная функция. В дошкольном учреждении и конкретно у педагогов нет задачи и возможности быть каналом приема общественного резонанса, в образовании и без того много стрессовых событий .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Этика поведения в родительских чатах»

Уважаемые родители, детей группы «№№№№№№№№»!С приходом современных технологий основная часть родителей встречаются в социальных сетях и мессенджерах. Дискуссии бывают весьма эмоциона...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РОДИТЕЛЬСКИЕ ЧАТЫ. КАК сделать общение в род чатах безопасным, полезным и корректным?"

В консультации раскрываются правила корректного и безопасного общения в чатах с родителями воспитанниковКак сделать общение в род чатах безопасным?Как сделать общение в родительских чатах полезным?Как...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РОДИТЕЛЬСКИЕ ЧАТЫ. Как сделать общение в род. чатах безопасным, полезным и корректным?"

В консультации раскрываются правила корректного и безопасного общения в чатах с родителями воспитанниковКак сделать общение в род чатах безопасным?Как сделать общение в родительских чатах полезным?Как...

Вражда в родительских чатах: что делать педагогам. Консультация

Правила поведения в родительских чатах в ситуациях, когда из-за внешних событий между людьми нарастает напряжение, помогут избежать конфликтов,  регулировать обстановку, когда в ни...