AПО " Формирование у детей дошкольного возраста знания и представления о правилах дорожного движения посредством использования технологии проблемного обучения."
учебно-методический материал (старшая группа)

    Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества без инновационных технологий. Ребенок нового века совершенно другой! Он с раннего детства сталкивается с таким потоком информации, который детям прежних поколений и не снился. Современные дети более эрудированные, активные, динамичные, а значит и работа с ними должна быть соответствующей! Успешно решать задачи современного образования позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику работы дошкольного учреждения.

         Поэтому актуальным на сегодняшний день становится эффективное использование инновационных технологий в дошкольном учреждении. А одним из эффективных способов развития творческого мышления, формирования навыков самостоятельного поиска, усвоения и применения знаний у детей является технология проблемного обучения.

      

 Цель технологии проблемного обучения  в детском саду заключается в  воспитании у детей способности самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и самостоятельно находить правильный ответ.

Отсюда вытекают следующие задачи:

  • Создать условия для приобретения воспитанниками средств познания и исследования.
  • Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.
  • Применять дифференцированный и интегрированный подход как во время образовательной, так и во время самостоятельной деятельности детей.

 

 

    Предметом изучения для меня стал процесс интеграции инновационной  технологии и «традиционных» средств деятельности в единый непрерывный комплекс нового содержания образовательной и самостоятельной деятельности.

       Давайте выясним, в чём же заключается отличие проблемного обучения от «не проблемного» традиционного:

При традиционном обучении воспитатель сообщает детям готовые знания: объясняет новый материал, подкрепляет примерами, иллюстрациями,

проверяет степень усвоения материала. Творческие способности детей при этом не развиваются.

А вот при проблемном обучении педагог не даёт новых знаний. Умения и навыки дети приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, которые называются проблемными.

Достоинства проблемного обучения:

  • Высокая самостоятельность детей;
  • Формирование познавательного интереса и личностной мотивации ребёнка;
  • Развитие мыслительных способностей детей.

 

   Работа с детьми дошкольного возраста, реализованная через проблемное обучение включает несколько этапов:

1) осознание общей проблемной ситуации;

2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;

3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);

4) проверка правильности решения проблемы.

 

    Рассмотрим формы организации проблемного обучения.

 Проблемный вопрос - это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения. Т.е., вопрос «Можно ли играть в мяч на дороге?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос. А вот вопрос «Почему нельзя играть в мяч на дороге?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

Проблемные вопросы содержат в тексте вопросы «почему?», «зачем»?

Проблемная задача-  её можно условно разделить на две части. В задаче есть условие (описание) и есть вопрос? Например: «У мамы в руках тяжелые сумки, она не может держать тебя за руку при переходе проезжей части. Как ты поступишь?» Или «Вова шёл по тротуару и увидел через дорогу своего друга Серёжу. Как поступить Вове, если он очень хочет поздороваться с другом?

Проблемная ситуация- наиболее сложная форма проблемного обучения. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Основное звено проблемной ситуации - противоречие. Например: Тормозной путь автомобиля в летнее время короче, чем его тормозной путь в зимний период. Почему? В чём причина? Воспитатель может вопросами или с помощью сюжетных картинок наталкивать детей на поиск ответа. В разрешения данной проблемной ситуации могут использоваться личные наблюдения детей, а также эксперименты со снегом.

 

   Рассмотрим на примере. Проблемный вопрос «Как переходить

 через дорогу, если нет светофора? (По светофору)» Данный вопрос задавался детям разных возрастных групп по четырём уровням проблемности в обучении: в младшей группе воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает.

     В средней группе воспитатель, а в данном случае инспектор ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение.

В старшей группе ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить.

И в подготовительной группе ребёнок сам ставит проблему и сам её решает.

 

  Проблемная задача «Вдоль всей проезжей части расположены дорожные знаки. А нужно ли их знать пешеходам!» Дети средней группы смогли решить данную задачу под руководством воспитателя. А дети старшей группы обратились за помощью к водителям и успешно решили задачу.

   Проблемная ситуация «Полосатая зебра»

  • Лето. На улице ярко светит солнце. Сигналы светофора не видны - отсвечивает. Как перейти дорогу? Как сориентироваться?
  • Ты с мамой переходишь дорогу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, и вы обращаете внимание, что на вас мчится на автомобиле невнимательный водитель. Что предпринять в такой ситуации.
  • У мамы в руках тяжелые сумки, она не может держать тебя за руку при переходе проезжей части. Как поступить в такой ситуации?
  • При переходе проезжей части без пешеходного перехода вы с мамой замешкались и не успели перейти всю дорогу. Автомобили едут в обоих направлениях движения. Как быть?

            Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, создается новая проблемная ситуация. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять.

 

  Подводя итог всему сказанному, дадим определение проблемному обучению.

Проблемное обучение в детском саду это - организация взаимодействия воспитателя с воспитанниками, предполагающая создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

  В заключение хочется отметить, что данная работа позволила увидеть, установить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать инновационные технологии в различных видах образовательной деятельности. А использование технологии проблемного обучения позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_pdd.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Морозова Татьяна Николаевна

Содержание

Информация об опыте ……………..………………………………………..…....3

Технология опыта………………….…………………………………………...…8

Результативность  опыта …………………………………………………..…....13

Библиографический  список…….……………………………………….……...16

Приложения к опыту…………………………………………………………… 17

Раздел I. Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта

         Свою педагогическую деятельность автор опыта осуществляет в должности воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 3 комбинированного вида города Валуйки Белгородской области.

Экономические преобразования в стране привели к увеличению количества автомобилей на дорогах. Следствием этого стал рост дорожно-транспортных происшествий на дорогах с участием детей. В связи с этим     10 декабря 1995 г. был принят Федеральный Закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в котором изложено: «Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке» (п.1 ст.29).

На современном этапе развития человечества педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности», в частности вопрос ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения, как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения. 

Наш детский  сад расположен недалеко от дороги по периметру микрорайона совхоз проходит основная дорога с большим потоком автотранспорта. Дорога в детский сад для многих детей требует перехода через улицу. Безопасность дорожного движения является одной из задач нашего детского сада

         Автора опыта заинтересовала проблема формирования у детей дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения. В мае 2019 года им было проведено диагностическое обследование  выпускников дошкольного образовательного учреждения с использованием методики разработанной Н.И. Клочановой, С.Н. Черепановой, Т.И. Даниловой, О.Л.Князевой, Р.Б. Стеркиной (Уровень знаний и представлений  о правилах дорожного движения) (Приложение 1).

 По итогам проводимых исследований были получены данные о том, что  высоким уровнем  сформированности знаний и представлений детей о правилах дорожного движения обладали  только  15%  из участвовавших в диагностике, количество детей, имеющих средний уровень развития данного качества, составило 31%, и низкий уровень равнялся 54% от всех диагностирующих. Это свидетельствовало не только о незнании детей правил дорожного движения у выпускников детского сада, но и о  недостаточно высоком уровне сформированности знаний и представлений детей о правилах дорожного движения.  

Анкетирование родителей (законных представителей), воспитанников, участвующих в анкетировании,  показало, что 36% родителей  знакомят своего ребенка с правилами дорожного движения, 49% родителей соблюдают правила дорожного движения, 36% родителей нарушают правила дорожного движения в присутствии ребенка, 29% родителей ответили на вопрос, что их дети замечают о нарушении родителями правила дорожного движения.

         Анализ результатов всех проведенных исследований свидетельствовал о том, что  необходимо активизировать  работу по формированию у детей дошкольного возраста знания и представления о правилах дорожного движения посредством использования технологии проблемного обучения.

Актуальность опыта

           Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Одновременно необходимо знать и возможные формы обучения детей дошкольного возраста, с учётом их психофизиологических особенностей. В детском саду прилагают много усилий для того, чтобы помочь ребёнку овладеть правилами дорожного движения, подготовить его к школьному периоду жизни, а именно: самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, начиная с территории своего дома, микрорайона. Одним из самых надёжных способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах является наблюдение дорожных ситуаций непосредственно на целевых прогулках, то есть получение доступной объективной информации от взрослого (как педагога, так и родителей). Педагогические наблюдения показывают, что на первое место воспитатели, как правило, ставят чтение детям художественной литературы.

Кроме этого, широко используется:

-рассматривание иллюстраций, картин;

-моделирование дорожных ситуаций;

-обучающие и развивающие игры;

-изготовление с детьми атрибутов и игрушек для занятий по теме дорожной

безопасности;

-художественно-творческая деятельность детей и др.

          Однако, до сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека, личности способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости и сострадания. Это обуславливает те позитивные изменения, которые наметились в образовании и отражены в федеральных документах.

          Встает вопрос, как построить воспитатель - образовательный процесс по  формированию основ культуры безопасности у дошкольников и уберечь детей на дорогах? Согласно вступивших в силу ФГОС, ДО требует от нас, педагогов, реализации новых педагогических технологий по овладению детьми базовых правил  поведения на дороге, в процессе  осуществления деятельностного подхода, исходящего из положений  о том, что полноценное развитие ребёнка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности и постоянного творческого поиска.              

Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице.

         Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.

          Несмотря на разработанность нормативных и программно-методических материалов, в практике педагоги уделяют не достаточно внимания проблеме обучения детей безопасному поведению. Налицо противоречия

  • между пониманием того, что необходимо формировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дорогах и отсутствие системы сетевого взаимодействия детского сада с социальными партнерами  по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
  • между необходимостью систематизировать знания детей с одной стороны и отсутствием систематической работы по обучению детей безопасному поведению - с другой;
  •  между необходимостью взаимодействия всех участников образовательного процесса и недостаточным уровнем активности социальных партнеров.

В рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов при организации образовательной работы с детьми необходимо внедрение инновационных технологий.

         Поэтому проблема воспитания у детей безопасного поведения актуальна и соответствует потребностям общества. Исходя из противоречий, нами определена основная идея.

Ведущая педагогическая идея опыта

       Ведущая педагогическая идея опыта заключается в повышении эффективности воспитательно - образовательной деятельности по формированию у детей дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения посредством использования технологии проблемного обучения.

.

Длительность работы над опытом

Длительность работы над опытом: три года с 2019 по 2022 год.

I этап – начальный (констатирующий) – май 2019.

       Началом опыта послужило выявление уровня сформированности знаний и представлений детей о правилах дорожного движения. Первый этап был направлен на сбор и систематизацию известных в специальной педагогической литературе теоретических и практических материалов по данному разделу. Проводилась профилактическая работа с педагогами и родителями в МДОУ.                

        II этап – основной (формирующий) сентябрь 2019 - март 2022.        

     Определение педагогических условий использования проблемного обучения. Решение противоречия, разработка тематического плана занятий, и организация проблемного обучения в условиях детского сада.

        III этап – заключительный   апрель - май 2022.

Проверка успешности выбранных организационных форм, методов работы для решения возникшего противоречия. В результате доказано, что успешность выбранных способов повлияло на решение обозначенной педагогической проблемы.  

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой работы воспитателя дошкольного учреждения по использованию технологии проблемного обучения способствующей формированию у детей знаний о правилах дорожного движения.

Теоретическая база опыта

          Образовательный процесс по обучению  детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах посредством использования технологии проблемного обучения построен на концептуальных положениях ФГОС ДО.

        При создании и решении проблемных ситуаций применяются следующие методические приемы:

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;

– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

– ставим конкретные вопросы.

         Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Например, ставим перед детьми задачу на развитие логического мышления. Показываем картинку: дети выбегают на дорогу за мячом. Дети должны ответить, правильно они поступают или нет и почему.

Можно показать иллюстрацию, где ребенок не предвидит опасность и съезжает с горки на санках. Дети, рассматривая картинку, должны объяснить, в чем опасность такого поведения.

         Проблемная ситуация создается педагогами с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы:

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения (Как нужно переходить дорогу: быстро или медленно?)

– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос (Почему нельзя ходить по проезжей части?)

– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (По тротуару ходят пешеходы, игры и езда на велосипедах будут им мешать. Кататься и играть нужно только в специальных для этого местах. Или важно учить ребенка рассказывать то, что он видел на улице, развивать предвидение опасной ситуации, обращать его внимание на опасные места возле дома, дошкольного учреждения, на улице, дороге, на остановке маршрутного транспорта и т.д.).

– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы (Почему нельзя разговаривать с водителем транспорта?)

Это культурно-историческая теория личности Л.С. Выготского, объясняющая механизм развития личности, деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, И.А.Зимняя и др.), где личность рассматривается как субъект деятельности, которая формируется в деятельности, сама определяет характер этой деятельности и общения.

П. Лич и П. Статмен в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что дети любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

К.Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха, и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма разрабатывались в дошкольной педагогике, начиная с 30-х годов XX века.

В 1937 году В. М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы; «...такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду».

Исследования В. М. Федяевской были продолжены практическими работниками дошкольных учреждений и сотрудниками милиции. Начиная с 1939 года в журнале «Дошкольное воспитание» публикуется большое количество статей, посвященных проблеме безопасности детей на улице.

Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В. М. Федянской, позже были дополнены Э. Я. Степаненковой, М. Ф. Филенко и др.

Программа Р. Б. Стеркиной, О. А. Князевой, Н. Н. Авдеевой, «Основы безопасности детей дошкольного возраста», была разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией, владеет современными технологиями, методами и приёмами в данном направлении.

В работе над опытом опиралась на педагогические взгляды современных педагогов–новаторов: Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной, Степаненковой Э.Я., Филенко М.Ф. и др.

Новизна опыта

        Новизна опыта состоит в создании системы организации по использованию технологии проблемного обучения нацеленной на формирование у детей, знаний о правилах дорожного движения

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Материалы опыта имеют практическую направленность, могут быть использованы в практике работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений любого типа при организации работы по формированию у детей дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения.

Раздел II.  Технология  опыта

Основной целью педагогической деятельности является создание условий и внедрение современной инновационной образовательной технологии проблемного обучения, способствующей более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач: 

  • формировать у детей соответствующие знания, элементарную дорожную грамотность.
  • развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения, самостоятельно принимать нужные решения;
  • познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
  • воспитывать у детей старшего дошкольного возраста дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде;
  • воспитывать - личность, способную проявлять  гуманные чувства: доброту, отзывчивость и сострадание, быть осторожными и осмотрительными.

Реализация опыта началась с констатирующей диагностики по выявлению уровня сформированности знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения. Она осуществлялась по методике Н.И. Клочановой, С.Н. Черепановой, Т.И. Даниловой, О.Л.Князевой, Р.Б. Стеркиной . (Приложение 1)

По результатам исследования 21% детей имеют высший уровень знаний и представлений о правилах дорожного движения, средний 31%, а 48% низкий уровень.

При анализе и оценке полученных данных прослеживается, что у большинства детей не достаточно сформированы знания и представления о правилах дорожного движения, отсутствуют умения применять их на практике.

В процессе основного этапа работы проводилось непосредственная работа по формированию у детей дошкольного возраста знаний и представлений о правилах дорожного движения, посредством использования технологии проблемного обучения.

На основе изученной литературы  автор опыта определила формы, методы работы, активизирующие формирование знаний и представлений о правилах дорожного движения, с учётом возрастных особенностей детей.

Проблемное обучение включает несколько этапов:

I этап Осознание общей проблемной ситуации

II этап Анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы

III этап Решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка)

IV этап Проверка правильности решения проблемы

Формы организации проблемного обучения.

  • Проблемный вопрос
  • Проблемная задача
  • Проблемная ситуация

Проблемный вопрос: это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

«Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого?».

«Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»

Т.е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.

В вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?», «зачем»?

Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)

Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).

Почему утка плавает, а курица нет?

Почему обувь не делают из железа?

Проблемная задачаПроблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?

Примеры проблемных задач.

Проблемная задача №1.

Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют  имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей  приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Проблемная задача №2

- Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.

Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.

Проблемная задача №3

- Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до донца зимы.

Почему?

Проблемная ситуация. (Приложение 2)

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.

При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

(Противоречие-положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему).

Проблемная ситуация №1,металлические предметы  в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?

Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно,  и груз большего веса может удержаться на ней,  не утонув.

Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла,  не тонет.

Проблемная ситуация №2, воспитатель предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски.

Неизвестное в данном случае – почему только металлический шарик остановился посередине доски.

Возникло противоречие: шарик должен скатиться, но не скатился.

Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения. Те, кто не знаком со свойствами магнита – в затруднении.

Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков. Проявляют свои творческие способности – что-то предполагают. Если у кого-то уже имеются знания о свойствах магнита, могут правильно разрешить возникшее противоречие без обследования доски. Обследование доски и находка закреплённого с её обратной стороны магнита полностью разрешает возникшее противоречие у всех детей. Такое знакомство со свойствами магнита запомнится лучше всех рассказов взрослых, т. к. основано на эмоциональном восприятии.

Данная проблемная ситуация была специально создана воспитателем, но очень часто проблемные ситуации возникают естественно. В этом случае воспитатель обязан помочь детям увидеть противоречие, несоответствие, замеченное одним ребенком (или несколькими), и включить их в активную поисковую деятельность.

  • Приемы создания проблемных ситуаций в работе с дошкольниками
  • Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом.
  • Побуждение детей к сравнению, обобщению,  выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.
  • Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых.
  • Создание противоречия, проблемной ситуации.
  • Организация противоречия в практической деятельности детей

Требования к проблемным ситуациям:

— решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;

— проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает

ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию;

— формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от

непонятных для детей слов и выражений;

— проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении;

— проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности детей;

— в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней;

— проблемная ситуация должна строиться с учетом основных дидактических

принципов обучения;

— в основе проблемной ситуации должно быть противоречие.

В группе создан уголок по безопасности дорожного движения, где сделана разметка перекрестка, установлены дорожные знаки, оформлен стенд, собран методический и наглядный материал по правилам дорожного движения, расположены макеты, моделирующие дорожную обстановку домов, улиц, дорожных знаков и разметки в привычном им микрорайоне; дидактические и развивающие игры, художественная литература, наборы разных машин, в том числе и тематических, дорожные знаки, пособия и материалы, необходимые для проведения игр и занятий. Здесь дети с помощью воспитателей разгадывали дорожные загадки, закрепляли на практике теоретические знания.

Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, использовала следующие формы работы:

-анкетирование родителей по теме «Знает ли мой ребенок правила дорожного движения?» помогло определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать формы общения;

-консультации, рекомендации, беседы, проведение семинаров-практикумов, мастер-класс, бесед за круглым столом, дискуссий и др.

-наглядная агитация (стенды, памятки, уголки для родителей);

-встреча со специалистами (сотрудниками ГИБДД, общественными инспекторами дорожного движения);

-участие в совместных мероприятиях по профилактике ДДТТ (викторины, КВН, развлечения, совместные занятия (Приложение 4) .

В  результате работы над темой опыта  автор  убедился в том, что, используя технологию проблемного обучения, дает возможность качественно улучшить работу по формированию у детей знаний о правилах дорожного движения.

Раздел III. Результативность опыта

Обследование проводилось по тем же направлениям, что и на констатирующем эксперименте. В ходе обследования были получены данные, подтверждающие сформированности у детей знаний и представлений о правилах дорожного движения. Результаты были оценены в баллах по методике Н.И. Клочановой, С.Н. Черепановой, Т.И. Даниловой, О.Л.Князевой, Р.Б. Стеркиной (Уровень знаний и представлений  о правилах дорожного движения) (Приложение 1), и представлены в таблице.

Таким образом, результаты проделанной работы в рамках формирующего этапа, который длился с сентября  2019 года по март 2022 года, позволяют сделать вывод, об эффективности используя технологии проблемного обучения.

Исходная констатирующая  диагностика проводилась на I начальном этапе  май 2019 года. Текущая и итоговая диагностика результативности опыта проводилась в начале и конце учебного года, с целью выявления динамики сформированности знаний и представлений детей о правилах дорожного движения.

Таблица 1.

Результаты  диагностики по методике Н.И. Клочановой, С.Н. Черепановой, Т.И. Даниловой, О.Л.Князевой, Р.Б. Стеркиной (Уровень знаний и представлений  о правилах дорожного движения)

Критерии

диагностики:

2019-2020гг.

2020-2021гг.

2021-2022гг.

Средняя

группа

Старшая группа

Подготовительная

Группа

в

с

н

в

с

н

в

С

н

1.Сформированы представления о проезжей части,  перекрестке.

21%

31%

48%

34%

31%

35%

62%

29%

9%

2.Знают дорожные знаки.

10%

47%

43%

17%

53%

30%

57%

28%

15%

3.Сформированы устойчивые знания о правилах для пешеходов и пассажиров.

10%

46%

43%

15%

56%

29%

54%

28%

18%

4.Умеют применять на практике основные правила перехода проезжей части.

9%

47%

42%

18%

55%

27%

58%

29%

13%

Качество знаний

12,5%

43%

44,5%

21%

49%

30%

57,7%

28,5%

13,7%

Проведённые  в начале опыта исследования, с детьми пятого года жизни показали, что с высоким уровнем сформированности знаний и представлений детей о правилах дорожного движения обладали  только 12,5%, количество детей, имеющих средний уровень развития данного качества, составило 43%, и низкий уровень равнялся 44,5%.

В ходе диагностики с 2019 года по 2022 год выявилась позитивная динамика  в старших группах и подготовительных группах: высокий и средний уровень знаний детьми правил дорожного движения повысился с 21% до 57,7%, низкий уровень снизился с 30% до 13,7%.

Воспитанники:

-имеют представления об алгоритме поведения на проезжей части дороги (последовательности действий при переходе проезжей части улицы, правилах поведения при поездке на велосипеде по тротуару, действий в непосредственной близости от опасных участков дороги и т.п.);

-умеют классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные;

-знают разные виды транспорта, уметь их классифицировать;

-сформированы знания о культуре поведения в транспорте;

-могут применять полученные знания, умения, навыки в жизненных проблемных  ситуациях.  

В процессе работы над опытом изменилось в положительную сторону отношение родителей к проблеме соблюдения правил дорожного движения. Об этом свидетельствуют данные мониторинга родителей за период 2019-2022гг., которые представлены в таблице 2.  

Таблица  2.

Результаты анкетирования родителей по вопросам отношения к проблеме соблюдения правил дорожного движения

Вопросы анкеты

2019-2020гг.

2020-2021гг.

2021-2022гг.

1. Знакомите ли Вы с правилами дорожного движения  своего ребенка

36%

64%

71%

2. Вы всегда соблюдаете правила дорожного движения

49%

81%

85%

3. Нарушаете ли  Вы  правила дорожного движения в присутствии ребенка

36 %

13%

6%

4. Замечает ли ваш ребенок, что Вы нарушаете правила дорожного движения.

29%

55%

61%

   

Таким образом, можно сделать вывод, что работа по формирование у детей дошкольного возраста знания и представления о правилах дорожного движения посредством использования технологии проблемного обучения имеет высокую результативность. Она является необходимой и востребованной, поэтому требует продолжения.  

Библиографический список

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2004.
  2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.
  3. Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 - 4: Для детей старшего дошкольного возраста. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М.; Просвещение. - 2006.
  4. Методические пособие Диагностика уровня знаний и навыков детей по ПДД авт.-сост. Н.И. Клочанова, С.Н. Черепановой, Т.И. Даниловой, О.Л.Князевой, Р.Б. Стеркиной.
  5. Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности/ Авт.-сост. М.Р.Максиняева, Т.Ю.Филиппова, С.В.Обоева. – М., 1999.
  6. Пидручная С.Н.[Электронный ресурс] Формирование основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраст.
  7. Программа обучения детей Правилам дорожного движения в дошкольных образовательных учреждениях г. Кемерово / авт.-сост. Т. Б. Соколова. – Кемерово: МОУ ДПО «Научно - методический центр», 2009. – 32 с.
  8. Психология детей дошкольного возраста. / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1964. - 352 с.
  9. Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено.- Познавательные игры с дошколятами и школьниками. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007.
  10. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора/ Т.Ф. Саулина -М. «Просвещение» 1989 г
  11. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф.  Дошкольникам о правилах дорожного движения/ Э.Я.Степаненкова, М.Ф.  Филенко.- М. «Просвещение» 2005
  12. Шорыгина Т.А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. / Т.А. Шорыгина– М.: ТЦ Сфера, 2009.- 80с.
  13. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - Москва, 2008.  

Приложения:

1. Приложение №1 – Диагностика уровня знаний  и навыков детей по ПДД.                                    

2. Приложение №2 Анкета для родителей по вопросам отношения к проблеме соблюдения правил дорожного движения.

3. Приложение №3 – Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста по ПДД.

4. Приложение №4 - Конспект ООД по ПДД в старшей группе с использованием технологии проблемного обучения «Автогородок».

5. Приложение №5 - Практикум для родителей по ПДД. Тема встречи «Дорога. Ребенок. Безопасность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста 3-5 лет с правилами дорожного движения»

Актуальность:Ребенка интересует вся окружающая среда, в том числе и улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ...

Мастер-класс по теме: "Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством использования технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач))".

Предложить игры ТРИЗ для обучения детей правилам дорожного движения, с целью формирования  у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах....

Опыт работы по теме: Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с правилами дорожного движения

  Все мы живем в современном обществе увеличивается количество машин.Важным остается тот факт, что дошкольники испытывают трудности в формировании навыка безопасного поведения на...

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения посредством использования ИКТ

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения посредством использования ИКТ...

«Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения посредством комплексной педагогической технологии «#ДетиСамиНеМешайте»

В педагогической технологии особое внимание уделено проблеме необходимости и целесообразности внедрения современной комплексной системы воспитательной работы, способствующей формированию у дошкольнико...

Формирование у детей старшей группы представлений о правилах дорожного движения через использование дидактических игр

Значимость формирования у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует...

Семинар-практикум "Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством использования технологии ТРИЗ"

С развитием техники в нашей стране увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой является ребёнок, так как у детей дошкольного возраста отсутств...