«Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения посредством комплексной педагогической технологии «#ДетиСамиНеМешайте»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Дробышева Елена Владимировна

В педагогической технологии особое внимание уделено проблеме необходимости и целесообразности внедрения современной комплексной системы воспитательной работы, способствующей формированию у дошкольников осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения и  навыков безопасности дорожного движения, а также повышение результативности деятельности педагогов по данному направлению и созданию условий для свободного выбора детьми деятельности и видов активностей. Педагогическая деятельность охватывает детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.tehnologiya_mbdou5_gubkin.docx54.5 КБ
Файл fotomaterial_mbdou5.docx1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Гуляева Наталия Викторовна, Дробышева Елена Владимировна

Управление образования администрации Губкинского городского округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 5 «Берёзка» города Губкина Белгородской области

Ленина ул., д. 20, г. Губкин,  Белгородская область, 309183, тел.: (47241) 2-20-64

E-mail: mbdou5@list.ruhttp://ds5-berezka.ru

Методическая разработка

«Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения посредством комплексной педагогической технологии «#ДетиСамиНеМешайте»

Целевая аудитория:

дети старшего дошкольного возраста

Автор-составитель:

Гуляева Наталия Викторовна

заведующий,

Дробышева Елена Владимировна

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида № 5 «Березка»

города Губкина Белгородской области

2021 год

  1. Пояснительная записка

Актуальность педагогической технологии

Главной целью стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы,  является определение приоритетов в области безопасности дорожного движения, направлений и способов их достижения, а также для формирования у участников правоотношений в области безопасности дорожного движения представлений относительно перспектив и ориентиров состояния обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Для реализации целей данной Стратегии в Белгородской области утверждена распоряжением губернатора от 30.06.2021 года №313-р Концепция безопасности «Белгородская область-территория Безопасности», ключевой задачей которой поставлено – обеспечение безопасности детей на дорогах.

Повышение безопасности дорожного движения, направленное на сохранение жизни, здоровья и имущества граждан Российской Федерации, является одним из приоритетных направлений государственной политики и важным фактором обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны. Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России и обществу в целом колоссальный социальный, материальный и демографический ущерб. По последним статистическим данным в Белгородской области в результате дорожно-транспортного травматизма погибли 15 несовершеннолетних от 2 до 17 лет, из них 7 дорожных происшествий произошли по неосторожности несовершеннолетних, в результате 7 детей погибло. Поэтому вопрос профилактики детских дорожно-транспортных происшествий остается самым актуальным, для решения, которого требуется внедрение системной работы с детьми, педагогами и родителями.

Актуальность комплексной педагогической технологии «#ДетиСамиНеМешайте» заключается в следующем:

  • решение задач снижения детского дорожно-транспортного травматизма и создания условий для формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах в соответствии с Концепцией безопасности «Белгородская область-территория Безопасности»;
  • внедрение в воспитательную работу ДОУ комплексной системы работы, направленной на профилактику детского-дорожно-транспортного травматизма на основе взаимодействия с родителями, средствами массовой информации, отдела ГИБДД;
  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности и видов активностей, по накоплению опыта безопасного поведения на дорогах.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Именно поэтому главным направлением комплексной педагогической технологии «#ДетиСамиНеМешайте» по обучению детей безопасному поведению на дорогах выбрана детская самостоятельность и инициатива.

Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

  1. Целевая   аудитория

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), педагоги, родители воспитанников, Государственная инспекция безопасности дорожного движения города Губкина.

  1. Роль и место мероприятия/занятия в системе работы (связь с другими мероприятиями, субъектами образовательного процесса и дисциплинами).

Роль технологии заключается в создании  педагогических условий для самостоятельной детской деятельности в коворкинг-студии безопасности дорожного движения с целью формирования навыков безопасного поведения на дорогах.

Детская игровая деятельность  осуществляется в коворкинг – студии «#ДетиСамиНеМешайте», распологается в  коридорном пространстве между групповыми ячейками первого этажа. Работа коворкинг – студии организуется в соответствии с блочным – перспективным планированием. Расчитано на два учебных года, для старшей и подготовительной групп, в объеме 36 часов. Форма организации детей подгрупповая. Материалы представленной технологии содержат перспективный план деятельности коворкинг-студии «#ДетиСамиНеМешайте» на два учебных года, паспорт развивающей предметно-пространственной среды студии, план проведения совместных детско-родительских профилактических мероприятий, авторские блокноты «КолеСО».

  1. Цель, задачи и планируемые результаты мероприятия

Целью педагогической деятельности в данном направлении является обеспечение положительной динамики роста показателей сформированности у старших дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством внедрения в воспитательный процесс комплексной педагогической системы «#ДетиСамиНеМешайте».

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

1. Задачи в совместной деятельности педагога с детьми:

1.1. Внедрить в педагогическую практику организацию самостоятельной детской деятельности с целью развития личностной активности детей, их самостоятельности в решении неординарных и опасных ситуаций.

1.2. Развивать у старших дошкольников умения формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.

1.3. Формироватьу детей навык осознанного ответственного выбора своих действий, предпочтений при решении различных проблемных ситуаций.

1.4. Развивать умение договариваться о совместной деятельности ее конечном продукте, распределять обязанности между собой, умение работать в команде.

1.5. Расширять у дошкольников «дорожную» лексику, включать новые термины в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах.

1.6. Формировать у детей навыки и устойчивые положительные привычки безопасного поведения на дороге.

2. Задачи сотрудничества педагога с семьями воспитанников:

2.1. Закрепить полученные представления детей о правилах безопасного поведения на дороге в режиме «Я - грамотный пешеход», «Я – активный горожанин», «Моя безопасность в дорожных ситуациях вместе с членами семьи».

2.2. Способствовать повышению педагогической грамотности родителей в вопросах развития у детей навыков безопасного поведения на дороге посредством активных форм взаимодействия.

2.3. Способствовать повышению уровня личной ответственности за жизнь своего ребенка.

3. Задачи взаимодействия педагога с социальными партнёрами:

3.1. Расширять образовательное пространство по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма при взаимодействии с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения посредством различных акций через транслирование в средствах массовой информации.

3.2. Презентация и размещение творческих продуктов (плакатов, информационных листов) в микрорайоне с привлечением инспектора ГИБДД.

На начальном этапе работа по данному направлению началась с подбора и изучения научно-методической, педагогической литературы, диагностического инструментария, которая позволила сформировать систему работы.

Планируемые результаты

Повысить уровень сформированности у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге до 94%, увеличить охват родительской общественности, участвовавших в профилактических мероприятиях: от 5 семей до 26 семей к маю 2021 года.

  1. Форма проведения мероприятия и обоснование ее выбора.

Блочное перспективное планирование составлено с учетом деятельности центров детских активностей. Перспективное планирование состоит из четырех блоков детских активностей: моделирования, проектирования, игры, творчества. В соответствии с планированием работа коворкинг-студии «#ДетиСамиНеМешайте» рассчитана на 2 года, в количестве 36 игровых развивающих ситуаций. В каждом блоке прописана цель, используемый материал и детская активность в соответствии с темой месяца. Организация самостоятельной детской деятельности в коворкинг-студии проводится по 2 раза в месяц для старшей и подготовительной группы с сентября по май. Студия предполагает подгрупповую форму организации детей.

Выбор данной технологии предопределил  ФГОС ДО, в части требований к результатам (самостоятельность и инициативность),  стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы, Концепция безопасности «Белгородская область-территория Безопасности».   

  1. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов.

Деятельность по реализации поставленных задач строилась на основе комплексной педагогической системы. При этом работа осуществляется с учётом педагогических принципов:

  • принцип интегративности, предполагающий взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, определяющий целеполагание, содержание обучения, его формы и методы;
  • принцип сознательности и активности, предполагающий выработку глубоких и осмысленных знаний, на основе собственной познавательной активности ребенка, обеспечивающий определение логических связей между известным и неизвестным, понимание причинно-следственных связей между предметами и явлениями, учитывающий индивидуальные интересы дошкольника;
  • принцип деятельности заключается в том, что дошкольник, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей деятельности, выступает в качестве равноправного участника - субъекта, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его способностей;
  • принцип проблемного обучения предполагает развитие у дошкольника способности самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ;
  • принцип коллективного обучения выражает необходимость воспитывать группу детей как единый коллектив, создавать условия для активной работы всех обучающихся и в тоже время индивидуально подходить к каждому из них с целью успешного обучения.

Обучение безопасному поведению на дорогах строится с учетом  таких подходов, как:

- целенаправленное включение детей в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучениемправил дорожного движения;

- активизация познавательной активности дошкольников;

- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности в игровой студии.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания а, могут быть выделены следующие методы:

Метод дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания дошкольников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Метод дает возможность детям сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация игровой деятельности, при которой дети ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате, которого дошкольники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

  1. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведении мероприятия/занятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.).

         Кадровые.

Для организации работы игровой студии с педагогами  бала проведена самооценка деятельности в вопросах знания правил дорожного движения, внедрения инновационных технологий в контексте ПДД. Итоги  самооценки педагогов по внедрению инновационных технологий, направленных на формирование осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения, показали, что 33% педагогов не готовы к использованию данной педагогической системы, так как для них более привычна организованная образовательная деятельность, но считают необходимым обучение инновационным технологиям и внедрение их в работу.

        С целью повышения уровня педагогических компетений с воспитателями старшей и подготовительной групп были проведены цикл семинаров – практикумов по внедрению в работу инновационных технологий по ПДД, изучены актуальные педагогические опыты педагогов Белгородской области по данному направлению.

Методические.

Разработка паспорта коворкинг – студии, в котором определены цели и задачи деятельности студии, представлен перечень игрового, демонстрационного оборудования по центрам детских активностей, перечень методической литературы и периодических изданий  для педагогов и детей.

Разработано перспективное блочное планирования детских активностей в коворкинг-центре. Подобран диагностический инструментарий. Составлен план совместных профилактических мероприятий с родителями и ГИБДД.

        Материально-технические.

На начальном этапе практической деятельности первоочередным стало оформление и насыщение коворкинг-студии «#ДетиСамиНеМешайте» необходимым оборудованием, которое осуществлялось с учетом возрастных особенностей детей, доступности для детей, трансформируемости, вариативности, полифункциональности, что отражено в паспорте коворкинг-студии.

        В коворкинг-студии для самостоятельного детского выбора деятельности имеется 4 центра детских активностей:

- центр моделирования,

- центр проектирования,

- центр игры,

- центр творчества.

        Все зоны студии семантически обозначены стилизованными знаками-символами.

  1. Рекомендации по использованию методической разработки в

практике работы педагогического работника, популяризирующего БДД.

Данная педагогическая технология может представлять практический интерес для руководителей и старших воспитателей, а также педагогических работников дошкольных образовательных организаций. Комплексная система работы апробирована на практике и имеет высокие показатели и результаты, может быть использована любой дошкольной образовательной организацией.

  1. Основная часть
  1. Описание деятельности коворкинг - студии.

        Предварительная работа педагога перед  посещением  коворкинг – центра  складывается из не навязчивого введения детей с игровую ситуацию  в соответствии с запланированной темой занятия. Это подбор дидактических игр, иллюстрация, литературных произведений, атрибутов подходящих под обозначенную тему блочного планирования.

        В день посещения дети предварительно самостоятельно объединяются в мини группы.  В коворкинг-студии педагог совместно с детьми обсуждает тему дня и предлагает детям самостоятельно определиться с выбором центра детской активности. Представители мини групп по очереди бросают кубик и расходятся по центрам. Грани кубика обозначены знаками-символами четырёх центров «Проектирование», «Моделирование», «Игра», «Творчество» и две грани с символом «Я выбираю сам!». Каждой команде выдается ламинированный планшет со схематическим изображением центров, после завершения работы в каждом центре, команда ставит на планшете соответствующую отметку в виде галочки.

        Центр моделирования оснащен передвижным столом и разнообразными видами конструктора «Построй свой город» с разным количеством деталей, «Полицейский участок», магнитными конструкторами «Транспорт», «Витражи», набором дорожных знаков, дорожной разметки, моделями светофоровсо светодиодами, моделями автомобилей для обыгрывания дорожных ситуаций.  Одновременно над созданием конструкторских построек может быть задействовано 4-6 детей. Рабочая поверхность мобильного конструкторского стола достаточно вместительная и позволяет организовать работу для любого детского коллектива. Под рабочими местами находятся специальные отделы для хранения конструкторов.

        В процессе игровой ситуации в центре моделирования происходит систематизация представлений детей об устройстве улицы, о дорожном движении, о дорожных знаках (предупреждающие, запрещающие и информационно-указательные), также совершенствуются конструкторские навыки, приобретая более творческий характер. На первом году деятельности в центре дети конструируют виды транспорта, создают макеты светофоров, макет дороги, макет улицы, на которой расположен детский сад. На втором году происходит усложнение игровых заданий и ситуаций. Дошкольники конструируют микрорайон, создают коллективный макет города с расстановкой дорожных знаков и светофоров, обыгрывают опасные ситуации на дорогах и действия при них. В процессе системной деятельности в центре моделирования у дошкольников расширилась «дорожная» лексика, дети используют новые термины в самостоятельной творческой деятельности, которая позволяет в ходе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах.

        Центр проектирования представлен настенным магнитным макетом центрального микрорайона города Губкина, размером 1,5x2,5 метра, оснащен наборами магнитных стрелок четырёх основных цветов для создания разнообразных маршрутов, дорожными знаками на магнитной основе, магнитными фотографиями объектов инфраструктуры центральной части нашего города, индивидуальными маркерными картами-схемами центрального микрорайона, на которых дети проектируют маршруты и дорожные ситуации, магнитными досками «Транспорт» с пазлами- машинками.

        На магнитном макете дети не только составляют безопасный маршрут «дом-сад-дом», но и изучают виды и движение транспорта, ориентируются в расположении улиц и объектов социальной инфраструктуры. А также могут самостоятельно спланировать и построить свой маршрут от дома до социально-значимого объекта, до объектов культуры и отдыха. Магнитный макет предполагает вариативность заданий: «Проложи короткий безопасный маршрут от сада до ДК «Форум», «От дома до детской библиотеки»», «От площади до детского сквера на улице Горького» и другие. Детям предоставляется возможность самостоятельно выбрать объекты и проложить свои безопасные маршруты. Решение игровых ситуаций на магнитном поле способствует развитию у детей умений договариваться о совместной деятельности, ее конечном продукте, распределять обязанности между собой, умение работать в команде.

К концу подготовительной группы у детей развивается наблюдательность, умение ориентироваться на плоскости и реальных условиях микрорайона детского сада.  Самостоятельная деятельность в центре проектирования способствует формированию свободной ориентации в пределах ближайшей к детскому саду местности, а также навыков безопасного поведения на дорогах.

        Колорит дорожной безопасности в студию вносят модульные полки, сделанные в форме букв ПДД. Каждая буква несет определенную смысловую нагрузку. Первая буква «П» - педагоги, содержит методические материалы для педагогов и родителей. Вторая буква «Д» - дети, наполнена играми, пособиями, наглядными материалами для центра игры. Третья буква «Д» - означает «дом-сотрудничество-сотворчество». Здесь же расположено оборудование центра творчества, подобран материал, который дети могут брать домой для ознакомления, чтения и закрепления правил дорожного движения. А также приносить из дома свои творческие работы на тему ПДД, коллекции, игры и разнообразную литературу.

        Содержание центра игры расположено на полках второй буквы «Д».  Игровой материал подобран по принципу развивающего и проблемного обучения. Перечень представленных игр отвечает современным требованиям.  Начиная с элементарных ЛЕГО конструкторов, разнообразных магнитных конструкторов и заканчивая электронными конструкторами с элементами программирования «Логические блоки».

В центре игры перед педагогом стоит задача: познакомить детей с основами программирования, развить конструкторские навыки, логику, целеустремлённость, уверенность в себе. Игры, представленные в центре – это идеальное сочетание развлечения с развитием, удовольствия с пользой.  В старшей группе игровая деятельность строится на основании использования конструкторов «Транспорт» и «Витражи». Это большие наборы со множеством деталей, с помощью дети которых выполняют следующие задания: «Собери транспорт нашего города», «Спецмашины для ЛГОКа», «Виды транспорта с проблесковыми маячками». Проявляя инициативу и самостоятельность при создании конструкторских построек, дошкольники придумали, как с помощью магнитных креплений и форм, создавать дорожные знаки.

В начале использования конструкторов, дети опирались на схемы сборки. На первом этапе это были 2D фигуры, затем 3D фигуры. А в подготовительной группе стали конструировать 3D транспорт с использованием алгоритмов. При конструировании дети могут следовать инструкции или включать воображение и делать свою уникальную фигуру. Подведением итогов деятельности стала организация выставки «Автосалон будущего», где были представлены все детские модели автотранспорта.

В подготовительной группе к магнитным конструкторам добавляется электронный конструктор «Логические блоки», где дети шаг за шагом создают различные электронные системы. Элементарный принцип соединения деталей интуитивно понятен любому ребенку, который хотя бы раз со взрослым собирал  конструктор. Внутри каждого конструктора находятся электронная плата, разноцветные блоки. Каждый блок взаимодействует с другим блоком посредством сигнала. Когда дети соединяют блоки вместе, получается цепь, в которой каждый сигнал идет от одного блока к другому. При использовании электронного конструктора детьми были реализованы следующие технические проекты: «Двуглазый светофор», «Говорящий светофор», «Гаджет ПДД», «Жезл инспектора», «Говорящий инспектор». Самым интересным и сложным по созданию детьми оказался проект «Устройство, напоминающее детям о ПДД», в процессе которого каждый ребенок, перед уходом домой получал голосовое сообщение, о том, что нельзя выбегать на проезжую часть, нужно взять маму за руку.

За этими простыми действиями скрыто обучение, в ходе которого ребёнок воссоздает электросхемы и изучает основы программирования, что позволилоподнять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников.

Оборудование центра творчества рассредоточено        на модульной полке в виде буквы «Д» зеленого цвета. Одним из главных элементом центра являются именные для каждого ребенка блокноты «КолеСО», в которых   дети выполняют творческие задания: «Нарисуй улицу «Ленина», «Нарисуй атрибуты инспектора ДПС», «Классифицируй дорожные знаки», «Реши дорожные ребусы» и другие. Блокноты разработаны для детей старшей группы и для детей подготовительной группы. Все задания продуманы с учетом возрастных особенностей, носят развивающий, творческий характер. Заполнение блокнотов позволяет проанализировать уровень развития детей, проследить динамику и при необходимости спланировать индивидуальные образовательные маршруты.

Благодаря самостоятельной детской деятельности по центрам детских активностей, дети научились договариваться о совместной деятельности, ее конечном продукте, распределять обязанности между собой, работать в команде.

В старшей группе проведено итоговое мероприятие «Квест в конверте: Сим-сим, безопасно колесим», которое позволило подвести итоги активной детской деятельности в коворкинг-студии за истекший год. Дошкольникам предлагалось отправиться в увлекательное путешествие по дорогам безопасности в поисках клада.  Следуя точкам маршрутного листа, дети попадали в различные проблемные ситуации, в процессе решения которых  предлагали разные варианты. Выполняя задание «Умные капсулы», детям нужно было отгадать, какой дорожный знак зашифрован в капсулах. В задании «Инспектор ГИБДД» ребята выбирали атрибуты, необходимые инспектору ГИБДД. Выполнение задания «Загадочный телефон» способствовало закреплению знаний у детей о спецтехнике. Следуя от маршрута к маршруту, дети произносили волшебные слова «Сим-сим, безопасно колесим». После выполнения всех заданий, детей ждал сундук с наградами. В процессе прохождения квеста у дошкольников проявлялся командный дух, умение планировать поэтапно действия команды, что позволило достичь определенной цели.

В подготовительной группе итоговым мероприятием стал командный «Батлл «Правила дорожные детям знать положено!». Начинался батлл с приветствия команд. В состязании «Светлячок» дети проявляли творчество при изготовлении светоотражающих элементов. Интересным для дошколят было решение практико-ориентированных ситуаций «Кто лучше знает дорожные знаки?», «Черный ящик», «Дорожные знатоки», «Водитель и пешеход».

В ходе проведения батлла старшие дошкольники проявляли умения формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.

Данные мероприятия являются своего подведением итога для дошкольников по определению уровня приобретенных знания по правилам дорожного движения. У детей сформировался навык осознанного ответственного выбора своих действий, предпочтений при решении различных проблемных ситуаций.

Системная работа в центрах детских активностей способствовала формированию у дошкольников устойчивых умений и навыков в области безопасности дорожного движения. Благодаря самостоятельной работе в центрах у детей повысился уровень познавательной активности и ответственность в деле сохранения собственного здоровья и безопасности. Внедрение в педагогическую практику самостоятельной детской деятельности способствовало развитию личностной активности детей, их самостоятельности в решении неординарных и опасных ситуаций.

        Важным звеном комплексной педагогической системы «#ДетиСамиНеМешайте» является совместная профилактическая работа с родителями воспитанников и с отделом ГИБДД по  городу Губкину. Темы акций определены перспективным планированием деятельности коворкинг-студии.  Самые значимые акции: «Внимание, дети!», «Возьми ребенка за руку!», «Светофор  мой друг!», «Безопасные горки», «Нет наушникам в пути-за дорогою следи!», «Сбавь скорость - сохрани жизнь!».  На страницах социальных сетей детского сада ВКонтакте и Инстаграм были запущены челленджи #ВезуРебенкаПравильно, #ВозьмиРебенкаЗаРуку, #ВижуГоворюСпасибо, в ходе которых приняло участие 45% родителей воспитанников.

        Информация о прошедших акциях транслировалась в средствах массовой информации: газеты «Новое время», «Эфир Губкина», на странице ГИБДД города Губкина в социальной сети Инстаграм, на сайте ГИБДД Российской Федерации в разделе «Новости».

        Помимо профилактических акций на базе детского сада проводились совместные детско-родительские конкурсы-выставки: «Полицейский дядя Степа», «Магнит безопасности», «Светофорова наука», онлайн-конкурсы: «Дорога будущего», «В объятиях любимой игрушки автокресла», «Кулинарный конкурс ПДД»,  «Аудиосказка в дорогу». По итогам были созданы 2 сборника: «Вкусная книга ПДД», собравшая более 30 интересных и неординарных блюд и «Аудиосказки в дорогу», в который вошли 20 увлекательных семейных сказок. Сборники размещены в центре творчества, а также распространены среди родительской общественности в социальных сетях, в группах  мобильных мессенджеров.

        Таким образом, внедрение комплексной педагогической системы «#ДетиСамиНеМешайте» показало эффективность проводимых совместных мероприятий с детьми и родителями. Самостоятельная игровая деятельность в коворкинг-студии способствовала не только закреплению полученных знаний о правилах дорожного движения, но и проявлению детской инициативы и творческих способностей. Привлечение родителей к совместным мероприятиям позволило повысить уровень их активности, заинтересованности к детской безопасности.

В результате внедрения комплексной педагогической системы «#ДетиСамиНеМешайте» можно отметить положительную динамику сформированности у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге, 94% детей показали высокий и средний уровни.

Отмечены такие достижения детей:

  • имеют представления об алгоритме поведения на проезжей части дороги (последовательности действий при переходе проезжей части улицы;
  • сформированы представления о правилах поведения при поездке на велосипеде по тротуару;
  • умеют классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные;
  • знают разные виды транспорта, умеют их классифицировать; сформированы знания о культуре поведения в транспорте;
  • могут проецировать полученные знания, умения, навыки в жизненных ситуациях.  
  • сформированы навыки и устойчивые положительные привычки безопасного поведения на дороге.

Благодаря системной деятельности по технологии, у детей стало проявляться ответственное и осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения, увеличился охват родительской общественности, участвовавших в профилактических мероприятиях: от 5 семей до 26 семей к маю 2021 года. У педагогов повысилась педагогическая компетентность по использованию инновационных технологий для обучения детей правилам дорожного движения. Организация самостоятельной детской деятельности способствовала развитию мотивации у воспитателей к разработке авторских педагогических технологий.

Результативность данного опыта подтверждается тем, что за время работы комплексной системы «#ДетиСамиНеМешайте» по обучению детей правилам безопасности дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.

        

  1.  Методические советы по организации, проведению и подведению итогов мероприятия/занятия.

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача педагога  заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у дошкольников интерес к самостоятельной работе и стремление выполнить ее как можно лучше.

2. Самостоятельная работа  в коворкинг – студии должна быть действительно самостоятельной и побуждать воспитанника при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом центре детских активностей, должны быть посильными для детей, а сами воспитанники – подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

3. Сначала у детей необходимо формировать простейшие навыки самостоятельной работы. В этом случае самостоятельной работе должен предшествовать наглядный показ приемов работы воспитателем, сопровождаемый четкими объяснениями в группе.

4. В организации самостоятельной работы коворкинг - студии необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными дошкольниками требуется разное время. Осуществлять это нужно путем дифференцированного подхода. Наблюдая за ходом работы микрогрупп в целом и отдельных детей, воспитатель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных.

5. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес детей. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед дошкольниками практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть.

2.3 Список использованной литературы

  1. Авдеева, Н.Н., Князева, О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/ Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина.- М.: ООО «АСТ-ЛТД», 2011-144 с.
  2. Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты

занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста / К.Ю. Белая,

В.Н. Зимонина, Л.В.Куцакова и др. - М.: Академия, 2012 -15 с.

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т. С., Дорофеева Э.М. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования./Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.-368 с.
  2. Клочанов, Н.И. Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы «Дорога, ребёнок, безопасность» / Н.И.  Клочанов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  3. Концепция безопасности «Белгородская область-территория Безопасности» утверждена распоряжением губернатора от 30.06.2021 года №313-р.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  5. Саулина   Т.Ф.  Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: для занятий с детьми 3-7 лет./ Т.Ф. Саулина. М.:  Мозаика-Синтез, 2014. – 112 c.
  6. Саулина, Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет./ Т.Ф. Саулина. –М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 – 112с.
  7. Старцева, О. Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилахдорожного движения/ О.Ю.Старцева – 3-е изд., допол. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
  8. Степаненкова Э. Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения: пособие для воспитателя детского сада / Э. Я. Степаненкова, М. Ф.Филенко. - М.: Просвещение, 2010 – 79 с.
  9. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы, Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р.

Приложение

Приложение №1

  • Паспорт коворкинг-студии

«#ДетиСамиНеМешайте»

Приложение №2

  • Детский блокнот «КолеСО» для старшей группы

Приложение №3

  • Детский блокнот «КолеСО» для подготовительной группы

Приложение № 4

  • Перспективное планирование деятельности

коворкинг-студии «#ДетиСамиНеМешайте»

Приложение № 5

  • Методическая разработка сценария итогового мероприятия в старшей группе «Квест в конверте: Сим-Сим, безопасно колесим»

Приложение №6

  • Методическая разработка сценария итогового мероприятия в подготовительной к школе группе «Батлл «Правила дорожные детям знать положено!»

Приложение №7

  • План проведения совместных профилактических мероприятий

  1. Цифровой след реализации методической разработки (при наличии), в том числе, подтверждающие результативность ее реализации.

http://ds5-berezka.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=372&Itemid=738


https://youtu.be/73cHsdddZXA

        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к здоровому образу жизни.

Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях страны, а такжк эти вопросы решаютс...

Консультация "Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре".

Консультация для воспитателей " Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре"...

Формирование у детей дошкольного возраста осознания нравственных норм посредством игровых сеансов с куклами

Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной деятельности детей. Для современного ребёнка кукла – прежде всего милая игру...

AПО " Формирование у детей дошкольного возраста знания и представления о правилах дорожного движения посредством использования технологии проблемного обучения."

  Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества без инновационных технологий. Ребенок нового века совершенно другой! Он с раннего детства сталкивается с таким потоком...

Фестиваль успешных педагогических практик по финансовой грамотности. Выступление по теме «Лэпбук как средство формирования у детей дошкольного возраста осознанного отношения к рекламе».

Фестиваль успешных педагогических практик по финансовой грамотности. Выступление по теме «Лэпбук как средство формирования у детей дошкольного возраста осознанного отношения к рекламе»....

Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему на основе исторических ценностей.

На современном этапе развития системы дошкольного образования, среди наиболее острых проблем, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к своей стране, к родному городу, к св...

Обобщение опыта работы по теме «Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к питанию, как одной из составляющих культуры здорового образа жизни»

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для формирования основ культуры здорового образа жизни. Одной из задач современного стандарта дошкольного образования, является формирование общей к...