«Формирование предметного содержания РППС группы, других помещений ГБДОУ, прогулочных участков как показатель качества МКДО»
статья

Шевченко Надежда Владимировна

Шкалы комплексного мониторинга качества дошкольного образования РФ предназначены для использования в ходе внутреннего и внешнего комплексного мониторинга качества дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования.

Шкалы разработаны в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и сфокусированы на оценивании качества образовательной среды ДОО, реализующей образовательную деятельность с участием детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Шкалы комплексного мониторинга качества дошкольного образования разработаны с учетом обозначенных в Концепции мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации областей и показателей качества дошкольного образования.

Шкалы МКДО содержат показатели по 9 областям качества: 1) Образовательные ориентиры; 2) Образовательная программа; 3) Содержание образовательной деятельности; 4) Образовательный процесс; 5) Образовательные условия; 6) Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; 7) Взаимодействие с родителями; 8) Здоровье, безопасность и повседневный уход; 9) Управление и развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mkdo_rpps_statya.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Формирование предметного содержания РППС группы, других помещений ГБДОУ, прогулочных участков

как показатель качества МКДО»

Шевченко Н.В., методист

ГБДОУ црр-детский сад № 38

Красносельского района Санкт-Петербурга

В основе  образовательной политики во всех экономически развитых странах, наряду с обеспечением доступности дошкольного образования, стоят задачи обеспечения и повышения качества дошкольного образования. Переосмысление значения образования и развития детей дошкольного возраста, изменение его статуса происходят и в Российской Федерации.

С момента принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ в декабре 2012 года дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. В соответствии с требованиями Закона об образовании был разработан, принят и в 2014 году вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в 2015 году была разработана и одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС ДО в полном соответствии с мировыми трендами в области оценки качества дошкольного образования обозначил новые принципы и подходы для российской образовательной системы и прежде всего: – сформулировал требования к образовательным программам дошкольного образования, к их структуре, содержанию, условиям и результатам; – вывел образовательные результаты воспитанников за рамки систем контроля, надзора и мониторинга качества дошкольного образования; – сформулировал требования к качеству дошкольного образования, которые фокусируются на создании образовательной среды высокого качества, позволяющей каждому воспитаннику достичь лучших для себя образовательных результатов. С 2014 года во всех субъектах Российской Федерации в полном соответствии с действующими требованиями нормативных правовых актов реализуются мониторинговые мероприятия в сфере дошкольного образования с использованием различных собственных и независимых разработок. Разнообразие реализуемых подходов и моделей оценки качества не позволяет интегрировать на федеральном уровне данные региональных мониторингов без потери ключевой информации. В этой ситуации возникает необходимость унификации подходов мониторинга: ведение качества дошкольного образования на всех уровнях системы дошкольного образования Российской Федерации, обеспечение единства понимания требований ФГОС ДО, определения существенной для мониторинга качества информации об образовательной деятельности ДОО и создание научно-методологической основы для разработки инструментария для измерений качества дошкольного образования Российской Федерации.

Единая система мониторинга качества дошкольного образования — прозрачная, понятная всем участникам образовательного процесса, валидная, объективная и надежная — объединит требования разных действующих нормативных документов и задаст четкие ориентиры для работы всей системы дошкольного образования, предоставит качественные данные для реализации контроля качества образования и выявления нарушений требований законодательства об образовании, создаст доказательную основу для развития дошкольного образования Российской Федерации. Концепция мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации формирует единую методологическую основу федеральных, региональных и муниципальных, внутриорганизационных систем мониторинга и оценки качества дошкольного образования, систем независимой оценки качества дошкольного образования, задающей условия для формирования единого образовательного пространства Российской Федерации. Концепция МКДО через систему показателей качества операционализирует требования Закона об образовании, ФГОС ДО, профессионального стандарта педагога, профессионального стандарта педагога-дефектолога и других нормативных документов, переводит их требования в формат, позволяющий измерять степень реализации требований данных нормативных документов в образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования. Мониторинг, реализуемый на методологической основе Концепции МКДО, позволяет усовершенствовать механизмы как внутренней, так и внешней оценки качества образования в ДОО, получить данные, необходимые для развития муниципальной, региональной и федеральной системы образования, повысить прозрачность ключевых аспектов современного российского дошкольного образования для всех заинтересованных лиц, в том числе родителей и опекунов воспитанников, других членов их семей, широкой общественности. Концепция МКДО выходит за рамки, установленные ФГОС ДО, и включает в задачи мониторинга оценку качества услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО, поскольку дошкольное образование — это, с одной стороны, важнейший уровень общего образования, с другой стороны — комплекс услуг, которые реализуются в течение всего времени пребывания ребенка в организации.

Целями разработки Концепции МКДО являются:

– создание единых ориентиров и надежной доказательной базы для целостной системы обеспечения и постоянного совершенствования качества дошкольного образования Российской Федерации при сохранении вариативности и многообразия разрабатываемых и реализуемых образовательных программ, определение принципов реализации развивающего мониторинга качества дошкольного образования;

– формирование единой общероссийской системы мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации как основы для формирования единого образовательного пространства в сфере дошкольного образования, определение единой системы показателей качества образовательной деятельности для сбора, систематизации и анализа данных о текущем качестве работы системы дошкольного образования Российской Федерации на всех ее уровнях;

– определение механизмов, процедур и инструментария мониторинга, позволяющих обеспечить сбор, обработку, систематизацию и анализ данных мониторинга, сформировать надежную основу для реализации функций контроля за осуществлением образовательной деятельности в сфере дошкольного образования, для принятия решений в сфере образовательной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления системой образования Российской Федерации, а также на уровне организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования.

Задачи Концепции МКДО в Российской Федерации призваны решить следующие задачи:

– обозначить принципы и подходы мониторинга;

– объединить усилия разных государственных служб, всех уровней управления образованием Российской Федерации по совершенствованию качества дошкольного образования;

– создать единую федеральную модель мониторинга (одно окно), применимую для различных мониторинговых целей разных государственных служб, задействованных в мониторинге, контроле качества дошкольного образования Российской Федерации и надзоре за ним;

– сформулировать подходы к операционализации требований ФГОС ДО и формированию системы областей и показателей качества дошкольного образования;

– определить области качества и показатели качества дошкольного образования;

– определить объекты мониторинга, описать модели их мониторинга;

– определить требования к механизмам, процедурам и инструментарию мониторинга качества дошкольного образования, в том числе описать методы осуществления сбора информации мониторинга, отбора и обучения специалистов для реализации мониторинговых мероприятий, технического сопровождения процедур мониторинга, алгоритмы обработки и анализа результатов мониторинговых процедур;

– описать основные мероприятия МКДО на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

– представить модели использования результатов мониторинговых процедур с указанием групп потребителей и спектра проблем, решению которых могут способствовать мониторинговые мероприятия.

Предусмотрено создание обогащенной предметно-пространственной среды и ее непрерывное совершенствование для реализации разноуровневого и индивидуализированного освоения содержания образования. Не менее пяти выделенных зон. При этом среда группового помещения не перегружена различными материалами. Использование хранилищ тематических материалов позволяет менять обустройство среды. Например, предусмотрена возможность для детской активности в группах, в мини-группах и индивидуально. Для наблюдения за ростом растений вне группового помещения создана отдельная оранжерея. Не менее пяти выделенных зон, доступных детям в течение дня.

Предусмотрены критерии качества развивающей предметно-пространственной среды группового помещения.

Предусмотрены регулярная оценка и анализ качества РППС группы с опорой на критерии качества.

Предусмотрена и описана культура создания образовательного пространства, доступного воспитанникам ГРУППЫ (ценности, принципы, традиции, стилистические решения и пр.) с учетом социокультурного контекста. Предусмотрено формирование и использование базы знаний ДОО по организации и оснащению предметно-пространственной среды.

Организация пространства позволяет амплифицировать образовательную среду группы, не вызывая при этом ощущения ее перенасыщения, загромождения и эстетического диссонанса. Например, организации хранения материалов, организация информационных потоков группы позволяют, с одной стороны, предоставить детям доступ к необходимым в настоящий момент материалам, с другой стороны сохранить общую воздушность и эстетическую привлекательность пространства.

Пространство позволяет организовать разноуровневое и индивидуализированное освоения содержания образования (п. 4.1) в различных формах образовательной деятельности. Не менее 5 выделенных зон. Наблюдается высокая культура организации образовательного пространства. Например, зафиксированы принципы организации пространства, сложились традиции, разработаны адаптированные к образовательным задачам ДОО архитектурные интерьерные решения, позволяющие гибко реагировать на изменение потребностей и интересов.

Педагоги группы изучают базу знаний ДОО, тенденции и лучший опыт в организации образовательного пространства в регионе, в стране и в мире, и затем применяют данные знания в организации пространства группы.

Детям доступен широкий круг разнообразного оборудования, инструментария, материалов и пр. для реализации своих замыслов в разной деятельности — игровой, исследовательской, познавательной, двигательной и т. п. Не менее 5 видов для каждого вида деятельности.

Используются разнообразные полифункциональные предметы и материалы. Например, разноцветные кусочки ткани могут быть использованы для аппликации или для пошива кукольной одежды.

Оснащение отражает индивидуальные интересы детей группы, позволяет им развернуть свою игру. Например, имеются разнообразные игровые атрибуты: расчески для кукол, в строительном уголке различные виды кубиков для строительства разных конструкций, в песочнице есть совочки, формочки и пр. Обустроены места для организации работы взрослых. Как минимум в группе есть стол и стул для взрослого. Например, для хранения материалов, ведения записей и пр.

Наблюдается высокая культура оснащения образовательного пространства с учетом контекста социокультурного окружения. (Например, принципы оснащения фокусируют на использовании необходимого и достаточного набора материалов для глубокого освоения содержания образовательных областей, адаптированного с учетом потребностей, возможностей, интересов и инициативы заинтересованных сторон. Например, чтобы дети «не утонули» в разнообразии материалов, отбираются только те материалы, которые могут внести существенный вклад в текущий образовательный процесс (контроль качества материалов, их совместимости в рамках организованной предметно-пространственной среды).

Оснащение предметно- пространственной среды развивается, адаптируется с учетом потребностей, ожиданий, возможностей, интересов и инициативы заинтересованных сторон.

Оформление пространства отражает интересы детей в настоящий момент. Например, реализуемые в настоящий момент темы, детские проекты, идеи. Пространство оформлено с участием воспитанников.

Оформление отражает социокультурный контекст развития детей, места расположения ДОО.

Оформление пространства эстетически привлекательно по мнению заинтересованных сторон (по результатам опроса).

Предусмотрены амплификация и непрерывное совершенствование предметно - пространственной среды на Участке для реализации разноуровневого и индивидуализированного освоения содержания образования с учетом потребностей как воспитанников, так и их семей, сотрудников и заинтересованных сторон. Не менее пяти выделенных зон. Например, предусмотрена возможность для детской активности в группах, в мини-группах и индивидуально.

Предусмотрены критерии качества развивающей предметно - пространственной среды на Участке.

Предусмотрены регулярная оценка и анализ качества РППС на Участке с опорой на критерии качества.

Предусмотрено развитие культуры создания образовательного пространства для воспитанников группы на участке (ценности, принципы, традиции, стилистические решения и пр.) с учетом контекста социокультурного окружения.

Предусмотрено регулярное изменение предметно - пространственной среды на Участке с учетом потребностей и интересов людей, которые его преобразуют.

Предусмотрена возможность усиления или ослабления защитных свойств открытых игровых зон. Например, зимой навесы и защита от непогоды разворачиваются, а летом игровые зоны более открыты, обеспечивая лишь защиту от активных прямых солнечных лучей.

Предусмотрено формирование и использование базы знаний ДОО по организации и оснащению предметно - пространственной среды на Участке.

Детям доступен широкий круг разнообразного оборудования и материалов для реализации их замыслов в игровой, исследовательской, познавательной, двигательной активности. Не менее 3 видов для каждого вида деятельности. Например, мячи для игр, лестницы для лазанья, велосипеды.

Используются разнообразные полифункциональные предметы и материалы. Например, строительные блоки могут каждый раз превращаться в разные предметы.

Предусмотрено и производится регулярное обеспечение расходными и другими материалами, необходимыми для образовательной деятельности. Например, для творчества, конструирования, экспериментирования.

 Пространство обустраивалось вместе с детьми.

Ландшафтный дизайн участка придает естественный облик внешнему пространству ДОО, гармонично вписывая его в естественную природную среду местности расположения ДОО, учитывает национально- культурные традиции.  Предметно-пространственная среда на участке развивается, адаптируется с учетом потребностей, ожиданий, возможностей, интересов и инициативы заинтересованных сторон, позволяет детям развернуть свою игру.

 Обеспечивает возможность усиления или ослабления защитных свойств открытых игровых зон. Например, зимой навесы и защита от непогоды разворачиваются, а летом игровые зоны более открыты, обеспечивая лишь защиту от активных прямых солнечных лучей. Оформление пространства отражает интересы детей в настоящий момент. Например, реализуемые темы, детские проекты, идеи.  Оформление адаптируется в зависимости от реализуемой образовательной деятельности. Например, в оформлении отражаются идеи реализуемого тематического проекта и пр.

Материал разработан в рамках выполнения государственных контрактов от 17.07.2019 № Ф-13-кс-2019 и 28.02.2020 № Ф-07-кс-2020 Заказчик — Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Исполнитель государственных контрактов — АНО ДПО «Просвещение-Столица» Материал подготовлен АНО ДПО «Национальный институт качества образования» Автор и руководитель проекта — Федосова И. Е., кандидат экономических наук, директор АНО ДПО «Национальный институт качества образования» Рецензенты: ГОАУ ДПО «Региональный институт профессионального развития», г. Великий Новгород; ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», г. Москва; ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему:Содержание РППС групп старших дошк. возр.в соответствии с ООП ДОУ д/с и ФГОС ДОУ с учетом детской деятельности

Содержание РППС групп старших дошк. возр.в соответствии с ООП ДОУ д/с и ФГОС ДОУ с учетом детской деятельности...

Формирование предметного содержания развивающей предметно-пространственной среды ДОУ

"Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования"Методические рекомендации д...

Формирование предметного содержания развивающей предметно – пространственной среды ДОО

Формирование предметного содержания развивающей предметно – пространственной среды ДОО...

Формирование предметного содержания развивающей предметно-пространственной среды ДОО.

Материал рассматривает варианты формирования развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольного учреждения. Предлагается предметное содержание центров детской активности в соответствии...

Формирование предметного содержания в средней группе

Развивающая предметно-пространственная среда средней группы, формируется в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования (ООП ДО) ДОО  детского сада. Данная...