Пути развития профессиональной компетентности педагога как необходимое условие качества образовательной деятельности
статья

Тищенко Ольга Ивановна

Изменения, которые произошли в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, основах теории и практики образования. Учитывая особую важность получения ребенком дошкольного образования, необходимо обеспечить процесс воспитания специалистами высокого уровня. Сегодня педагоги вовлечены в инновационный процесс, затрагивающий обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподавания. Именно в сложившейся ситуации    развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает первостепенное значение. Поэтому вопрос повышения профессионального уровня педагогов ДОО, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования является особенно важным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kehter_tishchenko.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Кехтер Т.А.,

Тищенко О.И.

Пути развития профессиональной компетентности педагога

как необходимое условие качества образовательной деятельности

Аннотация: Изменения, которые произошли в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, основах теории и практики образования. Учитывая особую важность получения ребенком дошкольного образования, необходимо обеспечить процесс воспитания специалистами высокого уровня. Сегодня педагоги вовлечены в инновационный процесс, затрагивающий обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподавания. Именно в сложившейся ситуации          развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает первостепенное значение. Поэтому вопрос повышения профессионального уровня педагогов ДОО, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования является особенно важным.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, инновации, педагогические технологии, самообразование.

Принимая во внимание особую значимость получения ребенком дошкольного образования необходимо обеспечение процесса воспитания и обучения специалистами высокого уровня. Вот почему  вопрос повышения профессионального уровня педагогов ДОО, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования является актуальным.

Реализация требований ФГОС напрямую зависит от готовности самого педагога дошкольного образования к этому процессу.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В сложившейся ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

-Работа в методических объединениях, творческих группах

Работа методического объединения педагогов дошкольного уровня образования направлена на повышение качества профессиональной деятельности педагога при осуществлении образовательного процесса, вооружение его актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие его общей эрудиции, а также свойств и качеств личности.

Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога,         способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы. В желании что-то изменить и двигать идеи вперед определенная роль отводится методическим объединениям педагогов.

Методические объединения педагогов дошкольного уровня образования сегодня - это традиции и новации, это система повышения уровня компетентности педагога, выстроенная от диагностики затруднений в его деятельности до реального результата. Это новая структура и обновленное содержание; новые формы активного обучения.

Работа методических объединений способствует профессиональному самосовершенствованию тех педагогов, которые заинтересованы в своем профессиональном росте, желающие учиться и принимать инновации.

- Исследовательская, экспериментальная деятельность

Важным элементом исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.

Среди педагогов нашего детского сада организовываются консультации, мастер-классы, тренинги, целью которых является повышение профессиональной компетенции в данной области.

Исследовательская компетентность педагога является основным компонентом его профессионализма и мастерства. В нашем современном информационном мире исследование, эксперимент рассматривается не только как профессиональная деятельностьно и является ведущим звеном в любой деятельности. Педагог, который обладает исследовательской компетенцией, умеет анализировать, ставить перед собой задачу, делать вывод и т.д. Поэтому мы считаем, что всем педагогическим работникам просто необходимо постоянно обогащать и расширять свой опыт, проводя мастер-классы, тренинги, принимая участие в конкурсах, а также посещая научные конференции и семинары.

 - Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий

Включение педагогов в инновационную (проектную) деятельность активизирует их к получению новых знаний, повышению квалификации, к самовыражению, к самореализации при решении педагогических проблем, использованию возможности показать себя творческой личностью, осознанию причастности к важному профессиональному делу в тесном сотрудничестве с коллегами.

- Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах

Подготовка и участие в конкурсах становятся настоящей школой повышения уровня педагогической компетентности. Несомненно, конкурсы педагогического мастерства выявляют оригинальные, нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию детей, стимулируют педагогическое творчество, дают возможность представить не только собственный опыт, но и познакомиться с разработками коллег и взять себе «в копилку»  что-то интересное.

-Знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками

Эффективной формой, на мой взгляд, является проведение выставки - ярмарки педагогических идей, аукцион. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - заметный профессионально-личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

-Проведение открытых мероприятий по обмену опытом

Проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами своего детского сада, района позволяет решить целый ряд задач, таких как целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности, описание взаимосвязанной работы по определенному направлению.

-Педагогические чтения

-Деловые игры

Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества.

Преимущества использования деловых игр в работе с педагогами ДОУ очевидны. Это и возможность сократить время для накопления профессионального опыта, возможность экспериментировать, пробовать различные варианты решения педагогических задач, усваивать знания в реальном процессе информационного обеспечения игровых действий. Кроме того, деловая игра способствует приобретению социального опыта.

-Обобщение собственного педагогического опыта

-Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

Курсы повышения квалификации ставят перед собой цель развития профессиональной компетентности, мастерства, профессиональной культуры, обновление теоретических и практических знаний в связи с возросшими требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что основным источником профессиональной компетентности педагога являются обучение и опыт. Характерной особенностью профессиональной компетентности является постоянное стремление к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности считается готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.      Также чтобы педагог был успешен, немаловажным условием считается элементарная привычка к саморефлексии.        

Именно поэтому повышение компетентности и профессионализма педагога есть непременное условие повышения качества, как педагогического процесса,  так и качества дошкольного образования в целом.

Список литературы:

1.Захараш Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя// Дошкольное воспитание - 2011 г.

2.Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов. - М.: АПК и ПРО, 2011. - 101 с.        

3.Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. - Москва, 2010. - 390         с.
4.Психология и педагогика: Учебное пособие. О. Б. Бетина. 2006 г.

5.Сваталова Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов // Дошкольное воспитание  - 2011 г.

6.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2002 г.

7.Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя - 2010 г.

Сведения об авторах:

Кехтер Т.А., воспитатель МБДОУ «Полтавский детский сад «Берёзка» Полтавского района Омской области

Тищенко О.И., воспитатель МБДОУ «Полтавский детский сад «Берёзка» Полтавского района Омской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность педагога как необходимое условие повышения качества педагогического процесса в условиях реализации ФГТ

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности...

Повышение профессиональных компетенций педагога ДОУ как необходимое условие качества образовательной деятельности

Дошкольное образование, в отличие от образования на других возрастных этапах развития, рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия...

Консультация для воспитателей Тема: «Формирование и повышение профессиональных компетенций воспитателя как необходимое условие качества образовательного процесса»

Становление новой системы дошкольного образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный...

Развитие профессиональной компетентности педагога как необходимое условие повышения качества образовательной деятельности

В статье представлены способы развития профессиональной компетентности педагогов с целью обеспечения процесса воспитания специалистами высокого уровня. Определены основные способы внедрения инновацион...

Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольных групп ГБОУ «Школа № 842» как условие повышения качества образования детей дошкольного возраста.

В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений испытывают самые глубокие и стремительные перемены в своей педагогической деятельности за всю свою историю. Новая, современная система ...

«Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования»

laquo;Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУкак условие повышения качества дошкольного образования»...

«ФОРМИРОВАНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ДОУКАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

Впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога, нацеленный на повышение качества образования.  В документе указаны профессиональные компетенции педагога  дошк...