Развитие профессиональной компетентности педагога как необходимое условие повышения качества образовательной деятельности
статья

Тищенко Ольга Ивановна

В статье представлены способы развития профессиональной компетентности педагогов с целью обеспечения процесса воспитания специалистами высокого уровня. Определены основные способы внедрения инновационных технологий, рассмотрены особенности деятельности воспитателя в условиях тенденций современного дошкольного образования. В ходе исследования авторами проанализированы особенности развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования. Автор приходит к выводу, что педагог должен не только наблюдать и изучать  происходящие преобразования в профессиональной отрасли, но и овладевать современными образовательными технологиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Кехтер Т.А.,

Тищенко О.И.

Пути развития профессиональной компетентности педагога

как необходимое условие качества образовательной деятельности

Аннотация: В статье представлены способы развития профессиональной компетентности педагогов с целью обеспечения процесса воспитания специалистами высокого уровня. Определены основные способы внедрения инновационных технологий, рассмотрены особенности деятельности воспитателя в условиях тенденций современного дошкольного образования. В ходе исследования авторами проанализированы особенности развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования. Автор приходит к выводу, что педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие преобразования в профессиональной отрасли, но и овладевать современными педагогическими технологиями.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, инновации, педагогические технологии.

Принимая во внимание особую значимость получения ребенком дошкольного образования необходимо обеспечение процесса воспитания и обучения специалистами высокого уровня. Вот почему  вопрос повышения профессионального уровня педагогов ДОО, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования является актуальным.

Реализация требований ФГОС напрямую зависит от готовности самого педагога дошкольного образования к этому процессу.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В сложившейся ситуации особенно важна профессиональная компетентность, составной частью которой является  личностное и профессиональное развитие педагогов.

Принимая во внимание современные требования, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

-Работа в методических объединениях, творческих группах

Цель методических объединений - всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога, развитие  и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, повышение качества и эффективности образовательного процесса.

Работа методического объединения педагогов дошкольного уровня образования направлена на повышение качества профессиональной деятельности педагога при осуществлении образовательного процесса, вооружение его актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие его общей эрудиции, а также свойств и качеств личности.

Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога,         способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.

Методические объединения педагогов дошкольного уровня образования сегодня - это традиции и новации, это система повышения уровня компетентности педагога, выстроенная от диагностики затруднений в его деятельности до реального результата. Это новая структура и обновленное содержание; новые формы активного обучения.

Работа методических объединений способствует профессиональному самосовершенствованию тех педагогов, которые заинтересованы в своем профессиональном росте, желающие учиться и принимать инновации.

В нашем детском саду были проведены такие заседания методического объединения как педагогическая мастерская по теме «Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей»,  целью которой являлось  повышение профессионального мастерства воспитателей, определение эффективных методов и приемов работы воспитателей; семинар-практикум по теме «Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду как один из видов здоровьесберегающих технологий», цель которого повышение профессионального уровня педагогов для достижения положительных результатов образовательного процесса в соответствии с инновационными технологиями.

- Исследовательская, экспериментальная деятельность

Важным элементом исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.

Среди педагогов нашего детского сада организовываются консультации, мастер-классы, тренинги, целью которых является повышение профессиональной компетенции в данной области.

Исследовательская компетентность педагога является основным компонентом его профессионализма и мастерства. В нашем современном информационном мире исследование, эксперимент рассматривается не только как профессиональная деятельностьно и является ведущим звеном в любой деятельности. Педагог, который обладает исследовательской компетенцией, умеет анализировать, ставить перед собой задачу, делать вывод и т.д. Поэтому мы считаем, что всем педагогическим работникам просто необходимо постоянно обогащать и расширять свой опыт, проводя мастер-классы, тренинги, принимая участие в конкурсах, а также посещая научные конференции и семинары.

 - Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий

Включение педагогов в инновационную (проектную) деятельность активизирует их к получению новых знаний, повышению квалификации, к самовыражению, к самореализации при решении педагогических проблем, использованию возможности показать себя творческой личностью, осознанию причастности к важному профессиональному делу в тесном сотрудничестве с коллегами.

- Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах

Подготовка и участие в конкурсах становятся настоящей школой повышения уровня педагогической компетентности. Несомненно, конкурсы педагогического мастерства выявляют оригинальные, нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию детей, стимулируют педагогическое творчество, дают возможность представить не только собственный опыт, но и познакомиться с разработками коллег и взять себе «в копилку»  что-то интересное.

Воспитатели нашего детского сада принимают активное участие в конкурсах регионального, областного и федерального уровня; являются авторами многих статей в сборниках. В ежегодном конкурсе «Воспитатель года» наши педагоги занимают призовые места, что значительно повышает уровень  образовательного учреждения.

-Знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками

Эффективной формой, на мой взгляд, является проведение выставки - ярмарки педагогических идей, аукцион. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - заметный профессионально-личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

-Проведение открытых мероприятий по обмену опытом

Проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами своего детского сада, района позволяет решить целый ряд задач, таких как целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности, описание взаимосвязанной работы по определенному направлению.

-Педагогические чтения

-Деловые игры

Деловая игра - это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества.

Преимущества использования деловых игр в работе с педагогами ДОУ очевидны. Это и возможность сократить время для накопления профессионального опыта, возможность экспериментировать, пробовать различные варианты решения педагогических задач, усваивать знания в реальном процессе информационного обеспечения игровых действий. Кроме того, деловая игра способствует приобретению социального опыта.

-Обобщение собственного педагогического опыта

-Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

Курсы повышения квалификации ставят перед собой цель развития профессиональной компетентности, мастерства, профессиональной культуры, обновление теоретических и практических знаний в связи с возросшими требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что основным источником профессиональной компетентности педагога являются обучение и опыт. Характерной особенностью профессиональной компетентности является постоянное стремление к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности считается готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.              

Именно поэтому повышение компетентности и профессионализма педагога есть непременное условие повышения качества, как педагогического процесса,  так и качества дошкольного образования в целом.

Список литературы:

1.Захараш Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя// Дошкольное воспитание - 2011 г.

2.Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов. - М.: АПК и ПРО, 2011. - 101 с.        

3.Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. - Москва, 2010. - 390         с.
4.Психология и педагогика: Учебное пособие. О. Б. Бетина. 2006 г.

5.Сваталова Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов // Дошкольное воспитание  - 2011 г.

6.Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя - 2010 г.

Сведения об авторах:

Кехтер Т.А., воспитатель МБДОУ «Полтавский детский сад «Берёзка» Полтавского района Омской области

Тищенко О.И., воспитатель МБДОУ «Полтавский детский сад «Берёзка» Полтавского района Омской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность педагога как необходимое условие повышения качества педагогического процесса в условиях реализации ФГТ

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности...

Создание условий для развития ИКТ-компетентностей педагогов ДОУ в целях повышения качества образования

Вычленены условия необходимые для использования ИКТ в дошкольном образовании (из практики работы в статусе РИП)...

Профессиональная компетентность педагога как основной фактор повышения качества дошкольного образования

Публикация "Профессиональная компетентность педагога как основной фактор повышения качества дошкольного образования"  поясняет основополагающие факторы повышения качества дошкольно...

«Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования»

laquo;Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУкак условие повышения качества дошкольного образования»...

Семинар-практикум "Развитие профессиональной речевой компетентности педагогов ДОО как условие повышения качества дошкольного образования"

Семинар-практикум«Развитие профессиональной речевой компетентности педагогов ДОО как условие повышения качества дошкольного образования»...

Пути развития профессиональной компетентности педагога как необходимое условие качества образовательной деятельности

Изменения, которые произошли в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, основах теории и практики образования. Учитывая особую важность получения ребенко...