Развитие игровой компетентности педагогов ДОО, как средство повышения качества образования
статья

Кузнецова Екатерина Павловна

Игровая компетентность педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_kompetentnost_pedagogov.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие игровой компетентности педагогов ДОО, как средство повышения качества образования

Игра – это главная форма активности ребенка. Потребность в игре является жизненно важной для дошкольников.  Ряд исследователей рассматривали игру в качестве ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.), то есть такой деятельности, которая, развиваясь, способствует главнейшим изменениям в психике ребенка.

Развитие современного дошкольного образования связано с непрерывной динамикой требований к профессиональной компетентности воспитателя, что актуализирует проблему повышения качества подготовки педагогов с ориентацией на их самосовершенствование и субъектную готовность к осуществлению профессиональной деятельности.

На первое место выступают такие содержательные аспекты подготовки и повышения квалификации педагогов как формирование психолого-педагогической готовности к развитию ребенка в «специфически детских» (А. В. Запорожец) видах деятельности, сопровождению игрового взаимодействия детей с учетом изменений игровой субкультуры; освоению опыта игровой культуры в целом.

Анализ исследований по проблеме формирования компетентности педагога в области развития игровой деятельности дошкольника показал, что учеными затрагиваются различные ее аспекты: игровые умения воспитателя (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Н. С. Новоселова); игровая позиция как личностное образование (Н. П. Аникеева, Е. В. Груздова, О. В. Солнцева, А. И. Тимонин и др.); направленность воспитателя на игру (Е. А. Панько, Е. О. Смирнова); компетентность во взаимодействии с ребенком (Т. Л. Корженевич) и др. Вместе с тем и жизненные наблюдения, и специальные исследования последних лет свидетельствуют: для большинства педагогов дошкольных учреждений характерно стереотипное представление об игре как о регламентированном процессе, ее богатейший потенциал остается не востребован в полной мере.

Без сомнения, педагог должен уметь играть сам, обладать развитым воображением, свободно брать любые роли, быть эмоционально выразительным и заразительным. То есть умение играть – это не только придумывание новых предметных замещений, ролей и сюжетов, но и умение вовлечь детей в игру, помочь им поверить в воображаемую ситуацию, превратиться в другого, почувствовать себя на месте персонажа, показать его характер. Для этого он должен обладать эмоциональной выразительностью, открытостью и артистизмом. Без сомнения эти качества являются ядром профессии дошкольного педагога

Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка игр дошкольников являются важными составляющими профессиональной компетентности современного педагога. «Сопровождать» означает идти, ехать вместе с кем-либо, находясь рядом, ведя куда-нибудь.

Педагогическое сопровождение является особым видом профессиональной деятельности, которое предполагает движение взрослого вместе с ребёнком (иногда – чуть впереди, если надо показать возможные пути), сопутствуя его индивидуальному образовательному маршруту, индивидуальному продвижению в развитии.

Одним из основных направлений в организации образовательной деятельности с дошкольниками, согласно ФГОС ДО, является поддержка детской инициативы.  Инициатива, как внутреннее побуждение к самостоятельной деятельности, в большей степени проявляется в самодеятельной детской игре. Однако в практике работы дошкольных образовательных организаций не всегда в полной мере реализуется развивающий потенциал самодеятельной детской игры. Не все педагоги понимают ее ценность и знают особенности становления и развития на разных этапах дошкольного детства. Детская самодеятельность и активность нередко заменяется собственной инициативностью воспитателя, а ребёнок в игре становится исполнителем указаний, предписаний взрослого, а не субъектом игровой деятельности. Чрезмерное руководство приводит к разрушению детской игры, вмешательство взрослого лишает детей самостоятельности и инициативности, которые так ценятся в игре. Регламентация ролей и действий отбивает вкус к спонтанному творчеству, которое является движущей силой игровой активности ребенка-дошкольника.

В современных реалиях, в условиях введения ФГОС дошкольного образования, очень важно, чтобы  «разнообразная полезность» не только совместной игры взрослого с детьми, но и самодеятельной детской игры, творцом которой является сам ребенок,  признавалась всеми педагогами, работающими в образовательном пространстве дошкольных организаций.

От позиции педагога дошкольного образовательного учреждения по отношению к детской игре, от его игровой компетентности зависит уровень развития детской игры, желание и умение детей играть, а значит, и развитие личности ребенка-дошкольника.

В условиях отсутствия естественной дворовой социализации, многопоколенных семей – воспитатель детского сада является главным носителем игровой культуры,  а иногда и единственным передатчиком игрового опыта. Но взрослый может научить детей играть только в том случае, если освоил особую грамматику игры, если любит и умеет играть сам. Это значит, что он должен уметь создавать воображаемую ситуацию («как будто», «понарошку), уметь увидеть в знакомых предметах что-то неожиданное, придумывать новые образы (роли), события, сюжеты; свободно отступать от привычных шаблонов (стереотипов). Словом, он должен обладать развитым воображением. 

Взрослый должен уметь вовлечь детей в игру (заманить, заразить интересом, пробудить желание), помочь им поверить в воображаемую ситуацию (превратиться в другого, почувствовать себя на месте персонажа, встать на его позицию, его точку зрения). Для этого необходимо обладать открытостью, эмоциональной выразительностью и артистизмом. 

В современных реалиях велика роль взрослого как передатчика игрового опыта, совместных партнерских игр, организуемых взрослыми. Сегодня очень важна поддерживающая позиция педагога, который не только сам умеет хорошо играть и показать увлекательные игры, но и может исподволь помочь в освоении более сложных способов организации игры, в постановке и развитии игровых задач. Таким образом, вопрос состоит в том, чему именно учатся дети, обучаясь «игре» – действительно учатся играть или подражать игре?

Степень и характер включенности педагога в игру в этом случае зависит от ситуации и от игровых умений дошкольников. Для данной позиции характерны позитивный эмоциональный фон, неназойливость и естественность в  поддержке взаимодействия детей. Воспитатель может непосредственно принимать участие в игре, предлагая способы решения игровых задач, разнообразные повороты развития сюжета. В этом случае он выступает как равноправный партнер, играющий взрослый, а не руководитель (учитель) игры. Педагог в игровой роли может включиться, если игра «застряла» или распадается, тем самым стимулируя игровую активность детей. Воспитатель не просто играет на уровне других детей, а задает зону ближайшего развития самостоятельной игры, то есть опережает игровые возможности детей, втягивает их в игру более высокого уровня и открывает им новые возможности. Задача педагога – не демонстрация собственных игровых способностей, не завоевание очарованных детей-зрителей, а формирование и поддержка положительной самооценки ребенка, уверенности в собственных возможностях. Речь идет об игре взрослого вместе с ребенком, а не вместо ребенка. В совместной игре взрослый – партнер, который понимает возможности и потребности, видит и слышит своих воспитанников, проявляет внимание, чуткость к их идеям, мнениям, замыслам и подстраивается к ним, не разрушая, а поддерживая детскую игровую инициативу и самостоятельность. Всемирно известный детский писатель Дж. Родари  отмечал, что важно предоставить себя в распоряжение ребенка. «Распоряжаться должен он. Взрослый играет с ним ради него, чтобы стимулировать изобретательность ребенка, вооружить его новыми средствами, которые он пустит в оборот, играя один. В общем, чтобы научить его играть».

Повышение профессиональной игровой компетентности педагога позволит оптимально использовать развивающий потенциал детской игры как формы организации образовательного процесса и формы организации жизнедеятельности ребенка-дошкольника в ДОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития ИКТ-компетентностей педагогов ДОУ в целях повышения качества образования

Вычленены условия необходимые для использования ИКТ в дошкольном образовании (из практики работы в статусе РИП)...

«Формирование информационно коммуникативной компетентности педагога, как средство повышения качества образования» (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)

ИКТ - компетентность педагогов и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением компьютера, его использованием, как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе в рамках мо...

Развитие профессиональной компетентности педагога как необходимое условие повышения качества образовательной деятельности

В статье представлены способы развития профессиональной компетентности педагогов с целью обеспечения процесса воспитания специалистами высокого уровня. Определены основные способы внедрения инновацион...

«Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования»

laquo;Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУкак условие повышения качества дошкольного образования»...

Семинар-практикум "Развитие профессиональной речевой компетентности педагогов ДОО как условие повышения качества дошкольного образования"

Семинар-практикум«Развитие профессиональной речевой компетентности педагогов ДОО как условие повышения качества дошкольного образования»...