Положение о смотре-конкурсе «Развивающая предметно – пространственная среда в группах для реализации приоритетного направления деятельности МБДОУ»
методическая разработка

Юлия Витольдовна Елисова

Положение о смотре-конкурсе «Развивающая предметно – пространственная среда в группах для реализации приоритетного направления деятельности МБДОУ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Положение о смотре-конкурсе «Развивающая предметно – пространственная среда в группах для реализации приоритетного направления деятельности МБДОУ».

1. Участники конкурса – все воспитатели МБДОУ «ДС № 394 г. Челябинска».

2.Общие положения.

2.1. Основным объектом смотра-конкурса является организация предметно – развивающей среды групп да предметом – соответствие созданных условий содержанию образовательного модуля «Азбука общения» ООП и АООП для реализации приоритетного направления деятельности МБДОУ.

3. Основные цели, задачи смотра-конкурса.

3.1. Цель конкурса:

- создание в МБДОУ условий, способствующих развитию социального и эмоционального интеллекта воспитанников.

3.2. Задачи конкурса:

- стимулирование инновационной деятельности педагогов в организации предметного пространства групп;                          

- изучение и обобщение лучшего педагогического опыта работы в МБДОУ по созданию предметно – развивающей среды для развития социального и эмоционального интеллекта воспитанников.

- создание в МБДОУ условий для развития: представлений детей о важнейших социальных нормах и ценностях, определяющих поведение человека в обществе; самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния, формирование умений снятия физического и психического напряжения; умений социального поведения; адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

- обеспечение эмоционального благополучия детей, развитие положительного самоощущения и компетентности в направлении социально – коммуникативного развития;

- формирование ценностного отношение детей к нормам и правилам нравственного поведения.

4.Организация и проведение смотра – конкурса.

4.2. Смотр – конкурс проводится в МБДОУ «ДС № 394 г. Челябинска» с 09.01.2023г. по 27.01.2023г.

5. Состав экспертной  комиссии:

- заведующий – Э.Э.Волошина,

- старший воспитатель – Ю.В.Елисова,

- педагог - психолог – Н.М.Афанасьева.

6. Критерии оценки смотра-конкурса:  

6.1. Соответствие предметно – развивающей среды следующим принципам:

- доступности и безопасности;

- информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования для активности детей во взаимодействии с предметным окружением;

- вариативности, определяющейся видом дошкольного учреждения, содержанием воспитания, культурными  и художественными традициями;

- полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех составляющих воспитательно – образовательного    процесса и возможность  разнообразного использования различных составляющих среды;

- педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения среды, обеспечения возможность самовыражения детей, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

- трансформируемости, обеспечивающей возможность изменений предметно – развивающей среды, позволяющих, по ситуации,  вынести на первый план ту или иную функцию пространства.                        

6.2.  Критерии оценки:

1)   соответствие возрастным особенностям  детей и направленности группы;

2) соответствие требованиям техники безопасности и санитарно - гигиеническим требованиям;

3) соответствие требованиям ФГОС ДО;

4) эстетическое оформление;

5) соответствие гендерной специфике воспитанников;

6) возможность организации всех видов совместной и самостоятельной детской деятельности;

7) творчество, фантазия, оригинальность исполнения.     

6.3. Содержание среды для реализации модуля «Азбука общения»:

- стенд «Здравствуй, я пришел!», «Уголок приветствия», «Уголок именинника»;

1. «Уголок уединения»;

2. уголок «Мое настроение»;

3. «Уголок самопознания»;

4. «Уголок, сундучок, коробка, полочка сюрпризов»;

5. «Уголок достижений», «Я умею, я могу»; «Цветок успеха»;

6. «Копилка добрых дел»;

7. «Чудо – дерево», «Чудо - полочка»;

8. коллекционирование, «домашние секретики».

6.4. Критерии оценки: 

0 баллов - отсутствует критерий

1 балл – не в полной мере соответствует заявленным критериям

2 балла – полностью соответствует заявленным критериям

7. Результаты смотра - конкурса.  

7.1. Результаты работы экспертной комиссии оформляются в форме аналитической справки, которая должна содержать констатацию фактов, выводы, и при необходимости предложения.

7.2. По результатам смотра – конкурса экспертная комиссия определяет  три призовых места.

7.3. Победители смотра-конкурса награждаются дипломами МБДОУ и денежной премией по положению распределения стимулирующих выплат.  

Приложение 1.

Оценочные листы для групп раннего возраста и вторых младших.

Критерии: (ранний и младший дошкольный возраст)

1.

«Уголок приветствия», стенд «Здравствуй, я пришел!», «Уголок именинника» .  Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочение детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия; умения замечать положительные качества в людях и говорить об этом.

Содержание: стенд, панно, где ребенок, приходя в детский сад, переворачивает лицом свое фото/картинку к окружающим, заявляя о своем присутствии в группе.

2.

«Уголок уединения». Цель: создание атмосферы домашнего уюта, спокойствия в уголке (наличие внутри пространства приглушенного света, мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, подушки,  игрушки-обнимушки, наличие звезд, смайликов и т.д.). 

Содержание: материал, направленный на разрядку скопившейся негативной энергии у ребенка: подушки для битья, стаканчики для крика; материал, направленные на снятие психологического напряжения: аудиозаписи для релаксации, цветные клубочки, кинетический песок, предметы для арт-терапии, массажеры, сенсорные мешочки с наполнителями. «Осьминожек-хранитель» с рюкзачками, изготовленными руками родителей из дома игрушки, книжки, сенсорные игрушки и др.

3.

Уголок «Мое настроение». Цель: формировать у детей экспрессивные эталоны, способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, способствовать умению распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.

Содержание: зеркало  в рост ребёнка, пиктограммы  с помощью которых дети определяют свое настроение в течение дня, а педагог получает возможность определить эмоциональное состояние каждого ребенка, причины его возникновения и оказать своевременную эмоциональную поддержку нуждающимся детям. 

4.

«Уголки самопознания».  Цель: «Уголки самопознания». Цель: изучение эмоциональных состояний сказочных персонажей, детей на картинках; знакомство с сенсорными возможностями своего организма: умения различать и дифференцировать  звуки, тактильные ощущения. Развитие слуховой, зрительной, обонятельной памяти, внимания.

Содержание:

- игровые пособия, позволяющие детям познакомиться с сенсорными возможностями своего организма (зрительное, слуховое, обонятельное, осязательные способности); 

- дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: картинки с различной мимикой детей и сказочных персонажей, выдержки из разных стихов к ним; набор фотографий детей, выражающих различные эмоции (радость, злость, ужас, страх и т.д.).

Оценочные листы для дошкольных групп (средние – подготовительные к школе).

Критерии: (ранний и младший дошкольный возраст)

1.

«Уголок приветствия», стенд «Здравствуй, я пришел!», «Уголок именинника» .  Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочение детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия; умения замечать положительные качества в людях и говорить об этом.

Содержание: стенд, панно, где ребенок, приходя в детский сад, переворачивает лицом свое фото/картинку к окружающим, заявляя о своем присутствии в группе.

2.

«Уголок уединения». Цель: создание атмосферы домашнего уюта, спокойствия в уголке (наличие внутри пространства приглушенного света, мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, подушки,  игрушки-обнимушки, наличие звезд, смайликов и т.д.). 

Содержание: материал, направленный на разрядку скопившейся негативной энергии у ребенка: подушки для битья, стаканчики для крика; материал, направленные на снятие психологического напряжения: аудиозаписи для релаксации, цветные клубочки, кинетический песок, предметы для арт-терапии, массажеры, сенсорные мешочки с наполнителями. «Осьминожек-хранитель» с рюкзачками, изготовленными руками родителей из дома игрушки, книжки, сенсорные игрушки и др.

3.

Уголок «Мое настроение». Цель: формировать у детей экспрессивные эталоны, способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, способствовать умению распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.

Содержание: зеркало  в рост ребёнка, пиктограммы  с помощью которых дети определяют свое настроение в течение дня, а педагог получает возможность определить эмоциональное состояние каждого ребенка, причины его возникновения и оказать своевременную эмоциональную поддержку нуждающимся детям. 

4.

«Уголки самопознания».  «Уголки самопознания». Цель: изучение эмоциональных состояний дошкольников и взрослых; знакомство с сенсорными возможностями своего организма: умения различать и дифференцировать  звуки, запахи, тактильные ощущения. Развитие слуховой, зрительной, обонятельной памяти, внимания,  логического мышления.

Содержание:

- игровые пособия, позволяющие детям познакомиться с сенсорными возможностями своего организма (зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое восприятие, осязательные способности); 

- дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: кубики- пиктограммы, картотека портретов с различной мимикой и выдержками из разных стихов к ним, набор фотографий детей, выражающих различные эмоции (радость, злость, ужас, страх и т.д.).

5.

«Уголок, сундучок, коробка, полочка сюрпризов».  Цель: снимать психоэмоциональное напряжение, мышечный тонус, развивать воображение, способствовать созданию доброжелательной атмосферы, вводить элемент новизны, неожиданности. 

Содержание: например, огромная коробка, открывая ее ребёнок, внутри  видит еще коробку поменьше, дальше - еще одна и так далее до тех пор, пока перед нами не окажется малюсенький «сюрприз». 

6.

«Уголок достижений», «Я умею, я могу», «Цветок успехов», «Звезда недели», «Копилка добрых дел».  Цель: повышать самооценку, уверенность детей в себе, предоставлять позитивную информацию для родителей, способствующую установлению взаимопонимания между ними; научить детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.

Содержание: например, в серединке цветка «ромашки» - фото, на лепестках (в течение недели) записывается информация о результатах ребенка за день, которыми он гордится.  Панно с кармашками на каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный поступок/дело (в конце недели дети поощряются).

7.

«Осьминожек -хранитель» «сокровищницы» с детскими находками из дома, «Домашние коллекции», «Моё «богачество». Цель: способствовать развитию у дошкольников любознательности, аккуратности, наблюдательности, внимания, умения сравнивать, обобщать, анализировать.

Содержание: рюкзачок, изготовленный руками родителей для «детских секретиков», «коробочки», папка с вкладышами и т.д..

8.

«Чудо – дерево», «Чудо - полочка», «Генеалогическое древо», «Домашние альбомы».  Цель: психологический  комфорт: в любой момент ребенок может его открыть и мысленно оказаться рядом со своими близкими людьми, почувствовать их любовь, дающую чувство уверенности и защищенности в окружающем мире.

Содержание: выставка (семейные или персональные творческие работы), альбомы с семейными фотографиями, генеалогические древа семей воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о конкурсе "Лучшая развивающая предметно-пространственная среда в группе"

Конкурс на лучшую развивающую предметно-пространственную среду в группе проводися в детском саду во всех возрастных группах в течении учебного года. Цель конкурса: проанализировать соответствие развив...

Положение о смотре-конкурсе «Организация развивающей предметно-пространственной среды в групповых ячейках по речевой деятельности и ознакомлению дошкольников с художественной литературой»

Положение о смотре-конкурсе в ДОУ«Организация развивающей предметно-пространственной среды в групповых ячейках по речевой деятельности и ознакомлению дошкольников с художественной литературой»...

Положение о смотре-конкурсе "Развивающая предметно-пространственная среда в группе ДОУ"

В конкурсе принимают участие педагоги, привлекая и родителей  дошкольников...

Положение о смотре - конкурсе «Организация развивающих центров детской активности в группах МБДОУ № 10»

Материал содержит документ, регламентирующий проведение смотра-конкурса «Организация развивающих центров детской активности в группах МБДОУ № 10»...