Новые формы методической работы как средство повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ
методическая разработка

Жердецкая Надежда Александровна

К новым формам методической работы относят так называемые ролевые игры. Мозговые атаки, инициативные творческие микро-группы педагогов, а также по - новому проводимые обучающие семинары на основе открытых занятий и отдельных мероприятий.

Все эти коллективные формы работы объединяет стремление более полно реализовать, развить потенциальные возможности и способности каждого педагога, максимально активизировать процесс усвоения методических идей и приемов, сделать их достоянием личности педагога.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация Новобурасского муниципального района

Саратовской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Созвездие»                                                                            с. Тёпловка Новобурасского района Саратовской области»

  Россия. Саратовская область Новобурасский                                                                                                                   телефон: (8 845 57) 2-53-13

  район с. Тёпловка   улица  Колхозная, д 14.                                                                                                                   e-mail: tepbur_ 2007@mail.ru

Новые формы методической работы как средство повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ

        Старший воспитатель

структурного подразделения

МОУ «СОШ «Созвездие» с. Тепловка»

Жердецкая Надежда Александровна

С вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя.

Разнообразие форм методической работы определяется, прежде всего, сложностью стоящих перед ней целей. Многоликостью конкретных условий, в которых находятся ДОУ.

Одной из самых важных форм методической работы является изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта. При правильном выборе целей и задач по данной проблеме эта работа организует, объединяет все другие формы, становится системообразующим фактором.

 Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо
использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение
педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. 

К новым формам методической работы относят так называемые ролевые игры. Мозговые атаки, инициативные творческие микро-группы педагогов, а также по - новому проводимые обучающие семинары на основе открытых занятий и отдельных мероприятий.

Все эти коллективные формы работы объединяет стремление более полно реализовать, развить потенциальные возможности и способности каждого педагога, максимально активизировать процесс усвоения методических идей и приемов, сделать их достоянием личности педагога.

Рассмотрим и охарактеризуем наиболее современные и эффективные интерактивные методы и формы обучения.

ФГОС ДО предполагает личностно-ориентированный подход в образовании. Вместе с тем, в педагогической практике недостаточно используются интерактивные формы повышения профессиональной компетентности. Коучинг может стать средством, способствующим как личностному, так и коммуникативному развитию специалистов. Коучинг - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности (Т. Гэллвей). Коучинг представляет собой развивающее консультирование. Разница между привычным консультированием и коучингом заключается в том, что коучинг - это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности.

Коучинг-сессия – одна из новейших форм организации работы с педагогическим коллективом. В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности. В процессе коучинг-сессии педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит пути для решения проблем. В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности.

 Другими словами, в процессе коучинга педагоги находят свой, уникальный способ достижения цели, а коуч создает креативную атмосферу доверия, где педагог чувствует, что его идеи и предложения не остаются без внимания. В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного повышения персональной эффективности. Например, работа с аттестуемым педагогом.

Метод SWOT-анализа – это метод анализа в виде процедур сбора данных и установления соответствия между внутренними сильными и слабыми свойствами организации, благоприятными и неблагоприятными факторами внешней среды. Для разработки стратегии образовательного учреждения отправным моментом является анализ внутренней среды, целью которого становится определение возможностей, на которые оно может опираться в своей деятельности, а также выявление и устранение недоработок. Наиболее известным и распространенным методом анализа внутренней среды является SWOT-анализ (SWOT— это аббревиатура английских слов: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности), threats (угрозы)). Проводится он в целях обобщения диагностики позиций образовательного учреждения, а также получения содержательной и наглядной картины состояния и тенденций развития образовательного учреждения и рынка образовательных услуг. SWOT-анализ может быть использован как форма проведения всего педсовета, так и как отдельный интерактивный метод.

Метод «Кейсов» (Casestudy) – неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Этот метод, как правило, применяется в процессе ситуационной деловой игры, которая сама по себе также является интерактивным игровым методом и предполагает развертывание особой (игровой) деятельности педагогов – участников имитационной модели, воссоздающей условия и динамику воспитательно – образовательного процесса или сотрудничества с родителями воспитанников.

При использовании метода «Кейсов» все обсуждаемые ситуации делятся на:

  • ситуации – иллюстрации;
  • ситуации – упражнения;
  • ситуации – оценки;
  • ситуации – проблемы.

 «Аквариум» - форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа педагогов обсуждает проблему. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум». После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а коллеги обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих.

Что дает этот прием  педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

«Синтез идей» - метод упражнения, предусматривающий рассмотрение группами поэтапно всех вопросов заседания: на отдельных листах бумаги первая группа рассматривает первый вопрос, вторая – второй и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, 11 вторая – третьей и т.д. Когда «доработанный» листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений своих коллег.

Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, - приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.

Список литературы

  1. Усынина Т. А. Использование методов PEST-анализа и SWOT-анализа для разработки стратегии развития дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в современных условиях // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2017. – № 50. – ART 170425. – 0,3 п. л. – URL: http://www.kids.covenok.ru/170425.htm. – Гос. рег. Эл № ФС77-46214. – ISSN: 2307-9282
  2. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современной дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / сост. И.М. Гриневич, А.А. Чуприна, М.А. Тоторкулова, Н.Ю. Москвитина, Г.В. Гриневич, О.А. Матяжова. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2018. – 86 с
  3. Давыдова О. И., МайерА. А., Богославец Л. Г. Интеративные методы в организации педагогических советов в ДОУ. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008. – 170с.
  4. Шаманская Н. «Интерактивные методы», Дошкольное воспитание. – 2008.- №8.
  5. Волобуева Л.М. «Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами», – М.: Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы методической работы как средство повышения качества профессионального уровня педагогов ДОУ

В слайд-презентации представлен опыт работы по использованию  активных  форм  методической работы с педагогами  дошкольного учреждения при изучении ФГТ....

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важно...

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...

Методические рекомендации "Самообразование, как средство повышения профессионального мастерства педагога"

Самообразование предполагает развитие преподавателя как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качес...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА.

Аннотация. В статье описывается  использование технологии актуального педагогического опыта  с целью повышения профессионального мастерства педагогов. В процессе  описания актуального п...