“Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в соответствии с ФГОС”
статья

Семья и детский сад – два важных социальных института, при этом их воспитательные функции различны. Только в условиях грамотного сотрудничества педагогов и родителей возможно реализовать единые  педагогические требования и принципы, которые помогут воспитать Личность. Совместная работа семьи и детского сада должна способствовать счастливому проживанию ребенком дошкольного детства, закладыванию основ будущего счастливого взрослого. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует более качественным  взаимоотношениям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 г. Азова

Управленческий проект

“Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в соответствии с ФГОС”

Автор: заведующий Е.В.Усенко

                                                                                 г. Азов

Содержание.

  1. Методический паспорт проекта стр. 3-5
  2. Актуальность, принципы стр. 6-8
  3. Содержание проекта  стр. 9-16
  4. Заключение стр. 17 

Методический паспорт проекта 

Тема

“Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в соответствии с ФГОС”

Адресация

проекта

Заведующие и заместители заведующий дошкольных образовательных организаций, директора школ.

Автор проекта

заведующий МБДОУ №10 г. Азова”, стаж в должности заведующего 13 лет, аттестована на соответствие занимаемой должности.

Целевая аудитория

Педагоги, родители

Типовые особенности проекта

Вид проекта : комплексный.

Тип проекта : информационно – практико – ориентированный.

Продолжительность: долгосрочный.

Цель  и задачи проекта

Цель проекта: создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ.

Задачи:

  1. Повысить компетентность педагогов по вопросам взаимодействия с семьей.
  2. Знакомить родителей с содержанием и методикой образовательного процесса ДОУ.
  3. Осуществлять психолого- педагогическое просвещение родителей.
  4. Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми.
  5. Организовать плодотворную работу общественных организаций ДОУ.

Ресурсы проекта

–  Требования к уровню компетенций педагогов, родителей

– Доступ сети Интернет

Планируемые результаты новой философии взаимодействия педагогов с родителями

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием и помощью со стороны родителей в решении проблем. 

Во – вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В  – третьих, это возможность реализации единой программы развития ребенка в ДОУ и семье.

В – четвертых,  в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  ставит перед детским садом задачу ” обеспечения психологической поддержки семьи и повышения компетентности родителей ( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей”, ориентирует на тесное взаимодействие с семьями воспитанников и предполагает участие родителей в образовательной деятельности ДОУ.

Семья и детский сад – два важных социальных института, при этом их воспитательные функции различны. Только в условиях грамотного сотрудничества педагогов и родителей возможно реализовать единые  педагогические требования и принципы, которые помогут воспитать Личность. Совместная работа семьи и детского сада должна способствовать счастливому проживанию ребенком дошкольного детства, закладыванию основ будущего счастливого взрослого. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует более качественным  взаимоотношениям.

      Принимая во внимание актуальность  данной проблемы, исходя из существующих условий в ДОУ перед руководителем стоит задача создания коллектива единомышленников, который подчиняется формуле ” Детский сад + Семья = Счастливый  Ребенок”. Современная дошкольная образовательная организация способна решить наиважнейшую задачу: уравнять потребности семьи в воспитании и образовании ребенка и возможности. Сняв тем самым противоречия в семье не имеющей нужных педагогических знаний. Для решения этой задачи необходим компетентный,”идущий в ногу” коллектив педагогов.

Анализ деятельности ДОУ и существующих в нем условий свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ.  Все это позволило рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности МБДОУ ” Детский сад им. Ю.А.Гагарина” на современном этапе модернизации системы образования. 

     Данный проект дает возможность обеспечить  не только общественный характер управления дошкольной организацией, но и создать партнерскую среду для родителей и педагогов обеспечивающую соответствие ФГОС ДО. Ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых – эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но содружественно – конструктивными.

      В основу разработки проекта положены следующие принципы:

– целенаправленность – необходимо наличие цели, которая представляет собой идеал взаимодействия семьи и детского сада и его предполагаемый результат;

– научность – выстраивание содержания проекта  на научной основе ( труды других);

– последовательность – постепенное воздействие на родителей и педагогов с учетом индивидуальных особенностей;

– гуманизм– уважение всех участников проекта;

– систематичность– влияние на педагогов и родителей осуществляется через систему целей, методов, факторов.

      Подходы :

– знаниевый подход, в котором главное внимание уделяется отбору используемых  материалов;

– деятельностный,  который дает возможность участникам проекта овладеть способами самостоятельного получения знаний и их применения ;

– культурологический, в котором приоритетным выступает конструирование содержания проекта на основе  социального опыта его участников;

– компетентностный, предполагающий в качестве критерия отбора содержания проекта те знания, овладение которыми дает возможность участникам проекта  решать актуальные для них социальные и жизненные проблемы, овладевать необходимыми практиками.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОЕКТА

Этапы

Формы работы

Задачи

Срок реализации

I этап – подготовительный

Изучение передового педагогического опыта детских садов  Смоленской области, России

Сбор, анализ информации для разработки модели партнерского взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников.

2 половина 2022-2023 учебного года

Анализ образовательного  процесса с точки зрения современных требований;

Сбор, анализ информации для разработки модели партнерского взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников.

2 половина 2022-2023 учебного года

Изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС

Сбор, анализ информации для разработки модели партнерского взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников.

2 половина 2022-2023 учебного года

    Формирование «Почты доверия» для выявления актуальных вопросов, волнующих родителей, по образованию детей .

Обеспечить родителям возможность делиться своими мыслями с педагогами в условиях нехватки времени.

2 половина 2022-2023 учебного года

Подбор методической литературы по взаимодействию с родителями;

Обеспечить научно- методическую основу проекта.

2 половина 2022-2023 учебного года

      Переработка локальных актов ДОУ ( положений, инструкций и т.д.) 

Обеспечить соблюдение законодательства в области образования в ДОУ.

2 половина 2022-2023 учебного года

      Разработка новых ( положение об Управляющем совете ДОУ, положение о взаимодействии с родителями ( законными представителями) ).

Обеспечить соблюдение законодательства в области образования в ДОУ.

2 половина 2022-2023 учебного года

    Утверждение локальных актов и согласование с соответствующими органами управления ДОО.

Обеспечить соблюдение законодательства в области образования в ДОО.

2 половина 2022-2023 учебного года

I этап – практический

1. Работа с педагогами.

  • Консультации; 
  • Семинары- практикумы;
  • Вебинары;
  • Комплексные курсы повышения квалификации для педагогов по ФГОС ДО  ( СОИРО)
  • Проекты педагогов по данной проблеме
  • Творческие объединения по вопросам взаимодействия с семьей

Повысить компетентность педагогов по вопросам взаимодействия с семьей. 

Разработать формы и методы взаимодействия с родителями.

2022-2023учебный год

      

 2. Взаимодействие с родителями.

– педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДОО (анкетирование);

– педагогическая поддержка родителей (организация лекций, дискуссий, открытой организованной образовательной деятельности, маршрутов выходного дня) ;

– педагогическое образование родителей (организация клубов интересных встреч, творческих и исследовательских проектов, тематических встреч, библиотеки для родителей); 

– родительские собрания в форме диспутов, дискуссий, деловых игр;

– организация родительских клубов по интересам ” Мое солнышко”, “Мы знаем как любить ребенка!”,” За здоровьем всей семьей!” и др. ;

– организация совместных игровых тренингов ( родители + педагоги);

– систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки);

– обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности детского сада;

– организация и руководство совместной деятельности детей и родителей (конкурсы, досуги, акции) в соответствии с разработанной системой работы; 

– организованная образовательная деятельность, проводимая родителями  ( под руководством педагога) 

” Вхождение в профессию“;

 – руководство совместными проектами («Люди в белых халатах»), создание Леп-буков различной тематики (“Крошка-Картошка”,”Мой дедушка” и др.);

– организация  посещений семей на дому (по согласованию с родителями) ” Здравствуйте, я ВАША тетя!” 

– организация выставок детских работ, изготовленных вместе с родителями   («Золотая осень»- нетрадиционные способы изодеятельности, «Новогодняя игрушка своими руками»);

– участие родителей в экскурсиях (в библиотеку, к памятнику павшим воинам, парк и т.д.);

– организация  акций (“Птичий домик”, “Аллея славы” ” Память”) ;  

– обеспечение участия родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

– руководство оформлением фотовыставок («Зимние забавы», ” Как мы провели лето!” и т.д.);

 – слайд-шоу «Наша жизнь в детском саду»;

– стенгазеты («Мы вместе»);

– контроль за содержанием информационных стендов в группах, информационные стенды в холлах ДОО;

– организация “Умной почты”. 

3.Совершенствование развивающей среды.

– создание локальной сети Интернет, Wi-Fi, обеспечение педагогов  компьютерами;

– обновление стендов для размещения информации;

– предоставление в необходимом объеме расходных материалов при проведении акций ” (“Лучшая территория группы”, ” Аллея славы” и т.д.);

– приобретение методической и информационной литературы по проблеме взаимодействия. Анкетирование родителей по проблеме  удовлетворенности работой ДОУ.

 

Выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДОУ.

Повысить педагогическую компетентность родителей.

Реклама деятельности ДОУ, педагогическое просвещение родителей.

Вовлечение  родителей в процесс образования детей согласно задачам учреждения, применяя различные принципы, методы и формы.

Предоставить родителям возможность погрузиться в работу педагога; способствовать повышению престижа профессии педагога ДОУ.

Объединить усилия родителей и педагогов

 Снизить тревожность при адаптации детей, повысить доверие родителей к педагогу , соблюдать единый подход к созданию развивающей среды дома и в ДОУ;

Укрепление контакта детей и родителей.

Объединить усилия родителей и педагогов.

Родителям как активным участникам, предоставляется возможность показать ребёнку личный пример положительного отношения к природе, памяти подвига дедов и т. д. 

Привлекать родителей  качестве актеров, костюмеров, режиссеров, сценаристов.

Реклама работы коллектива ДОУ.

На них отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка» и т. п.

С помощью сети Интернет педагоги имеют возможность по запросу родителей сообщать им тематику занятий в группе и рекомендовать литературу для детей не посещающих ДОУ по какой- либо причине . В результате не нарушается систематичность образовательного процесса.

Обеспечить педагогам и родителям возможность использования сети Интернет для взаимодействия.

Обеспечить доступность наглядной информации.

Создать условия для участия родителей в совершенствовании развивающей среды.

Пополнить библиотечный фонд ДОУ.

Подвести итоги реализации проекта

2022-2023 учебный год

III  этап – аналитический

Экспресс-диагностика применяемая сразу после проведения того или иного мероприятия.

Подвести промежуточные итоги реализации проекта

2022-2023учебный год

Книги отзывов.

Подвести промежуточные итоги реализации проекта

2022-2023 учебный год

Изучение материалов самоанализа  педагогов.

Подвести итоги реализации проекта

Апрель-май 2023 года

Организация тематической проверки групп по проблеме взаимодействия педагогов с родителями

Подвести итоги реализации проекта

Май 2023г.

Заключение.

Взаимодействие ДОУ и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения потребностей  и интересов семьи. Ключевой идеей представленных в проекте форм и методов создания условий для организации полноценного и плодотворного взаимодействия ДОУ и родителей является объединение детей, родителей и педагогов в одно целое. В МБДОУ ” В МБДОУ 3 10 г. Азова  получен высокий результат в итоге реализации данного проекта. Можно констатировать полное взаимодействие педагогов и родителей в образовательном процессе ДОУ ( по данным внутри садового мониторинга и Независимой оценки качества образования 98% родителей являются активными участниками образовательного процесса в ДОУ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в условиях ФГОС

Основной целью является вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Мы работаем над решением следующих задач: - установить партнерские отношения, учитывая личностно -ориентированный подход...

Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОО

Одной из задач, на решение которой направлен Стандарт, является обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития...

«Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»

laquo;Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»...

практикум "Вовлечение родителей в образовательную деятельность в условиях карантина"

Актуальность темы заключается в том, что не все родители могли организовать дома в режиме самоизоляции детский досуг и совместное продуктивное развивающее времяпрепровождение. Ребенку дошкольного возр...

Паспорт управленческого проекта «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ»

Цель реализации проекта: создание и внедрение эффективной модели взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями как средство повышения качества образования.Основные задачи:1. Разр...