Консультация-практикум для педагогов "Самообразование - путь повышения профессиональной компетентности"
методическая разработка

Сырокваш Оксана Александровна

Педагогам самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагоги   имеют возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Самообразование – путь повышения профессионального мастерства»

Цель: скоординировать деятельность педагогов на саморазвитие и самосовершенствование профессиональных компетенций. 

Задачи:

  • мотивировать педагогов на профессиональное саморазвитие и самосовершенствование через сознательную самостоятельную познавательную деятельность;
  • оказать методическую помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической литературой, выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы.

Форма проведения: коллективная и групповая работа.

Участники: педагоги МБДОУ № 27

Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью.  Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…

К.И. Чуковский

«Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами» (Али Апшерони).

Выработка мотивов, побуждающих педагога к самообразованию.

      Самообразование – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.  

       Педагогам самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагоги   имеют возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

     Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т. п).

Суть процесса самообразования  - самостоятельная добыча знаний из различных источников, используя эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

 Педагоги делятся на четыре группы: «Теоретики», «Практики», «Оптимисты», «Пессимисты». В каждой подгруппе избирается модератор, в обязанности которого входит организация работы группы.

Правила работы в группе:

«Здесь и сейчас» Стараться думать о том, что происходит в группе, активно участвовать в игре, отмечать для себя свои мысли, возникающие в ходе обсуждения темы.

«Индивидуальность» Никого не судить, не перебивать говорящего, не критиковать точку зрения другого, а предлагать свою

«Летучее облако» Сохранять в группе атмосферу доверия и внимания друг к другу.

Каждой группе выдается листок с заданием.

«Теоретики»: готовят небольшой теоретический материал по теме «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования»

«Практики»: показывают практическую значимость самообразования.

«Оптимисты»: доказывают великолепие самообразования, потому что…

«Пессимисты»: доказывают, что это не реально, не возможно, потому что…

(Проводится работа в группах)

После того как работа над «заданием» завершена. Предоставляю слово каждому представителю игровых групп, организую дискуссию по обсуждаемой проблеме. Заслушиваются дополнения педагогов из групп. Остальные группы слушают и готовят два вопроса на уточнение, на понимание темы.

Предлагаю выступить любому педагогу в роли Аналитика. Выступление педагога. При отсутствии желающих, подвожу итог сама.

Таким образом, важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.

На основании выше сказанного каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста.

Педагог определяет для себя тему: «…» (педагоги обсуждают как можно определиться с темой)

Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат  будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя. Темы подбираются так же с учетом индивидуального  опыта  и профессионального мастерства  воспитателя.

Затем ставит Цель: «…» (педагоги обсуждают на кого направлена цель)

1. повышение профессионального уровня;

2. внедрение технологии или методики в практику;

4. обобщение и систематизация знания по_______

и задачи самообразования

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования...)

2. Разработать перспективный план работы с детьми

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года

4. Создать программу.

5. Оформить …..

6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,

7. Подготовить (принять участие) в семинаре …..

8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»

Выход темы: (ОБСУЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ)

• Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…)Тема: «…» (месяц)

• Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)

• Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»

• Оформление папки. Тема: «…»(месяц)

• Сборник консультаций для родителей. Тема «…»

• Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Тема по самообразованию подразумевает поэтапность в работе.

Этапы самообразования

1. Интерес (Чего хочу?)

- определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)

- формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)

2. План (Как достигну?)

- отбор действий (Что надо сделать?)

- установка их последовательности (В какой последовательности?)

- определение сроков (Когда?)

3. Работа

- обучение и воспитание (Что делаю?)

- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)

- сбор информации для анализа (Как получается?)

4. Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)

- подбор методик анализа

- проведение анализа

- выводы

5. Будущее (Что дальше делать?)

- задачи на будущее

Результаты самообразования

Памятка по самообразованию

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

  • Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов  диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать  устойчивые положительные результаты.
  • Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

  • Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
  • Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

  • Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме
  • Включите современные взгляды на проблему
  • Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3.  При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд,  в собственной формулировке, используя  различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.
  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

  • Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
  • Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

  • Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

ПАМЯТКА

Алгоритм составления плана по самообразованию

 

  • тема
  • определение актуальности и новизны исследования
  • цель
  • задачи
  • этапы работы
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой (перспективный план)
  • предполагаемый результат
  • способ демонстрации результата проделанной работы
  • форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой каждый педагог  должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями

Формы  работы  педагогов над темой самообразования:

1. Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

2. Обзор в Интернете информации по теме.

3. Посещение семинаров,  конференций, занятий  коллег.

4. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

5. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

6. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

7. Изучение информационно-компьютерных технологий.

8. Общение с коллегами в ДО, городе и в сети Интернет.

9. Участие в конкурсах в сети Интернет.

10. Помещение своих разработок на сайтах в сети Интернет.

Формы представления результатов самообразования

  • Доклад лекция.
  • Защита исследовательской работы
  • Показ новых форм, методов, средств в процессе обучения и воспитания
  • Брошюра,
  • Листовка,  
  • Буклет
  • Открытое занятие
  • Проведение семинара, консультации, мастер-класса
  • Обучения коллег новым методикам, средствам, способам, методам воспитания и обучения детей.
  • Практикум (тренинг) и т.д.
  • Тематические родительские собрания

 

Пример написания плана самообразования педагога

 

Ф.И.О. педагога___________________________________________________

 

Тема: ____________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Дата начала работы над темой_____________________________________

Цель: ____________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Задачи:(образец)

  • Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования…);
  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  • Оформить в группе центр активности (или мини-центр);
  • Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: … ; выступление на педагогическом совете №… по теме: …;
  • Подготовить (принять участие) в семинаре … ;
  • Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: …

Пояснительная записка(актуальность выбранной темы).

 

Месяц

Формы работы

с детьми

с педагогами

с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение методической литературы по теме (автор, название, год издания, издательство).

1.        

2.

3.

 

Практические выходы:(образец)

1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.

Тема: ___________________________________________________________

_________________________________________________________________;

2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.

Тема:_____________________________________________________________;

3. Проведение мастер-классов для педагогов.

Тема:_____________________________________________________________;

4. Оформление папки-передвижки.

Тема:_____________________________________________________________;

5. Выставка работ.

Тема:_____________________________________________________________;

6. Оформление сборника консультаций для родителей.

Тема:_____________________________________________________________;

7. Проект.

Тема:_____________________________________________________________;

8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

 

"Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью.  Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…"

К.И. Чуковский

"Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами"

Али Апшерони

"Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью.  Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…"

К.И. Чуковский

"Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами"

Али Апшерони

Правила работы в группе:

«Здесь и сейчас» Стараться думать о том, что происходит в группе, активно участвовать в игре, отмечать для себя свои мысли, возникающие в ходе обсуждения темы.

«Индивидуальность» Никого не судить, не перебивать говорящего, не критиковать точку зрения другого, а предлагать свою

«Летучее облако» Сохранять в группе атмосферу доверия и внимания друг к другу.

Правила работы в группе:

«Здесь и сейчас» Стараться думать о том, что происходит в группе, активно участвовать в игре, отмечать для себя свои мысли, возникающие в ходе обсуждения темы.

«Индивидуальность» Никого не судить, не перебивать говорящего, не критиковать точку зрения другого, а предлагать свою

«Летучее облако» Сохранять в группе атмосферу доверия и внимания друг к другу.

Правила работы в группе:

«Здесь и сейчас» Стараться думать о том, что происходит в группе, активно участвовать в игре, отмечать для себя свои мысли, возникающие в ходе обсуждения темы.

«Индивидуальность» Никого не судить, не перебивать говорящего, не критиковать точку зрения другого, а предлагать свою

«Летучее облако» Сохранять в группе атмосферу доверия и внимания друг к другу.

Правила работы в группе:

«Здесь и сейчас» Стараться думать о том, что происходит в группе, активно участвовать в игре, отмечать для себя свои мысли, возникающие в ходе обсуждения темы.

«Индивидуальность» Никого не судить, не перебивать говорящего, не критиковать точку зрения другого, а предлагать свою

«Летучее облако» Сохранять в группе атмосферу доверия и внимания друг к другу.

«Теоретики»: готовят небольшой теоретический материал по теме «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования»

«Практики»: показывают практическую значимость самообразования.

«Оптимисты»: доказывают великолепие самообразования, потому что…

«Пессимисты»: доказывают, что это не реально, не возможно, потому что…

ТЕОРЕТИКИ

ПРАКТИКИ

ОПТИМИСТЫ

ПЕССИМИСТЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ

В презентации раскрываются основные пути повышения профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения...

Индивидуальная программа профессионального развития педагога-психолога «Повышение профессиональной компетентности в области инклюзивного образования»

Цель : обеспечение непрерывного совершенствования профессиональной компетентности в области инклюзивного образования, как условие организации учебно-воспитательного процесса для детей с особенными обр...

Организация повышения профессиональной компетентности педагогов в Доу на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов.

Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, стано...

Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»

В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....

План индивидуального повышения профессионального уровня по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»

План индивидуального повышения профессионального уровня  по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»...