Рабочая программа по хоровому пению детского творческого объединения «Домисолька» для детей 5 – 8 лет
рабочая программа

Елена Валерьевна Карпова

Рабочая программа по хоровому пению для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx57.71 КБ
PDF icon rabochaya_programma.pdf535.42 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида  «Лесная полянка» № 13 п. Радищев

Принято на Педагогическом совете                    

Протокол  №1 от  30.08.2022 г.                                           Приказ №  111 от 30.08.2022 г.

                                                                                                                                   

Рабочая программа по хоровому пению

детского творческого объединения

 

«Домисолька»

Для детей 5 – 8 лет

на  2022-2023 учебный год.

Автор:  Музыкальный руководитель

Елена Валерьевна Карпова

                                                                                    

                                       

п. Радищев - 2022 г.

Оглавление

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

2. Актуальность и новизна

3. Цели и задачи программы

4. Принципы и подходы к формированию программы

5. Планируемые результаты

II. Содержательный раздел

6. Перспективный план

7. Взаимодействие с родителями

III. Организационный раздел

8. Особенности организации образовательной деятельности.

9. Срок реализации.

10. Форма проведения занятий.

11. Материально-техническое и методическое обеспечение программы

12.Приложение.

                                                                                 

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

                                                               «Если вам нечего сказать, спойте это». 

                                                                                                            Дэвид Огилви                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                                         Программа разработана на основе Программы  по  музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки»  (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева)

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе. 

      Без музыки невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Она способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей. Кроме того, музыка развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и сказки. Музыка, музыкальная деятельность детей в детском саду – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом: о красоте природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах, мыслях.

    Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений. Им прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания: умение выслушивать произведения до конца, следить за его развитием, запоминать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.

     В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Пение – основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в детском саду. На любой ступени обучения детей учат правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению и слитному звучанию (ансамблю, хору); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков – путь к выразительному исполнению.  Развитие мелодического слуха особенно интенсивно происходит в условиях обучения пению. Совместное пение развивает чувство коллективизма, создает условия для их эмоционального, музыкального общения. Сама суть хорового пения вырабатывает у хорового певца умение видеть, слышать, чувствовать состояние другого человека. Пение развивает у детей также привычку к длительному сосредоточению. Не быть внимательным просто нельзя, не получится стройного пения, не будет хора. В условиях совместного пения дети чувствуют себя хорошо. Человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое и физическое и психическое здоровье.

Актуальность и новизна

Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.

Новизна рабочей программы по хоровому пению детского творческого объедениния «Домисолька»  заключается в следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать его содержание, с  учетом возрастных и  индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно- ориентированные на игровые, зрововьесберегающие технологии.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:  формирование эстетической культуры дошкольника;

развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Воспитывать  интерес к вокальному искусству.

Научить детей правильно и выразительно петь.

Учить детей  петь естественным голосом, без напряжения. 

Развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса.

Развивать умение различать звуки по высоте.

Развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое  дыхание, артикуляцию.

Создать условия для развития личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта, развития эстетических чувств.

Совершенствование вокально-хоровых навыков.

Принципы и подходы к формированию Программы

Наряду с принципами ФГОС дошкольного образования при реализации Программы необходимо учитывать следующие подходы и принципы:

Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;

Принцип деятельностного подхода;

Принцип культуросообразности;

Принцип последовательности;

Принцип системности;

Принцип интеграции;

Принцип развивающего обучения;

Принцип сотрудничества;

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи;

Целевая аудитория

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста (5-8 лет).

Планируемые результаты

Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и сольно, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх на квинту и на кварту.

Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настрой к исполнению музыкального произведения.

Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомый выученный репертуар в играх, в процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности,  методом наблюдения, способом прослушивания.  

Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта (выступление на утренниках, концертах,  участие в вокальных конкурсах).

Карта динамики развития воспитанников в Приложении №1.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Перспективный план образовательной деятельности по реализации рабочей программы для детей 5-8 лет

                                                         Сентябрь

 Виды деятельности

             Педагогические цели и задачи

     Репертуар

1.Игра - приветствие.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

«Здравствуй, говори» И. Евдокимовой,

 

2.Артикуляционная гимнастика по системе                  

В. Емельянова.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

1.»Прогулка» (Занятие-игра)

2.»Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох;

3.«Машина» - вибрация губ;

4. «Самолёт» - на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

3.Интонационно-фонетические упражнения.

Упражнять в точном интонировании простейших мелодических оборотов, удерживать интонацию на повторяющихся звуках. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Подпевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

4.Скороговорки. Чистоговорки.

Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; проговаривать с разной интонацией, темпом.

«Едет паровоз»

«Тигры»

5.Упражнения для распвания.

Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз.

«Птичка и Лиса»

«Котёнок и бабочка»

«Машенька и Медведь» А. Евтодьевой

6.Песни.

Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.

 «Иду в детский сад»

А. Куряев

Частушки ко Дню пожилого человека

Количество занятий 4

Октябрь

 Виды деятельности

             Педагогические цели и задачи

     Репертуар

1.Игра - приветствие.

 Психологическая настройка на занятие.

«Здравствуйте»

М.Ю. Картушина

2.Артикуляционная гимнастика по системе                     В. Емельянова.

 Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

 1.«Воздушный шар»;

2. «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох;

 3. «Лягушка – говорушка»

3.Интонационно-фонетические упражнения.

 Удерживать интонации на повторяющихся звуках.

Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией.

 Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

4.Скороговорки. Чистоговорки.

 Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание)

 «Жа-жа-жа», М.Ю. Картушина

5.Упражнения для распвания.

Расширять диапазон детского голоса, развивать умение петь на одном звуке.

1.Распевка на слоги: ма, мэ, ми;

2.«По дороге Петя шел».

6.Песни.

Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения. Побуждать детей исполнять песни лёгким звуком, напевно.

 «Золотая осень»

А. Яранова

Количество занятий 4

Ноябрь

Виды деятельности

Педагогические цели и задачи

Репертуар

1. Игра -приветствие.

Психологическая настройка на занятие.

«Я здороваюсь везде»

Упражнение:             «В гости».            

2.Артикуляционная гимнастика по системе                     В. Емельянова.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнения:            

1. «Обезьянки».      

2. «Весёлый язычок».

3.Интонационно-фонетические упражнения.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках.

Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному.

 Следить за правильной певческой артикуляцией.

Пропевание гласных:«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

4.Скороговорки. Чистоговорки.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат.

Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).

Петь на одном звуке.

1. «Няня мылом мыла Милу…»        

2. «Сорок сорок ели сырок…»        Знакомый материал.

5 Упражнения для распевания.

Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику.

1. «Фокус-покус».  

2.  «Чудо-лесенка».

3. «Храбрый портняжка» А.Евтодьевой

6. Пение.

Побуждать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.                                                                        

 «Улыбка для мамочки» Е. Обухова

Количество занятий 4

Декабрь

 Виды деятельности

          Педагогические цели и задачи

       Репертуар

1.Коммуникативная игра-приветствие.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

1. «Приветствие» И. Евдокимовой.

2.Артикуляционная гимнастика по системе                      В. Емельянова.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

1.«Лошадка» - прищёлкивание, язычок;     2.«Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох;

3. «Язычок».

3.Интонационно-фонетические упражнения

Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Пропевание гласных

« А-О-У-И-Э» в разной последовательности

4.Скороговорки, стихи.

Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер.

«По волнам», «Качели»,                  «По кочкам». Проговаривание текста песен, попевок.

5 Упражнения для распевания.

Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия.

Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

1. «Поем нотами»;

2.«Вот иду я вверх»;

3. «Музыкальные ступентки».

6. Пение.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат.

Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость.

«Зимняя сказка» сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина

Количество занятий 4

Январь

Виды деятельности

            Педагогические цели и задачи

        Репертуар

1.Коммуникативная игра-приветствие.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

«Приветствие» Модель И. Евдокимовой.

2.Артикуляционная гимнастика по системе                     В. Емельянова.

Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм.

Развивать дикцию и артикуляцию.

«Здравствуйте» Картушина.

Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся»,

«Я радуюсь».

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений.

Учить детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук.

Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия.

Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

Упр. «Я обиделся»,

«Я радуюсь».    

«Крик ослика» (Й – а...)                    

«Крик в лесу» (А – у).                      «Крик чайки» (А! А!).                    «Кричит ворона» (Кар).                  «Скулит щенок» (И-и-и)                

«Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно).

4. Скороговорки. Стихи.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат.

Формировать слуховое восприятие.

Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо.

Продолжать работу над развитием голоса детей.

Чтение текста песен.

5.Упражнения для распевания.

Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала

Знакомый репертуар.

6. Пение

Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.

Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук.

Чисто интонировать в заданном диапазоне.

Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. Совершенствовать исполнительское мастерство.

Учить детей работать с микрофоном.

1. «Волк и красная шапочка»

2. «По щучьему веленью» А.Евтодьевой

Повторение знакомых песен

Количество занятий 2

Февраль

Виды деятельности

          Педагогические цели и задачи

         Репертуар

1.Коммуникативная игра-приветствие.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

«Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно).

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой.

Исполнять в среднем и низком регистрах.

«Самолёты», «Самолёт летит»  

М. Картушиной. «Мороз» (по методу Емельянова)

4.Скороговорки. Чистоговорки.

Учить детей долго тянуть звук – «У» при этом меняя силу звучания.

Развивать ритмический слух.

«Вёз корабль камень»,            «Ди-ги, ди-ги дай»

5. Упражнения для распевания.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат.

Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).

Упражнять детей во взятии глубокого дыхания.

Развивать артикуляцию, прикрытый звук.

«Петя шёл»,

«Думал – думал»,

«Три медведя» А.Евтодьевой

Знакомые распевки.

6. Песни.

Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук.                                            Чисто интонировать в заданном диапазоне. Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.                                         Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.                                              Учить детей работать с микрофоном.

1. «Песенка о капитане» Дунаевский                 2. «Любимый папа» сл. Ю. Энтина,

муз. Д. Тухманова

Количество занятий 4

                                                           Март

Виды деятельности

           Педагогические цели и задачи

       Репертуар

1. Игра-приветствие.

Психологическая настройка на занятие.

Упражнение:

«В гости». «Здравствуйте» Картушина.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнения: «Обезьянки». «Весёлый язычок». Знакомый репертуар.

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой.  Следить за правильной певческой артикуляцией.

«Лягушка и кукушка», «Няня мылом мыла Милу…»

4.Чистоговорки.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат.

Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).

Петь на одном звуке.

«Сорок сорок ели сырок…», «Шла Саша…»

5. Упражнения для распевания.

Расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на первый звук.

Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке.

Учить связывать звуки в «легато».

Знакомый материал.

6. Пение.

Побуждать детей к активной вокальной деятельности.                                         Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук.    

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.  

Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.                                                        Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном.                    Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

1. «Теремок» Л.Олифировой

2. «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной, «Мамочка моя»,

«Мамина песенка»

М. Пляцковский

Количество занятий 4

Апрель

Виды деятельности

           Педагогические цели и задачи

       Репертуар

1.Коммуникативная игра-приветствие.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой.            

2. «Здравствуйте» Картушина.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

«Лошадка» - прищёлкивание, язычок;      «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

3.Интонационно-фонетические упражнения

Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат.

Проговаривание текста песен, попевок.    «Уточка», «На дворе трава».

4.Скороговорки, стихи.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат.

Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие.

Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

Знакомый репертуар.

5. Упражнения для распевания.

Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса.

Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы.

Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

«Я хороший»,         «Да и нет» В.Н.Петрушина.

6. Пение.

Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться.

Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения.

Чисто интонировать в заданном диапазоне.                            Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. Работа с микрофоном.

1. «Стрекоза и рыбка»                        2. «Кот и петух» А.Евтодьевой            

1. укр.н.п «Веснянка»             2. «Что такое семья?» Е.Гомоновой

Количество занятий 4

                                                             Май

Виды деятельности

            Педагогические цели и задачи

         Репертуар

1.Коммуникативная игра-приветствие.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой.            

2. «Здравствуйте» Картушина.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса

«Прогулка»  

М. Лазарев.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию;

Проговаривание текста песен, попевок.     Знакомый репертуар.

4.Скороговорки, стихи.

Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

«Только смеяться»,

«Я хороший»,

5.Упражнения для распевания.

Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат.

Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость.

Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково и т. д.

Знакомый репертуар.

6. Пение.

Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей.                                                  Совершенствовать вокальные навыки:              

1. Петь естественным звуком без напряжения;  

2. Чисто интонировать в удобном диапазоне;    

3. Петь а капелла, под аккомпанемент, под фонограмму;                                                          4. Слышать и оценивать правильное и неправильное пение;                                             5. Самостоятельно попадать в тонику;                

6. Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры.

«Любимый детский сад» К.Костина

«В самый первый раз» Н.Разуваевой.

Количество занятий 4

Формы работы с родителями

Привлечение родителей к изготовлению костюмов для выступлений.

Итоговые мероприятия – календарные праздники, развлечения, мероприятия, участие в конкурсах.

III. Организационный раздел

Особенности организации образовательной деятельности

Особенности слуха и голоса детей 5-8 лет:

На пятом году жизни дети имеют уже музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре – си), дыхание стало более организованным, хотя все еще довольно поверхностное.

У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты, квинты, слышать движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослыми; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого).

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка  два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон;
  • хоровыми группами (дуэт, трио и т.д.);
  • при включении в хор солистов;
  • пение под фонограмму;
  • пение с сопровождением фортепиано;

Для того чтобы научить детей правильно петь: слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений,
  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях.
  • звуковоспроизводящая аппаратура (магнитофон, микрофон и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

Составлен перспективный план образовательной деятельности с учётом возраста детей (средняя группа – занятия один раз в неделю) и требований САНПиН и ФГОС ДО.

Срок реализации программы

Программа реализуется 1 год (с 01 сентября 2022 г. по 31 мая 2023 г.)

Форма проведения занятий

Занятия проводятся со всей группой детей (15 чел.),

один раз в неделю  в Музыкальном зале

Продолжительность занятия – 25 минут.

Материально-техническое обеспечение.

1. Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен.

2. Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над песней.

3. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, развивает мелкую моторику.

4. Артикуляционная гимнастика.

5. Сценарии утренников.

6. Сборники песен, попевок.

7. Магнитофон,  CD-диски - фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.

8. Ноутбук, микрофон, портативная аудиосистема.

9. Наглядные пособия: портреты композиторов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  3. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», Санкт - Петербург, 2010.
  1.  Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  1. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.
  1. Кононова Н.Г. Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах. М. Просвещение, 1980г.
  1. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
  1. Меркулова Л.Р. Малыши в оркестре. Песни и пьесы для детского оркестра. М. «Музыка», 1999г.
  1. Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г.
  1. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.

     11.Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.

     12.Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9,    

          1988г.

     13. Радынова О.П. Слушаем музыку. М. Просвещение, 1990г.

     14. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. Просвещение, 1984г.

     15. Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г.

     16. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. Санкт - Петербург. Лань, 1999г.

     17. Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.

     18. Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей  

          дошкольного    возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диагностика  уровня   развития   певческих   умений

Ф И ребёнка

Показатели (знания, умения, навыки)

Итог

Качественное исполнение знакомых песен

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

Умение импровизировать

Чисто интонировать в пределах кварты-квинты вверх и вниз

Навыки выразительной дикции

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

0 -  не справляется с заданием

н - (низкий) - справляется с помощью педагога

с -  (средний) - справляется с частичной помощью педагога

в -  (высокий) - справляется самостоятельно

                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 2

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

  1. Слегка прикусить язык зубами. (4 раза)
  2. Высовывать язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все, более далеко отстоящие поверхности.  
  3. Покусать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя его. (4)
  4. Сделать языком круговое движение между губами и зубами (4), то же в другую сторону.
  5. Упереться языком в верхнюю губу, в нижнюю губу, в правую и левую щеки, пытаясь как бы протолкнуть их насквозь.
  6. Пощелкивание языком, изменяя форму рта. Произвольно произносить более низкие или высокие звуки – щелчки.
  7. Пройти по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем.
  8. Пройти по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загоралось».
  9. Помассажировать пальцами челюстно-височные суставы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ Э.М. ЧАРЕЛИ

 

гимнастика проводится стоя или сидя, при этом сохраняется осанка –развернутые плечи, прямая спина, подобранный живот, вдох неглубокий.)

 

  1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. На выдохе постукивать по ноздрям.  (5)
  2. Рот закрыт. Сделать вдох и выдох через правую и левую ноздрю, закрывая ее поочередно указательным пальцем. (5)
  3. Рот открыт. Сделать вдох и выдох носом. (5)
  4. На вдохе носом оказывать сопротивление воздуху, надавливая пальцами на крылья носа. (5)
  5. Рот открыт, язык поднят к верхнему небу. Подышать через нос.
  6. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно протянуть звук «ммммммммм» одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. (5)
  7. Закрыть нос пальцами и сосчитать до 10, то же повторить с открытым носом.
  8. Массаж нижней челюсти: обеими руками массажировать нижнюю челюсть по направлению от центра к ушам.
  9. Массаж горла: поочередно гладить горло то левой, то правой рукой.
  10. Энергично произносить «п – б», «п – б». произношение этих звуков укрепляет мышцы языка.
  11. Энергично произносить «т – д», «т – д».
  12. Несколько раз зевнуть. Зевание стимулирует не только весь гортанно – глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Большой и маленький.

Подняться на носки, вытянуть руки вверх. Со звуком у-х-х присесть, обхватить голени и подтянуть голову к коленям.

Паровоз.

Двигаясь по комнате, имитировать движения колес паровоза и произносить чух-чух, меняя громкость и скорость.

Гуси летят.

Медленно ходить, имитируя полет. На вдохе поднять руки, на выдохе — опустить (8—10 раз), со звуком г-у-у.

Дровосек.

Руки сложить топориком и поднять вверх, затем резко наклонить туловище и прорезать пространство между ног (5—8 раз), произнести б-а-х.

Часы.

Со звуком  тик   наклониться в левую сторону, со звуком  так  - в правую  (4 – 5 раз).

ЛЮБИМЫЙ НОСИК

Цельнаучить детей дыханию через нос, профилактике

заболеваний верхних дыхательных путей.

 

А сейчас без промедления

Мы разучим упражнения,

Их, друзья, не забывайте

И почаще повторяйте.

 

1. Погладить свой нос от крыльев к переносице — вдох, обратно — выдох (5 раз).

Вдох — погладь свой нос

От крыльев к переносице.

Выдох — и обратно

Пальцы наши просятся.

 

2. Сделать вдох левой ноздрей; правая — закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз).

Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою.

Попеременно ноздри при этом закрывай.

Сиди красиво, ровно, спинка — прямо.

И насморк скоро убежит, ты так и знай!

 

3. Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа (3 раза).

Дай носу подышать, На выдохе мычи.

Звук [м] мечтательно пропеть старайся,

По крыльям носа пальцами стучи

И радостно при этом улыбайся.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ЗВУКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Артикуляционная гимнастика

Трактор.

Энергично произносить д-т, д-т, меняя громкость и длительность (укрепляем мышцы языка).

Стрельба.

Стрелять из воображаемого пистолета: высунув язык, энергично произнести к-г-к-г (укрепляем мышцы полости глотки).

Фейерверк.

В новогоднюю ночь стреляем из хлопушки, и рассыпается фейерверк разноцветных огней. Энергично произнести п-б-п-б (укрепляем мышцы губ).

Несколько раз зевнуть и потянуться. (Упражнение стимулирует гортанно-глоточный аппарат, деятельность головного мозга и снимает стрессовые состояния).

Гудок парохода.

Набрать воздух через нос, задержать на 1—2 с и выдохнуть через рот со звуком у-у-у, сложив губы трубочкой.

Упрямый ослик.

Выбираются  ослики  и погонщики.

Ослики бегут и останавливаются. Погонщики уговаривают осликов, а те начинают кричать й-а-й-а (укрепляем связки гортани).

Плакса.

Имитируем плач, произнося ы-ы-ы(звук [ы] снимает усталость головного мозга).

КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГОРЛА

Лошадка.

Цокать язычком, как лошадки, то громче, то тише. Скорость движения лошадки то увеличиваем, то снижаем

(20—30 с).

Ворона.

Произнести протяжно ка-а-а-ар (5—6 раз), поворачивая голову или поднимая ее. Громко каркала ворона и охрипла. Стала каркать беззвучно и с закрытым ртом

( 6 – 7 раз).

Змеиный язычок.

Длинный змеиный язычок пытается высунуться как можно дальше и достать до подбородка (6 раз).

Зевота.

Расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести о-о-хо-хо-о-о-о, позевать

(5—6 раз).

Веселые плакальщики.

Имитировать плач, громкие всхлипывания с шумным вдохом, без выдоха (30—40 с).

Смешинка.

Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурить, губы раздвинуть и произнести ха-ха-ха, хи-хи-хи - звуком так — в правую (4—5 раз).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по теме: «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через аппликацию и ознакомление с природой села Родино».

Аннотация к рабочей программе.Рабочая программа разработана Дедовой П.И, воспитателем старшей группы МКДОУ д.с. «Теремок».Срок реализации программы – 1 год.  Программа предназначена  для зан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда» «Волшебные ручки» (срок реализации 1 год, возраст детей 4-5-6 лет)

На кружке “Волшебные ручки” являются разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и шерсти. Основное значе...

Рабочая программа вокально-хорового кружка «Домисолька».

Рабочая программа вокально-хорового кружка «Домисолька» разработана  на основе программы Э.П. Костиной «Камертон» и программы  по  музыкальному воспитанию детей ...

Рабочая программа творческого объединения "Сказка" для детей среднего дошкольного возраста

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ве­дущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным на­правлением.В с...

Рабочая программа вокально-хоровой студии " Карамельки"

Рабочая программа  вокально-хоровой студии " Карамельки"...

Рабочая программа кружка хорового пения "Эстрадный вокал"

рабочая программа кружка хорового пения "Эстрадный вокал"...

Рабочая программа интеллектуального развития детского творческого объединения «Заниматика»

Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития. Важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению...