«Основные источники, средства патриотического воспитания в ДОУ»
консультация

Бадуненко Елена Анатольевна

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста обуславливают выбор средств и методов работы. Средствами патриотического воспитания старших дошкольников являются само окружение (природное и социальное, в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2023_1.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Ясли-сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

 Доклад:
«Основные источники. Средства патриотического воспитания в ДОУ»

               Подготовила:

                                           Бадуненко Е. А. - воспитатель
                                                      высшей квалификационной категории

                         

Г. Алчевск
2023

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста обуславливают выбор средств и методов работы. Средствами патриотического воспитания старших дошкольников являются само окружение (природное и социальное, в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач патриотического воспитания старших дошкольников, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений Многочисленные исследования (Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова, А. М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у старших дошкольников патриотических чувств.

Средством патриотического воспитания старших дошкольников является природа, которая дает возможность вызывать у детей любовь к родному краю, восхищение его красотой, гуманные чувства, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на личность старшего дошкольника многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания патриотических чувств и поведения

Средством патриотического воспитания старших дошкольников является собственная деятельность детей : игра, труд, учение, художественная деятельность.

Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М. И. Лисина, А. Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство патриотического воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством патриотического воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет старший дошкольник : атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т. е. она активизирует весь механизм патриотического воспитания и влияет на формирование определенных качеств личности ребенка.

Весьма эффективным средством патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста является игрушка. Это различные тематические наборы, знакомящие детей с культурой разных народов нашей страны, их жизнью, бытом, декоративно-прикладным искусством; тематический набор «Ростов-на-Дону», который не только знакомит детей с историей и достопримечательностями родного города, различными архитектурными стилями и градостроительными решениями, но и позволяет ребенку проявить заботу о родном городе, благоустроить его по своему усмотрению, сделать жизнь горожан удобнее. Подобные наборы интересны детям, облегчают труд педагога и ненавязчиво формируют у детей старшего дошкольного возраста патриотические чувства.

С пользой для патриотического воспитания могла бы использоваться и военная игрушка. Отношение к ней, как известно, неоднозначное во всем мире, но снять ее с производства и изъять у детей по многим причинам не удастся, вместе с тем контролировать и направлять военные игры детей в нужное русло вполне реально. Игры по содержанию сказок и былин о сражении русских богатырей за родную землю со Змеем Горынычем, в службу безопасности, охрану государственной границы или каравана с гуманитарной помощью для пострадавших от стихийного бедствия развивают патриотические чувства, желание защищать родную страну, приносить ей пользу.

Огромное значение для развития патриотического воспитания старших дошкольников имеют песни о Родине, периода Великой Отечественной войны и т. д.

Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.

С. А. Козлова выделяет две группы методов патриотического воспитания старших дошкольников : организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников патриотических представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

– любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав;

– метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения;

– для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства;

– метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат;

– методы патриотического воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие – большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;

– при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;

– проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию от выбранного метода следует отказаться;

– применение методов патриотического воспитания требует терпения и терпимости. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, в каких мы ожидаем;

– преобладающими в патриотическом воспитании старших дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия;

– методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.

Таким образом, средствами и методами патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста являются : само окружение (природное и социальное, в котором живет ребенок; художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд); праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.

Литература:

1. Алёшина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н. В. Алешина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 112 с.

2. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : методическое пособие / Н. В. Алешина. – М. : Центр гуманитарной литературы «РОН», 2014. – 253 с.

3. Алексеева, Т. А. Игры по краеведению / Т. А. Алексеева, Ю. П. Проскурякова // Обруч. – 2003. – № 6. – С. 20-23.

4. Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Н. Ф. Андреева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – № 1. – С. 16-24.

5. Бондаревская, Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности / Е. В. Бондаревская – Ростов н/ Д : РГУ, 2011. – 118 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИНИ-ПРОЕКТ по духовно-эстетическому развитию дошкольников средствами патриотического воспитания «ЭТО РУССКАЯ СТОРОНКА, ЭТО РОДИНА МОЯ!»

Любовь к Родине зарождается в детстве, и поэтому я считаю, что работа по духовно-эстетическому воспитанию детей должна начинаться с дошкольного возраста. Мой авторский педпроект дает широкие возм...

Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания детей.

игра как способ выражения своих чувств и эмоций. С помощью игры мы воспитываем маленьких граждан своей большой Родины....

Проект "Ознакомление дошкольников с историей родного города, как средство патриотического воспитания"

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось д...

"Основные средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Патриотическое воспитание - это сложный педагогический процесс,выражающийся во взаимодействии взрослых и детей, и направленный на раскрытие, формирование в дошкольнике общечеловеческих нравственных ка...

Выступление на педсовете из опыта работы. Тема: «Взаимодействие с родителями по воспитанию личных качеств дошкольников с ОВЗ средствами патриотического воспитания».

Выступление на педсовете из опыта работы на тему: «Взаимодействие с родителями по воспитанию личных качеств дошкольников с ОВЗ средствами патриотического воспитания»....

Основные направления гражданско-патриотического воспитания в дошкольных группах

Главная цель образовательного процесса в воспитании маленького гражданина- формирование у ребенка активной социальной позиции, воспитание гуманной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой...