НОД в старшей группе "Русская матрешка"
план-конспект занятия (старшая группа)

Людмила Григорьевна Четверикова

Возрастная группа: старшая

Тема НОД: «Русская матрешка»

Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие

Цель: знакомство детей с декоративной росписью народной игрушки – матрёшки

Задачи:

1.Образовательные
• закрепить знания детей об истории создания русской деревянной матрёшки, о её характерных особенностях;

• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: росписи матрешек;

• закрепить практические навыки по рисованию элементов Семеновской росписи;
2.Развивающие
• развивать мышление, мелкую моторику рук, художественный вкус;
• развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;

• развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки.
3.Воспитательные
• воспитывать умения работать в коллективе;
• воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам;

• воспитывать уважение к творчеству русских умельцев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НОВОБУРАССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Берёзка» р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВРЕРОССИЙСКОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА 2023»

        

Конспект непрерывной образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию

в старшей группе на тему:

 «Русская матрешка»

Воспитатель МДОУ «Детский сад

«Берёзка» р.п. Новые Бурасы»

1 квалификационная категория

Четверикова Людмила Григорьевна

р.п. Новые Бурасы

2023 г.

Возрастная группа: старшая

Тема НОД: «Русская матрешка»

Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие

Цель: знакомство детей с декоративной росписью народной игрушки – матрёшки

Задачи:

1.Образовательные
• закрепить знания детей об истории создания русской деревянной матрёшки, о её характерных особенностях;

• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: росписи матрешек;

• закрепить практические навыки по рисованию элементов Семеновской росписи;
2.Развивающие
• развивать мышление, мелкую моторику рук, художественный вкус;
• развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;

• развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки.
3.Воспитательные
• воспитывать умения работать в коллективе;
• воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам;

• воспитывать уважение к творчеству русских умельцев.

Виды деятельности: 

-Словесный: вопросы, объяснения, поощрения, анализ.

-Игровой: игра: «Пальчиковая гимнастика».

-Наглядный: матрешки, образцы элементов росписи.

Формы реализации детских видов деятельности: физкультминутка, пальчиковая гимнастика, отгадывание загадки,  изготовление продукта детского творчества (раскрашивание матрешки).

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная

Оборудование и материалы: презентация «Русская матрешка», игрушки Матрешки с традиционными видами росписи (Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская), мольберт, силуэты матрешек, иллюстрации с элементами разных техник росписи, аудиозаписи «Русские народные мелодии»

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрешек. Рассматривание альбомов с различными видами росписи.

Индивидуальная работа: помочь затрудняющимся детям в раскрашивании матрешки

Словарная работа: название видов росписи: Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская)

Содержание

непрерывной образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Детей заходят в зал под русскую народную музыку

Дети встают полукругом

Организационный момент.
На столе стоит сундук.
Воспитатель. Дети, посмотрите, какой красивый сундук у нас в группе. Интересно узнать, что же в нём?

Смотрите, а здесь что-то написано.

(Читает надпись-загадку)
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко
Наша….

Воспитатель. (открывает сундук) Посмотрите и правда, матрешка!

Ответы детей

(русская матрешка)

II. Основная часть

Сегодня матрёшку знают уже во всём мире, и стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром.

Ребята, давайте откроем матрешку, сколько у нее внутри подружек? 
- Вот чудеса, а где же другие матрешки? Матрешке одной скучно будет у нас. Я вам, ребята, предлагаю нарисовать матрешек-подружек для нашей гостьи!

(открывает матрешку, а там пусто)

Ответы детей

Ответы детей

- Ребята, но сначала, давайте вспомним историю о создании матрешек.

Презентация «Матрешка – русская душа»

- Вот, ребята, вспомнили мы какие матрешки самые известные. А теперь скажите, какая из этих видов наша матрешка-гостья?

- Правильно, Семеновская! Мы с вами Семеновких матрешек – подружек и будем рисовать и расписывать как настоящие мастера, но сначала физкультминутка.

Садятся полукругом на стульчикик

(Ответы детей)

Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.

Действие пальчиками под текст

- Дети, у вас на столе лежит трафарет матрёшки, лист бумаги и простой карандаш. Подумайте, ребята, как лучше разместить лист бумаги для рисования нашей матрешки, вертикально или горизонтально?

Ответы детей:  Вертикально!

(Если дети затрудняются, воспитатель ставит чистый лист бумаги за матрешку и помещает его сначала горизонтально - дети наглядно видят, что матрешка не помещается, затем вертикально - дети видят, что матрешка вписывается в формат листа).

А теперь посмотрите, как матрешку мы будем рисовать.
1.По шаблону обведём контур матрёшки.

2.Нарисуем контур платочка и завязки.

3.На лице аккуратными штрихами наметим волосы (а), глаза (б, в), брови (в), нос (г), рот (д, е) и щечки (ж).

4.Приступаем к рисованию рук  

5.Внизу намечаем контур – овал.

6.Украшаем середину цветами

А теперь, ребятки, осталось нам только расписать матрешек красками с помощью кисточек и ватных палочек.

Я предлагаю вам стать настоящими мастерами-художниками и помочь нашим Матрешкам.

Вы согласны?

Тогда приглашаю вас в мастерскую на фабрику по росписи матрешек. Проходите за столы и занимайте свои места.

Ответы детей

Начинаем с раскраски больших цветовых плоскостей – частей одежды. Сначала раскрасим платок. Теперь аккуратно закрашиваем сарафан. Когда краска высохнет, наносим узор – цветы на сарафане ватными палочками. Лицо круглое, яркий румянец, чёрные брови, маленький рот. Такой же образ русской красавицы воспевался в русских песнях и сказках.

Дети раскрашивают наряды Матрёшки красками, воспитатель подсказывает, помогает. Во время работы звучат русские народные мелодии.

III. Заключительная часть

-Молодцы, какие красивые Матрёшки у вас получились, какие яркие и красочные наряды у них и каждая Матрёшка хороша по-своему. Вы настоящие мастера-художники.

- Рефлексия

Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

А что вы узнали нового о Матрёшках?

Что мы с вами рисовали?

А какие у нас получились матрёшки?

А вы расскажите о Матрёшках дома своим родителям?

Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что вместе с русской березкой и самоваром, она стала символом страны, России. Эта кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, национальный сувенир. А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Молодцы! Мне очень понравилось сегодня с вами узнавать много нового и интересного, надеюсь и вам тоже. До свидания.

(Организация выставки детских работ)

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "У матрешки день рождения" в старшей группе

В конспекте представлен материал по ознакомлению детей с русской народной игрушкой - матрешкой, включающее декоративное рисование....

Интегрированное занятие с учетом ФГТ: «Русская Матрешка» ( образовательные области: художественное творчество, познание, социализация, коммуникация). для детей старшего дошкольного возраста

Интегрированное занятие с учетом ФГТ:  «Русская Матрешка» ( образовательные области: художественное творчество, познание, социализация, коммуникация).  для детей старшего дошкольного возраста  ...

«Веселые матрешки» (ко дню матери для детей старшей и средней групп)

«Веселые матрешки»(ко дню матери для детей старшей и средней групп)       МБДОУ детский сад № 1 с. Дмитрова Гора...

Благодарность семьям воспитанников старшей группы Матрешки". Презентация с фотографиями.

Семьи воспитанников старшей группы "Матрешки" - полноправные участники образовательных отношений МБДОУ детский сад "Малыш". Они активно участвуют в жизни группы и детского сада....

Презентация для детей старшей группы "Матрешка русская и ее история".

Матрешка русскаяи ее история Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшег...

Экологическое воспитание во время самоизоляции ребят из старшей группы "Матрешки"

Наши ребята, прекрасно усвоили материал по экологическому воспитанию. Они научились ухаживать за растениями, а кто уже  самостоятельно сажает, и даже эксперементирует. Уверенна, что наша совместн...