Программа дополнительного образования художественно – эстетической направленности «Ловкие пальчики» для детей 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)

Томилова Лариса Фёдоровна

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.

Программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.  Пояснительная записка.



                                                         «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.»
                                                                                                          В.А. Сухомлинский

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.

Программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.

Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.

Актуальность.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? У большинства детей пальцы мало подвижны, движение их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие дошкольники держат ложку в кулаке, с трудом правильному берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки…Вот почему в последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи все больше уделают внимание.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев рук.

От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Она влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка и готовит к владению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем.

Именно в дошкольном возрасте важна подготовка к письму, умению выполнять мелкие движение, развивается мелкая моторика рук. К 6 – 7 годам продолжается созревание соответствующих зон головного мозга развития мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу.

Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Новизна опыта. Использование нетрадиционных современных подходов, оригинальных способов в развитии руки ребенка.

2. Цель и задачи программы.

Цель: Развитие мелкой моторики и движений пальцев рук, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.        

Задачи:

    Предметные:

  • Учить детей владеть графическими навыками: штриховка в разных направлениях по образцу: сверху вниз,
  • слева направо;
  • Обводить контуры предмета по точкам;
  • Дорисовывать предметы;
  • Раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест;
  • Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами);
  • Обучать приемам работы с пластилиновой техникой;
  • Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать наощупь предметы и материалы;
  • Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук;
  • Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

  Метапредметные:

  • Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному      указанию;        
  • Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для        обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;
  • Развивать внимание, память, мышление и воображение.

             Личностные:

  • Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
  • Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
  • Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
  • Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 6 до 7 лет.

                                                                               

3. Реализация программы.

Срок реализации данной дополнительной образовательной программы 1год.

Методы проведения занятий:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Форма обучения - совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

 Формы работы:

  • Игры.
  • Беседы, показ, работа с наглядным материалом.
  • Практические упражнения для отработки необходимых навыков.    
  • Чтение и заучивание художественной литературы.

Время проведения кружка:

    Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня. Время занятий 30 мин. Общее количество занятий в год -37. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год.

   Работа по развитию мелкой моторики рук включает несколько направлений:

- развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),

- развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,

- развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине.

Основные формы работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.

Массаж кистей рук.

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Рисование пластилином.

Конструирование из бумаги в технике оригами.

Аппликация.

Рисование по трафаретам.

Вырезывание ножницами.

Штриховка.

Дорисовка.

Игры и действия с мелкими предметами.

Узнавать предметы на ощупь.

Работа с крупой, фасолью, горохом.

Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.

Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.

4. Ожидаемые результаты:

В результате освоения программы, обучающиеся будут знать: -

 -правила техники безопасности;
-основные формы штриховки и дорисовки, рисование по точкам;
-основные правила склеивания;
-некоторые приёмы лепки.

В результате освоения программы, обучающиеся будут уметь:
-работать с различными предметами;
-правильно держать кисть, карандаш;
-пользоваться клеем, салфеткой;
-заштриховывать изображение;
-изготавливать поделки в технике «аппликация» по образцу;
-повторять пальчиковые гимнастики за воспитателем;
-выполнять несложные техники рисования.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

Интерес к творческой деятельности, фантазия и воображение,

Стимулирует развитие речи у детей с речевыми нарушениями,

Сосредоточенность, внимательность, самостоятельность,

Эмоциональная выразительность,

Этот процесс длительный и непростой. На наших занятиях мы имеем возможность развивать мелкую моторику рук, тем самым, осуществить в дальнейшим этап подготовки руки к письму.

Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы дети получали положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность дошкольников была

успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

При выполнении любых упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания. После каждого движения надо учить ребенка расслабиться. Здесь важны согласованность действия глаза и руки, пальцы должны слышать

информацию глаз. Сравнивая собственные результаты и результаты работ детей, ребенок начинает овладевать навыками самоконтроля и самооценки.

Правильная красивая осанка – ключ к здоровью детей, поэтому внимание ребенка надо сосредоточить на формирование позы за столом. На занятиях создавать доброжелательную обстановку, понимать всех и каждого ребенка. Видеть процесс роста и взросления дошкольника. Не забывать обращать внимание на то, как ребенок держит карандаш, кисть, фломастер; как правильно располагает альбом для работы.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Результаты работы не всегда проявляются быстро. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно и целенаправленно, тогда будет достигнут наибольший эффект, так как рука имеет большое представительство в коре головного мозга.

 

5. Содержание программы.

В разделе «Пальчиковых игр» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.

Пальчиковые упражнения, разминки готовят детскую руку к письму. Под влиянием таких игр в мозгу происходят положительные структурные изменения. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.

Рисование тренирует руку для письма. Целесообразно приобщать дошкольников к нетрадиционной технике рисования например рисование по манке, песку. Ребенок передает то, что обычным способом сделать трудно.

 В природе ребенка заложена способность отрабатывать собственные навыки. Это ценное качество надо беречь как зеницу ока, особенно когда дело касается рисования.

 В разделе «Графические навыки»

дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.

Штриховка поможет «поставить руку», подготовить ее к письму. Правила штриховки нетрудно запомнить.

Штриховать надо в заданном направлении, соблюдая одинаковое расстояние между линиями(штрихами). Важно научить ребенка управлять своей рукой, развивать ее гибкость, точность, координированность движений.

В разделе «Игры с предметами»

у детей совершенствуются двигательные навыки , развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Пальчиковые игры приносят детям много пользы и радости. Количество и разнообразие упражнений зависит от фантазии педагога. Проводить такую работу следует по 2-5 минут ежедневно. У детей должно сложиться представление о расслаблении мышц, т. к. рукам нужен отдых. Упражнения можно выполнять за столом, инсценируя какие-либо истории, сказки, стихи при помощи пальцев. При помощи рук можно изобразить предметы и явления.

 Благоприятное воздействие на развитие руки оказывают: лепка из пластилина, соленого теста, полимерной глины, мозаичная аппликация из бумаги, ткани, яичной скорлупы, ручной труд, бисероплетение, работа с бумагой (оригами), пазлами, мозаикой и т.д.

6.Учебно - тематический план.

1-2 . Диагностическое занятие -2

3. «Наши игрушки» -1

4. «Школьные принадлежности» -1

5. «Сад. Фрукты» -1

6. «Огород. Овощи» -1

7. «Ягоды» -1

8. «Золотая осень» -1

9. «Деревья и кустарники» -1

10. «Перелётные птицы» -1

11. «Человечек» -1

12. «Одежда для куклы» -1

13. «Обувь» -1

14. «Зима пришла» -1

15. «Зимующие птицы» -1

16. «Зимние забавы» -1

17. «Ёлка» -1

18. «Новый год» -1

19. «Домашние животные» -1

20. «Дикие животные» -1

21. «Домашние птицы» -1

22. «Животные жарких стран» -1

23. «День Святого Валентина» -1

24. «Наша Армия» -1

25. «Мебель.  Квартира» -1

26. «Весна идет, весне дорогу» -1

27. «Мамин праздник» -1

28. «Моя семья» -1

29. «Транспорт» -1

30. «Правила дорожного движения» -1

31. «Весенние цветы» -1

32. «Космос» -1

33. «Бабочки» -1

34. «Рыбы» -1

35. «Насекомые» -1

36. «Лето. Ах, лето!» -1

37. Диагностическое занятие

 Всего:  37 занятий.

7.Материально-техническая база

  1. Учебное помещение 
  • групповая комната, в пространстве которой выделены:
  • рабочая зона;
  • зона для хранения изобразительного материала;
  • зона для выставки детских работ;
  • учебно-методическая зона (рабочее место педагога).

       2. Материально-техническое обеспечение:

В учебной зоне расположены детские столы и стулья, с твердой поверхностью, регулируемые по высоте. Имеется магнитная доска. Изобразительный материал удобно расположен для доступа детей. 

В учебно-методической зоне находится письменный стол, стул, шкаф, где расположены: наглядные пособия, учебно-методический материал, стеллаж для детских работ, музыкальный центр, ноутбук.

       3. Инструменты и материалы:

  • Пластилин разного цвета, досточки для лепки, стеки;
  • Цветные и простые карандаши; краски, фломастеры;
  • Цветной картон, цветная бумага разной текстуры, клей, кисточки для аппликации, ножницы, клеёнки, тряпочки для аппликации;
  • Влажная салфетка для рук;
  • Мячики «Дартц», шарики «Ёжики», Су-Джок;
  • Пельменницы, решетки для раковины, цветные ленточки;
  • Губки для мытья посуды, щетки для мытья посуды, щетки двустороннии;
  • Счетные палочки.прищепки;
  • Резиновые мелкие игрушки, цветные нити;
  • «Чудесные мешочки» разного размера:
  • Пуговицы и бусы - маленькие, большие, с ножкой, с отверстиями, плоские, выпуклые, различной шероховатости; ткань;
  • Пластиковые баночки с крышками, контейнер, контейнер с песком; 
  • Материалы для творчества: орешки кедровые, семечки (тыквенные, подсолнуха), фасоль, бобы, горох, рис, гречка, манка для рисования.

      4. Информационное обеспечение:

  • Образцы, муляжи, картины;
  • Картотека пальчиковых игр по темам недели;
  • Музыкальный центр,
  • Материалы консультаций для родителей.

8.Диагностика

Диагностика развития мелкой моторики рук старших дошкольников.

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики рук старших дошкольников.

Задания для диагностики состоят из нескольких блоков:

•        блок 1: упражнения на координацию движений;

•        блок 2: повторение фигур из пальцев;

•        блок 3: работа с бумагой;

•        блок 4: графические упражнения.

Каждому ребенку предлагается выполнить ряд заданий из предложенных блоков, за которые педагог выставляет соответствующий бал:

1 балл – ребёнок справляется с заданием только при помощи взрослого или не справляется совсем;

2 балла – ребёнок выполняет задание самостоятельно, но после дополнительного объяснения, иногда не полностью или неточно;

3 балла – ребёнок с заданием справляется полностью с первого раза без подсказки или с небольшой подсказкой взрослого.

Блок 1. Упражнения на координацию движений.

• «Ладонь, кулак, ребро».

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга (распрямленная ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная). Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом. Когда ребенок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счет 1, 2, 3. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.

• «Посолим капусту».

Ребенок по указанию педагога как бы растирает комочек соли.

• «Катание шарика».

Ребенок по указанию педагога как бы катает шарик в ладонях.

Блок 2. Повторение фигур из пальцев.

Педагог показывает фигуры из пальцев, а ребенку нужно повторить эти фигуры:

• «Коза» (два пальца – указательный и мизинец вытянуты вверх, а большой палец удерживает средний и безымянный около ладони).

• «Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони).

• «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный, расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

• «Игра на рояле» (поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой).

Блок 3. Работа с бумагой.

• «Вырезание ножницами».

На листе плотной бумаги нарисованы четкими линиями различные фигуры. Ребенку предлагается вырезать эти фигуры по контуру.

• «Сгибание листа пополам» (выявляем содружество обеих рук в работе).

Ребенку предлагается сложить прямоугольный лист бумаги пополам.

По окончании обследования высчитывается средний балл на каждого ребенка, т.е. суммируются баллы по всем заданиям и делятся на общее количество заданий. По среднему баллу определяется уровень развития мелкой моторики рук.

Высокий уровень (средний балл равен 2, 6 – 3) - у детей мелкая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Средний уровень (средний балл равен 2 – 2,5) – у детей мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают небольшие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

Низкий уровень (средний балл равен 1 – 1,9) - у таких детей мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

Блок 4. Графические действия.

1.        Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру).

На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом (рис. 1). Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Тип дорожек усложняется от первой к последней. Ребенку нужно соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки.

Оценка:

3 балла – без ошибок;

2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии;

1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.

 

2.        Методика «Мячики»

На рисунке изображены кегли и мячик. Ребенку нужно «попасть» мячиками в кеглю, т.е. провести карандашом прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Оценка:

3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю;

2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю);

1 балл – 3 и более ошибок.

 

3.        Методика «Лес»

На рисунке изображен лес. Ребенку нужно обвести рисунок точно по контуру, не отрывая карандаш от бумаги.

Оценка:

3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии;

2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии;

1 балл – 5 и более раз сошел с линии.

 

4. Методика  

Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.

Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии

1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии

5. Методика  

Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги

Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – с ошибками

1 балл – ребенок не смог продолжить какой-либо или все узоры

6. Методика  

Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам.

Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – ребенок ошибся в одном узоре

1 балл – ребенок ошибся в обоих узорах

7. Методика  

Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно.

Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – 1 ошибка

1 балл – 2 ошибки и более

8. Методика  

Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.

Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – 1 – 2 ошибки

1 балл – 3 ошибки и более

9. Методика  

Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.

Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – 1 – 2 ошибки

1 балл – 3 ошибки и более

10. Методика  

Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку.

Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – ошибки в 1 фигуре

1 балл – ошибки в 2 фигурах и более

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:

Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.

Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.

Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

Литература:

1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007

2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

Индивидуальная диагностическая карта ребенка:

Имя ребенка

Координация движений

Повторение фигур из пальцев

Работа с бумагой

Графические действия

Ладонь, кулак, ребро

Посолим капусту

Катание шарика

Коза

Заяц

Вилка

Игра на рояле

Вырезание ножницами

Сгибание листа пополам

Дорожки

Мячики

Лес

Методика 1-7

9. Литература.

Журнал «Д/В» №1-8 2012.

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.

Ярославль: Академия развития, 2009.

Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007.

Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.

«Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики»

Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.

Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. М.: Экзамен, 2003.

Бирюкова А. А. Самомассаж для всех и каждого. М., 1987.

Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез,2007.

Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: Эксмо, 2006.

Гаврина С. Е., Кутявина Н. П. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития, 1997.

Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. М.: Гном, 2005.

Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.

Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротреннинг. Спб: «М и М», 1998.

Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М.: Экзамен, 2006.

Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. М.: АСТ, 2007.

Мальцева И. В. Упражнения для пальчиков. М: Карапуз, 2000.

Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М: Владос, 1997.

Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. Методическое пособие. Спб: Детство - Пресс, 1999.

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. Для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.

Борисенко И.В. Наши пальчики играют. Развитие мелкой моторики. Екатеринбург: Паритет , 2003.

Баренцова Н. Готовим руку к письму, журнал «Дошкольное воспитание». 1996-№2, с.89

Безруких М. М., Филиппова Т. А. Тренируем пальчики. М.: Дрофа, 2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы

Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное  тематическое планирование....

Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» Для детей 4-5 лет 2016—2017 учебный год

Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Задачи курса:формировать образное, прост...

Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического направления «Будущие художники» для детей 5-6 лет.

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...

Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Приключения кляксы» Программа предназначена для детей 5-7 лет

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. В нетрадиционном рисовании нет правильных или неправ...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЯТ" для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЯТ" для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.Предлагаемая программа кружка ...