Доклад на пед совет "Методы индивидуализации в развитии творческого потенциала у воспитанников"
консультация

Cеребряная Елена Валерьевна

Доклад на пед совет "Методы индивидуализации в развитии творческого потенциала у воспитанников"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_sobranie.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ  САД  «МЕДВЕЖОНОК»  Г. НАДЫМА»

(МДОУ  «ДЕТСКИЙ  САД  «МЕДВЕЖОНОК»  Г. НАДЫМА»)

ул. Зверева, дом 19/1, г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ, Российская Федерация, 629730

тел/факс 8 (3499) 53-57-58, E-mail: dsmedvezhonok@nadym.yanao.ru 

ОГРН 1168901051637, ИНН/КПП 8903034870/890301001

«Методы индивидуализации в развитии творческого потенциала у воспитанников»

Одним из достоинств Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования   является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации.

        Индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего.

        Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка. Это обучение, при организации которой учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности.

Развития активной творческой личности -  это одна из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики.

Работая на протяжении нескольких лет с детьми разного возраста у нас  возник вопрос как развивать творческий потенциал у  детей, начиная с ранних возрастов, чтобы не погасить искру творчества, заложенную в каждом ребенке изначально?Наверное, всем педагогам  известно, что приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде. Поэтому мы выбрали этот путь и практикую это в течении нескольких лет.

Изучив литературу, получая информацию из разных источников,  стало ясно, что индивидуализация достигается за счет учета личного уровня развития каждого ребенка и самое главное, планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.  Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, его индивидуальных особенностях.

Вся работа строится согласно тематическому планированию, где используются методы индивидуализации в развитии творческого потенциала у воспитанников, такие как:

  1. Создание развивающей среды, которая бы стимулировала активность         детей. Чем больше материала для творчества, тем безгранична фантазия детей, тем больше дается возможность ребенку реализовать свои идеи и задумки.

  1. Используя метод реагирования необходимо наблюдать за детьми, анализировать результаты этих наблюдений, а также создать условия, которые смогут помочь детям реализовать их собственные цели. Если цели не достигаются, моя задача - пересмотреть, скорректировать условия и методы поддержки. Другими словами, нужно вовремя "отреагировать" на запросы и потребности детей.

  1. Работа в небольших группах.

Любая самостоятельно выбираемая детьми или     организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах, для эффективной работы всех детей.

  1. Обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Данный метод актуален в той ситуации, когда одновременно несколько детей занимаются одним из видов деятельности (рисованием, аппликацией) Но данный факт совершенно не означает, что результат данной деятельности у всех детей будет одинаковым. Ведь каждый из них имеет своё видение на предметы, явления или действия. Поэтому и поделка (рисунок), у всех будет индивидуален.

 

Задача заключается в том, что - по необходимости оказать помощь (словесную, практическую, наглядную и т.д.)

Согласно тематическому планированию мы вместе с детьми обсуждаем и изучаем тему недели, и в конечном итоге, как результат нашей совместной деятельности, у нас всегда есть творческий результат.  

Оказавшись в ситуации поощрения собственного мнения, дети охотно высказывают свои суждения – стремятся выразить себя, стремятся к собственным результатам.

В результате   работы в развитии творческого потенциала:  

1.  Создаются выставки детской деятельности

2. Родительско – детские (совместные) проекты.

3. Детские портфолио

Благодаря работе и положительным результатам создается траектория успешности ребенка. В своих достижениях дети выходят на новый уровень: участвуют в конкурсах различных уровней и занимают призовые места.

В творческой деятельности всегда нужно предоставлять ребенку свободу выбора, возможность действовать, по собственному убеждению, возможность творить и проявлять свою уникальность, активность, развивать свою сознательность и ответственность.

 Ребенок должен совершать ту или иную деятельность, творчески преобразовывать ее не вследствие влияния на него обстоятельств, а вследствие внутреннего побуждения, исходящего из осознанной необходимости данного действия.

Используя Методы индивидуализации в развитии творческого потенциала у воспитанников педагогу дается возможность расширять у детей необходимые знания, актуализировать свой личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой у воспитанников, побуждать их к целесообразной полезной занятости.

Как видно, индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю образовательную и воспитательную систему: в общении, на занятиях, в играх - ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.

Воспитывая интерес к рисованию, следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания. Уместно здесь будет привести в пример слова Е. А. Флериной о содержании и форме замечаний воспитателя в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, о тоне этих замечаний. «Для одних детей достаточно намека, небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обстоятельного объяснения; в отношении детей, не уверенных в себе, требуется особенно уверенный, поощряющий тон; для детей излишне уверенных в качестве своей работы, в содержании и в тоне замечаний воспитателя должна сквозить большая требовательность и критичность. Учитывать индивидуальное развитие ребёнка особенно важно в старшем дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент успешного обучения в школе. Организация на занятиях индивидуальных форм взаимодействия педагога с детьми способствует обеспечению высокого уровня самостоятельности детей, формированию у них учебных умений и навыков. Позволяет педагогу осуществлять контроль за усвоением учебного материала, представляет широкие просторы для реализации потенциальных возможностей, как одарённых детей, так и обычных, и тем более детей, в силу разных причин отставших в развитии. Занятия, дидактические игры и упражнения должны быть разработаны с учётом психологических и возрастных особенностей детей.

Таким образом, индивидуальный подход к детям дошкольного возраста в изобразительной деятельности  реализуется, оказывая положительное влияние на формирование личности каждого ребенка. И осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников

Доклад  нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников...

Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства

Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество –...

«Методы индивидуализации в развитии творческого потенциала у воспитанников»

Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов. Изменение...

Доклад к педагогическому совету на тему «Развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его реализации».

Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким тво...

Доклад "Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческого потенциала ребенка"

Часто, традиционный подход пугает детей. потому что они не уверены что правильно провели линию или правильно ли они нарисовали ту иил иную фигуру. И тут на помощь приходят разнообразные нетрадиионные ...

Доклад «Значение художественно-эстетического развития в развитии творческого потенциала дошкольника»

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения - формирование творческого подх...