Педагогические идеи Константина Дмитриевича Ушинского в современной системе образования
статья (старшая группа)

Васильева Мария Семеновна

Статья "Педагогические идеи К.Д. Ушинскогов современной системе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_idei_konstantina_dmitrievicha_ushinskogo.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева Мария Семеновна,

воспитатель МБДОУ д/с № 5 «Радуга» ГО «город Якутск»

 

Педагогические идеи Константина Дмитриевича Ушинского

 в современной системе образования

Воспитание, скромное по наружности дело,

в тоже время является одним из величайших

 дел истории, на котором зиждутся царства

и живут целые поколения.

                                                                           К.Д. Ушинский

         

        Константин Дмитриевич Ушинский - крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие русской педагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему.  Как отмечали современники Ушинского, "его труды произвели совершенный переворот в русской педагогике", а его самого называли отцом этой науки. Ушинский универсален как педагог, как педагог перспективного видения. Прежде всего, он выступает как педагог-философ, отчетливо понимая, что педагогика может базироваться только на прочном философском и естественнонаучном фундаменте, на концепции народности воспитания, отражающих развитие этой науки и специфику национальной культуры и воспитания.

        Для меня Константин Дмитриевич Ушинский - великий основатель научной педагогики, «народный учитель». Ушинский является великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. Он - «учитель русских учителей» - разработал систему подготовки народных учителей в учительской семинарии, лучшие народные учителя в своей педагогической работе руководствовались сочинениями Ушинского.

        Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868—1869) и других педагогических работах.

        В своих трудах Константин Дмитриевич пишет о труде, как основе воспитания; о роли родного языка; о педагогике и ее связи с другими науками; о воспитании в целом, о воспитании нравственности; о личности педагога.

        Под педагогикой Ушинский понимал искусство воспитания человека. Основными науками, составляющими «главные основы педагогики» Ушинский считал физиологию, психологию, логику и историю. Делом воспитанием великий педагог считал воспитание такого «человека, который вошел бы самостоятельной единицей в цифру общества», и был бы готов к самостоятельной жизни в обществе. При этом целью воспитания являлся гармонически развитый человек, а основой воспитания — свободный труд.

        Обучение К.Д. Ушинский рассматривал как средство воспитания и выделял два вида учения: учение пассивное посредством преподавания и учение активное посредством собственного опыта.

        В процессе обучения Ушинский выделял следующие этапы:

  1. Живое восприятие материала;
  2. Переработка в сознании полученных образов;
  3. Систематизация знаний;
  4. Закрепление знаний и навыков.

         По мнению Константина Дмитриевича, обучение может выполнить свои образовательные и воспитательные задачи лишь при соблюдении трех условий:

  • если оно будет связано с жизнью,
  • если будет построено в соответствии с природой ребенка,
  • если преподавание ведется на родном языке.

        В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», -- писал Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857).

Основными педагогическими идеями Ушинского являются:

  1. Идея народности воспитания. Константин Дмитриевич считал, что благо заключается не в подражании западным образованиям, а в самостоятельном развитии государственного народного организма, вытекающем из сознания действительных народных потребностей. Отсюда и требования к «народной» системе обучения и воспитания:
  • воспитание должно быть самобытным, национальным;
  • дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой;
  • народ определяет содержание и характер воспитания;

К.Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык.

  1. Реформирование народной школы. Народное просвещение должно быть передано в руки общества.
  2. Труд — основа воспитания. Труд важнейший фактор жизни, основа воспитания, лучший хранитель человеческой нравственности. Труд и его воспитательное значение. К. Д. Ушинский совершенно правильно считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и обучения. В соответствии с этим он придает большое значение режиму жизни детей, который должен приучить их к организованности, развить стремление к деятельности.
  3. Традиции и родной язык. Главным предметом в общем гуманном образовании современного человека Ушинский считал вовсе не классические языки, а родной язык и родную литература. Воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т. е. традиции, географию, исторические особенности. Народность — изучение и уважение родного языка и родной истории. Такое воспитание развивает у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством.
  4. Теория и практика. Теории обязательно должна сопутствовать практика.
  5. Основа педагогики. Стержень педагогической системы — демократизация системы образования и обучения. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» Константин Дмитриевич считает, что в основе теории педагогики должны стоять законы философии, психологии, анатомии и физиологии. Педагогика — "... в основании наука философская, …а искусство воспитания... в особенности и чрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению..., " — поясняет ученый.
  6. Воспитание. Ушинский определял воспитание, как сознательный процесс создания гармоничной личности. Цель воспитания  по Ушинскому  - воспитание совершенного человека. Это очень емкое, сложное определение, включающее в себя: гуманность, образованность, трудолюбие, религиозность, патриотизм.
  7. Воспитание нравственности -  один из ключевых принципов дидактической системы Ушинского. На данный момент, воспитание высокой нравственности, сопряженной с чувством патриотизма является основной задачей современной школы. Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.
  8. Женское образование. «Если смотреть на женщину по-другому, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником «успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества», — утверждает Ушинский. Он  отстаивал равноправие женщины во всех областях жизни, уделяя особое внимание праву женщины на равное с мужчиной образование.
  9. К. Д. Ушинский о педагоге. Ушинский высоко оценивал роль учителя. Он справедливо считал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя значит все в деле воспитания». Ушинский указывал, что деятельность педагога более чем какая-либо другая нуждается в постоянном воодушевлении: она внешне однообразна, ее результаты сказываются не скоро, в ней сильна опасность, преподавая из года в год одно и то же, «втянуться и вести преподавание почти механически». Он предостерегал учителей от этой опасности, звал их к постоянному движению вперед. Педагог по — Ушинскому тот, «кто имеет целостность, беззаветную искренность души», «кто сохраняет в себе вечно не стареющее детство души», «кто не торгуется с самим собой».

           Все меняется, как и меняется система образования. Постоянно вносятся изменения, новшества, хочется добиться идеальности в образовании и воспитании молодого поколения.  Новые образовательные технологии и воспитательные системы не всегда дают положительный результат. Заимствование опыта зарубежных стран не всегда оправдано, поэтому необходимо изучить опыт собственно русской педагогической науки, найти в ней ответы на вызовы современности. Обращаясь к педагогическим мыслям прошлого, можно найти большое количество мудрости и советов для решения современных проблем в воспитании детей.

        Идеи Ушинского и в настоящее время представляются наиболее актуальными и современными. Константин Дмитриевич создал оригинальную педагогическую систему, рассматривающую основные проблемы воспитания и обучения. Для раскрытия его дидактических принципов и идей, применяющихся в современной педагогике. Огромное внимание в развитии ребенка Ушинский уделяет дидактическим целям беседы, которую рассматривает как развивающий метод обучения. Необходимость гуманитарного образования в настоящее время — открытая проблема, возможность решения которой было предложено великим русским педагогом. Дидактическая беседа — необходимое условие пробуждения «ума и сердца ребенка», которая «должна сообщить ему жажду знания, жажду нравственной и умственной пищи, приучить его к этой пище, а потом уже развернуть перед ним книгу, благословит его на дальнейший самостоятельный процесс». Для таких бесед, по мнению Ушинского, необходимо выбрать предметы, которые можно наблюдать. Это могут быть события не только русской и всеобщей истории, литературы, речь идет не только о гуманитарных науках, но «беседы для обсуждения» необходимы и по математике. Особо подчеркивается «словесное преподавание», которое «гораздо важнее книжного». «Представляя ученикам тот или иной предмет, учитель представляет им самим наблюдать его, высказывать свои наблюдения; представлять, воображать и вспоминать то, что они наблюдали, выводить правильное заключение».

        Исходя из наблюдений за образовательными принципами европейских стран, Ушинский советовал учителям воспользоваться естественные стремлениями человека к наглядности для получения прекрасных результатов обучения. Так как ребенок мыслит формами, красками, звуками, то основными средствами для наглядного обучения, по мнению Ушинского, должны быть предметы в натуре, картины, модели, изображающие реальные предметы и явления. Для того чтобы учащиеся могли лучше понять и запомнить особенности одной картины, К.Д. Ушинский предлагает сравнить ее с другой, в которой было бы сгруппировано как можно больше противоположных признаков. Поэтому сегодня одним из самых современных методов обучения дошкольников и младших школьников являются занятия на природе, уроки с применением презентаций, опытов, карт и макетов.

Нашел применение в образовательной системе Российской Федерации и принцип народности, выработанный К.Д. Ушинским. Принцип народности в современной школе связан с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к Родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни.

        Особо актуально на данный момент убеждение Ушинского о том, что обучение, должно не только вооружать детей системой знаний, но и учить их самостоятельно трудиться, приобретать знания. Иными словами, согласно сегодняшней системе ФГОС, педагог должен «научить детей учиться». В период информационной и технической революции и относительно быстрого устаревания знаний, задача Ушинского является как нельзя актуальной в современной системе образования. Поэтому сегодня в школе часто применяется «система проектов», где ребенок сам на определенную тему, должен подготовить материал, преобразуя его в презентации или другие формы представления информации.

        Актуальным сегодня является взгляд Ушинского на развитие личности человека. Развитие человека Константин Дмитриевич понимал как развитие всестороннее — физическое, умственное, нравственное и эстетическое, что никак не противоречит современному принципу всестороннего развития личности. Ушинский не понимал под образованием бесконечные занятия, чтение книг, оторванных от жизни, хотя считал, что ум надо развивать. Он видел в развивающем и воспитывающем обучении — активное обучение, формирующее мировоззрение и правильное понимание жизни.

Много места в работе с детьми дошкольного возраста К. Д. Ушинский отводил ознакомлению с природой, эстетическому и духовно - нравственному воспитанию. Он считал, что лишь благодаря нравственному воспитанию ребенок становится человеком. Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача дошкольного образования и сейчас. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком.

        Планируя работу по духовно – нравственному воспитанию,мы поставили перед собой следующие цели и задачи:

1. Прививать любовь к родному городу, детскому саду, семье, родным людям.

2. Знакомить детей с родным городом, народными традициями и обычаями.

3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

4. Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

5. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому

6. Воспитывать уважение к труду.

7. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей.

        Таким образом, мы видим, что педагогические идеи К.Д. Ушинского актуальны и в современном мире. Они пользуются повышенным интересом и продолжают переосмысливаться в XXI веке. Константин Дмитриевич Ушинский единогласно признается великим, гениальным педагогом, идеями и опытом которого и по сей день широко пользуются во всех областях воспитания и обучения. Труды К.Д. Ушинского являются подлинной педагогической энциклопедией, которая не утратила своей актуальности и в наши дни, и являются, как и прежде, настольной книгой для воспитателя, учителя, методиста и психолога.

Литература:

  1. Детский мир и хрестоматия (1861) – Ушинский К.Д. – читать книгу онлайн. – URL: https://rusneb.ru/catalog/000202_000006_2589904/ (дата обращения: 31.01.2023).
  2. Кондукторова Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования / Н. В. Кондукторова // Образование и воспитание. – 2016. – № 5 (10). – С. 3-6.
  3. Константин Ушинский – биография писателя и произведения. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://biographe.ru/znamenitosti/konstantinushinskiy/ (дата обращения: 09.02.2023).
  4. Учение К.Д. Ушинского о воспитании. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Ushinskij/uchenie-k-d-ushinskogo-ovospitanii/(дата обращения: 10.02.2023).
  5. Ушинский. Под ред. Лебедева П.А. М., 1998.
  6. Днепров Э.Д. Ушинский и современность. М. 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место педагогических идей античных философов в современной системе образования

Очевидно, что период Античности для педагогики очень важен, впрочем, как и для многих других наук. Ведь этот период – это один из самых интересных, и даже загадочных периодов в человеческой исто...

Распространение опыта по теме "Лэпбук как элемент развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования.

В связи с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде в ДОУ, каждый педагог ищет новые подходы к её оформлению. Одним из таких подходов стало создание л...

Мастер - класс "Шашечный дебют" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования "Дошкольное образование XXI века: инициативы, диалог, сотрудничество",

Шашки по праву признаны одной из самых интеллектуальных игр. И я считаю, что учить детей играть в шашки в дошкольном возрасте и нужно и полезно!Ребёнок, обучающийся  этой игре, становиться  ...

Публичное выступление на тему «Дополнительное образование как средство развития личности в современной системе образования».

Публичное выступление на тему «Дополнительное образование как средство развития личности в современной системе образования»....

Инклюзивное образование- обратная сторона медали. Дети с ограниченными возможностями здоровья в современной системе образования.

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Категории детей с нарушениями в развитии: 1) дети с нарушениями с...

VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»

VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»https://bur...