Чистая правильная речь - залог успешного обучения в школе
консультация

Фролкина Антонина Васильевна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад № 27 «Сказка»

        

        

        

Консультация для воспитателей:

        

        «Чистая правильная речь -

залог успешного обучения в школе»

                

                

Учитель-логопед                                                                                                                                      Фролкина А.В.

г.о.г. Выкса, 2023 г.

                                                                                                «Прекрасное – рядом -  

                                                                                                   Рядом – особые дети!»                                                              

   

       Чистая правильная речь - одно из важнейших условий  нормального психического развития человека. При помощи речи, речевого общения ребенок легко и свободно входит в окружающий его мир, узнает много нового и интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.

К сожалению, в наши дни у детей становится все больше и больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их  общение с окружающими людьми.              Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается неустойчивость внимания, ограничены возможности его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, отставания в развитии словесно- логического мышления, дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением      

    Современные научные исследования подчеркивают, что на сегодняшний день до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию. Среди детей дошкольного возраста такие грубые речевые нарушения встречаются примерно у 1%. Причем у мальчиков они встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.  

    Аутистический дизонтогенез трактуется как искаженное психическое развитие, РДА рассматривается как вариант тяжелого диссоциированного дизонтогенеза: биологически обусловленное особое нарушение психического развития, центральное место в котором   занимают трудности коммуникации и социализации, связанные с  речевыми проблемами.

        К особенностям речевых проявлений детей с аутизмом,  представленных в клинических исследованиях относят феномены  мутизма, эхолалии, реверсий местоимений «телеграфной и   фонографической речи».      

    Первые признаки речевого расстройства проявляются у детей на втором году жизни: первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь – после 5-6 лет.      

    Первые три года жизни – определяющие для развития ребенка. Именно поэтому раннее речевое развитие ( в 3-4 года), ранний опыт  социального окружения очень важны для формирования его личности и развития мозга.

Основными причинами тяжелых речевых расстройств в том числе детский аутизм и алалию учеными принято считать отягощенный акушерский анамнез: различные патологии протекания беременности (токсикоз, угроза ее прерывания, несовместимость по резус-фактору, инфекционные заболевания матери, вредные привычки- наркомания, алкоголь, табакокурение и др.

 К другим причинам относятся рождение в асфиксии, родовая травма, мозговые заболевания и травмы головы в раннем возрасте.

Поэтому для более полного воспроизведения картины заболевания необходимо детальное и тщательное изучение анамнестических данных конкретного ребенка.      

    Коррекционная работа с детьми, страдающими тяжелыми речевыми расстройствами должна проводиться в комплексе с привлечением психиатра, невропатолога, психолога, логопеда. Такое взаимодействие. позволяет достичь положительных результатов в работе .

    Решение задач по устранению речевых нарушений будет во многом зависеть от того. Насколько правильно будут подобраны методы и приемы логопедического воздействия.

    Коррекционная работа с аутичным ребенком проводится индивидуально и начинается с установления  контакта как тактильного так и вербального, формировании положительной коммуникативной мотивации, развития понимания речи и возможности активно пользоваться ею.  Активизация речевой деятельности в игровых и обучающих ситуациях.

Проговаривая слова, выполняя движения, педагог вовлекает ребенка, беря его руки в свои. Если ребенок не хочет насильно не нужно делать этого.

    Подходить к построению занятия нужно гибко, учитывая интересы и желания ребенка и не придерживаясь строго запланированного хода занятия. При любом негативном отношении ребенка к занятию нужно отложить это. На первых порах не следует навязывать ребенку свое общество. При спокойной доверительной обстановке и постепенном привыкании у ребенка исчезает чувство скованности, он будет с удовольствием принимать помощь.      

    Речевой аппарат неговорящего ребенка как правило вял и пассивен, т.к. слишком долго он бездействовал. Включая в работу артикуляционные упражнения надо начинать с отработки гласных:  А,О, У,Ы, И.

Сначала перед зеркалом показать артикуляцию отрабатываемого звука, затем по артикуляции определить звук и произнести его, написать его печатным шрифтом (если ребенок знает буквы),прочитать написанную букву и по ней показать артикуляцию.

 Одновременно с работой над речевым аппаратом следует отбирать      

       картинки   с изображением таких предметов, к которым можно применить

      то, или иное  звукоподражание: А-А-А, или У-А и т.д.

Дальнейшее накопление словаря идет по фонетическому принципу, .е. на каждом этапе речевого развития подбираются такие слова,   которые ребенок может произнести без особого затруднения, хотя и  не выговаривая те, или иные звуки.

    Слова должны иметь конкретные значения, широкое обиходное применение. На начальном этапе из этих слов можно составлять простые предложения без грамматических изменений (дом, кот, дым и т.д.)

    Произносить слова надо полностью не искажая, не растягивая их на слоги

  (на каждый слог просить ударять ладошкой по столу). Для повторения ребенку предлагается большое количество слов название предметов и явлений окружающей действительности и обиходных, чтобы подвести его к пониманию: каждый предмет, или явление имеет свое название.

    Показывая ребенку  незнакомый предмет,  важно ясно и четко называть его. После ознакомления с новым предметом проводить проверку  понимания и усвоения нового.

        Приемлемо допускать временное упрощение речевых конструкций детей с моторной алалией.

    Всю работу по развитию воспринимаемой речи необходимо проводить только наглядно, путем показа подлинных предметов или игрушек для установления прочной связи между восприятием слова и самим предметом. Все занятия проводить в игровой форме, особенно в начале работы, для поддержания интереса к изучаемому материалу.

      Таким образом, постепенно переходя от звукоподражания к слову, от  слова к предложению, ребенок овладевает связной речью.

При проведении этих занятий желательно присутствие  родителей ребенка для закрепления материала в домашних условиях.

Родителям необходимо сообщать о результатах обследования, ближайших и отдаленных целях коррекции. Непосредственное участие родителей облегчает социализацию ребенка, кроме того у них складывается  правильное отношение к его интеллектуальному и речевому дефекту, создаются условия для полноценного общения с ним.

     Родители -  не сторонние наблюдатели, а активные помощники в нелегком деле преодоления речевого недостатка детей.

Мощным источником речевого развития ребенка со сложным речевым нарушением служит его общение с нормально говорящими людьми, хотя оно и не считается единственным фактором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Правильная речь – залог успешного обучения в школе»

Данный материал будет полезен для родителей будущих первоклассников при подготовки детей к школе, а также воспитателям подготовительных групп....

Выступление в детском саду на тему : "Правильная речь - залог успешного обучения в школе"

Речь является главным средством общения.Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию....

Красивая и правильная речь - залог успешного обучения в школе.

С 2016 года в нашем детском саду функционирует логопедический пункт. Логопункт - это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в специализированную группу.Рассмот...

Правильная речь - залог успешного обучения в школе

Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими...

Родительское собрание "Правильная речь - залог успешного обучения в школе"

Родители знакомятся со всеми сторонами речи и как их можно развивать  с детьми дома,  раскрывается влияние речи на успешное обучение в школе....

Правильная речь залог успешного обучения в школе

Рекомендации родителям будущих первоклассников о влиянии всех компонентов речи на успешное обучение в школе...