Моя семья, мой дом, мой город. Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей с ЗПР
проект

Абсаликова Светлана Наэльевна

Проект "Моя семья, мой дом, мой город. Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №14 "Дружба" г.Ярцева Смоленской области (МБДОУ "Детский сад №14")

Проект "Моя семья, мой дом, мой город. Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей с ЗПР"

Составил и выполнил

воспитатель

Абсаликова С. Н.

2022

ВВЕДЕНИЕ

        Актуальность проекта:

 Дошкольное детство - начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л. Н. Толстой сказал:" Счастлив тот, кто счастлив у себя дома". Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребёнок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. И если мы хотим, чтобы дети полюбили свою малую и большую Родину, нам надо дать им в доступной и занимательной форме знания о её прошлом и настоящем. И, конечно, показать всё то лучшее, чем по праву может гордиться любой житель России, чтобы найти отклик в отзывчивой детской душе. Формирование патриотических чувств у дошкольников - непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства и продолжающийся всю жизнь.

Именно в дошкольном возрасте происходит формирование духовной основы ребенка, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осозгания себя в окружающем мире, и каждому человеку важно и нужно знать, кто он и откуда. Д. С. Лихачев говорил:"Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитывать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и гастоящему, а затем ко всему человечеству".

Работа проходит с детьми с ЗПР. Причины вознткновения задержки развития у детей очень разнообразны. Исследованию этого явления посвящены трудв многих видных ученых. Несмотря на разное происхождение задержки, детям с ЗПР присущи некоторые общие черты. Это психическая неустойчивость, ослабление функции внимания и контроля, эмоционально-волевая незрелость. Моя задача посторить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы ребенок к достижению им школьного возраста максимально приблизился к возрастной норме. Помимо решения образоватедьных задач много внимания уделяется социальной адаптации детей, нравственному и патриотическому воспитанию. У детей с ЗПР сужен круг представлений о явлениях социальной действительности, отмечается рассогласованность между вербальным и реальным поведением, представления о социально-нравственных нормах поведения имеют размытый характер. Учитываю особенности детей с ЗПР мы находимся в постоянном поиске педагогических инструментов, обеспечивающих эффективность деятельности в воспитании, обучении и развитии детей с ЗПР.

Задачи нравственно-патриотического воспитания детей реализуются в процессе занятий, а также при проведении режимных моментов и в свободной деятельности. В процессе работы мы опираемся на имеющиеся знания воспитанников, двигаясь от простого к сложному. При организации педагогического процесса, направленного на воспитание патриотизма, очень важно учитывать особенности развития детей с ЗПР и помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Дети с задержкой развитияиначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают мир и функционируют в нем: неадекватно, некритично, часто инфантильно. В связи с этим проблем патриотического воспитания таких детей приобретает особую актуальность.

        Представленный мной проект "Моя семья, мой дом, мой город" подразумевает взаимодействие и сотрудничество с родителями: родители должны участвовать в его реализации, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родителям необходимо быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка силтные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по даннному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Работа в условиях реализации ФГОС ДО требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

        Проблема проекта: Дети не знают историю своей семьи, семейные ценности и традиции. Дети не знают историю своего родного города и страны.

        Цель проекта: Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. Закрепить у детей представление об основных правилах, нормах поведения в семье, обычаях, традициях и семейных ценностях. Познакомить детей с историей родного города.

        Задачи проекта:

Формировать у детей представление о семье.

Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия».

Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

Обобщать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Вызвать положительные эмоции в беседах о семье, развивать умение выражать свои чувства.

Воспитывать у детей любовь и привязангость к своему дому, детскому саду, улице, городу.

Прививать интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.

Воспитывать уважение к труду

Познакомить детей с пословицами, поговорками, загадками и художественной литературой на тему «Семья».

        Предмет исследования проекта: Социальная адаптации ребенка, реализация его возможностей в будущем, через проигрывание различных жизненных ситуаций.

        Гипотеза проекта: Воспитание чувства привязанности и любви к своей семье и родному городу.

        Предполагаемый результат:

Повышение уровня коммуникации, более теплых отношений к членам семьи.

Повышение уровня знаний детей о своих родственниках.

Повышение уровня знаний детей о родном городе.

Создание оригинальной активизирующей предметной среды в группе.

        Продолжительность проекта: долгосрочный.

        Возраст детей: 4-5 лет.

        Участники проекта: Дети, родители, воспитатели.

        Этапы. План реализации

I этап - подготовительный

        До участников проекта была донесена важность данной темы; создавалась развивающая среда: были подобраны материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественная литература по темам «Семья», «Город»

2 этап - основная часть

        Информационно – аналитический блок.

1. Беседа на тему: «Мама, папа, я – дружная семья»

2. Беседа на тему: «Это мой город»

3. Анкетирование родителей.

4. Сбор материалов для создания семейных альбомов.

5. Анализ состояния развивающей среды.

6. Родительское собрание с целью вовлечения родителей в проект.

        Содержательно – практический блок.

1. Сюжетно – ролевые игры: - «Дом», «Семья», «Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения», «В гости к бабушке», "Прогулка по городу", "Водитель".

2. Пальчиковая гимнастика «Семья», подвижная игра с речевым сопровождением «Кто живет у нас в квартире?» физкультминутка «Семья», комплекс ОРУ «Дружная семья».

Дидактическая игра «Чьи детки?», «Назови ласково», «Назови правильно», «Кто ушел?», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Как мы живем в детском саду», «Моя комната», «Найди предметы», «Кому, что нужно для работы». «Что могут руки», «Узнай профессию», «Папа (мама, дедушка, бабушка, я и тд) может…», «Ласковое слово (имя)», «Что умеет делать мама (папа, бабушка, дедушка, старший брат и т. д)», «Какой букет ты хотел бы подарить маме (бабушке, сестре, тете)», «Назови имена (родных)».

Игровая ситуация: «Купание куклы», «Напоим куклу чаем», «Собираем куклу на прогулку», «Мамы гуляют с малышами», «Готовим для кукол обед», «Сервируем стол», «Моем посуду», «Кукла заболела», «»Мойка машины», «Медвежонок чинит автомобиль», «Прокатим лисичку в автобусе».

Игры-драматизации по сказкам «Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Волк и 7 козлят», «Маша и медведь»

Показ кукольного театра: «Курочка ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка».

3. Беседы: «Я и мой папа», «Я и моё тело», «Любимый отдых», «Моя мама», «Как я помогаю дома», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Наш домашний праздник», «Мои бабушка и дедушка», «С кем я живу», «Где работают мама и папа», «Я и мой дом», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Где я живу», «Моя улица», «Мой город»

4. Рассматривание сюжетных картин: «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу», «Наша дружная семья».

5. Экскурсия по детскому саду: «Экскурсия в пищеблок», «Экскурсия в медицинский кабинет», «Экскурсия в физкультурный зал», «Экскурсия по территории сада».

6. Составление рассказов на тему: «С кем я живу?», «Хорошо у нас в саду», «Мамины, бабушкины руки», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Где я люблю гулять»

7. Чтение произведений: С. Капутикян «Моя бабушка», Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Осеева «Сыновья», С. Беруздин «Мамина работа», а также произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского, В. Осеевой.

8. Заучивание части стихотворений: Я Аким «Мама», Г. Виеру «Мамин портрет», «Ресницы», М. Морозова «Рисунок для папы» и др.

9. Разучивание песни «Моя дружная семья» (Сл. Татьяна Рядчикова, муз. Александр Комаров.) Разучивание «Танец с мамой».

10. Аппликация: «Украсим фартук для бабушки», «Цветы для мамы», «Галстук для папы», «Дом», «Город». Лепка: «Испечём печенье для семьи», «Сердечко для мамы».

11. Тематические консультации для родителей: «Авторитет родителей», «Игры нашего детства», «Знакомство ребенка с историей семьи», «Семейные традиции», «Как создать родословную семьи», «Ребёнок – член семьи», «Роль современной семьи в воспитании ребенка», «Как рассказать о родном городе»,«Россия - родина моя»

Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Совместные игры дома»

12. Оформление альбомов родителями: «Я и моя семья», коллаж «Моя семья».

3 этап. Заключительный.

        Контрольно – оценочный блок.

Выставка детских работ.

Презентация для родителей «Один день жизни детей в детском саду».

Чаепитие за круглым столом. Родителям предоставляется возможность высказать своё мнение по реализации проекта, по его итогам: какие полезные для себя познавательные приобретения почерпнули родители в ходе проекта, взаимодействуя со своими детьми, педагогами, с другими родителями. Создание условий для семей воспитанников лучше узнать друг друга, подружиться, поделиться своим опытом.

Список используемой литературы.

1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы М. А. Васильевой. – М.:Мозаика-Синтез, 2010 г.

2. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е. К. Ривина. Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика – синтез, 2008г.

3. «Твоя родословная» В. С. Мартышин. Учебное пособие. М.: Школьная пресса, 2000г.

4. Журнал Дошкольное воспитание – 2005г., №3 «Родовое дерево»

5. «Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Т. Д. Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2012.

6. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А. Я. Ветохина. Методическое пособие для педагогов – СПб.: «ООО М.: «Детство-пресс», 2010г.

7. «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богословец. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)

8. Детско – родительский клуб «Веселая семейка» Л. Н. Попова, М. Н. Гонторевская. Практические материалы - М.:»ТЦ Сфера» 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проект "Я помню! Я горжусь" - теоретические основы, актуальность, цели, задачи, основные направления работы, перспективный план, итоговые мероприятия....

Доклад для районного методического объединения на тему: "Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников"

С первых лет жизни ребенку необходимо прививать любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином....

Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его ста...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННО–ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейко...

Конспект открытого занятия в младшей группе на тему: «Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольника через ознакомление с историей родного города».

laquo;Родной город» Воспитание любви к родному городу — одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необх...

Воспитание нравственно – патриотических чувств к родному городу в семье.

Семью называют «школой чувств». И это правильно, так как именно в семье ребенок учится эмоциональному восприятию окружающего мира. Родители должны занять активную позицию в целенаправленно...