Педагогический проект Тема: « Исследование свойств и качеств бумаги через творческую деятельность- аппликацию».
проект (старшая группа)

Педагогический проект

Тема: « Исследование свойств и качеств бумаги через творческую деятельность- аппликацию».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bumaga.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Педагогический проект

Тема: « Исследование свойств и качеств бумаги через творческую деятельность- аппликацию».

                                                                                       Выполнил:

Воспитатель

Закирова  Г. М.

I категория

педагогический стаж

13 лет

стаж в данной должности

13 лет

г.Туймазы – 2022 г.

Содержание :

  1. Введение .                                                                                                                                
  2. Подготовительный этап.                                                                                                        
  3. Основной этап.
  4. Заключительный этап.
  5. Список используемой литературы и источников.

Введение.

. «Источник творческих способностей и дарований детей

- на кончиках их пальцев»

В.А.Сухомлинский.

Актуальность : Дети по природе своей исследователи. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, узнать и открыть для себя как можно больше нового. Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие детей.
     С раннего детства детей привлекает бумага – это ещё неизвестный им материал притягивает их потому что: шуршит, его можно смять, порвать и даже попробовать на вкус и этот интерес становится всё глубже. Поэтому для углубленного познания свойства бумаги, привели меня к поиску новых форм практической работы. В процессе этой деятельности у ребёнка развивается мелкая моторика руки, пространственные представления, он овладевает разнообразными способами практических действий, познаёт свойства бумаги, появляются элементы творчества.
-недостаточные знания о свойствах и качествах бумаги

-познание бумаги через разнообразные способы практических действий.

Вид проекта: творческо-исследовательский.

Проблема: помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства и качества  бумаги. 

Участники проекта: воспитатели, родители и дети  средней группы №11.

Срок реализации: сентябрь-май.

 Цель проекта: способствовать дать возможность ребёнку с помощью разнообразных приемов, самостоятельно открыть для себя мир листа бумаги, постичь свойства, качества, структуру, палитру цветовых гамм, сочетаний комбинаций различных форм, величин. Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты  исследования и использования бумаги. 

Задачи проекта:

Для педагога:
1. Повышать  профессиональное мастерство, самообразование, саморазвитие.
2.  Создавать условия для обучения детей различным приемам работы с материалами и инструментами
3.   Создавать  систему работы по данной теме.

Для детей:

1.Способствовать формированию представления детей о разнообразных качествах и свойствах бумаги

2.Способствовать  развитию  познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности , практических опытов с бумагой.

3.Способствовать развитию творческих  способностей детей, любознательности , поисковой деятельности.

Для родителей:
1. Развивать способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.
2. Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.
3. Развитие совместного творчества родителей и детей;
 вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды.

Предполагаемый результат:

Для детей:

1.Применение опытно-экспериментальной деятельности поданной теме повысит знания о свойствах и качествах бумаги.

2.При ознакомление с новыми фактами и действиями с бумагой развиваются  мыслительные процессы.

3.Научатся рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные

закономерности,  делать выводы активизируется речи.   

Для педагогов:
          1. Повышение педагогической  компетентности  в данном направлении.
          2. Поиск эффективных путей реализации задач.
Для родителей:
         1.Появление  интереса к образовательному процессу, развитию творчества,                знаний и умений у детей.
         2. Желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы дошкольного возраста
.

Этапы реализации проекта:

I этап- подготовительный  (сентябрь)

II этап – основной (октябрь-февраль)

III этап- заключительный (март)

Интеграция ОО:

«Речевое развитие».

«Художественно- эстетическое развитие».

«Познавательное развитие

План реализации проекта.

Этапы, сроки

Виды деятельности

Тема

Цель

Подготовительный

( )

Изучение методической литературы.

Составление плана работы над реализацией проекта.

Подбор пословиц, загадок и  стихотворений о бумаге.

Составление перспективного плана кружкового занятия

 

Анкетирование родителей.

 «Волшебные пальчики»

Создание условий для реализации проекта.

Использование художественных средств в развитии речи, активизации словаря.

Ознакомлению со свойствами и качествами бумаги через разные виды техники аппликаций. Развитие творческих способностей.

Выявить уровень осведомленности в творческом развитии детей

Основной

()

Проведение беседы.

Рассматривание иллюстраций

Оборудование творческой мастерской.

Изготовление пособия

Чтение стихотворений, загадок, пословиц

Картотека опытов

Открытое  ООД

Практическая деятельность

«Кружковое занятие»

Работа с родителями.

«История возникновении бумаги»

«Жизнь первобытного человека»

«Деревья и их роль в жизни природы»

«Создание бумаги из древесной коры»

«Такая разная бумага»

«Лаборатория бумаги»

«Свойства и качества бумаги»

«Делаем бумагу»

«Волшебные пальчики»

Консультации:

 «Аппликация хорошо или плохо?»,

 « Путешествие в мир оригами аппликаций»

 «Бумага+ творчество =оригами»

Беседа:

«Аппликация и развитие мелкой моторики»

«Техники аппликаций» .

Папка – передвижка: «Это нужно знать…»,

памятка « Что могут делать дети 5 лет»

Выставка (совместная работа детей с родителями): «Волшебный мир бумаги»

Выявить уровень знаний детей о бумаге.

Формировать представления о возникновении письменности и книгопечатании.

Расширять понятия детей об окружающем мире. Углубить  знания о создании бумаги в бумажных фабриках.

Создать свободный доступ детям к  необходимым материалам для творчества.

Знакомство с видами бумаг.

Развитие речи детей.

Ознакомление детей с пластическими свойствами бумаги через экспериментальную деятельность

Уточнить представление детей о бумаге, дать знания о её свойствах, процессе изготовления и её применении.

Содействовать в изготовлении бумаги с используемой.

Творческие работы детей из разных техник аппликаций. Обучать техническим навыкам (склеивание, обрывание, сминание, скатывание, скручивание и складывания бумаги) и умениям синхронизировать работу обеих рук.

Дать представления о том, как аппликации развивают познавательную активность и  моторику.

Развитие свободных творческих способностей

Проявление творчества и интереса в действии с бумагой.

Заключительный

1.Обобщить опыт работы и оформить в виде папки.

 2.Выставка детских работ, изготовленных из разных техник аппликаций.

3.Оформление картотек, фото-альбома и показ их детям других групп.

4.Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.

«Развитие познавательной активности детей через ознакомление со свойствами и качеством бумаги»

 

 

Картотеки: «Такая разная бумага», «Лаборатория бумаги», художественные средства.

Фото – альбом: «Волшебные пальчики»

Выявление соответствия результатов педагогической деятельности целям и задачам,  которые определены при организации данного проекта.

 Подготовка продукта деятельности к презентации.

Отчет  о проделанной работы

Защита проекта перед зрителями (экспертами)

Подготовительный этап.

   На подготовительном этапе изучила много методической литературы, которые непосредственно касались темы:, « Исследование свойств и качеств бумаги через творческую деятельность- аппликацию».Ведь конструирование из бумаги как никакой другой вид детской деятельности развивает творческие способности детей дошкольного возраста и дает возможность исследовать бумагу. Первоначально был составлен перспективный план по работе с детьми  и перспективный план по работе с родителями . Следующим этапом было проведено анкетирование родителей с целью выявления знаний о творческом развитии детей и о том, насколько родители участвуют в этом развитии. В анкетировании приняли участие 27 человек. Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что уровень понимания родителями значимости развития творческих способностей  детей находится не на должном уровне, не все родители уделяют данному вопросу внимание. А значит, что проводимая работа необходима как детям, так и родителям.

Основной этап.

    Основной этап включает в себя реализации всех основных видов деятельности по тематике проекта. Работа с детьми проводилась поэтапно. Была проведена предварительная работа, беседа, в ходе которой уделялось большое внимание знакомству детей с историей возникновения  бумаги. Оформили  пособие «Такая разная бумага».

Важным моментом в работе с детьми стало обязательное изготовление поделок и игрушек руками воспитателя с целью привлечения детей к погружению в удивительный мир творчества. Очень важно, чтобы каждый ребёнок понял, что он может справиться с любыми трудностями при выполнении того или иного задания, что его работа не останется без внимания – она важная и нужная. В группе была оборудована творческая мастерская, в которой в свободном доступе дети могли применять необходимые для их работы материалы: картон, бумага разного качества, цвета, формы, размера, ножницы, клей, кисти. Обязательно организовывались выставки детского творчества.

Организованно, согласно перспективному плану с ребятами были проведены кружковые занятия, где дети ознакомились с пластичностью бумаги через изготовление поделок. В процессе работы использовалось художественное слово - загадки, стихотворения, пословицы.

Развитие творческих способностей детей невозможно без участия родителей. Поэтому, для того, чтобы они могли на практике заняться изготовлением поделок, были проведены консультации, беседы,  оформили папку – передвижку «Это надо знать…». Организовали выставку совместных работ детей с родителями, где использовали разные виды техник аппликаций, для познания качества и свойства бумаги.

Заключительный этап.

   В заключительном этапе обобщила опыт работы, оформили картотеку опытов, художественных средств, фотоальбом группы и организовали итоговую выставку детских работ, с использованием разных техник аппликаций.

  Таким образом, в результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы: применение системы работы конструирования из бумаги является неотъемлемой частью воспитательно-образовательной работы воспитателя. Благодаря работе с бумагой,  дети не только радуются и получают заряд положительных эмоций, а так же они в процессе опытно-экспериментальной деятельности повысили знания о свойствах и качествах бумаги, при ознакомлении с новыми фактами и действиями с ней, активизировались мыслительные процессы, научились обобщать, делать соответствующие выводы.   

Показательно возрос интерес родителей к развитию творческих способностей детей в ходе конструирования из бумаги. Родители с большим интересом относятся к участию в выставках, оформлении группы.  

  Следовательно, поставленные цели решены, а предполагаемые результаты достигнуты.

Приложение 1

Анкета для родителей.

   Уважаемые родители! Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение поможет нам улучшить работу, найти новые актуальные темы для общения.

  1. Любит ли Ваш ребёнок работать ножницами?

- Да;

- Нет;

- Затрудняюсь ответить.

2. Любит ли Ваш ребёнок изготавливать поделки из бумаги?

          - Да;

          - Нет.

 3. Имеется ли у Вас дома материал, необходимый для детского творчества?

          - Да;

          - Нет.

4. Умеет ли Ваш ребёнок отбирать материал для поделок?

          - Да;

          - Нет;

          - Затрудняюсь ответить.

5. Проявляет ли Ваш ребёнок фантазию при работе с бумагой?

          - Да;

          - Нет;

          - Затрудняюсь ответить.

6. Нужна ли Вам помощь педагогов в вопросах развития творческих способностей детей?

          - Да;

          - Нет;

          - Затрудняюсь ответить.

Благодарим за сотрудничество!

        Приложение2

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С БУМАГОЙ

Цель: способствовать расширению представлений детей о бумаге.

Дидактическое упражнение «Что бывает из бумаги»

Дети перечисляют знакомые им предметы, сделанные из бумаги.

-Внимание! Слушайте задание: пройдите по групповой комнате, найдите и принесите один бумажный предмет, то есть предмет, сделанный из бумаги. Выполняйте задание.

Дидактическое упражнение «Принеси бумажный предмет»

Воспитатель просит каждого ребенка назвать принесенный предмет, употребив при этом прилагательное «бумажный».

-А теперь подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? А почему в нашем мире не делают одежду из бумаги? Мебель? А транспорт? Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные, надежные. А прочная ли бумага, мы сейчас с вами проверим. Мы проведем несколько опытов с бумагой.

Динамическая пауза "Бумажные фантики"

Мы фантики бумажные,

Конфетки в нас сидели.

А детки-сладкоежки

 Конфеты дружно съели.

 (Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики. Имитируют поедание конфет.)

 Ветер вдруг набежал

 И все фантики поднял.

(Встают и, кружась, машут руками, затем бегают врассыпную.)

 Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(Садятся на корточки.)

 Мы все фантики возьмем

 (Складывают фантики в коробку.)

 И в коробку отнесем.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

Воспитатель называет предмет с прилагательным «бумажный», а дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

 Бумажная книга .

 Бумажный стул.

 Бумажный кораблик.

 Бумажное полотенце.

 Бумажная обувь .

 Бумажное пальто.

 Бумажная газета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей через ознакомление со свойствами и качеством бумаги

—Развитие познавательной активности детей;—В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового;—Поз...

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познание» опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе Тема: «Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани»

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ«Познание»опытно-экспериментальной деятельности в младшей группеТема: «Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани»...

НОД по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Свойства и качества бумаги и ткани» (сравнение).

Цель: Путем экспериментального сравнения продолжать знакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется, ее можно склеить) и ткани (прочная, ее трудно порвать, мнется меньше, чем бума...

Конспект НОД в средней группе на тему: "Сравнение свойств и качества бумаги и ткани"

Закреплять представления о свойствах бумаги и ткани, о соотношении между материалом, из которого изготовлен предмет и способом его использования....

Педагогический проект "Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через изобразительную деятельность"

Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать ...