Консультация для педагогов "Методические рекомендации по составлению комплекса общеразвивающих упражнений"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Журавлева Наталья Анатольевна

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления и развития организма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 175 «Лигрёнок»

Консультация для воспитателей

Тема: «Методические рекомендации по составлению комплекса общеразвивающих упражнений»

                                                      Составитель:

Инструктор по физической культуре

I квалификационной категории

Журавлева Наталья Анатольевна

г. Новосибирск, 2023

Консультация для воспитателей

«Методические рекомендации по составлению комплекса общеразвивающих упражнений»

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления и развития организма. Используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.

Общеразвивающие упражнения – специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе. Могут проводиться без предметов или с использованием различных предметов и снарядов (упражнения с палками, мячами, обручами, флажками, скакалками, на гимнастической скамейке, у гимнастической стенки, стульев и пр.)

Комплексы ОРУ проводятся с целью подготовки организма к основной части занятия, составляются в соответствии с задачами физического воспитания. Они могут носить оздоровительный характер или обеспечивать подготовку занимающихся к выполнению более сложных упражнений, или основных видов движений.

Для выполнения комплексов ОРУ существуют несколько способов их проведения:

  • Раздельный - когда каждое упражнение комплекса разучивается отдельно;
  • Поточный - весь комплекс выполняется непрерывно по показу учителя;
  • Поточно-проходной - комплекс выполняется в движении непрерывно по показу.

Поточный способ – при использовании музыкального сопровождения движения становятся более совершенными, ритм чёткий, строгая дозировка, постепенное увеличение нагрузки в ОРУ способствуют совершенствованию координации движений и воспитанию двигательных навыков.

Применение поточно-проходного способа выполнения комплекса ОРУ в подготовительной части урока позволяет раскрыть ряд его определенных достоинств.

В первую очередь данный способ интенсивность занятия при проведении разминки. Во-вторых, формирует у занимающихся навыки согласованных действий в коллективе, способствует развитию координации движений и внимания.

Основная характеристика общеразвивающих упражнений (в соответствии с их воздействием на отдельные части тела) проводится по анатомическому признаку: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для туловища и шеи, упражнения для ног.

Упражнения указанных групп могут быть направлены:

  • На развитие отдельных двигательных качеств и способностей – силы, гибкости, ловкости, быстроты, координации, равновесия, ритмичности, пластичности, грациозности и т.д.;
  • На развитие свойств психики – внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, во времени и пр.;
  • На повышение функционального уровня систем организма – упражнения для тренировки дыхательной, сердечно – сосудистой системы, активизации обменных процессов.

При составлении комплекса ОРУ необходимо придерживаться следующих требований:

  • Упражнения должны быть доступными, последовательно переходить от простого к сложному;
  • Нагрузка должна постепенно увеличиваться;
  • упражнения должны воздействовать на все группы мышц;
  • Упражнения должны чередоваться для различных мышечных групп;
  • Включать упражнения на дыхание и упражнения для осанки.

А также необходимо учитывать следующие факторы:

  • Возраст занимающихся;
  • Имеющиеся отклонения в состоянии здоровья;
  • Уровень подготовленности занимающихся;
  • Тип занятия, его направленность;
  • Определиться в выборе упражнений: подобрать наиболее эффективные, решающие поставленные задачи, рационально распределить упражнения в комплексе.

Упражнения в комплексе располагаются в следующем порядке:

  • Специальные дыхательные упражнения.
  • Упражнения для мышц шеи.
  • Упражнения для рук и плечевого пояса (круговые вращения, рывки, махи, поднимание, опускание плеч и т.д.).
  • Упражнения для мышц туловища (повороты, наклоны, круговые движения).
  • Упражнения для мышц ног (приседы, махи, выпады).
  • Подскоки и прыжки.
  • Упражнения на дыхание.

Каждое упражнение начинается с исходного положения.

  • Для ног: основная стойка, стойка ноги врозь, широкая стойка, стойка ноги скрестно.
  • Для рук: руки к плечам, руки перед грудью, руки на поясе, руки вперёд, в стороны, вверх, руки за головой.
  • Кроме этих исходных положений используются: полуприседы, приседы, с положением коленей вместе или врозь, на носках или на всей ступне; упоры присев, стойка на одном или на двух коленях, положение сидя, лёжа.
  • ОРУ должны соответствовать цели, которую учитель ставит перед собой при проведении мероприятия.
  • При выполнении упражнений дыхание может регулироваться произнесением коротких слов или звуков в момент естественного сжатия грудной клетки — во время наклона дети говорят: «Вниз».
  • При проведении упражнений на воздухе необходимо целенаправленно обучать детей правильному дыханию. Поднятие рук, разведение их в стороны, выпрямление туловища сопровождаются вдохом. Наклоны, повороты туловища, сведение рук, приседания и др. должны сопровождаться выдохом, который усиливается этими движениями. Учитель должен обращать внимание не только на качественное выполнение самих движений, но и на правильное дыхание.
  • На протяжении занятий дети выполняют большой объем физической работы, которая требует усиленного притока кислорода к мышцам и органам. Поэтому для улучшения вентиляции легких во время занятий необходимо выполнять дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, особенно мышц, обеспечивающих глубокий выдох.

В зависимости от возраста комплекс ОРУ состоит из 6-12 упражнений для различных мышечных групп и систем организма, каждое из которых составляется и выполняется четное количество раз на 2, 4, 8, 16… счетов.

Основы терминологии общеразвивающих упражнений.

Для того, чтобы назвать упражнение, требуется знание терминов, обозначающих каждое положение, входящее в состав упражнения. Общепринятыми терминами основных положений, используемых в ОРУ, являются:

Стойки: основная стойка, стойка ноги врозь, стойка ноги врозь широкая, стойка ноги врозь узкая, стойка ноги врозь правой (левой), скрестная стойка правой (левой), стойка на коленях, стойка на правой левая согнута вперед, стойка на правой левая вперед (в сторону) на носок, стойка на правой левая в сторону.

Упоры: упор присев, упор сидя, упор лежа, упор лежа сзади, упор лежа правым (левым) боком, упор лежа на предплечьях, упор стоя на коленях.

Приседы: присед руки на пояс, полуприсед руки назад; присед на правой левая вперед, руки вперед.

Седы: сед руки на пояс; сед углом, руки в стороны; сед с захватом; сед на пятках, руки на пояс; сед ноги врозь с наклоном, руки вверх.

Выпады: выпад левой (правой), руки на пояс; выпад влево (вправо), руки в стороны; выпад правой (левой) назад, руки вперед; скрестный выпад правой (левой) руки в стороны.

Наклоны: наклон вперед, руки вперед; наклон вниз, руки вниз; наклон влево (вправо) руки на пояс.

После обозначения положения основным термином к нему добавляются термины дополнительные, для уточнения положений частей тела, например: стойка на левой, правая согнута назад, руки за голову.

Положения рук: руки вниз, руки вперед, руки в стороны, руки назад, руки на пояс, руки на голову, руки за голову, руки за спину, руки перед грудью, руки к плечам, руки вверх- в стороны, руки в стороны –книзу, руки вперед-кверху, руки вперед-книзу.

Применение специальных терминов облегчает процесс записи упражнений, устанавливает правила сокращений и формы записи упражнений. Термины должны быть краткими, точными и доступными.

И.п. – исходное положение;

О.с. – основная стойка.

В соответствии с правилами сокращения гимнастической терминологии принято опускать некоторые слова:

«нога» — практически во всех случаях;

«вперед» — при выполнении шагов и выпадов;

«туловище» — при наклонах;

«поднять» — при выполнении движений руками или ногами;

«ладонь внутрь» — в положении рук вперед, назад, вверх или вниз;

«ладони книзу» — в положении рук в стороны, влево или вправо;

«вернуться» — при возвращении в и. п

Например, вместо полного описания «выпад правой ногой вперед, руки в стороны ладонями книзу» записывается — «выпад правой вперед, руки в стороны». Вместо «наклон туловища влево, поднять руки вверх ладонями внутрь» — «наклон влево, руки вверх» и т. д. Не указывается также обычный, наиболее распространенный способ хвата сверху (при упражнениях с предметами – обруч, гимнастическая палка и т.д.).

Также существуют термины неприменяемые при названии и записи упражнений:

1. Вращение (только круговые движения руками вперед (назад), головой, туловищем и тазом вправо и влево).

2. Рывки руками (применяется например – рывок на старте или на финише, в комплексе ОРУ применим термин - отведение рук).

Например:

И.п. - стойка ноги врозь, руки согнуты перед грудью, локти в стороны

1-2 – отведение согнутых рук в стороны.

3-4 - отведение прямых рук в стороны.

И.п. – стойка ноги врозь, левая рука вверх, правая вниз,

1-2 – отведение прямых рук назад

3-4 – тоже со сменой рук – левая рука вниз, правая вверх.

Из выше изложенного следует, что при составлении комплекса общеразвивающих упражнений необходимо соблюдать принцип «постепенности» (от простого к сложному), принцип «сверху-вниз», краткость, точность и доступность терминологии. Также должен соответствовать назначению комплекса -  для утренней гимнастики, для проведения физкультминутки, для подготовительной или основной части занятия и т.д.

Но самое важное необходимо знать физиологические особенности дошкольного возраста и исключать, или ограничивать некоторые упражнения при проведении мероприятий физического воспитания.

Памятка для педагога

«Запрещенные и ограниченные упражнения в дошкольных учреждениях»

п/п

Запрещенные и

ограниченные упражнения

Причины ограничения

Рекомендательная

           замена

1.

Круговые вращения головой

Форма сустава не предусматривает данное движение

Наклоны вперед, в стороны, повороты

2.

Наклоны головы назад

Нестабильность шейного отдела позвонка, плохо сформированные мышцы шеи. Возможно смещение шейных позвонков

Замена отсутствует

3.

Стойка на голове

Замена отсутствует

4.

Чрезмерное вытягивание шеи

Выполнять упражнения с опусканием плеч вниз, назад

5.

При выполнении упражнений лежа на спине, класть согнутые руки под голову (тренировка верхнего брюшного пресса)

Чрезмерное напряжение мышц шеи, возможное надавливание руками на шейный отдел позвоночника

Изменить положение рук

6.

При выполнении упражнений лежа на спине нельзя поднимать две ноги вместе (тренировка нижнего отдела брюшного пресса)

Увеличение поясничного лордоза, фаза натуживания оказывает влияние на сосуды шеи и головы

Ноги поднимать и опускать попеременно

7.

Кувырок вперед

Нестабильность шейного отдела, плохо сформированные мышцы шеи

Замена отсутствует

8.

Перекат на спине, удерживая руками колени

Отсутствует фиксация шейного отдела позвонка

Выполнять упражнение только со страховкой преподавателя

9.

Лежа на животе, прогиб в поясничном отделе с упором на выпрямленные руки (упражнение кошечка)

Увеличение поясничного лордоза, возможность защемления поясничных дисков

Выполнять упражнение на согнутых руках, опора на локти

10.

Сидение на пятках

Перерастяжение сухожилий и связок коленного сустава

Сиденье по-турецки

11.

При выполнении дыхательных упражнений, руки вверх поднимать нельзя

Уменьшается поступление кислорода за счет сокращения мышц верхнего плечевого пояса

Изменить положение рук в стороны, на пояс

12.

Висы использовать не более

5 секунд

Слабость и перерастяжение связочно-мышечного аппврата, неспособность длительно удерживать статику

Замена отсутствует

13.

Исключить прыжки босиком по жесткому покрытию

Слабый связочно-мышечный аппарат стопы. Несформированность костей плюсны.

Прыжки только на гимнастических матах

14.

Бег босиком, опора на переднюю часть стопы

Несформированность костей плюсны

Бег в спортивной обуви

15.

Метание тяжелого набивного мяча из-за головы двумя руками

Несоответствие массы тела ребенка и веса мяча

Уменьшить вес мяча до

0,5 кг

16.

Статическое напряжение

до 5 лет не использовать

Слабый связочно-мышечный аппарат

Разрешено только

с 5 лет по 5-7 секунд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы общеразвивающих упражнений на степах

             Один комплекс степ - аэробики, как полного занятия, выполняется детьми в течение трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения мог...

Картотека комплексов общеразвивающих упражнений в детском саду

Картотека ОРУ для организации занятий и утренней гимнастики....

Комплексы общеразвивающих упражнений по лексическим темам

Комплексы общеразвивающих упражнений по лексическим темам...

Комплексы общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики с использованием художественного слова для старшего дошкольного возраста.

Комплекс № 1.  1. И. п. – о. с., руки вдоль туловища. Наклоны головы назад – вперед, вправо – влево.  Головой сейчас покрутим Так мы лучше думать будем. Поворот и п...

КОМПЛЕКС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ гр

КОМПЛЕКС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ гр...

Методика составления комплекса общеразвивающих упражнений.

В помощь педагогам при составлении комплекса ОРУ....