Информационно-коммуникационные технологии при обучении старших дошкольников грамоте
консультация (старшая группа)

Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении становится все более актуальным, так как позволяет в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов  

Информационно-коммуникационные технологии при обучении старших дошкольников грамоте

Подготовила воспитатель

Панченко Людмила Витальевна

      Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении становится все более актуальным, так как позволяет в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

      В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

    Использование компьютерных средств обучения также помогает развивать у дошкольников собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.

Использование компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать НОД более наглядными, интенсивными;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

     

Области применения ИКТ для развития дошкольников:

- Использование развивающих компьютерных игр

-Использование мультимедийных презентаций.

- Использование интерактивной доски

Использование развивающих компьютерных игр.

     Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке детей к обучению школе.

Компьютерные игры обладают рядом преимуществ:

 предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

 несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

  движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

 проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

 ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

 компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

2

Использование мультимедийных презентаций.

           Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности.

Достоинства применения компьютерных слайдовых презентаций:

 возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

 объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

 активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

 компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

    Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.            

   С помощью мультимедийных презентаций  разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются  картинки – символы различных упражнений.

Использование интерактивной доски

   Интерактивная доска дает возможность демонстрировать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, составлять игры, занятия, в реальном времени наносить на изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере.

   Преимущества использования интерактивной доски в работе с дошкольниками способствует: 1. Стимулированию аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации за счет яркости и привлекательности объектов для детей дошкольного возраста; 2. Развитию навыков совместной работы и коллективного познания; 3. Одновременное использование нескольких каналов восприятия в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств.

          В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся.

   Непрерывная длительность просмотра в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин. Экран должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже.

    Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут.

3

 Математические игры

         Формирование элементарных математических представлений происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей.    Педагогами подобрано много компьютерных игр предназначенных для развития элементарных математических представлений детей 4-7 летнего возраста. Игры для обучения счету и обозначению множества цифрой, закрепления знаний о величине предметов, их форме, знакомства с геометрическими фигурами (плоскими: кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником и др.). Ориентировка в пространстве (близко, далеко, справа, слева) и во времени (сутки, день, месяц, год).

       В компьютерных играх дети упражняются в прямом и обратном порядковом счете, учатся решать задачи на сложение и вычитание, определять состав числа (в пределах 10).      

   Компьютерные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно.

       В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видят печальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к занятиям, к компьютеру.

Игры по развитию речи и обучению грамоте

Подобные игры способствуют развитию внимания, слухового восприятия, укреплению памяти, развитию логического мышления. В результате работы с данным играми у детей развивается представление о звуках, о дифференциации звуков и букв в слове.  Развивается морфологическая сторона речи; формируются представления о семантических связях и отношениях слов. В результате работы с ресурсом развивается интерес к слову, умение выделять признаки предметов, активизируется использование и понимание образных слов; происходит качественное совершенствование словаря. При игре вдвоем формируются навыки взаимодействия и работы в команде, умения обсуждать, объяснять, помогать друг другу. Формируется устная речь, адекватная самооценка. Дети учатся быть сосредоточенным, внимательным к своим действиям. У них повышается познавательный интерес.

Игры по художественно – эстетическому развитию

Благодаря таким играм у детей гармонично развиваются различные психические функции: ассоциативно-образное мышление, внимание и восприятие, воображение и пространственное мышление. Благодаря регулярной работе с такими играми укрепляется память, происходит эстетическое и этическое развитие. Формируется позитивное отношение к истории музыкальной культуры. Закрепляются знания о музыкальных инструментах. Такие игры направлены на приобщение детей к музыкальной культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение старших дошкольников грамоте

Развитие фонематических представлений...

Дидактические игры при обучении старших дошкольников грамоте

Опыт показывает, что самое обычное задание со звучащим словом можно преподнести так, что оно вызовет большой интерес, и дети с удовольствием выполнят эту работу, которая в другом случае им показалась ...

Консультация "Информационно – коммуникативные технологии при обучении старших дошкольников грамоте"

КонсультацияИнформационно – коммуникативные  технологии при обучении старших дошкольников грамоте...

Выступление из опыта работы по теме:«Информационно- коммуникативные технологии при обучении старших дошкольников грамоте»

Использование информационных технологий при организации непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте позволяет сделать образование современным, приблизить образовательную деят...

Информационно коммуникативные технологии при обучении старших дошкольников грамоте

Наш век – век информационных технологий. Одна из важнейших задач педагога научить ребёнка ориентироваться в этом огромном информационном потоке, извлекать полезную, нужную информацию, умет...

Информационно коммуникативные технологии при обучении старших дошкольников грамоте

Наш век – век информационных технологий. Одна из важнейших задач педагога научить ребёнка ориентироваться в этом огромном информационном потоке, извлекать полезную, нужную информацию, умет...

Информационно-коммуникативные технологии при обучении старших дошкольников грамоте

Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сенситивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому проце...