«Педагогические условия применения технологии утреннего и вечернего круга в формировании детского сообщества в старшем дошкольном возрасте»
материал

Саханова Алия Альбертовна

Опыт работы ДОУ на тему «Педагогические условия применения технологии утреннего и вечернего круга в формировании детского сообщества в старшем дошкольном возрасте»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx212.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №26 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Опыт работы ДОУ на тему

«Педагогические условия применения технологии утреннего и вечернего круга в формировании детского сообщества в старшем дошкольном возрасте»  

Старший воспитатель

Саханова Алия Альбертовна

Стаж: 4 г.

Категория: первая

Туймазы, 2022 г.

СЛАЙД 1. «Педагогические условия применения технологии утреннего и вечернего круга в формировании детского сообщества в старшем дошкольном возрасте»

 

СЛАЙД 2. ФГОС ДО в первую очередь направлен на «сохранение уникальности и самоценности детства…». В свете современной модернизации образовательного процесса и перехода на личностно-ориентированную модель образования, перед педагогами остро возникает необходимость в поиске педагогических условий и средств формирования всесторонне-развитой личности дошкольника.

СЛАЙД 3. С введением ФГОС появилась необходимость введения новых форм работы, направленных на поддержку детской инициативы, самостоятельности, активности, развитие их коммуникативных навыков. Одной из таких форм работы в дошкольной образовательной организации является технология утреннего и вечернего круга. «Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы для программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Она пришла к нам еще из системы Марии Монтессори и Вальдорфской педагогики.

СЛАЙД 4-5. В нашем ДОУ функционирует 12 групп, из них групп раннего возраста – 3, младших – 2, средних  – 3, старших  – 2, подготовительных к школе групп – 2. Коллектив ДОУ работает по комплексной образовательной программе «Детство» (автор Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.). Приоритетным направлением работы нашего детского сада является интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, для этого ДОУ ежегодно приобретает за счет подушевого финансирования учебные пособия для образовательной деятельности, организованы дополнительные образовательные услуги, такие как «Умка», «Игралочка», «Веселая математика», «Изонить». Воспитанники участвуют в различных конкурсах и викторинах с педагогами и родителями и занимают призовые места. Так, в 2022 году, воспитанник старшей группы Ханов Руслан стал победителем на муниципальном этапе по направлению «Полиолимпиада» в Республиканской олимпиаде для детей старшего дошкольного возраста «Мы гагаринцы» и представил наш город на республиканском этапе, по итогам вошел в 10 призеров по всей республике.

После проведенного мониторинга по освоению программы за учебный год, были выявлены пробелы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». На сегодняшний день социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Изучив теоретический материал и опыт педагогов других детских садов, было выявлено положительное влияние внедрения этой технологии в образовательный процесс. И нами было принято решение перенять и внедрить в работу нашего детского сада технологию «Утренний и вечерний круг». Для апробации данной технологии выбрали одну старшую группу «Солнышко».

СЛАЙД 6. Общая сущность этих технологий предполагает взаимодействие, объединение детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, обеспечивая им позицию полноправных субъектов этой деятельности и  состоит:

    в создании общности детей и взрослых;

     в воспитании уважения и интереса к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;

    в умении распознавать, определять словом и корректировать эмоциональное состояние свое и других людей;

    в совершенствовании навыков и культуры общения (умение использовать различные формы приветствий, комплиментов);

     в создании эмоционального настроя (позитивного, делового);

    в развитии речи и коммуникативных умений: высказывать суждения, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения;

    выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, внимательно слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других;

     в развитии способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, т.е. в развитии у детей ключевых компетентностей.

СЛАЙД 7. Педагогические условия реализации этой технологии таковы, что можно заключить следующее:

• Технология утреннего и вечернего круга, внедряемая в образовательный процесс группы может стать незаменимым фактором, способствующим сплочению детского коллектива, формированию детского сообщества.

• Технология позволяет педагогам решать различные задачи, в том числе и обучающие, диагностические, коммуникативные.

• Технология позволяет включать в процесс детей с различными психо-физиологическими особенностями, детей застенчивых, малообщительных.

СЛАЙД 8-9. «Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах. Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог). Рекомендовано организовать перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

СЛАЙД 10-12. Структура утреннего круга:

1. Приветствие или «Минутка вхождения в день». В ходе практических действий проводился утренний круг в старшей группе. День традиционно начинался с приветствия всех ребят и Буратино (игрушка) 2 мин.

2. «Новости дня»: обмен информацией. В этой части воспитатель готовит детей к новому дню, рассказывает какие занятия или мероприятия намечены на день и т.д. 5-7 мин.

3. Дыхательная или пальчиковая гимнастика. Обычно используется картотека пальчиковых и дыхательных гимнастик для старшей группы. 2-3 мин.

4. Игра по теме периода. Игры подбираются в соответствии с лексической темой недели. Обычно это дидактические игры, но возможны и игры малой подвижности. 6-10 мин.

5. Планирование или календарь дел. Вместе с детьми ведется календарь дел. Дети планируют сюжетно-ролевые игры, чем они хотят заниматься на прогулке или вечером в группе и т.д. 2 мин.

СЛАЙД 13-14. «Вечерний круг» проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом. Обсуждение проблем. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.). Рекомендовано организовать во второй половине дня. Обсуждение в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

СЛАЙД 15. Структура вечернего круга

1. Вводная часть (коммуникативные игры). Обычно дети располагаются по кругу на ковре в свободных позах. Воспитатель проводит игры на сплочение коллектива и т.д. 8-10 мин.

2. Основная часть (итоговая беседа) Беседа по итогам дня. Чем занимались, что произошло,  чем запомнился день. 2-5мин.

3. Заключительная часть (пожелания) дети желают друг другу хорошего вечера, планируют игры дома, придумывают вместе с педагогом новые занятия на завтра. 2-3 мин.

СЛАЙД 16. «Утренний круг» и  «Вечерний круг» проводился ежедневно, независимо от сменности. Поначалу дети неохотно включались в общую работу, желая поиграть, пообщаться с товарищами. Но уже после первого месяца работы интерес у детей проявлялся активнее, дети сами напоминали о необходимости «поговорить», стало значительно меньше опаздывающих по утрам семей. Детям очень понравилось живое общение и возможность поделится собственными новостями, переживаниями, радостью. Каждый новый круг планировался исходя из текущих задач, недельной тематики, сезонности и т.д.

СЛАЙД 17. Помимо детей интерес к утренним и вечерним сборам стали проявлять и родители. Для родителей была проведена консультация по проблеме формирования детского сообщества и включения в образовательную работу группы новой технологии утреннего и вечернего круга.

СЛАЙД 18. Внедрение данной технологии повлияло на весь распорядок дня детей, ведь утренний круг традиционно проводился перед утренней гимнастикой, а вечерний - после полдника. Важно отметить, что изначально утренний и вечерний сбор планировался не как очередное занятие, а как игра, коллективная работа. Дети включались в сбор по желанию, без побуждения. И если поначалу сборы привлекали только малую часть детей, то к концу года дети уже  с охотой включались в увлекательный процесс. После проведения утреннего сбора детей стало намного легче организовывать на гимнастику и завтрак. А после вечернего круга дети спокойно расходились,  каждый из ребят находил занятие по душе, объединяясь в небольшие группы, дети играли, строили, рисовали и т.д.

СЛАЙД 19. Результаты использования технологии  утреннего и вечернего круга в процессе формирования детского сообщества в старшем дошкольном возрасте. Методика определения сплочённости группы с помощью индекса групповой сплочённости Сишора (по Рогову Е.И.). В таблице  представлен анализ групповой сплоченности детского коллектива после практического применения технологии круга на примере старшей группы «Солнышко». Заметна общая динамика в сторону повышения показателей. Дети, показавшие низкий результат на начальном этапе, заметно улучшили показатели и проявляют общее доброжелательное, дружелюбное настроение. В группе по итогам заключительного этапа была ярко выражена тенденция к высокому уровню сплоченности детского коллектива, что говорит об эффективности выбранного педагогического средства – технологии утреннего и вечернего круга.

СЛАЙД 20-21. Работа педагогов в старшей группе «Солнышко» по данной технологии показал положительную динамику, как в повышении социальной компетенции старших дошкольников, так и в сплоченности детского коллектива, а так же снижения агрессивных настроений в группе и тенденция к выбору вербально-оценочного решения в конфликтных ситуациях.

Исходя из вышесказанного, можно судить об эффективности технологии утреннего и вечернего круга в контексте формирования детского сообщества старших дошкольников. На итоговом педагогическом совете было принято решение продолжить работу по данной технологии в старших и подготовительных к школе группах.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагогического общения в формировании детского коллектива в старшем дошкольном возрасте

Введение……………………………………............................………..3Глава I Теоретические основы влияния педагогического общения на формирование детского коллектива в старшем дошкольном возрасте…………………..……………………....

Научно-исследовательский проект по теме "Роль педагогического общения в формировании детского коллектива в старшем дошкольном возрасте"

Научно-исследовательский проект по теме "Роль педагогического общения в формировании детского коллектива в старшем дошкольном возрасте"...

Опыт работы на тему "Формирование детского сообщества в младшем дошкольном возрасте через различные виды игр"

Опыт работы на тему "Формирование детского сообщества в младшем дошкольном возрасте через различные виды игр"...

Семинар -практикум для воспитателей. Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

«Введение новых образовательных технологий: «Утренний и вечерний круг, технология создания детского сообщества «Ровестничество», выступление

Уровень обр. орг., Педагогический совет«Работаем по инновационной программе «От рождения до школы», МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 19.10.2022г....

Элементы технологии утреннего и вечернего круга, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Ранний возраст — важнейший период в развитии ребёнка, в том числе и развитии речи. Речь не передаётся по наследству, а малыш принимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т. е. овла...