Мастер-класс для педагогов "Сказки-шумелки в условиях театрально-музыкальной деятельности дошкольников"
материал

Косенко Марина Петровна

Мастер-класс для педагогов 

«Сказки - шумелки

в условиях театрально-музыкальной

деятельности дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx22.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №8

муниципального образования Усть-Лабинский район

МАСТЕР – КЛАСС

для педагогов

«Сказки - шумелки 

в условиях театрально-музыкальной

деятельности дошкольников»

               Подготовила:

               музыкальный руководитель

               Косенко М. П.

г. Усть – Лабинск

      Что-же такое сказка -«шумелка»?  Это ничто иное, как чтение сказок на фоне шумового оформления. Это очень занимательный, а,  главное,  эффективный вид музыкально-игровой деятельности, основанный на соединении литературного жанра и игры на инструментах детского музыкального оркестра.

    Сказки-«шумелки» могут быть использованы как готовый материал для  мероприятий детского сада, так и  в качестве упражнений в повседневной работе на занятиях по музыке и или в группе с воспитателем. Эти упражнения можно проводить и дома совместно с родителями. Сказки-«шумелки» развивают  слуховое восприятие,  мелкую  моторику, слуховую память и фантазию у детей.  

   

        Какой же материал необходим, чтобы воплотить в практику сказку-«шумелку»?

Это литературный и музыкальный материалы.

 В качестве литературной основы можно использовать:

  1. Народную сказку, как русскую, так и любую другую.
  2. Стихотворения.
  3. Истории, придуманные воспитателем (импровизации).

 При выборе литературной основы необходимо  учитывать возрастные особенности детей и руководствоваться принципом доступности. Желательно, чтобы в тексте сказки или стихотворения было достаточное количество  изобразительных моментов.

Музыкальный материал:

1.Использование инструментов детского оркестра.

2.Использование звучащих предметов.

3.Использование самодельных инструментов.

Познакомимся с некоторыми  инструментами детского оркестра.

Они делятся на  ударные шумовые и  ударные мелодические.

 

Ударные  шумовые: трещотка, бубен, барабан, ложки, маракас, кастаньеты, треугольник и  др.

Ударные мелодические: металлофон, ксилофон, колокольчики.

Кроме готовых инструментов можно использовать также звучащие предметы и самодельные инструменты. Это может быть велосипедный звонок, крышки от кастрюль, банка наполненная крупой, расчески, погремушки рогатки и т.д.

- С помощью сказок - «шумелок» ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

- Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

- Совместное музицирование, игровая деятельность, деятельность ребенка и взрослого формирует  навыки общения, коллективного творчества.

- Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

- Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания громкости, продолжительности, высоты, тембра, акцента и ритма.

- Формируются навыки сотрудничества и сотворчества.

- Развивается внимание и выдержка.

Методика подготовки и проведения сказок-«шумелок»

1.Сказка или история должны быть выучены наизусть.

2.Минимальное количество музыкальных эффектов.

3.Проверка звучания ударных инструментов, поиск необходимого звукового эффекта.

4.Подбор звучащих предметов.

5.Прием игры на инструменте или предмете должен быть выучен заранее.

6.Обеспечение благоприятной, спокойной обстановки для проведения занятия.

7.Использование  жестов и мимики, медленная, выразительная речь с паузами.

8.Игра на инструментах звучит в паузах рассказчика, иллюстрируя текст.

9.Инструмент берется в руки только для создания звукового эффекта, затем откладывается.

10. Рассказ продолжается только после того, как отзвучит инструмент.

11.Использование специальных знаков мимики и жестов для подсказки нужного тембра.

12.Использование специальных знаков мимики и жестов для подсказки громкости, темпа, характера игры.

13.По возможности не прерывать игру ребенка.

14.Тщательно продуманная драматургия сказки, внимание к окончанию истории.

15. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.

16.В некоторых случаях дать детям возможность придумать свой вариант сюжета и его озвучивания.

17.Иллюстрации, использование видеоряда усилят впечатление детей и  сделают материал более доступным к восприятию.

Сказочки –шумелки подразделяются на три направления: потешки, речевой театр, поучительные сказочки.

1. Потешки (небольшие четверостишия с использованием муз. инструментов направлены на привлечение внимания малышей, знакомство с различными звуками, инструментами. Задача педагога - научить слушать взрослого и побудить желание повторить).

2 Речевой театр (сказочки, истории с использованием кукол, разнообразием музыкальных инструментов, речевыми упражнениями).

3 Поучительные сказочки (решение проблемной ситуации через сказочного персонажа).

 Позиция воспитателя - равноправный партнёр, умею интересно рассказать, обыграть и придумать сказку.

Приёмы:

- Смена обстановки, дети разыгрывают сказку в разных уголках группы: за столами, на полу, в любимом уголке.

- Деление на группы, распределение ролей по карточкам (есть сказки, в которых все дети хотят исполнить главную роль и никто не хочет брать на себя роль отрицательного героя), с помощью карточек.

- Дать детям право выбора «Кто-то герой сказки, а кто-то играет в шумовом оркестре».

 - «Найди предмет, которым можно озвучить, как бежит заяц и т. д.» Кто угадывает первым или подаёт сигнал подходит к герою.

- По загадкам о героях сказок, кто отгадал, тот играет роль.

- Работа в микрогруппах - имитирование различных движений и звуков, соответствующие ситуациям сказки (шум дождя, полёт бабочки, голос лягушки, появление медведя, зайчика, мышки и т.д.). Дети к каждому герою подбирают похожие по звучанию инструменты, передают ритм (бежит лиса, скачет лошадка, прыгает заяц).

 - Подача сигнала о законченной работе (хлопки, звонок в колокольчик, поднятая рука).

Алгоритм работы со сказкой:

1. Знакомство со сказкой: чтение или просмотр мультфильма.

2. Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.

3. Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования.

4. Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания.

Озвучивание сказки.

        А сейчас предлагаю всем взять в руки музыкальные инструменты и вместе со мной сыграть сказку, которую я подготовила специально для вас. Сказка называется «Лиса и рыба».

ЛИСА И РЫБА

Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок.

Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиком звенит.

БУБЕНЦЫ

Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался

«Вот будет моей старухе воротник на шубу!» 

- Бросил он лису в сани,

БАРАБАН

а сам пошёл впереди.

ЦЕЛЛОФАН

Лошадка бежит, колокольчиком звенит

БУБЕНЦЫ/ КОРОБОЧКА

А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке

КСИЛОФОН ГЛИССАНДО

Выбросила всю рыбку, и сама убежала

БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук как средство развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новая образовательная технология  пришла к нам из Америки, и представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш мент...

Мастер-класс «Использование различных приемов мотивации при организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Цель мастер-классаПовышение уровня компетенции педагогов в вопросе создания  мотивации детей при организации поисково-исследовательской деятельности.Задачи:Систематизировать знания педагогов о ме...

Мастер-класс для педагогов «Мандало-терапия- здоровьесберегающая технология в изобразительной деятельности дошкольников»

Цель: познакомить педагогов со здоровьесберегающей технологией в изобразительной деятельности дошкольников "Мандало - терапия"...

Мастер-класс для педагогов "Использование набора "Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности дошкольников

Цель: Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаЗадачи:познакомить педагого...

Мастер – класс для воспитателей «Квест-технология, как форма мотивации познавательной деятельности дошкольников»

Цель: Формирование готовности педагогов к применению в образовательной деятельности Квест - технологии в условиях реализации ФГОС ДО.Задачи: 1.Сформировать у участников мастер класса представление о К...

Мастер – класс для воспитателей «Квест-технология, как форма мотивации познавательной деятельности дошкольников»

Цель: Формирование готовности педагогов к применению в образовательной деятельности Квест - технологии в условиях реализации ФГОС ДО.Задачи: 1.Сформировать у участников мастер класса представление о К...

Мастер – класс для воспитателей «Квест-технология, как форма мотивации познавательной деятельности дошкольников»

Цель: Формирование готовности педагогов к применению в образовательной деятельности Квест - технологии в условиях реализации ФГОС ДО.Задачи: 1.Сформировать у участников мастер класса представление о К...