Методическая разработка (НОД) по духовно – нравственному воспитанию в дошкольном учреждении Тема: «Нам жить и помнить!»
методическая разработка (старшая группа)

Алексеевцева Елена Владимировна

Интересный и познавательный материал поможет воспитателю в проведении НОД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_konkurs.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 «Светлячок»

Методическая разработка (НОД)

по духовно – нравственному воспитанию

в дошкольном учреждении

Тема: «Нам жить и помнить!»

Алексеевцева Елена Владимировна

воспитатель

высшей квалификационной категории

г.о.г. Кулебаки Нижегородской области

2023 г.

Пояснительная записка

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет) (в подготовительной к школе группе по списочному составу 23 человека: из них 12 девочек и 11 мальчиков).

Актуальность

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

История показала, что защита Родины невозможна без духовности и православия. Каждая эпоха по-своему испытывала патриотизм верующих, их готовность и способность служить примирению и правде. И в наше нелегкое время мы все чаще возвращаемся к вере, находя в ней утешение и духовную силу.

Проблема:

Современное поколение недостаточно знает о Великой Отечественной войне и о роли православной церкви в годы Великой Отечественной войны.

Цель: воспитание у дошкольников духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций, чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

Образовательные:

- формировать чувства гордости за свой народ, за его боевые заслуги;

- расширять знания представления о Великой Отечественной войне, защитниках Отечества;

- расширить знания детей о деятельности священников во время ВОВ;

- показать на примерах, как русское православное духовенство во время войны с захватчиками достойно выполняло свой патриотический и нравственный долг.

Развивающие:

- развивать образное мышление, творчество;

- развивать связную и диалогическую речь детей;

- обогащать словарный запас.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей;

- воспитывать у дошкольников чувство патриотизма.

Методы и приемы работы с детьми:

Словесный метод: вопросы проблемного характера, объяснение, пояснения, вопросы к детям, обсуждение, рассказывание о священнослужителях, беседа, словесная инструкция, художественное слово, индивидуальные ответы, контроль и оценка работы, поощрение и похвала детей.

Наглядный метод: использование демонстрационного и раздаточного материала, интерактивной доски (просмотр видео роликов «Роль церкви в годы ВОВ», «Обращение митрополита Сергия», презентация по теме, рассматривание фотоальбома «Подвиги священнослужителей в годы Великой Отечественной войны», рассматривание мини-музея Боевой Славы).

Практический метод: выполнение практических заданий.

Игровой метод: игровые моменты, коммуникативные игры.

Перечень оборудования и используемых материалов: ноутбук, интерактивная доска, презентация, фотоальбом с портретами священнослужителей, героев – кулебачан, воевавших в годы Великой Отечественной войны

Словарная работа: виртуальная, священная, фашисты, священнослужители, митрополит, выносливый, отважный, заботливый, мужественный, бесстрашный, удалой, крепкий, могучий, героический.

Предварительная работа: реализация проекта «Боевая слава России»: беседы, просмотр презентаций по теме, экскурсии в краеведческий музей Боевой славы, к мемориалу «Вечный огонь», заучивание стихотворений, пословиц по теме, чтение рассказов, рассказы о героях-кулебачанах.  Совместная работа с родителями по подбору фотографий для создания фотоальбома «Подвиги священнослужителей в годы Великой Отечественной войны». Подготовка материалов для работы в мастерской (восковые карандаши, ватные диски, стружка карандашей).

Прогнозируемые результаты:

- сформировано чувство гордости за свой народ, за его боевые заслуги;

-расширены знания представления о Великой Отечественной войне, защитниках Отечества;

- закреплены знания детей о деятельности священников во время ВОВ;

- сформировано представление на примерах, как русское православное духовенство во время войны с захватчиками достойно выполняло свой патриотический и нравственный долг.

- развито образное мышление, творчество;

- развита связную речь детей, умение строить диалог;

-обогащен словарный запас.

- воспитан интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей.

- у дошкольников воспитано чувство патриотизма.

Тип деятельности: тематическое, творческое, познавательное.

Используемые методы и технологии обучения: интеграция образовательных областей, проблемные вопросы, дифференцированный подход, личностно – ориентированные технологии, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, нетрадиционная техника рисования ватным диском.

Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная.

Форма обучения на занятии: беседа, игра, мастерская.

Приоритетная образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»,

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Ход НОД:

Этапы ООД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

Организационный момент:

  • психолого-педагогический настрой;
  • мотивация и целеполагание;
  • сообщение темы.

Коммуникативная игра «Положи в ладошку»

- Ребята, сегодня нам с вами пришло необычное электронное письмо от работников музея Победы из города Москвы. (Прочитать письмо).

«Здравствуйте, ребята. Мы хотим вас пригласить в Музей Победы на виртуальную экскурсию «Подвиг народа!», где вы узнаете много интересных событий и фактов из военной истории нашей страны.

- Ребята, принимаем приглашение от сотрудников музея Победы?

-Для начала, давайте вспомним названия всех знакомых нам военных профессий.

- Много вы назвали специальностей. Как можно, их назвать одним словом? (Ответы детей)

-  Итак, отправляемся в путь.

Включается заставка - клип «Москва Златоглавая» (со звоном колоколов).

Дети принимают приглашение от сотрудников музея Незнайки и отправляются на экскурсию.

Дети «передают» в ладошки друг другу название военной профессии.

Основная часть

Решение

проблемной

ситуации

Словесная игра «Каким должен быть воин?»

Игра малой подвижности на внимание «Не ошибись!»

Рассказы детей о подвигах священнослужителей.

Практическое задание

 Игра – рассуждалка «Если бы не было той войны, то…?»

Рефлексия

Словесная игра «Назови счастливые слова»

На экране площадь с музеем Победы.

- Вот мы и очутились около музея Победы. Давайте разглядим его архитектуру.

- А теперь, ребята давайте посмотрим экскурсию о минувших огненных годах.

Просмотр виртуальной экскурсии. После просмотра беседа.

- Ребята, что вы чувствовали, когда смотрели на экран.  Вы догадались, о чем шёл рассказ? (Ответы детей).

- Правильно, ребята, экскурсия посвящена Великой Отечественной войне.

- Этой теме мы посвятим сегодняшнее занятие.

- Война. Какое страшное слово. Война – это горе и страх. Война – это разруха и смерть. Ребята, как вы понимаете, что такое война? (Ответы детей).

- Да, верно. Дата 22 июня 1941 года известна всем. На нашу страну напал враг – фашистская Германия. Внезапно огромные вражеские силы двинулись на нашу Родину: танки, самолеты, артиллерия и пехота. Все советские люди, взрослые и дети, встали на защиту своей Родины. Началась Великая Отечественная война.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран и послушайте, с какими словами обратился митрополит Сергий ко всем людям.

Просмотр видео ролика «Обращение митрополита Сергия»

- Ребята, кто встал на защиту нашей Родины? (Ответы детей)

- Наши солдаты, ребята, проявляли мужество и героизм. А какими же были наши солдаты? Я предлагаю вам поиграть в игру: «Каким должен быть воин?». Вы, передавая звезду, будете называть качества воина – защитника.

- Молодцы, ребята! А знаете ли вы наших героев – кулебачан? (Ответы детей)

- Давайте подойдем к нашему мини-музею боевой Славы и назовем героев поименно.

Помочь детям вспомнить, если ошибаются или подзабыли имена и фамилии героев.

- Молодцы, ребята! Знаете, воины должны быть не только сильными и ловкими, но и внимательными. Я предлагаю вам поиграть в игру «Не ошибись». Если я подниму синий флаг, вы будите плавать. Если подниму зеленый – ходить, если флаг России – кричать «Ура!», а если голубой – изображать самолеты.

-Спасибо дети, вы были очень внимательными.

- Ребята, среди тех, кто защищал нашу Родину, были и священнослужители православной церкви. Я принесла вам фотоальбом «Подвиги священнослужителей в годы Великой Отечественной войны», который я предлагаю вам рассмотреть, а заодно послушать рассказы ребят о некоторых священниках.

Ребенок 1: - Сегодня мало кто знает о священниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Никто точно не скажет, сколько их было. Но священники не просто сражались, защищая свою веру и Отечество, а еще и получали награды. Например, Священник Федор Пузанов участник двух мировых войн, награжден тремя Георгиевскими крестами, Георгиевской медалью 2-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени. Во время партизанского движения,  он имел связь с партизанами, выполнил много боевых заданий. Фёдор Пузанов помогал партизанам хлебом, первым отдал свою корову, бельё. Если в чем нуждались партизаны, то обращались к нему.

Ребенок 2: Протоиерей Глеб Каледа в начале Великой Отечественной войны был призван в армию. С начала и до конца войны он находился в действующих частях и в качестве радиста. Участвовал в битвах под Волховом, Сталинградом, Курском, в Белоруссии и под Кенигсбергом. Был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной Войны.

- Спасибо, ребята, за интересные рассказы. А теперь посмотрите на экран и послушайте, как же еще священники помогали в годы войны.

Просмотр видео ролика «Роль церкви в годы войны».

- Вот так священнослужители защищали нашу Родину и помогали солдатам: вселяли веру и надежду в Победу.

- Ребята, а знаете ли вы символы Победы?

-Ребята, расскажите, что обозначают цвета георгиевской ленточки (Ответы детей).

- Хорошо. А кто знает, как используют георгиевскую ленточку?

- Ребята, а можем ли мы поместить такие ленточки в наш альбом?

- Тогда я предлагаю вам пройти в мастерскую. На столах у вас есть шаблоны георгиевских ленточек и различные материалы: восковые карандаши, ватные диски, стружка карандашей. Раскрасьте, пожалуйста, георгиевские ленточки, а потом мы с вами их вырежем и приклеим в наш альбом.

Дети раскрашивают георгиевские ленточки. Звучит песня «Дети Земли, мир без войны».

- Молодцы, ребята. У вас получились настоящие георгиевские ленточки, которые мы поместим в наш альбом.

- Ребята, сейчас я хочу вам предложить игру – рассуждалку «Если бы не было той войны, то…?»

- Ребята, мир, в котором вы живете добрый. Ваши родители, любят вас, стараются сделать ваше детство ярким, красочным. И этот мир, нужен всем нам.

- Ребята, давайте сейчас назовём как можно мирных и счастливых слов! 

Проводится словесная игра «Назови счастливые слова»

-  Я желаю вам мира и чистого неба над головой!

- А сейчас, давайте пойдём на улицу и в знак мира и благодарности всем павшим в войне за наше счастливое время, раздадим прохожим белого голубя.

Включается песня Я. Френкеля «Журавли», дети выходят на улицу.

Проводится акция «За мир во всём мире!»

Дети рассматривают главный вход в музей.

Задают вопросы.

Просмотр виртуальной экскурсии.

Вступают в беседу с воспитателем.

Дети отвечают на вопросы.

Дети слушают сообщение воспитателя.

Дети просматривают

видео - ролик «Обращение митрополита Сергия».

Дети в кругу передают звезду и называют качества воина – защитника.

Дети смотрят на портреты героев – Кулебачан и называют их поименно.

Дети выполняют движения по установленным правилам.

Ребята рассматривают фотоальбом, а заранее подготовленные дети рассказывают о подвигах о некоторых священниках в годы войны.

Дети слушают рассказы сверстников.

Просмотр видео ролика «Роль церкви в годы войны».

Ответы детей.

Предположения детей.

Дети раскрашивают георгиевские ленточки.

Дети индивидуально выполняют задание.

Дети отвечают на вопрос воспитателя, давая аргументированный ответ.

Дети активно играют в игру.

Заключительный этап

Подведение итога.

- Ребята, как хорошо, что у каждого из вас есть дом, родители. Как хорошо, просыпаться утром и видеть в окне тёплые лучи солнца… Правда?

- Давайте с вами вспомним, что нового мы с вами узнали на сегодняшней нашей встрече?

- Как вы думаете, какими должны быть люди, чтобы не было войн?

- Вам понравилась наша экскурсия, встреча? А что больше всего понравилось?

- Ребята, я верю в вас, что когда вы станете взрослыми, выучитесь, то обязательно каждый из вас будет хорошим, добрым человеком.

Дети сообщают о том, что они узнали, называют яркие моменты, которые понравились на занятии.

Дети высказываются.

Перечень используемой методической и художественной литературы:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой С. Комаровой,- М.: Мозаика Синтез, 2014 г.
  2. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.Издательство: Крутицкого подворья. 2009.
  3. Фарберов, А.И. Спаси и сохрани. Свидетельства очевидцев о помощи Божией в Великую Отечественную войну. - 2015.
  4. Одинцов, М.И., А. Кочетова Конфессиональная политика в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - 2014.

Интернет-источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Состояние духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях нашего района.

Для того, чтобы определить состояние того или иного направления в воспитательно-образовательном процессе, а так же для осуществления контроля качества образования проводятся мониторинги. Нашим отделом...

Формирование пространства духовно – нравственного воспитания в дошкольных учреждениях

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добр...

Региональный этап XXV Международных Рождественских образовательных чтений Секция Духовно-нравственное воспитание в дошкольных учреждениях муниципального образования

Данный материал представлен в виде доклада из опыта работы детского сада по теме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родно...

Разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждениипо теме «Почитай своих родителей».

Разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждении....

Методическая разработка "Проект по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «В мире добрых дел»

Создание проекта «В мире добрых дел» обусловлено необходимостью преодоления кризиса нравственности и бездуховности, возникшего в современном обществе, что прослеживается в искажении нравст...

Методическая разработка НОД по «Духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, воспитание юных патриотов России» на тему «Ладушка в гостях у ребят». (старшая группа)

Методическая разработка возможна для широкого применения в педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений, во время занятий по нравственно - патриотическому воспитанию....