Современные формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
материал (старшая, подготовительная группа)

Мищенко Светлана Николаевна

Презентация для воспитателей "Современные формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД № 1

Современные формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится и в официальном проектном документе Минобрнауки России «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». Создатели проекта называют приоритетной задачу «формирования новых поколений, обладающих знаниями и умениями XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины».

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования проблему поиска средств и модернизации форм работы по воспитанию гражданственности в новых условиях.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе.

СЛАЙД№ 2

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающего в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий.

Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно: на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу.

Любовь к Отечеству начинается с любви к малой Родине. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным поселком, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родной стране. Любовь к родному поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.

СЛАЙД № 3

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.

Задачами для реализации нравственно-патриотического воспитания являются:

-Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

-Формирование бережного отношения к природе и всему живому.

-Воспитание уважения к труду.

-Развитие интереса к русским традициям и промыслам.

-Формирование элементарных знаний о правах человека.

-Расширение представлений о городах России.

-Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

-Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

-Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: во время проведения НОД, в играх, в труде, в быту – т. к. воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

СЛАЙД № 4

В работе с детьми используются разнообразные методы и формы с учётом возраста детей, а именно:

- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);

- рассказы воспитателя;

- беседы о родном городе, стране, её истории;

- наблюдение за изменениями в облике родного города;

- за трудом людей в детском саду и в городе;

- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);

- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);

- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);

- организация тематических выставок;

- участие в общественных и народных календарных праздниках;

- конкурс чтецов;

- участие в городских мероприятиях, конкурсах, проектах;

- участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.

Таким образом, основными формами патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста являются: занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры-занятия; методами: рассказ, беседа, упражнение, поручение и т.д. Методы патриотического воспитания способствуют социализации личности ребенка, приводят к активному опыту патриотического поведения, позволяют ребенку быть примером для окружающих.

СЛАЙД № 5

Технологии нравственно-патриотического воспитания.

Сегодня совершенно необходимо внедрять современные технологии в процесс воспитания детей. Существуют разнообразные технологии. Создаются инновационные методы патриотического воспитания путём использования технологий с применением компьютерной техники. Примером может служить флеш-анимация. Флеш-анимация – это вид векторной компьютерной графики, который позволяет с достаточной простотой и наименьшими затратами создавать анимационные фильмы. Так же к инновационным нововведениям можно отнести и применение метода проектов, компьютерных игр, web-квестов и других.

В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности детей. Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, педагога воспитанников и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению решения поставленной проблемы.

Еще одна интересная технология – квест. В настоящее время популярным развлечением для детей разного возраста становится игра-квест. Сегодня нередко используют такую форму организации мероприятий и в детском саду, и в школе. В чем секрет успеха такой формы досуга? Что же такое «квест»? Слово «Quest» переводится с английского языка как «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий.

В игре этого жанра всегда предполагается наличие задания, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Задача игрока заключается в том, чтобы как следует поразмыслить, решить предложенную задачку, а также проявить смекалку и умения, чтобы справиться с заданием, а затем двигаться дальше.

Если говорить о квесте как о форме организации детских мероприятий, то это командная игра, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений – это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины. Кроме того, сценарий такой игры позволяет использовать сложные декорации, музыкальное сопровождение.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым.

СЛАЙД № 6

Проект «Мамочка моя».

Дети принесли фотографии своих мам в детстве. Нарисовали рисунки и составили рассказы о своих мамах.

СЛАЙД № 7

Рисунки детей на тему «Моя семья».

Семья Иванцовых участвовала в районном конкурсе «Семья года», где стала победителем, заняла первое место.

СЛАЙД № 8

Целевая прогулка в Бугринскую рощу, к реке Обь. Посетили памятник герою ВОВ Михаилу Аникину.

СЛАЙД № 9

Участие детей в посильном общественно-полезном труде – уборка участка для прогулок.

СЛАЙД № 10

«Колядки». Знакомство детей с русской народной культурой.

СЛАЙД № 11

Тематические занятия «9 мая».

СЛАЙД №12

Создали в группе онлайн- альбом «9 мая». Родители выслали фотоотчет в режиме реального времени.

СЛАЙД № 13

Экскурсия в музей 192 школы. Детям рассказали о малолетних узниках фашизма.

СЛАЙД № 14

Возложение цветов к памятнику малолетним узникам фашизма, который находится на территории школы № 192.

СЛАЙД № 15

Экскурсия в музей «Исток» на Урманова 8.

Экспозиция «Русская изба». Детям разрешили потрогать предметы быта: кровать, люлька, утюг на углях, ухват, чугунок, русская печь, керосиновая лампа, стиральная доска.

Экспозиция «Краеведение Россия – наша родина». Выставка предметов социализма: пионерский горн, барабан, вымпелы, значки, открытки, телефон, радио, посуда, игрушки, одежда и т.д.

СЛАЙД № 16

Музей «Исток». Ельчина Наталья Дмитриевна рассказала детям о суровой жизни солдат в годы Великой Отечественной Войны. Дети рассматривали экспонаты, слушали старые пластинки на старом патефоне.

СЛАЙД № 17

Патриотический уголок:

Государственные символы города Новосибирска (герб, флаг).

Карта г. Новосибирска.

Фотографии старого Новосибирска.

Альбом достопримечательности Новосибирска.

Книги новосибирского писателя Владимира Шамова «Обская легенда», «Легенды России», и т.д.

Альбомы Катунь заповедная, Байкал, окно в Сибирь, Алтай.

Книга «Новосибирск для детей».

Государственные и не государственные символы России.

Карта России, карта мира.

Портреты писателей, композиторов, знаменитых людей России.

Альбомы, книги, энциклопедии для детей.

Дидактический материал по декоративно-прикладному творчеству.

Изделия из хохломы, платки, матрешки.

Детские рисунки и аппликация: мамочка моя, мой город, моя улица.

Видео презентация Новосибирск, фото презентация достопримечательности города, 4 ноября – история возникновения праздника Дня народного единства, клипы- красивые песни о родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Традиционные и нетрадиционные формы и методы работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

Опираясь на исследования Г.С. Альтшуллера, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Т.В. Кудрявцева, можно выделить следующий компонентный состав творческих способностей дошкольников:творческое мышление;творч...

План работы по самообразованию тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в современном социокультурном пространстве

Тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в  современном социокультурном пространстве»Актуальность: В настоящее время в период нестабильно...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Конспект педагогического совета по развитию речи - «Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подх...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА — НИЖНИЙ ТАГИЛ»

Дошкольный возраст – один из важнейших периодов становления личности, именно в нем закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре....