Методическое пособие
методическая разработка (средняя группа)

Сборник дидактических игр на развитие социально-коммуникативных способностей у дошкольников (4-5 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._posobie.docx152.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район

Методическое пособие:

«Сборник дидактических игр на развитие социально-коммуникативных способностей у дошкольников (4-5 лет)»

https://school592.ru/wp-content/uploads/0/f/2/0f2a4d3445552c427502eef125d98d88.jpeg

                                                                                                    Автор составитель:

Воспитатель

Чмелева Кристина Рафаиловна

 г. Кропоткин

 2023 г.

Содержание:

1. Введение………………………………………………………………………...3

2. Основная часть………………………………………………………………….3

3.Рекомендации по использованию игр по социально-коммуникативному развитию……………………………………………………………………….......5

4. Заключение……………………………………………………………………...8

5. Список используемых источников…………………………………………....9

6. Приложение № 1. Сборник дидактических игр на развитие социально-коммуникативных способностей у дошкольников (4-5 лет)»...…………........10

7.Приложение № 2. Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию для дошкольников (4-5 лет)…………………..16

8. Приложение № 3. Сценарий круглого – стола для родителей «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»……………..20

Введение

В рамках реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделено достижению целей и решению задач именно социально-коммуникативного развития.

Социально - коммуникативное развитие ФГОС ДО определяет, как «Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений».

Основная часть

В сегодняшнее время – время разнообразных «гаджетов» социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Действительно, педагоги все чаще стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно - эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, и вам это известно, что лучший друг для современного ребенка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Социально – коммуникативное развитие на этапе завершения дошкольного образования нашло свое отражение в целевых ориентирах:

-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного  

достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

-ребенок должен обладать волевыми усилиями, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

-способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Наиболее эффективным и доступным способом формирования социально

-коммуникативных способностей дошкольников является игра. Которые включают в себя:

-игры, направленные на сближение детей друг с другом;

-игры для развития эмоций;

- игры на социальное восприятие в процессе взаимодействия детей друг с другом;

-игры на развитие коммуникативных навыков.

Также в работе используются: чтение художественной литературы для выражения детьми эмоциональных сопереживании, нравственно - этические беседы.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки успешного обучения дошкольников.

Цель:

-развивать социально - коммуникативные навыки детей дошкольного возраста через игру.

Задачи:

-воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру;

-развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.

-формировать коммуникативные навыки ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.

Рекомендации по использованию игр по социально - коммуникативному развитию.

Дошкольники действуют не в соответствии с нормами и представлениями, а на основе собственных чувственных впечатлений и непосредственного опыта. Именно поэтому игры основаны не на объяснениях, не на поощрениях или порицаниях, а на организации непосредственных взаимоотношений между детьми. При проведении всех игр следует по возможности избегать инструкций, нравоучений и приведения положительных образцов. Следует исключить также замечания и разделение детей на хороших и плохих игроков. Гораздо важнее и эффективнее поддерживать каждого ребенка, показывать ему, что другие дети — не противники и не конкуренты, а близкие, тесно связанные с ним и во многом похожие на него люди.

На первых порах игры без слов и без игрушек могут показаться детям странными и непривычными. Однако отсутствие принуждения, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх, что тебя могут обидеть, обозвать, не принять в игру. Физический контакт с другими детьми, ласковые прикосновения и поглаживания, близость сверстника дают детям ощущение тепла, безопасности и общности с другими, ослабляют защитные барьеры, направляют внимание ребенка на другого.

Если в группе есть проблемные дети, которые мешают другим играть (могут ударить сверстника, обозвать его или прячутся от сверстников), вы должны вводить таких детей в игру через собственное общение с ними: подойти к ребенку и начать играть с ним в паре и лишь после того, как ребенок примет воображаемую ситуацию, переключить его на игру с другими детьми. В наиболее трудных случаях проблемного ребенка можно мягко вывести из игры, предложив ему индивидуальную игру (конструктор, кубики и пр.). Как показывает практика, через некоторое время эти дети вновь присоединяются к общей игре, но на этот раз, стараясь не нарушать ее правил.

Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет или к чему еще не готов. Принуждениями можно только отбить интерес к игре, сделать ее бессмысленной. Задача педагога — заинтересовать ребенка, увлечь его игрой, поддержать его малейшие проявления внимания к другому. Все это требует особой эмоциональности, выразительности и артистизма. Именно в этом заключается искусство воспитания, в особенности это важно для дошкольного педагога. Доброжелательность, установка на сюрприз и разного рода неожиданности, ваше удивление или восхищение, в общем, ваша эмоциональная выразительность и заразительность — вот главные средства в работе с маленькими детьми.

При проведении игр не надо бояться повторений. Многократное повторение одних и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Дошкольники по-разному и в разном темпе усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать ее содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий. Сами дети очень любят играть в знакомые игры и нередко просят повторить какую-нибудь игру.

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Вашему вниманию, я предлагаю игры на развитие коммуникативных навыков (Приложение №1).

Эти игры направлены на:

- развитие навыков конструктивного общения;

- умения получать радость от общения;

- умение слушать и слышать другого человека;

-формирование эмоциональной сферы;

- развитие коммуникативные навыков в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр;

-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

-формирование готовности к совместной деятельности сосверстниками;

-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Заключение:

    Когда перед ребенком в доступной форме поставлена проблемная ситуация, когда он увлечен событиями, когда он по собственной инициативе решает задачу в контексте общей для детско-взрослого коллектива цели и привлекает к сотрудничеству членов своей семьи и товарищей, когда получает хотя и ожидаемый, но столь желаемый результат, тогда можно сказать, что мы действительно организовали увлекательную детскую жизнь в условиях детского сада, а ребенок выбирает для себя задачи из своей зоны ближайшего развития и восходит по лестнице достижений.

В дошкольном детстве коммуникативные игры дают ребенку не только прекрасный опыт общения, тем самым развивая его социально-коммуникативные навыки и формируя коммуникативную компетенцию в будущем, но и подготавливают его к безболезненной социализации. Когда ему придется самостоятельно, без мамы, папы и воспитателя, переступив порог относительно взрослой жизни, принимать решения, реагировать на происходящие события и участвовать в них.

Список используемых источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. –№2.

2. Шепилова Н. А. Психолого-педагогические условия ценностного развития дошкольников [Текст] / Н. А. Шепилова, Н. А. Савко// Актуальные проблемы образования в период детства: материалы Междунар. науч.- практ. конф. (22 окт. 2009 г.; Шадринск) / отв. ред. Г. М. Киселева. - Шадринск: ШГПИ, 2009. -С.215.

3. Дошкольная педагогика / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова: Под общ. р. Н. В. Микляевой – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Юрайт, 2015. - 496 с.

4. Дубина Л.А. «Коммуникативная компетентность дошкольников. Сборник игр и упражнений»

 5. https://nsportal.ru/sotsialno-kommunikativnomu-razvitiyu 

           6. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/205742-kartoteka-kommunikativnyh-igr-ot-3-do-5-let 

         

                                                                                           

                                                                                            Приложение № 1

«Сборник дидактических игр и упражнений на развитие социально-коммуникативных способностей у дошкольников (4-5 лет)».

«Охота на тигров»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников.

«Зеркала»

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

«Передай мяч»

Цель: Снять излишнюю двигательную активность.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.

«Зевака»

Цель: Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции.

Возраст: 4-5 лет

Описание игры: Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (звук колокольчика, погремушки, хлопок руками, какое-нибудь слово) останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное (оговоренное заранее) слово песни.

«Дотронься...»

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до ... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.

Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.

«Ау!»

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

«Кого укусил комарик?»

Возраст: 4-5 лет.

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

Описание игры: Дети садятся в круг. Ведущий проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от других тихонько щиплет — «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и угадывают, «кого укусил комарик».

«Две игрушки – поменяемся местами»

Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации движений, сотрудничества.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами.

Комментарий: игра проводится в достаточно высоком темпе, чтобы увеличить ее интенсивность и сложность. Тем более что детям дошкольного возраста еще достаточно трудно выполнять действия разной направленности (как в данной игре — поймать игрушку, увидеть того, кому досталась вторая и поменяться с ним местами).

«Слушай команду»

Цель: Развивать внимание, произвольность поведения.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание.

Игра поможет воспитателю сменить ритм действий расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

«Ласковое имя»

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

«Эхо»

Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определённом ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.

«Встань на кого посмотрю»

Цель: воспитание чувств партнера (общение через взгляд).

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: ведущий смотрит на одного из детей. Ребенок, поймав взгляд, встает. После этого, предлагают ему сесть.

«Кто к нам в гости пришел?»

Цель: Учить детей переключать свое внимание с себя на окружающих, брать на себя роль и действовать в соответствии с ней.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: Вначале игры ведущий объясняет детям, что сейчас они будут встречать гостей. Задача детей - угадать, кто именно пришел к ним в гости. Из числа детей ведущий выбирает игроков, каждому из которых дает определенное задание - изобразить животное. Делать это можно посредством жестов, мимики, звукоподражаний. (Игрок, изображающий собаку, может "помахивать хвостиком"- махать сзади рукой и лаять и т.д.). Игроки, изображающие животных, выходят к детям-зрителям по очереди. Зрители должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости, приветливо встретить каждого гостя и усадить его рядом.

«Сапожок»

Цель: развивать у детей собранность, самостоятельность, воспитывать внимание к окружающим, умение считаться с ними.

Возраст: 4 – 5 лет

Описание игры: В начале игры дети выстраиваются в линию на стартовой черте. Ведущий предлагает совершить небольшое путешествие. Дети повторяют за ним движения, одновременно произнося слова:

Наши ножки, наши ножки

Побежали по дорожке. (дети бегут по направлению к финишу)

А бежали мы лесочком,

Прыгали через пенечки. (дети выполняют четыре прыжка вперед)

Прыг-скок! Прыг - скок!

Потеряли сапожок! (дети садятся на корточки и, приставив ладонь ко лбу, смотрят вправо и влево, ища "потерянный сапожок"). После этого ведущий говорит:

"Нашли сапожки!

Бегите домой!". Дети бегут к стартовой черте, игра повторяется.

«Проверка знаний»

Цель: знакомить детей с повадками домашнего животного, учить чувствовать его потребности, сопереживать ему.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: Ведущий спрашивает ребенка, что делает кошка, если она довольна (мурлычет), и что, если недовольна (выгибает спину, шипит). Ведущий рассказывает про кошку. Задача ребенка - догадаться, в какие моменты кошка будет радоваться (мурлыкать), а в какие - сердиться (выгибать спину и шипеть).

Жила-была кошка Мурка. Она очень любила умываться язычком (дети изображают "добрую кошечку") и пить молоко из блюдечка ("добрая кошечка"). Однажды кошка Мурка вышла из дома, чтобы погулять. День был солнечный, и Мурке захотелось поваляться на травке ("добрая кошечка"). И вдруг начался сильный дождь, и Мурка намокла ("сердитая кошечка"). Мурка побежала домой, но дождь лил все сильнее и сильнее, и кошка вбежала в небольшой домик, стоящий во дворе. А в этом домике жил пес Шарик, он стал лаять на Мурку. Как вы думаете, что сделала Мурка ("сердитая кошечка")? Мурка испугалась и бросилась бежать.

Добежав до своего дома, Мурка поцарапалась в дверь, и ее тут же впустили ("добрая кошечка"). Мурка согрелась и попила молока из блюдца. Как вы думаете, что сделала Мурка?

Покажите ("добрая кошечка").

«Добрые эльфы»

Цель: Воспитание умения у детей работать сообща.

Возраст: 4-5 лет

Описание игры: Воспитатель садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя.

Воспитатель. Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днём, и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.

Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их…

«Назови себя»

Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

«Магазин»

Цель: развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично

Возраст: 4-5 лет

Описание игры: Один ребёнок – «продавец», остальные дети – «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.

Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.

«Чей предмет?»

Цель: научить детей проявлять внимание к другим людям.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: педагог заранее подготавливает несколько предметов, принадлежащих разным детям. Дети закрывают глаза. Педагог выжидает некоторое время, давая возможность детям успокоиться и сосредоточиться, затем предлагает открыть глаза и показывает предмет, принадлежащий одному из детей. Дети должны вспомнить, кому принадлежит эта вещь. Хозяин предмета не должен подсказывать. В игре могут участвовать такие предметы, как заколка для волос, значок и т. д.

«Позови ласково»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.

«Все наоборот»

Цель игры: научить детей определять действия, противоположные по смыслу.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: при помощи считалки выбираем водящего. Дети встают в круг, руки на пояс, водящий становится в центр круга. Водящий делает произвольные движения и называет их, остальные дети выполняют противоположные действия. Например, водящий поднимает вверх руки и говорит: «Руки вверх», все дети опускают руки по швам. Ребенок, допустивший ошибку, становится водящим. Если все дети выполнят действия правильно, через некоторое время выбирается новый водящий при помощи считалочки.

«Сосны, елочки, пенечки»

Цель: развивать внимательность, умение управлять своим поведением.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: дети встают в круг, взявшись за руки. Педагог находится в центре круга. Звучит негромкая музыка, дети движутся по кругу. По команде педагога «Сосны», «Елочки» или «Пенечки» дети должны остановиться и изобразить названный предмет: «Сосны» – подняв руки высоко вверх, «Елочки» – раскинув руки в стороны, «Пенечки» – присев на корточки. Ошибившиеся игроки выбывают из игры или получают штрафное очко. Затем игра продолжается.

                                                                                                      Приложение № 2

Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию для дошкольников 4-5 лет.

Тема: «Мы - друзья»

Цель: способствовать психологическому развитию и социализации детей;

Задачи: 

Образовательная:

- уточнить и расширить представление детей о дружбе, товариществе, дружеских взаимоотношениях между людьми;

Развивающая:

- развивать коммуникативно – речевые способности, умение легко и непринужденно общаться, договариваться со взрослыми и сверстниками, находить выход из различных ситуаций;

Воспитательная:

- воспитывать доброту, чуткость, доброжелательность, дружеские взаимоотношения между детьми

Оборудование: «волшебный» колокольчик, текст рассказа В. Осеевой «До первого дождя», иллюстрации к произведениям, цветок «Дружбы», дидактическая игра «Правила поведения в детском саду».

Предварительная работа: беседа с детьми на тему: «Что такое дружба», дидактическая игра «Кто с кем дружит?», хороводно – подвижная игра «В этом доме мы семья», рассмотрение иллюстраций на развитие эмоций и эмпатии.

Ход занятия:

1 этап: организационно-мотивационный

Воспитатель звонит в колокольчик и приглашает всех встать в круг.

Колокольчик вас зовёт

Поиграть со мной ведёт.

Дай мне руку, ты – мой друг

Встанем вместе в дружный круг.

Дети берутся за руки, встают в круг.

Ребята, я рада, что вы услышали колокольчик! Ведь он не простой, а волшебный. Он собирает в круг только хороших, добрых детей. А вы же делаете добрые поступки? Какие добрые поступки вы сегодня уже совершили? (Ответы детей.)

- Молодцы! А я знаю ещё один добрый поступок от которого сразу все станет весело. Давайте мы с вами друг другу подарим улыбку и скажем друг другу комплименты.

А начну первой я: «Ксюша, у тебя очень красивая улыбка…» Дети улыбаются друг другу и передавая колокольчик говорят друг другу комплименты.

Дидактическая игра «Комплименты»

- Какие замечательные слова вы сказали друг другу!

Мы поставим колокольчик он нам будет напоминать о ваших замечательных комплиментах, приятных словах в течение всего дня.

- Дети, а знаете ли вы что такое дружба? А как нужно вести себя с друзьями и вообще с людьми? Я приглашаю вас послушать историю про 2 девочек…

Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «До первого дождя»

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

- В детском саду воспитательница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.

- Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

(Воспитатель задает вопросы, а дети дают ответы и выбирают соответствующие картинки-изображения к произведению)

Вопросы детям по произведению.

Почему покраснела Маша?

Почему покраснела Таня?

Были ли девочки настоящими подругами? Почему?

Как нужно было поступить в данной ситуации?

- Молодцы, ребята, все правильно ответили.

Малыши, сразу видно, что вы дружные, умеете дружить и знаете, как надо вести себя в садике. Давайте вместе поиграем игру.

Хороводная игра «В этом доме мы семья»

Дети с воспитателем становятся в кругу, поют, выполняют соответствующие движения.

В этом доме мы семья (идут по кругу).

В этом доме мы семья, мы и вы, и ты, и я! (останавливаются, руки в стороны, вперед к груди).

Руку дай тому, кто слева (левую руку в сторону – вниз).

Руку дай тому, кто справа (правую руку в сторону –вниз)

Мы – одна семья! (берутся за руки, поднимают их).

В этом доме мы семья, (идут по кругу)

В этом доме мы семья. Мы и вы, и ты, и я!

(останавливаются, руки в стороны, вперед, к груди).

Улыбнись тому, кто слева, (поворачивают голову влево, улыбаются соседу).

Улыбнись тому, кто справа (поворачивают голову вправо, улыбаются соседу).

Мы — одна семья! (Берутся за руки, поднимают их).

- Вот, как хорошо быть дружными, мы действительно с вами стали как одна семья. Я надеюсь, не забудете правила дружбы и правила поведения в садике. Я предлагаю вам на память сложить цветок «Дружбы»

Дидактическая игра «Цветок Дружбы»

Дети называют правила и выкладывают их на лепесточки цветка используя дидактическую игру «Правила поведения в детском саду»

2 этап: рефлексия деятельности детей

- Понравилось ли вам сегодня занятие?

- Что больше всего запомнилось вам сегодня?

Мне тоже было очень приятно и интересно вместе с вами, потому что вы настоящие друзья!

           

                                                                                            Приложение № 3

Круглый стол для родителей:

«Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Цели: Активизация интереса родителей к теме общения, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Выявление условий и способов развития коммуникативности;

-Получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком;

-Содействие формированию доброжелательных отношений в детском коллективе и семье;

- Поддержка важных социальных функции семьи: воспитательная, досуговая, коммуникативная.

Ход собрания

Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы побеседовать на тему «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста». А что вы понимаете под термином «коммуникативные навыки»? (Родители по очереди высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания.)

Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание своих особенностей и особенностей других людей и учет их в ходе общения. Ведь если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.

Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Процесс развития и совершенствования коммуникативных навыков ребенка напрямую зависит от поведения его родителей. Для малыша это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит от самих родителей.

Мы провели анкетирование на тему: «Как я общаюсь с ребенком дома» (воспитатель подводит итоги анкетирования).

Как оказалось, не многие родители уделяют достаточно внимания общению со своим ребенком и мало кто знает, в какие игры с ним играть.

Давайте мы все вместе подумаем, что нужно делать, как играть с ребенком чтобы научить общаться и находить общий язык со сверстниками. (Воспитатель предлагает родителям высказать свои мнения о том, как воспитать коммуникабельного ребенка, совместно разрабатывают памятку «Как научить ребенка общению».)

Итак, подводя итог нашего разговора, давайте вместе сформулируем основные условия, способствующие формированию коммуникативных навыков детей:

- пример конструктивного общения родителей между собой и с окружающими людьми;

- чтение детской художественной литературы, дающей пример позитивного общения между детьми и взрослыми;

- использование игр с целью повышения коммуникативности детей.

Вторую часть нашей встречи мы посвятим именно таким играм. В связи с этим, мне бы хотелось построить наше общение таким образом, чтобы все, о чем здесь говорилось, вы могли бы пережить и прочувствовать сами с позиции ребенка.

Воспитатель предлагает родителям «поиграть»:

  1. Игра «Вежливые слова»

Бросайте по очереди мячик и называйте друг другу вежливые слова. Такое упражнение поможет выработать полезную привычку пользоваться этикетными словами.

  1. Игра «Ситуации»

Очень эффективная игра, в которой необходимо предлагать разные ситуации, требующие вмешательства. Так ребенок научится вступать в разговор и управлять эмоциями. Примерные ситуации:

Два твоих друга сильно поругались. Тебе необходимо их помирить.

К тебе домой пришли гости. Что ты будешь делать?

У тебя потерялся котенок на улице. Подойди к прохожим и спроси, не видели ли они его.

Ты заблудился по дороге в магазин. Что ты будешь делать? Что спросишь?

Ты обидел бабушку. Попроси у нее прощения.

  1. Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

  1.  «Интервью»

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

  1. «Обзывалки»

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например: названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

Уважаемые родители, я бы хотела отметить важность развития у детей и невербальных форм общения, ведь именно они и определяют выразительность и эмоциональный фон общения. К играм на развитие невербальных средств общения относятся такие, где используется мимика и жестикуляция. К примеру, пантомима: сначала вы изображаете медведя, а ребенок угадывает, потом меняетесь ролями. Для старших ребятишек подойдет игра «Ассоциации», где с помощью языка жестов и различных мимических движений водящий обыгрывает какое-либо слово или ситуацию. Подобные развлечения гарантируют всеобщее веселье, эмоциональную разрядку, сплоченность. Одна из таких игр

  1. «Перевоплощения».

Нам предстоит перевоплотиться в самые разные предметы. Я расскажу вам одну историю, которая произошла этим летом. А вы мне поможете. Герои моего рассказа - мама, папа, а также чайник, дверь, мотор (все предметы, задействованные в рассказе). Каждому из вас достанется роль, которую необходимо озвучить. Вот вы будете мама, вы - папа, вы - автосигнализация и т.д. (Ведущий рассказывает, родители озвучивают, издавая звуки, присущие тому или иному предмету).

Представьте…. Летнее утро. Все ещё спят. К дому подъезжает мотоцикл. Срабатывает автосигнализация. Просыпается мама. Ставит чайник. Звенит будильник. Плачет малыш. Свистит чайник. Папа идёт в ванную. Скрипит дверь. Малыш плачет ещё громче. Мама успокаивает малыша.

Все в сборе. Пора к бабушке. Все садятся в машину. Захлопываются двери. Включается мотор. Машина едет по шоссе. Мимо на большой скорости проезжает автомобиль. Впереди пост ГАИ. Свисток милиционера. Слава Богу, не нам! Свернули с трассы. Впереди деревня. Привычно залаял пёс. Загоготали гуси. Закрякали утки. Захрюкали поросята. И вдруг…

А теперь давайте расскажем эту историю без слов. (Родители звуками имитируют содержание рассказа.)

Уважаемые родители, мне хотелось бы подвести итоги нашей встречи такими словами: «Путешествие по сложной, но очень интересной стране общения будет непростым, длительным, но удивительно увлекательным. Чудес не бывает, и проблемы вашего ребенка не пройдут за один день по взмаху «волшебной палочки». Поэтому, дорогие взрослые, наберитесь терпения и в путь. Вам в помощь мы подготовили красочную картотеку игр, загадок, мирилок и советов по развитию коммуникативных навыков у детей. Вы сможете играть с ребенком дома и ненавязчиво помогать ему формировать свое умение общаться. Желаем успеха!»    

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие" Игры и пособия для развития физиологического и речевого дыхания"

Речь ребенка не будет полноценной без речевого дыхания. Дыхательная система является энергетической базой для устной речи....

Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).

Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....

Учебно- методическое пособие Игровые методические пособия , способствующие развитию мелкой моторики рук и речи у дошкольников

                            Учебно- Методическое пособие« Игровые методические пособия , способствующие развитию мелк...

Методическое пособие Методическое пособие Рассказываем детям о войне.

Методическое пособие Рассказываем детям о войне....

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.Тема: «Дидактическое пособие  “Чудо чудное ...