Патриотизм – основа дошкольного воспитания на современном этапе образования
статья (подготовительная группа)

Сегодня в полный рост встал вопрос воспитания патриотизма с самого раннего детского возраста. Эта проблема возникла не сама по себе. Долгое время, с конца 80-х прошлого века и вплоть до сегодняшних дней, в нашей стране из образовательного процесса была фактически выдавлена функция воспитания в целом. И вот теперь, когда вдруг выяснилось, что образования без воспитания не существует, вернулась потребность в воспитании патриотизма у детей всех возрастов, начиная с 3-4 лет. Возможно ли это сегодня? И если возможно, то как осуществлять деятельность такого рода?

Для начала следует определиться с главным понятием. Что такое патриотизм? Толковые словари дают следующее определение: патриотизм - (греч. πατριώτης — «соотечественник», πατρίς — «родина», «отечество») — политический принцип и социальное чувство, осознанная любовь, привязанность к родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё, осознанная любовь к своему народу, его традициям. Как видно из определения, основными близкими по смыслу словами являются «родина», «отечество». Если убрать из понятия «политический принцип», то всё остальное коррелирует с темой традиции и семейных ценностей. И это справедливо, потому что Родина для каждого из нас начинается с семьи. В этой связи хочется отметить, что воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста должно осуществляться совместными усилиями родителей и воспитателей дошкольных учреждений.

В данной статье попробуем осветить те принципы и подходы, которые помогут определить направление воспитания патриотизма у детей.

1. Воспитание патриотизма должно быть искусно вплетено в игры и обучение в целом. Например, можно узнать у детей, где они родились, на какой улице живут. Начать в данном случае можно с себя, рассказать про место своего рождения, адрес на карте города. Когда дети приезжают после летних каникул, можно поговорить с ними о том, где они побывали, что нового увидели и узнали. Закрепить эти новые впечатления в рисунках.

2. Наша большая Родина начинается с малой родины: города, села, республики, края. Необходимо рассказывать детям, что мы все являемся маленькими частичками большой страны. С этой целью можно показывать небольшие игровые ролики на 5-7 минут памятных мест, характерных символов республики Башкортостан (памятник Салавату Юлаеву, герб города Уфа с куницей, вид Парка Победы , набережная р. Белая и т.д.) и всей страны в целом (памятные места Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода и др.).

3. Воспитание маленьких патриотов невозможно без особого внимания к языку, на котором мы говорим. Здесь необходимо непосредственное сотрудничество воспитателей и родителей. Языковая культура – это часть воспитания в целом и патриотизма в частности. Очень важно учить стихи, песни о природе родного края, о любимых родных людях. Можно начинать играть в кроссворды (на 5-7 слов), где будут присутствовать известные названия городов, рек, имён национальных и сказочных героев России. В этом занятии простор для творчества велик.

4. Очень важно в воспитательном процессе уделять значительное время знакомству с родной природой. Дети – маленькие исследователи. Рассказывая о животных и растениях родного края, мы приобщаем детей к экологической культуре. Воспитываем в них эмпатию к тем, кто слабее человека.

5. В возрасте 5-7 лет можно начинать читать стихи и рассказы о войне. Конечно, эта тема довольно сложная, но без чуткого и внимательного отношения к ней, будет трудно воспитать детей патриотами своей страны. И тут как нельзя кстати посещение таких мест, как Парк Победы (г. Уфа), музей Великой Отечественной войны на территории парка.

Существует ещё довольно много примеров того, как можно организовать воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста. В рамках данной статьи мы коснулись нескольких из них. Но далеко не всех. Следует отметить, что процесс этот сложный и интересный. Шаг за шагом мы учим детей понимать и любить этот мир во всём его многообразии. И во многом от совместных усилий родителей, педагогов и воспитателей зависит то, какие нравственные ориентиры выберут дети в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotizm.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотизм – основа дошкольного воспитания на современном этапе образования

                                                                                    Подготовила: Кулик М.Н.

Сегодня в полный рост встал вопрос воспитания патриотизма с самого раннего детского возраста. Эта проблема возникла не сама по себе. Долгое время, с конца 80-х прошлого века и вплоть до сегодняшних дней, в нашей стране из образовательного процесса была фактически выдавлена функция воспитания в целом. И вот теперь, когда вдруг выяснилось, что образования без воспитания не существует, вернулась потребность в воспитании патриотизма у детей всех возрастов, начиная с 3-4 лет. Возможно ли это сегодня? И если возможно, то как осуществлять деятельность такого рода?

Для начала следует определиться с главным понятием. Что такое патриотизм? Толковые словари дают следующее определение: патриотизм - (греч. πατριώτης — «соотечественник», πατρίς — «родина», «отечество») — политический принцип и социальное чувство, осознанная любовь, привязанность к родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё, осознанная любовь к своему народу, его традициям. Как видно из определения, основными близкими по смыслу словами являются «родина», «отечество». Если убрать из понятия «политический принцип», то всё остальное коррелирует с темой традиции и семейных ценностей. И это справедливо, потому что Родина для каждого из нас начинается с семьи. В этой связи хочется отметить, что воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста должно осуществляться совместными усилиями родителей и воспитателей дошкольных учреждений.

В данной статье попробуем осветить те принципы и подходы, которые помогут определить направление воспитания патриотизма у детей.

1. Воспитание патриотизма должно быть искусно вплетено в игры и обучение в целом. Например, можно узнать у детей, где они родились, на какой улице живут. Начать в данном случае можно с себя, рассказать про место своего рождения, адрес на карте города. Когда дети приезжают после летних каникул, можно поговорить с ними о том, где они побывали, что нового увидели и узнали. Закрепить эти новые впечатления в рисунках.

2. Наша большая Родина начинается с малой родины: города, села, республики, края. Необходимо рассказывать детям, что мы все являемся маленькими частичками большой страны. С этой целью можно показывать небольшие игровые ролики на 5-7 минут памятных мест, характерных символов республики Башкортостан (памятник Салавату Юлаеву, герб города Уфа с куницей, вид Парка Победы , набережная р. Белая и т.д.) и всей страны в целом (памятные места Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода и др.).

3. Воспитание маленьких патриотов невозможно без особого внимания к языку, на котором мы говорим. Здесь необходимо непосредственное сотрудничество воспитателей и родителей. Языковая культура – это часть воспитания в целом и патриотизма в частности. Очень важно учить стихи, песни о природе родного края, о любимых родных людях. Можно начинать играть в кроссворды (на 5-7 слов), где будут присутствовать известные названия городов, рек, имён национальных и сказочных героев России. В этом занятии простор для творчества велик.

4. Очень важно в воспитательном процессе уделять значительное время знакомству с родной природой. Дети – маленькие исследователи. Рассказывая о животных и растениях родного края, мы приобщаем детей к экологической культуре. Воспитываем в них эмпатию к тем, кто слабее человека.

5. В возрасте 5-7 лет можно начинать читать стихи и рассказы о войне. Конечно, эта тема довольно сложная, но без чуткого и внимательного отношения к ней, будет трудно воспитать детей патриотами своей страны. И тут как нельзя кстати посещение таких мест, как Парк Победы (г. Уфа), музей Великой Отечественной войны на территории парка.

Существует ещё довольно много примеров того, как можно организовать воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста. В рамках данной статьи мы коснулись нескольких из них. Но далеко не всех. Следует отметить, что процесс этот сложный и интересный. Шаг за шагом мы учим детей понимать и любить этот мир во всём его многообразии. И во многом от совместных усилий родителей, педагогов и воспитателей зависит то, какие нравственные ориентиры выберут дети в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема музыкального воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе.

Гуманистический потенциал музыкального искусства.Концепция музыкального воспитания детей дошкольного возраста.Построение содержания музыкального образования дошкольников.Организация музыкальной ...

ПРОБЛЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы....

Взаимодействие семейного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования

Взаимодействие семейного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования...

РМО руководителей ДОО «Организация работы с семьей в ДОУ на современном этапе образования». Выступление «Дистанционные формы сотрудничества с семьями воспитанников в современных условиях» 03.03.2022 г.

В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями.В ...

Патриотизм – основа дошкольного воспитания на современном этапе образования

Сегодня в полный рост встал вопрос воспитания патриотизма с самого раннего детского возраста. Эта проблема возникла не сама по себе. Долгое время, с конца 80-х прошлого века и вплоть до сегодняшних дн...

Патриотизм – основа дошкольного воспитания на современном этапе образования

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое п...