ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в средней группе на 2023-2024 учебный год
учебно-методический материал (средняя группа)

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в средней группе на 2023-2024 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПО ПРОГРАММЕ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Н. Е. ВЕРАКСЫ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

АППЛИКАЦИЯ

Источник: под ред. Л. А. Парамоновой «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет»

                                   И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в Д/С. Средняя группа »

Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в  средней группе детского сада».

                   

СЕНТЯБРЬ

1. "Красивые флажки" (Комарова)

Задачи: Развивать умение работать ножницами: правильно держать их; резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки: флажки; закреплять приемы аккуратного наклеивания; умение чередовать изображения по цвету.

2." Укрась салфеточку" (Комарова)

Задачи: учить детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы. Учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее. Развивать чувство композиции.

ОКТЯБРЬ

1.«Цветы на даче». (Парамонова)

Задачи: учить детей создавать цветок из 2-3 бумажных форм, красиво сочетая их по цвету, форме и величине, показать приемы оформления цветка: край надрезать бахромой, поворачивая бумажный круг в руке. Наклеить меньшую форму на большую, наносить клей на середину цветка, вызвать интерес к оформлению цветами коллективной клумбы или поляны.

2. «Автобус с цветными окошками».(Парамонова)

Задачи: учить детей пользоваться ножницами, разрезать полоски бумаги на квадраты, продолжать освоение приема складывания бумаги пополам, показать способ оформления автобуса, развивать глазомер. Чувство формы и композиции, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность.

НОЯБРЬ

1."В нашем селе построен большой дом" (Комарова)

Задачи: Закреплять умение вырезать прямую полоску бумаги, срезать углы, составлять изображение из частей. Развивать умение создавать в аппликации образ большого дома; видеть образ при рассматривании работ.

2. «Заюшкин огород». (Парамонова)

Задачи: учить детей создавать аппликативные изображения овощей: морковку-вырезание из прямоугольника, капусту-способом обрывной и накладной аппликации, вызвать интерес к составлению коллективной композиции, развивать чувство формы и композиции, вызвать интерес к совместной работе.

ДЕКАБРЬ

1. «Полосатый коврик для кота».(И.Лыкова)

Задачи: учить детей составлять гармоничную композицию из бумажных полосок чередующихся по цвету, продолжать освоение техники резание ножницами по прямой, познакоить с новым способом-резание по линиям сгиба, развивать чувство цвета и ритма, воспитывать интерес к народному декаротивно-прикладному искусству.

2. "Бусы на елку" (Комарова)

Задачи: Закреплять знания о круглой и овальной формах.

Учить срезать углы у прямоугольни­ков и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы; чередовать бусинки разной формы;

ЯНВАРЬ

1. "В магазин привезли красивые пирамидки" (Комарова)

Задачи: Упражнять в вырезывании округлых форм из квадратов (прямоугольников) путем плавно­го закругления углов. Закреплять приемы владения ножницами. Учить подбирать цвета, развивать цветовое восприятие; располагать круги от самого большого к самому маленькому.

2. «Полосатые зебры». (Парамонова)

Задачи: учить анализировать аппликативный образ: из каких форм и как он составлен , формировать умение создавать изображение животного из овалов разной величины, дополняя его деталями из полосок, закреплять умение разрезать бумажный прямоугольник на узкие полоски, инициировать поиск способов изображения полосок на шкурке зебры. Развивать чувство формы, глазомер.

ФЕВРАЛЬ

1. "Летящие самолеты" (Комарова)

Задачи: Развивать умение правильно составлять изображения из деталей; находить место той или иной детали в общей работе; аккуратно наклеивать.

Закреплять знание формы (прямоугольник). Учить плавно срезать его углы. Вызывать радость от созданной всеми вместе картины

2. " Вырежи и наклей красивый цветок в подарок маме" (Комарова)

Задачи: Развивать умение вырезать и наклеивать красивый цветок, части цветка (срезая углы путем закругления по косой); составлять из частей цветка красивое целое изображение. Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие, образные представления, воображение. Воспитывать внимание к родным и близким, желание, готовить для них подарки, порадовать маму  своими изделиями

МАРТ

1. "Красивый букет в подарок всем женщинам в детском саду" (Комарова)

Задачи: Воспитывать желание пора­довать окружающих, создать для них что-то красивое. Расширять образные пред­ставления детей. Развивать умение создавать изображения одних и тех же предметов по-разному, вариативными способами. Продолжать формировать навыки коллективного творчества. Вызывать чувство радости от созданного изображения.

2. "Рыбки играют, рыбки сверкают" (Лыкова)

Задачи: учить детей составлять гармоничные образы рыбок из отдельных элементов( кругов, овалов. треугольников). Активизировать способы вырезания кругов и овалов из квадратов или прямоугольников путем закругления углов; красиво размещать на композиционной основе( аквариум круглой или прямоугольной формы).

АПРЕЛЬ

1. "Живые облака" (Парамонова)

Задачи: учить детей изображать облака, по форме похожие на знакомые предметы и животных. Продолжать освоение обрывной техники аппликации. Развивать воображение, внимание, координацию движений глаз и рук.

2." Загадки" (Комарова)

Задачи: закреплять умение детей соотносить плоские геометрические фигуры с формой

частей предметов, составлять изображение из готовых частей, самостоятельно вырезать мелкие детали. Упражнять в аккуратном наклеивании. Развивать творчество, образное восприятие. воображение.

МАЙ

1." Разноцветные шары"(Парамонова)

Задачи: формировать умение вырезать округлые формы способом последовательного закругления уголков трапеции. Познакомить с рациональным способом попарного закругления уголков квадрата и прямоугольника, сложенных пополам. Воспитывать интерес к сотворчеству.

2.«Божья коровка».(Парамонова)

Задачи: учить детей создавать яркие образы насекомых в технике аппликации с элементами рисования, совершенствовать технику вырезания овала рациональным способом, создать условия для самостоятельного выбора детьми способа нанесения точек на крылышки божьей коровки, развивать чувство формы и цвета.



Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Источник: под ред. Л. А. Парамоновой «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет»

Сентябрь

Тема:. 1. «На даче у Капризной кошки»

 Задачи. Закреплять названия деталей строительного материала(кирпичик,кубик,пластина)и представления об их устойчивости,умение изменять дорожки,ворота и заборчики в длину и ширину;величины или заменяя их такими же,но большими по величине(более крупными).Формировать пространственные представления:короткий-длинный,низкий-высокий,узкий-широкий.

Тема:. 2. «Дома на нашей улице»

 Задачи. Закреплять названия деталей строительного материала(кирпичик,призма,плпстина)и представления об их конструктивных свойствах.Формировать у детей обобщенный способ обследования образца конструкции дома.Учить их точновоспроизводить образец конструкции домика,состоящий из двух кирпичиков и большой призмы,преобразовывать его сначала в высоту,затем в длину,пристраивая и надстраивая его деталями одной величины.Сравнивать конструкции домика-образца с преобразованными конструкциями,устанавливать общее и различное; обозначать словом пространственные характеристики:высокий-низкий,длинный-короткий.

ОКТЯБРЬ

Тема:. 1. «Деревенская улица»

Задачи. Знакомить детей с простыми и многофункциональным способом работы с бумагой в технике оригами.Учить складывать бумажный квадрат по диагонали пополам с совмещением его противоположных углов;использовать новый способ работы с бумагой для самостоятельного изготовления разнообразных поделок.

Тема:. 2. «Мебель для трех медведей»

Задачи. Учить детей конструировать по образцу мебель трех величин(кровать,стул).Формировать обобщенный способ обследования конструкции кровати и стула.Учить выделять в конструкциях определенные параметры величины(длина,ширина,высота)и различать три градации величины данных параметров при конструировании предметов мебели(большой-поменьше-маленький,широкий-уже-узкий, длинный-короче-короткий,высокий-ниже-низкий);соотносить их с размерами игрушек(медведей),для которых они предназначены.

НОЯБРЬ

  1. Тема:. «Дети гуляют в парке»

Задачи. Учить конструировать из геометрических форм разной величины динамические фигурки деталей в одежде.Отрабатывать навыки аккуратного и точного соединения деталей между собой при построении изображений фигурок детей.Развивать начальные формы взаимодействия детей по правилу при выполнении общей композиции.

ДЕКАБРЬ

  1. Тема:. «Мордочки животных»

Задачи. Упражнять детей в складывании квадрата по диагонали,совмещая противоположные углы. Познакомить с новым способом техники оригами-отгибание вверх нижних углов треугольника(полученного из квадрата)к соответствующим(каждому углу)сторонами.Учить создавать выразительные мордочки разных животных из преобразованных треугольников новым способом,используя дополнительные детали(геометрические фигуры разной формы и величины)для создания выразительного образа животного.

  1. Тема:. «В новогоднем лесу»

Задачи. Расширять представления детей об изменениях в природе зимой.Учить видеть снег в обрывках и комочках белой бумаги ,снеговика и ель в разных по величине комках белой бумаги и зеленых треугольниках,преобразовывать пейзажную композицию,дополняя ее новыми элементами и объектами(снежинками,снеговиками,елями);сминать пальцами мягкую бумагу в большие и маленькие комочки трех виличин и конструировать из них ибраз снеговика;сгибать квадратный лист по диагонали и конструировать ели из треугольников нескольких градаций величины. Развивать согласованность в действиях детей при выполнении общей композиции.Обогащать словарь(снег падает,кружится,белый,пушистый,липкий,комки,сугробы,снеговик,шляпа,ведро,метла,ели,ели,большой-поменьше-маленький).

ЯНВАРЬ

  1. Тема:. «Горки»

Задачи. Учить детей анализировать образец конструкции горки в определенной последовательности;конструировать горку по образцу и перестраивать ее по условию-опытным путем определять зависимость скорости движения при спуске с горы от высоты спуска;выделять в конструкциях параметры величины(высота)и различать три градации данного параметра величины при конструировании и обыгрывании горки(высокий-ниже-низкий).

ФЕВРАЛЬ

  1. Тема:. «Животные»

Задачи. Продолжать учить детей создавать простые конструкции из 4-5 частей,подбирать детали,соответствующей величины и формы,анализируя строение предмета.Развивать умение выслушивать инструкцию и действовать в соответствии с ней.

  1. Тема:. «Корабли и самолеты»

Задачи. Развивать воображение.Учить детей видеть в подсказки(модулях разной конфигурации)основу для реальной конструкции самолета или корабля; «достраивать»модуль-конструировать разные водные и воздушные транспортные средства.

МАРТ

  1. Тема:. «Трамвайчики»

Задачи. Формировать обобщенные представления о конструкции трамвая и его функциональном назначении.Развивать обобщенный способ обследования образца(выделять объект в целом,затем его части и их пространственное расположение по отношению друг к другу;далее-детали,из которых построена  каждая часть,в заключение-объект в целом).Учить конструировать трамвай по образцу и преобразовывать его по условиям(в высоту,длину),пристраивания и надстраивания теми же деталями,что и в образце.Называть пространственные  характеристики:высокий-низкий,длинный-короткий.

  1. Тема:. «Новые трамвайчики»

Задачи. Закреплять обобщенные представления о конструкции трамвая;способ обследования образца(объект в целом,его части и их пространственное расположение по отношению друг к другу;далее-детали,из которых построена каждая часть;в заключение-объект в целом).Учить конструировать  трамвай по образцу и преобразовывать его  по новым условиям(в высоту,длину и ширину),пристраивания и надстраиваниями деталями деталями одной величины.Сравнивать и устанавливать общее,различное между конструкцией образца и преобразованными конструкциями.Называть пространственные характеристики:высокий-низкий,длинный-короткий,широкий-узкий.

АПРЕЛЬ

  1. Тема:. «Домики»

Задачи. Уточнить название деталей строительного материала(кубик,кирпичик,призма,пластина) и их конструктивные свойства.Формировать обобщенный способ обследования образца конструкции объекта(домика)по определенной схеме и сравнения его с другими конструкциями этого же объекта(установление общего и различного).Учить преобразовывать конструкцию дома по заданию воспитателя способами:надстраивания(увеличения в высоту)и пристраивания(увеличение в длину).Закркплять пространственные характеристики:высокий-низкий,длинный-короткий.

  1. Тема:. «Загадки»

Задачи. Развивать воображение,инициировать поиск решений конструктивной загадки на достраивание Г-образной плоскостной фигуры,состоящей из четырех квадратов.

МАЙ

  1. Тема:. «Загадки»

Задачи. Развивать воображение,инициировать поиск решений конструктивной загадки на достраивание Г-образной плоскостной фигуры,состоящей из четырех квадратов.

  1. Тема:. «Почтовые конверты»

Задачи. Продолжать учить складывать квадратный  лист бумаги пополам по прямой линии,совмещая противоположные стороны;анализировать сделанные поделки(выделять в них общее-способ конструирования,и различное-дополнительные детали).Дать элементарные сведения о вспомогательных средствах создания поделок для игры в «ПОЧТУ».Инициировать «включение»готовых поделок в игру.



Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПО ПРОГРАММЕ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Н. Е. ВЕРАКСЫ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

ЛЕПКА

Источник: под ред. Л. А. Парамоновой «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет»

                                   И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в Д/С. Средняя группа »

                       Г.С. Швайко «Занятия по ИЗО в Д/С. Средняя группа»

Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада».

СЕНТЯБРЬ

Тема: «Яблоки и ягоды».

Задачи: закреплять умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками рисункам.    ( Т.С. Комарова  стр. 27)

Тема: «Огурцы и свекла»

Задачи: познакомить детей с приемами лепки предметов овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умение катать глину прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными – при лепке предметов круглой формы. Учить пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность( Т.С. Комарова  стр. 30)

Тема: «Большие и маленькие морковки».

Задачи: учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом.( Т.С. Комарова  стр. 28)

ОКТЯБРЬ

Тема:  "Жуки на клумбе" (Парамонова)

Задачи: уточнить представления детей о строении жука, закрепить способ лепки полусферы, способствовать развитию координации в системе"глаз-рука",  синхронизации работы обеих рук, воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Тема:  «Грибы»

Задачи: закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание глины прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Подводить к образной оценке работ.(Т.С. Комарова стр.  14)

Тема: «Угощение для кукол»

Задачи: развивать у детей образные представления, умение выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение объединять результаты своей деятельности с работами сверстников. ( Т.С. Комарова  стр. 39)

НОЯБРЬ

Тема: «Слепи какую хочешь игрушку в подарок другу (братишке, сестренке)»

Задачи: продолжать развивать образные представления, воображение и творчество. Закреплять умение использовать при создании изображения разнообразные приемы лепки, усвоенные ранее. Воспитывать внимание к другим детям, желание заботиться о них.( Т.С. Комарова  стр. 15 )

Тема: «Рыбка»

Задачи: закреплять знание приемов изготовления предметов

овальной формы (раскатывание прямыми движениями ладоней, лепка пальцами). Закреплять приемы оттягивания, сплющивания при передаче характерных особенностей рыбки. Учить детей обозначать стекой чешуйки, покрывающие тело рыбы. ( Т.С. Комарова  стр. 40)

ДЕКАБРЬ

Тема:«Дед Мороз принес подарки».

Задачи: учить лепить фигуру человека конструктивным способом (из отдельных частей) на основе конуса-Дед Мороз в длинной шубе до пят, учить передавать характерные особенности Деда Мороза, инициировать поиск способов создания сюжета, развивать чувство формы, пропорций, композиции.(Л.А. Парамоновой стр. 261)

Тема:«Девочка в зимней одежде»

Задачи: вызвать у детей желание передать образ девочки в лепном изображении. Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся книзу шубка, руки), передавать их с соблюдением пропорций.( Т.С. Комарова  стр.51).

Январь

Тема: «Большая утка с утятами» (Коллективная композиция)

Задачи: Продолжать знакомить детей с дымковскими изделиями

(уточка с утятами, петух, индюк и другие). Учить выделять элементы украшения игрушек, замечать красоту формы. Вызвать желание лепить игрушки. Учить лепить фигурки на подставке, передавать разницу в величине предметов и отдельных частей, делить глину в соответствующей пропорции( Т.С. Комарова  стр. 18).

ФЕВРАЛЬ

Тема: «Козленочек»

Задачи: учить детей лепить четвероногое животное (овальное

тело, голова, прямые ноги). Закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями, прикрепление частей к вылепленному телу животного, сглаживание мест скрепления, прищипывание и т. п. Развивать сенсомоторный опыт.( Т.С. Комарова  стр. 25).

Тема: «Слепи то, что тебе нравится»

Задачи: развивать умение детей оценивать полученные впечатления, определять свое отношение к тому, что увидели, узнали. Формировать желаниеотражать полученные впечатления в художественной деятельности. Закреплять стремлениедетей создавать интересные изображения в лепке, используя усвоенные ранее приемы.

      ( Т.С. Комарова  стр. 25).

МАРТ

Тема: " Зайчики на полянке"

Задачи: учить детей лепить животное ; передавать  овальную форму его туловища, головы , ушей. Закреплять приемы лепки и соединения частей. Развивать умение создавать коллективную композицию. Развивать образные представления, воображение.

Тема: "Слепи какую хочешь игрушку "

Задачи: Продолжать развивать образные представления, воображение и творчество.

Закреплять умение использовать при создании изображения разнообразные приемы лепки, усвоенные ранее. Воспитывать внимание к другим детям, желание заботиться о них

АПРЕЛЬ

Тема: " Вылепи какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин"

Задачи: учить детей выбирать содержание своей работы из круга определенных предметов. Воспитывать самостоятельность, активность.

Тема: " Чашечка"

Задачи: продолжать учить детей лепить посуду, используя приемы раскатывания, вдавливания и уравнивая пальцами края формы. Упражнять в соединении частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления.

МАЙ

Тема:«Цветы на лугу».

Задачи: учить детей в лепке передавать представление о внешнем виде конкретных цветов-по своему выбору, создать условия для свободного выбора приемов лепки, вызвать интерес к экспериментированию с цветом, уточнить технику лепки венчика цветка из шара способом сплющивания в диск и моделирование формы лепестков приемами прищипывания, вытягивания, загибания, надрезания и др., развивать чувство формы, координацию в системе «глаз рука», воспитывать интерес к отображению природы в изобразительной деятельности.

Тема:«Бабочки и стрекозы на полянке».

Задачи :учить детей лепить по выбору различных насекомых, передавая характерные особенности их строения и окраски, придавая поделке устойчивость, используя деревянные или пластиковые палочки, трубочки, зубочистки, развивать наблюдательность, умение создавать коллективный сюжет.



Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПО ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Источник: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет»

СЕНТЯБРЬ

  1. Описание игрушек - кошки и собаки.

Задачи. Учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида; активизировать слова, обозначающие действия и состояние(глаголы);учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; закреплять произношение пройденных звуков (у),(а),(г),(к),(в);учить правильно произносить в словах звуки (с)-(с,),выделять в речи слова с этими звуками; закреплять представления о значении терминов «слово», «звук»;учить вслушиваться в звучание слов.

  1. «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами».

Задачи. Учить составлять рассказ по картине совместно с воспитателем и самостоятельно; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта; учить соотносить слова, обозначающие названия животных, с названием их детенышей; активизировать в речи слова, обозначающие действия(глаголы). 

ОКТЯБРЬ

1Описание игрушек – собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек

Задачи:

- Связная речь: учить при описании игрушки называть её признаки, действия, связывать между собой предложения;

- словарь и грамматика: закреплять умение соотносить названия животных с названием их детёнышей, упражнять в использовании форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных; формировать представления о предлогах за, под, на, в, навыки их применения в речи;

- звуковая культура речи: укреплять артикуляционный аппарат, отрабатывать навыки правильного произношения звуков (с) – (с,) изолированных, в словах и фразах; учить произносить звук (с) длительно, на одном выдохе, отчётливо и внятно произносить слова.

2. Составление описательного рассказа о питомцах.

Задачи:

-учить составлять описание игрушки, называть характерные признаки и действия, подводить к составлению короткого рассказа на тему из личного опыта; обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов(игрушек),их свойств, действий, которые с ними можно совершать; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; продолжать знакомить с термином «слово», закрепить произношение звука(с) в словах и фразах, учить подбирать слова со звуком(с) и вслушиваться в их звучание.

НОЯБРЬ

1.Составление сюжетного рассказа по набору игрушек Таня, Жучка и котенок.

Задачи: учить составлять рассказ исходя из набора игрушек; активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов; учить согласовывать прилагательные с существительными в форме множественного числа; закрепить правильное произношение изолированного звука(з),учить различать на слух разные интонации, пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.

2.Перессказ сказки « Пузырь, соломинка и лапоть».

Задачи:

 -учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей; учить пользоваться точными наименованиями для называния животных, употреблять форму повелительного наклонения глаголов.

ДЕКАБРЬ

1.Тема: Составление сюжетного рассказа по ролям.

Задачи: формировать навыки диалогической речи, учить, самостоятельно, задавать вопросы и отвечать на них;

Активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов, учить подбирать точные сравнения;

учить понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса

 вслушиваться в звучание слов, выделять в словах заданный звук.

2.Придумывание загадок-описаний об игрушках.

Задачи:

-формировать навыки диалогической речи, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них; активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов, учить подбирать точные сравнения; учить понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса, вслушиваться в звучание слов, выделять в словах заданный звук.

 

ЯНВАРЬ

1.Составление рассказа-описания по лексической теме «Мебель».

Задачи. учить высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем; учить правильно называть предметы мебели, познакомить с их назначением; уточнить понятие «мебель»; учить правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед; активизировать в речи сложноподчиненные предложения.

2.Составление рассказа по картине «Собака со щенятами».

Задачи: Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта; учить правильно образовывать формы родительного падежа существительных, активизировать в речи глаголы.

ФЕВРАЛЬ

1.Описание игрушек-белки, зайчика, мышонка.

Задачи: Учить составлять короткий описательный рассказ об игрушках; учить ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательных с существительными в роде; образовывать слова при помощи  суффиксов с уменьшительным и увеличительным значением; учить слышать и правильно произносить звук(ш), изолированный, в словах и фразах; правильно регулировать темп и силу голоса; учить вслушиваться в слова, подбирать слова, сходные по звучанию.

2..Составление рассказа о любимой игрушке

Задачи. Учить описывать и сравнивать кукол: правильно называть наиболее характерные признаки, строить законченные предложения; активизировать в речи прилагательные, учить пользоваться словами с противоположным значением, закрепить представления о понятии «мебель»; развивать выразительность речи

МАРТ

1 Составление рассказа – описания по лексической теме «Зимняя одежда»

Задачи: учить давать описания зимней одежды. Учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении, закрепить понятие «одежда»; учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Учить выделять на слух и правильно произносить звук «Ж», изолированный, в словах и фразах; подбирать слова на заданный звук.

2 Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд»

Задачи: учить пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажа.

Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных; закрепить представление о значении терминов «Слово», «звук»; учить самостоятельно подбирать слово со звуком.

АПРЕЛЬ

1.Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу»

Задачи.  Побуждать к составлению коротких рассказов исходя из набора игрушек. Учить правильно использовать в речи предлоги  в, на, под, между,; закрепить умение образовывать наименование детенышей животных, закреплять правильное произношение звука Ж в словах и фразах; учить выделять этот звук в словах, четко  и ясно произносить слова и фразы с этим звуком, учить правильно пользоваться интонацией (вопросительной, повествовательной), говорить достаточно громко.

2.Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза»

Задачи: Учить составлять небольшой (2-3 предложений) рассказ, отражающий содержание по картине, по плану предложенным воспитателем.

Учить подбирать определение к словам «снег», «зима», «снежинки»; продолжать выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук.

МАЙ

1.Составление рассказа по картине «Куры».

Задачи: Учить составлять короткий описательный рассказ по картине учить сравнивать (по внешнему виду, поведению) петуха и курицу, курицу и цыплят; закрепить умение самостоятельно подбирать слова, сходные и не сходные по звучанию; представление о том, что звуки в слове следуют друг за другом.

2.День Победы.

Задачи. Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозёрова «Праздник Победы». Гербова стр -68



Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПО ПРОГРАММЕ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Н. Е. ВЕРАКСЫ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

РИСОВАНИЕ

Источник: под ред. Л. А. Парамоновой «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет»

                                   И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в Д/С. Средняя группа »

                       Г.С. Швайко «Занятия по ИЗО в Д/С. Средняя группа»

Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в  средней группе детского сада».

СЕНТЯБРЬ

Тема: 1. "Нарисуй картинку про лето" (Комарова)

Задачи: Учить детей доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять приемы рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывать ее в воде, осушать о тряпочку. Поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка.

Тема: 2. Помидор и огурец».(Швайко)

Задачи: учить детей изображать предметы овальной формы, воспитывать умение изменять направление движения по одной дуге к другой, передавать различия между предметами овальной и круглой формы, равномерно располагать два предмета на листе бумаги, закреплять приемы закрашивания предметов.

Тема:3.«Наш арбуз».

Задачи: начинать учить детей рисовать с натуры арбуз , передавая особенности внешнего вида (большой, круглый, зеленый), формировать умение изменять направление движения кисточки, в соответствии с общим силуэтом, развивать чувство формы, цвета, пропорций.

Тема:4 Цветные шары (круглой и овальной формы) (Комарова)

Задачи: Продолжать знакомить с приемами изображения предметов овальной и круглой формы. Развивать умение сравнивать эти формы, выделять их отличия, передавать в рисунке отличительные особенности форм; закреплять навыки закрашивания, легко касаясь карандашом бумаги; воспитывать стремление добиваться хорошего результата

ОКТЯБРЬ

Тема: 1 Золотая осень (Комарова)

Задачи: Развивать умение изображать осень; упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветви, осеннюю листву. Закреплять технические уме­ния в рисовании красками (опус­кать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю кап­лю о край баночки, хорошо про­мывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промо­кать ее о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т. д.). Подводить к образной пере­даче явлений. Воспитывать самостоятель­ность, творчество. Вызывать чув­ство радости от ярких красивых рисунков

Тема: 2 «Яблоко и сливы».(Швайко)

Задачи: продолжать формирование умений изображать овальные формы, передавать их отличия от круглых, учить окрашивать округлые предметы закругленными линиями, располагать равномерно несколько предметов на листе бумаги, самостоятельно рисовать черешки и листики у фруктов.

Тема: 3. Украшение фартука (Комарова)

Задачи: Развивать умение составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента.

Развивать цветовое воспри­ятие, образные представления, творческие способности, вообра­жение

Тема: 4 Рисование по замыслу (Комарова)

Задачи: Развивать умение самостоятельно выби­рать тему своего рисунка, дово­дить задуманное до конца, пра­вильно держать карандаш, за­крашивать небольшие части ри­сунка. Развивать творческие способности, воображение

НОЯБРЬ

Тема: 1"Гроздь рябинки".(Лыкова)

Задачи: учить детей рисовать кисть рябины ватными палочками или пальчиками (по выбору), а листок- путем ритмичного примакивания ворса кисти, закреплять представление о строении грозди, развивать чувство ритма и цвета, воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.

Тема: 2 "Украшение свитера" (Комарова)

Задачи: Закреплять умение украшать предмет одежды, используя ли­нии, мазки, точки, кружки и дру­гие знакомые элементы; оформ­лять украшенными полосками   « одежду, вырезанную из бумаги. Учить подбирать краски в со­ответствии с цветом свитера. Развивать эстетическое вос­приятие, самостоятельность, ини­циативу

Тема: 3 Маленький гномик (Комарова)

Задачи: Развивать умение передавать в рисунке об­раз маленького человечка - лесного гномика, составляя изображение из простых частей: круглая головка, конусообразная рубашка, треуголь­ный колпачок, прямые руки, со­блюдая при этом в упрошенном ви­де соотношение по величине.

Тема: 4 "Рыбки плавают в аквариуме" (Комарова)

Задачи:Развивать умение изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера.

Тема:5"Осенний ковер для ежиков".

Задачи: учить детей рисовать листья в технике «принт»:наносить краску на листья, стараясь передать их оттенок, и ставить отпечатки на бумаге, совершенствовать изобразительную технику (смешивать краски), вызвать интерес к созданию коллективной композиции, поощрять детей воплощать в худ.форме свои представления, чувства, передавать характерные признаки объектов и явлений природы, поддерживать творческое начало.

ДЕКАБРЬ

Тема: 1"Морозные узоры".(И Лыкова)

Задачи: учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетение, создать условия для экспериментирования с красками для получения разных оттенков голубого цвета, расширить и разнообразить образный ряд-создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, волнистая линия, листок),совершенствовать технику рисования концом кисти, развивать чувство формы и композиции.

Тема: 2 "Снегурочка" (Комарова)

 Задачи: Развивать умение изображать Снегурочку в шубке (шубка книзу расширена, руки от плеч). Закреплять умение рисовать кистью и красками; накладывать одну краску на другую по высыхании при ук­рашении шубки, чисто промывать кисть и осушать ее, промокая о тряпочку или салфетку

Тема: 3 "Новогодние поздравительные открытки"

Задачи: Развивать умение самостоятельно опреде­лять содержание рисунка и изо­бражать задуманное. Закреплять технические приемы рисования (правильно пользоваться красками, хорошо промывать кисть и осушать ее). Развивать эстетические чувст­ва, фантазию, желание порадовать близких, положительный эмоцио­нальный отклик на самостоятельно созданное изображение. Воспитывать инициативу, самостоятельность.

Тема: 4 "Наша нарядная елка" (Комарова)

Задачи: Развивать умение передавать в рисунке образ новогодней елки; пользоваться красками разных цветов, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыхании. Формировать умение рисо­вать елку с удлиняющимися книзу ветвями. Способствовать эмоциональ­ной оценке своих работ и рисунков товарищей, созданию радостной ат­мосферы при восприятии рисунков

ЯНВАРЬ

Тема:1 "Выросла елка в лесу на горе".(Г.Швайко)

Задачи: учить изображать елку в соответствии с содержанием стихотворения, рисовать на ветвях шишки, снег, вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание, различать по цвету небо, погоду и время суток.

Тема: 2 "Маленькой елочке холодно зимой" (Комарова)

Задачи: Учить передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное;

 рисовать елочку с удлиненны­ми книзу ветками. Закреплять умение рисовать

красками. Развивать образное восприятие, образные

представления; желание создать красивый рисунок.

Тема: 3 Развесистое дерево

Задачи: Учить детей использовать разный нажим на карандаш для изображения дерева с толстыми и тонкими ветвями. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата. Развивать образное восприятие , воображение, творчество.

Тема: 4 " Украшение платочка". (По мотивам дымковской росписи) (Комарова)

Задачи: Знакомить с росписью дым­ковской игрушки (барышни). Учить выделять элемент узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки); равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикаль­ными и горизонтальными), в об­разовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы.

Развивать чувство ритма, композиции, цвета.

ФЕВРАЛЬ

Тема:1 "Украсим полосочку флажками" (Комарова)

Задачи: Закреплять умение рисовать предметы прямоугольной формы, создавать простейший ритм изо­бражений. Упражнять в умении аккурат­но закрашивать рисунок, исполь­зуя показанный прием. Развивать эстетические чувства; чувство ритма, композиции.

Тема: 2"  Девочка пляшет" (Комарова)

Задачи: Развивать умение рисовать фигуру человека, передавая простейшие соотношения по величине: голова маленькая, туловище большое; девочка одета в платье; изображать простые движения(например, поднятая рука, руки на поясе).

Закреплять приемы закраши­вания красками (ровными слитными линиями в одном направлении), фломастерами,  цветными мелками. Побуждать к образной оценке изображений

Тема: 3"Крошки-осьминожки".(Лыкова)

Задачи: создавать условия для экспериментирования с отпечатками ладошек, показать сходство очертаний осьминога с силуэтами перевернутой ладони, учить создавать выразительные образы морских существ  с помощью волнистых линий, развивать восприятие, чувство формы и ритма, воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность.

Тема: 4 "Укрась свои игрушки" (Комарова)

Задачи: Развивать эстетическое вос­приятие. Продолжать знакомить с дымковскими игрушками. Учить отмечать их характерные особенности;

выделять элементы узора: кру­ги, кольца, точки, полосы.

Закреплять представление детей о ярком, нарядном, праздничном колорите

игрушек.

МАРТ

Тема:1.«Веселые матрешки».(И.Лыкова)

Задачи: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки, учить рисовать матрешку с натуры, по возможности  точно передавая форму, пропорции и элементы оформления одежды, развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций, воспитывать интерес к народной культуре.

Тема: 2 "Украсим кукле платьице" (Комарова)

Задачи: Развивать умение детей составлять узор из знакомых элементов (полосы, точки, круги). Развивать творческое начало, эстетическое восприятие, воображение.

Тема: 3 "Расцвели красивые цветы" (Комарова)

Задачи: Развивать умение рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения, работая кистью и ее концом

Тема: 4 "Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок" (Комарова)

Задачи: Продолжать учить детей рисовать четвероногих животных.

Закреплять знания о том, что у всех четвероногих животных тело овальной формы; приемы работы кистью и красками.

Учить сравнивать животных, видеть общее и различное; передавать сказочные образы. Развивать образные представ­ления, воображение, творчество

АПРЕЛЬ

Тема: 1 "Сказочный домик-теремок" (Комарова)

Задачи: Развивать умение передавать в рисунке образ сказки.

 Развивать образные представления, воображение; самостоятельность и творчество в изображении и украшении сказочного домика. Совершенствовать приемы украшения

Тема: 2 " Мое любимое солнышко" ( Комарова)

Задачи: Развивать образные представ­ления, воображение. Закреплять усвоенные ранее приемы рисования и закрашива­ния изображений.

Тема: 3" Твоя любимая кукла" (Комарова)

Задачи: Развивать умение создавать в рисунке образ любимой игрушки;

 рассматривать рисунки, выбирать лучший из них, обосновывать свой выбор.

Закреплять умение передавать форму, расположение частей фигуры человека, их относительную величину. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист.

Упражнять в рисовании и закрашивании.

Тема: 4."Цветущая ветка".(Парамонова)

Задачи: учить детей создавать композицию, гармонично сочетающую разные элементы, познакомить со способом изображения венчика цветка из 5-6 лепестков приемом «примакивания» , развивать глазомер, формировать навыки планирования работы, воспитывать интерес к отражению впечатлений от явлений природы в рисунке, умение любоваться красотой цветения растений.

МАЙ

Тема: 1."Вот какой у нас салют".(Парамонова)

Задачи: продолжать освоение способа «принт» (печать), закреплять ставить отпечатки одной и двумя руками синхронно (пальчиками, ватной палочкой, тряпочкой, ватным тампоном, пробкой), развивать чувство цвета, ритма и композиции, создать условия для экспериментироваия с разными художественными инструментами и материалами в целях способов изображения «огоньков салюта», закреплять способ сложения листа бумаги пополам с совмещением противоположных сторон.

Тема:2 "Самолеты летят сквозь облака" (Комарова)

Задачи: Учить изображать самолеты, летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш. Развивать образное восприятие, образные представления. Вызывать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам.

Тема: 3 Нарисуй картинку про весну

Задачи: Учить детей передавать в рисунке впечатления от весны. Развивать умение удачно располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании красками( хорошо промывать кисть, осушать ее, набирать краску на кисть по мере надобности).

Тема: 4 "Радуга-дуга, не давай дождя".(И.Лыкова)

Задачи: продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительными средствами, вызвать интерес к изображению радуги, дать элементарные сведения по цветоведению, воспитывать эстетическое отношение к природе.



Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПО ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Источник: под ред. Е. В. Колесникова «Математика для детей 4-5 лет»

СЕНТЯБРЬ

Занятие  1.

Цели

Закреплять:

-Умение сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а где много;

-сравнивать две группы предметов, устанавливать равенство между ними;

-знакомые предметы по величине(большой, маленький),объединять предметы по этому признаку;

-считать предметы (в пределах 2), пользуясь правильными приёмами счёта;

-считать слева направо, называть числительные по порядку, согласовывать числительные с существительным в роде, числе, падеже.

- знания о геометрической фигуре круг (находить среди других геометрических фигур).

Учить:

-отгадывать загадки на основе зрительного воспринимаемой информации;

-понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Формировать:

-представление, что круги могут быть разного размера;

-навыки самоконтроля и самооценки.

Занятие  2.

Цели

Учить:

-считать предметы (в пределах 4), пользуясь правильными приёмами счёта;

-обозначать словами положение предмета по отношению к себе;

-ориентироваться на листе бумаги;

-считать по образцу, устанавливать равенство между двумя группами предметов.

Закреплять знание о времени года (осень).

Занятие  3.

Цели

Учить:

-устанавливать соотношение между числом и количеством предметов;

-выделять признаки сходства предметов (величина) и объединять их по этому признаку.

Закреплять:

-умение считать предметы(в пределах5);

-знание о геометрической фигуре квадрат.

Продолжить учить:

-сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький), использовать эти слова в речи.

Формировать:

-представление, что квадраты могут быть разного размера;

-навыки самоконтроля и самооценки.

Развивать зрительное внимание.                                       

Занятие  4.

Цели

Продолжить учить:

- считать предметы (в пределах 5);

-добавлять к меньшей группе недостающий предмет;

-устанавливать равенство меду группами, состоящими из одинакового количества разных предметов;

-обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, посередине, справа).

Закреплять: представление о частях суток.

Упражнять в сравнении двух групп предметов.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

ОКТЯБРЬ

Занятие  5.

Цели

Учить:

-отгадывать математические загадки на основе зрительного воспринимаемой информации;

-находить цифру 1 среди множества других цифру;

-писать цифру 1, используя образец;

-понимать последовательность расположения геометрических фигур.

Знакомить с цифрой 1 как знаком числа 1.

Закрепить умение определять пространственное расположение предметов по отношению к себе (слева, справа, посередине).

Занятие 6.

Цели

Закреплять:

-знание о цифре 1;

-о геометрической фигуре треугольник, учить находить его среди множества других;

-учить сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький), объединять предметы по этому признаку;

Учить:

-соотносить цифру с количеством предметов;

-отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации.

Формировать представление, что треугольники могут быть разного размера.

Занятие  7.

Цели

Знакомство с цифрой 2.

Учить:

-писать цифру 2;

-различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «далеко», «близко»;

-понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Занятие  8.

Цели

Закреплять:

- знания о цифре 2;

-о геометрической фигуре овал, находить его среди множества фигур;

-умение сравнивать знакомые предметы по величине, протяженности (длинный, короткий),

Формировать:

-представления что овалы могут быть разного размера;

-умению понять учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

-навыки самоконтроля и самооценки.

НОЯБРЬ

Занятие  9 .

Цели

Учить:

-отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;

-писать цифру 3 по точкам;

-понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

-находить цифру 3 среди множества других цифр.

Знакомить с цифрой 3 как знаком числа 3.

Продолжать учить соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством предметов.

Закреплять  знания детей о времени года (осень).

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Занятие  10.

Цели

Закреплять:

-знания о числе и цифре 3;

-умение соотносить цифру с количеством предметов;

-писать цифры 1, 2, 3;

-сравнивать знакомые предметы по высоте (высокий, низкий), объединять предметы по этому признаку;

-развивать внимание при сравнение сравнении двух похожих рисунков.

Занятие  11 .

Цели

Учить:

-отгадывать математические загадки;

-соотносить количество предметов с цифрой;

-упражнять в сравнении двух групп предметов;

- развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов.

Закреплять:

- умение сравнивать знакомые предметы по ширине (широкий, узкий);

- знания о геометрической фигуре прямоугольник, находить его среди множества других.

Формировать представление, что прямоугольники могут быть разного размера.

Занятие 12.

Цели

Учить:

- устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно (в круге, квадрате);

- равенство и неравенство, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга;

- отсчитывать предметы по образцу;

- определять положению предметов по отношению к себе.

Развивать зрительное внимание.

ДЕКАБРЬ

Занятие 13.

Цели

Учить:

-отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;

-находить цифру 4 среди множества других цифр;

-обводить цифру 4 по точкам;

-соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большой», «самый маленький».

Знакомить с цифрой4 как знаком числа 4.

Способствовать развитию зрительного внимания.

Занятие 14.

Цели

Закреплять:

-знания о числе и цифре 4;

-геометрических фигурах треугольник, прямоугольник.

Продолжать учить:

-соотносить цифры 1, 2, 3, 4 с количеством предметов;

-видеть геометрические фигуры в окружающих предметах;

-определять и обозначать словами положение предмета относительно себя (влево, вправо).

Занятие 15.

Цели

Учить:

-считать по образцу и названному числу;

-понимать отношения между числами 3 и 4;

-отгадывать загадки, в которых присутствуют числа;

-соотносить цифру с количеством предметов;

-решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации.

Формировать пространственные представления (далеко, близко).

Закреплять: представления о геометрических фигурах, круг, квадрат, треугольник.

Занятие 16.

Цели

Учить соотносить цифру с количеством предметов.

Формировать педставление о пространственных отношениях (слева, справа, вверху, перед, посередине),

Закреплять:

-знания о геометрических фигурах;

-временах года (зима, весна, лето, осень).

ЯНВАРЬ

Занятие 17.

Цели

Учить:

- отгадывать математические загадки;

- писать цифру 5 по точкам;

- обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, справа, спереди, сзади),

Знакомить с цифрой 5.

Закреплять знания о времени года (зима).

Занятие 18.

Цели

Закреплять:

- умение считать в пределах 5;

-соотносить цифру с количеством предметов;

-устанавливать равенство групп предметов, когда предметы находятся на равном расстоянии;

-видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов;

-раскрывать на конкретном примере понятия «быстро», «медленно».

Занятие 19.

Цели

Учить:

-порядковому счёту в пределах 5;

-различать количественный и порядковый счёт;

-правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счёту?»;

-ориентироваться на листе бумаги;

-видеть геометрические фигуры в предметах.

ФЕВРАЛЬ

Занятие 20.

Цели

Продолжать учить:

-порядковому счёту, правильно отвечать на вопросы «сколько?», «какой по счёту?»;

-отгадывать математические загадки;

-понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;

-соотносить количество предметов с цифрой;

-видеть геометрические фигуры в контурах предметов;

- сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку, употреблять эти слова в речи (большой, поменьше, ещё поменьше, самый маленький).

Занятие 21.

Цели

Учить:

-сравнивать количество предметов;

- предметы по ширине, выделяя признаки сходства и различия, объединять предметы по этому признаку;

-понимать независимость числа от величины предметов;

- решать логическую задачу на установление последовательности событий (части суток).

Закреплять:

-навыки порядкового счёта в пределах 5;

-различать количественный и порядковый счёт;

-правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счёту?».

Занятие 22.

Цели

Учить:

-считать по образцу и воспроизводить такое же количество предметов;

-соотносить цифру с количеством предметов;

-различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра» и правильно пользоваться этими словами;

- упражнять в сравнении двух групп предметов.

Закреплять знания о геометрических фигурах круг, овал, прямоугольник, квадрат.

Знакомить с геометрическими телами шар, куб, цилиндр.

МАРТ

Занятие 23.

Цели

Продолжать учить:

- порядковому счёту (в пределах 5);

-различать количественный и порядковый счёт;

- правильно отвечать на вопросы «сколько?», «какой по счёту?»;

- соотносить цифру с числовой карточкой и количеством предметов.

Закреплять знания о геометрических фигурах круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат.

Занятие 24.

Цели

Учить:

- соотносить цифру с количеством предметов:

- обозначать словами положение предмета на листе бумаги (слева, справа, по середине).

Способствовать развитию зрительного внимания.

Занятие 25.

Цели

Закреплять:

- навыки порядкового счёта (в пределах 5);

-различать количественный и порядковый счёт;

- правильно отвечать на вопросы «сколько?», «какой по счёту?».

Учить:

- соотносить количество предметов с цифрой;

-различать понятия «влево», «вправо»;

- устанавливать последовательность событий.

Занятие 26.

Цели

Учить:

-соотносить цифру с количеством предметов;

- устанавливать равенство групп предметов независимо от их пространственного расположения;

- отгадывать математические загадки;

 -сравнивать предметы разных размеров по величине;

-выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку;

-решать логические задачи на установление закономерностей.

АПРЕЛЬ

Занятие   27.

Цели

Закреплять:

- навыки порядкового счёта (в пределах 5);

- различения количественного и порядкового счёта;

- правильного ответа на вопросы «сколько?», «какой по счёту?»;

-умение обозначать словами положение предмета по отношению к себе;

-различать и называть времена года (весна, лето, осень, зима).

Учить решать логическую задачу на установление последовательности событий.

Занятие   28.

Цели

Закреплять:

- умение считать (в пределах 5);

-соотносить цифру с количеством предметов.

Учить:

- сравнивать числа 4 и 5;

-решать логическую задачу на сравнение;

-развивать представления о равенстве и неравенстве групп предметов.

Занятие   29.

Цели

Закреплять:

- знания о цифрах от 1 до 5;

- умение видеть геометрические фигуры в символических изображениях;

- ориентироваться на листе бумаги.

Продолжать учить:

-порядковому счёту до 5;

 - правильно отвечать на вопросы «сколько?», «какой по счёту?».

Занятие   30.

Цели

Закреплять:

-умение соотносить цифру с количеством предметов;

-видеть в контурах окружающих предметов геометрические тела.

Способствовать развитию зрительного внимания.

Формировать:

- умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

- навыки самоконтроля и самооценки.

МАЙ

Занятие 31.

Цели

Продолжать учить:

-соотносить цифру и количество предметов;

-обозначать словами положение предмета относительно себя;

-решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации;

- отгадывать математические загадки.

Формировать:

- умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

- навыки самоконтроля и самооценки.

Занятие 32.

Цели

Продолжать учить:

 -соотносить количество предметов с цифрой;

 - отгадывать математические загадки;

 - сравнивать предметы по ширине;

 -решать логические задачи.

Закреплять:

- умение понимать отношения между числами;

- на конкретных примерах понятия «быстро», «медленно».



Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПО ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Источник: О.С. Ушакова «Чтение художественной литературы»

СЕНТЯБРЬ

Тема:. 1.Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».

Задачи.Вспитывать эмоционально-образное восприятие содержание сказки;учить понимать и оценивать характер и поступки героев;подвести к пониманию жанровых особенностей сказки.

Тема:. 2.Чтение стихотворений об осени.

Задачи.Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений;развивать творческое воображение,выразительность речи детей.

ОКТЯБРЬ

Тема:. 1.Рассказывание русской народной сказки  «Гуси-лебеди».

Задачи.Учить детей понимать образное содержание и идею сказки,передавать структуру сказки с помощью моделирования,замечать и понимать образные слова и выражения в тексте;развивать творческое воображение.

Тема:2.Заучивание стихотворения Г.Новицкой «Тишина».

Задачи.Продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание стихотворений;развивать образность речи.

НОЯБРЬ

Тема:1.Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Задачи.Учить детей отгадывать загадки,построенные на описании и сравнении;формировать представления о жанре загадки;познакомить со скороговорками,их назначением,учить четко произносить их,придумывать небольшие истории по их сюжету;объяснить назначение и особенности колыбельной;помочь заучить текст колыбельной.

Тема:2.Чтение рассказа Е.Чарушина «Про зайчат».

Задачи.Дать представление детям о жанре рассказа;учить понимать тему и содержание рассказа;упражнять в использовании сравнений,подборе определений,синонимов к заданному слову;развивать интерес к информации,которую несет текст.

ДЕКАБРЬ

Тема:1.Чтение веселых стихотворений.

Задачи.Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений,юмористический смысл и несоответствия;помочь осмыслить значение образных выражений;упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности.

Тема:2.Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка».

Задачи.Учить детей понимать образное содержание и идею сказки,видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения,понимать и формулировать тему,стимулировать желание придумывать новые детали,эпизоды,фрагменты к сказке;учить понимать значение пословицы,связывать ее с сюжетом сказки.

ЯНВАРЬ

Тема:1.Чтение стихотворения о зиме.

Задачи.Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста;развивать образность речи детей.

ФЕВРАЛЬ

Тема:1.Рассказывание русской народной сказки «Зимовье».

Задачи.Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки;учить понимать и оценивать характеры героев,передавать интонацией голоса и характер персонажей;подвести к пониманию образного содержания пословиц.

Тема:2.Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Задачи.Учить детей понимать содержание и значение пословицы,связывать ее значение с содержанием короткого рассказа;учить произносить чистоговорки,скороговорки;повторить с детьми знакомые им считалки;помочь заучить текст народной игры «Панас».

МАРТ

Тема:1.Чтение сказки Б.Заходера «Хрюша на елке».

Задачи.Продолжать учить детей эмоционально восприн6имать и понимать содержание и идею сказки,замечать образные слова и выражения;помочь овладеть приемом сравнения.

Тема:2.Рассказывание белорусской народной сказки «Жихарка».

Задачи.Учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки,замечать образные слова и выражения в тексте;упражнять в подборе синонимов;учить понимать содержание поговорок,придумывать новые эпизоды.

АПРЕЛЬ

Тема:1.Чтение стихотворений о весне.Заучивание стихотворения Г.Ладонщикова «Весна».

Задачи.Учить детей эмоционально воспринимать стихотворения,замечать выразительные средства;учить находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний;развивать образность речи,творческое воображение.

Тема:2.Заучивание стихотворения С.Вышеславцева «Весна».

Задачи.Развивать образность речи детей,понимание значения образных слов и выражений;учить подбирать определения,сравнения к заданному слову.

МАЙ

Тема:1.Чтение веселых стихотворений.

Задачи.Продолжатьб учить детей понимать содержание стихотворений,юмористический смысл несоответствия;помочь осмыслить значение образных выражений в тексте;придумывать небольшие рассказы по предложенному сюжету;активизировать эмоционально-оценочную лексику.

Тема:2.Чтение стихотворений о весенних деревьях.Заучивание стихотворения Е.Благининой «Черемуха».

Задачи.Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста,понимать средства выразительности;развивать образность речи детей.



Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

По области «Социально-коммуникативное развитие»

Формирование основ безопасности

Источник: под ред. Л. А. Парамоновой «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет»

Сентябрь

1.ПДД  "На городских улицах"

Цель: продолжать знакомить детей  с видами общественного транспорта и правилами проезда на нем. Объяснить различия между видами транспорта. Рассказать о работе водителя, кондуктора, милиционера. Обсудить с детьми правила перехода улицы.

2. ОБЖ "«В мире опасных вещей».

Цель: дать детям представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Октябрь

1. ППД «Наш друг светофор»

Цель: Закрепить знания о светофоре и назначении его цветов. Продолжить работу по ознакомлению детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре.

2.ОБЖ «Электроприборы».

Цель: закрепить представления детей об электроприборах, их значении для людей, о правилах пользования ими.

Ноябрь

1. ППД "Знакомство с улицей нашего села"

Цель: Дополнить представление об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения - магазины, школа, почта и т. д. Закреплять знания о том, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и дороги,

транспорт. Формировать понятия, что . движение машин по дороге бывает односторонним и двусторонним, а проезжая часть улицы (дорога) при двустороннем движении может разделяться линией.

2.ОБЖ «Кошка и собака – наши соседи».

Цель: учить детей понимать состояние и поведение животных, знать, как с ними обращаться.

Декабрь

1.ППД «Помощники на дороге»

Цель: Закреплять знания о работе светофора. Расширять представления о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Дети».

2.ОБЖ «Мы знакомимся с улицей».

Цель: познакомить детей с улицей, ее особенностями, с правилами поведения на улице.

Январь

1.ППД  «Осторожно: зимняя дорога»

Цель: Знакомить с особенностями передвижения машин по зимней дороге. Закрепить представления о назначении дорожных знаков . Продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов.

 2.ОБЖ «Транспорт и правила уличного движения».

 Цель: закрепить представления детей о транспорте, о правилах поведения на улице.

Февраль

1.ППД «Я грамотный пешеход»

Цель: Закреплять знания о работе светофора. Расширять представления о назначении дорожных знаков. Учить использовать свои знания правил дорожного движения на практике.

2.ОБЖ «Если хочешь быть здоров».

Цель: воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы быть здоровым.

Март

1.ППД  «Осторожно: перекресток»

Цель: Дать представление о том, что место пересечения улиц называется перекрестком. Знакомить с особенностями движения общественного транспорта на перекрестке. Расширять знания о назначении дорожных знаков.

2.ОБЖ «Самый большой друг».

Цель: развивать у детей умение объективно оценивать положительные качества друзей и новых знакомых, не обольщаться внешними данными (красивый, сильный и т.д.), а доверяться только тем, кто доказал свою верность, преданность.

Апрель

1.ППД «Мой микрорайон» 

Цель: Формировать представления о безопасном пути от дома к детскому саду.

Закреплять представления о назначении дорожных знаков . Учить ориентироваться на макете микрорайона. Продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов.

2.ОБЖ «Что можно делать, а чего нельзя».

Цель: познакомить детей с нормами и правилами поведения в отношениях с людьми.

Май

1.ППД «Пешеход на дороге»

Цель: Закреплять умение ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения в различных практических ситуациях. Продолжать работу по ориентировке на макете микрорайона

2.ОБЖ «Насекомые».

Цель: формировать у детей представления о насекомых, дать детям знания о правилах поведения при встрече с ними.



Предварительный просмотр:

Ознакомление с природой 4-5 лет

Тема занятия

Программное содержание

Методическое обеспечение

СЕНТЯБРЬ

1.

«Что нам осень принесла? 

Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.

О.А.Соломенникова «Ознакомление  с природой в детском саду.  Средняя группа» с.28

2.

У медведя во бору грибу, ягоды беру…

Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления  о пользе природных витаминов для человека и животных.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Стр. 30.

ОКТЯБРЬ

1.

Прохождение экологической тропы

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Стр. 33.

2.

Знакомство с декоративными птицами.

Дать представления о декоративных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать за растениями и животными.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Стр. 36.

НОЯБРЬ

1.

Осенние посиделки. Беседа о домашних животных.

Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

Стр. 38.

2.

«Скоро зима!» беседа о жизни диких животных в лесу.

 

 

Дать детям представление о диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

стр. 41

ДЕКАБРЬ

1.

«Дежурство в уголке природы».

.

 

Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями и животными.

 

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду.

 Средняя группа» с.43

2.

«Почему растаяла Снегурочка?»

 

Расширить представление детей о свойствах воды, снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи:снег в тепле тает ,на морозе вода замерзает.

 

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду.

 Средняя группа» с.45

ЯНВАРЬ

1.

«Стайка снегирей на ветвях рябины».

 

Расширить представление детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.

 

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду.

 Средняя группа» с.48

2.

«В гости к деду природоведу» (экологическая тропа зимой).

Расширять представления детей о зимних явлениях природы..Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

 

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду.

 Средняя группа» с.50

ФЕВРАЛЬ

1.

«Рассматривание кролика».

Дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика. Формировать  интерес к животным.

 

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду.

 Средняя группа» с.53

2.

«Посадка лука».

 

Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения ( почва, влага, тепло и свет ). Дать элементарные понятия о природных  витаминах. Формировать трудовые умения и навыки

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду.

 Средняя группа» с.54

МАРТ

1.

«Мир комнатных растений».

 

Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему вид.

 

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду.

 Средняя группа» с.57

2.

«В гости к хозяйке луга».

 

Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.

 

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду.

 Средняя группа» с.59

АПРЕЛЬ

1.

«Поможем Незнайке вылепить посуду» (лепка из глины).

Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представление о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умения лепить из глины.

 

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду.

 Средняя группа» с.64

2.

«Экологическая тропа весной».

 

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать представления о взаимосвязи человека и природы.

 

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду.

 Средняя группа» с.66

МАЙ

1.

Диагностические задания (индивидуально или по подгруппам).

Выявить уровень представлений о домашних и диких животных.

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду.

 Средняя группа» с.69-72

2.

Диагностические задания (индивидуально или по подгруппам).

Выявить уровень представлений о домашних и диких животных.

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду.

 Средняя группа» с.72-74

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование образовательной деятельности в средней группе на учебный год

Перспективное планирование образовательной деятельности (развитие речи, познавательное развитие, художественная литература) в средней группе на учебный год....

Перспективное планирование организованной образовательной деятельности в младшей группе на 2023-2024 учебный год.

Перспективное планированиеорганизованной образовательной деятельности в младшей группе на 2023-2024 учебный год....

Перспективное планирование образовательной деятельности в младшей группе на 2023-2024 год

Перспективное планирование образовательной деятельности в младшей группе на 2023-2024 год...

Перспективный комплексно-тематический план образовательной деятельности в подготовительной группе на 2023 – 2024 учебный год

Перспективный  комплексно-тематический план образовательной деятельности  в подготовительной  группе на 2023 – 2024 учебный год...