План самообразованию Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
материал (младшая группа)

Елена Игоревна Воробьева

Ожидаемые результаты:

- Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;

- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

 - Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

- У родителей повысился уровень знаний по сенсорному развитию детей. Благодаря этим знаниям, родители создали дома условия для сенсорного развития ребёнка с подбором дидактических игр, игрушек и материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samorazvitiya_sensornoe_razvitie.docx63.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 140»

План самообразованию

Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

                                                                                       Разработала: воспитатель

                                                                                                       Воробьева Елена Игоревна

г. Дзержинск

2022-2023 гг.


Актуальность выбранной темы:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Так как я работаю на группе раннего возраста, решила начать работать над темой по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Так как считаю, что в данном возрасте у ребенка идет подготовительный этап сенсорного воспитания и только потом начинается организация систематического усвоения сенсорной культуры.

Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуалена, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Цель:

- Повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

- Формирование представлений о сенсорных эталонах 

- Обучение способам обследования предметов

- Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).

Задачи:

- Изучить литературу по данной теме;

- Расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста

- Создать картотеку дидактических игр по развитию сенсорных эталонов

- Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

- Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

- Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

- Обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию в соответствии с ФГОС ДО (создание и приобретение новых игр при участии родителей);

- Повысить компетентность родителей по данной теме через беседы, консультации, родительские собрания, мастер-классы, совместную деятельность.

Ожидаемые результаты:

- Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;

- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

 - Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

- У родителей повысился уровень знаний по сенсорному развитию детей. Благодаря этим знаниям, родители создали дома условия для сенсорного развития ребёнка с подбором дидактических игр, игрушек и материалов.

                          Форма работы  с родителями и детьми

 Родители:

 сотрудничество через:

- индивидуальную работу,

- консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместную деятельность,

- практическую деятельность.

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

 Дети:

- ООД по сенсорному воспитанию;

- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию;

- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений;

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины;

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета;

- Экспериментальная деятельность.

Этапы работы:

  1. Изучение методической литературы.

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.

7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

11. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.

13. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.

Методическая работа

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

Сентябрь 2022 г.

Список использованной литературы

Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка

В течение учебного года

Наличие игр по сенсорному развитию

Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Январь

2023 г.

Конспект консультации

Подготовка анкет к анкетированию родителей

Март

2023 г.

Анкета

Подготовка и проведение родительского собрания

Апрель

2023 г.

Конспект родительского собрания, фотоотчет о мероприятии

2) Перспективное планирование по сенсорному развитию детей раннего возраста

Дата

Дидактические игры

Пальчиковые игры

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

Д/и «Пирамидка».

Цель: Учить нанизывать на стержень пирамидки большие и маленькие кольца.

Д/и «Вкладыши». 

Цель: Учить соотносить предметы по форме, вкладывать в соответствующие отверстия коробки.

Д/и «Большие и маленькие игрушки».

Цель: Различать и называть предметы ближайшего окружения (игрушки). Группировка игрушек по размеру (большой, маленький).

Д/и «Застегни кукле платьице».

Цель: Упражнять в использовании застежек липучек.

 Д/и «Румяные щечки»

Цель: Учить показывать различные части тела или лица.

«Ладушки»

Ладушки, ладушки,

Где были у бабушки.

Что ели? - Кашку,

Пили простоквашку.

Кашка сладенька,

Бабушка добренька.

Кашку поели,

Шу! Полетели!

На головку сели.

Сели-посидели,

Снова полетели.

Да!

СЕНТЯБРЬ

2 неделя

Д/и «Одинаковые – разные игрушки».

Цель: Учить детей сравнивать игрушки с использованием слов «одинаковые», «разные».

Д/и «Подбери веревочки к шарикам».

Цель:  Познакомить с красным, синим цветом, учить группировать игрушки по цвету (красный, синий).

Подвижная игра «Бегите к красному флажку»

 Цель: развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу

Д/и «Ежики и грибочки».

Цель: Продолжать формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Д/и «Румяные щечки»

Цель: Учить показывать различные части тела или лица.

«Ладушки»

Ладушки-ладошки

У ребяток-крошек.

Вытягивают вперед руки, поворачивают ладони вверх- вниз

Кашку варили,

Кукол кормили.

Водят указательным пальцем одной руки по ладони другой

Ладушки-ладошки

У ребяток-крошек.

Вытягивают вперед руки, поворачивают ладони вверх- вниз

Молотком стучали,

Гвоздик забивали.

Стучат кулаками друг  о друга.

Так!

Сильно ударяют кулаками.

СЕНТЯБРЬ

3 неделя

Д/и «Что привез Мишутка».

Цель: Закрепить умение находить в окружающей обстановке один и много предметов, различать предметы по величине.

Д/и «Матрешка».

Цель: Учить собирать двухместную матрешку.

Д/и  "Кубики и кирпичики».

Цель: Формировать умение различать предметы по форме называть их (кубик, кирпичик, обследовать предметы, различать количество предметов.

Д/и «Большая и маленькая собачка».

Цель: Обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов большая и маленькая к повторению фраз.

Д/и «Вкладыши».

Цель: Размещение вкладышей, различающихся по форме.

«Я здороваюсь везде»

Я здороваюсь везде

Дома и на улице.

Даже здравствуй говорю

Я соседской курице.

(Касаются по очереди большого пальца всеми пальцами руки.)

Сожмем кулачок и представим что это апельсин который мы разделим на всех.

 Мы делили апельсин,

Много нас, а он один (Показать указ.пальчик)

- Эта долька для утят,

- Эта долька для котят,

Эта долька для чижа,

- Эта долька для ежа,

-Эта долька для бобра. (Загибаем пальчики по очереди)

- А для волка кожура (показ. ладошки)

Он сердит на нас. Беда! (Раскрывают ладошками «пасть»)

Разбегайся кто куда! (Хлопают в ладоши)

СЕНТЯБРЬ 4 неделя

Д/и «Собери пирамидку из колец».

Цель: Закреплять представления об отношениях по форме, учить располагать в порядке убывания.

Д/и «Закрой окошки в домике».

Цель: Учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств - величины и формы из четырех возможных. Учить соотносить разнородные предметы по форме и величине. Учить называть предметы - большой и маленький.

Д/и «Петрушкины карандаши».

Цель: Познакомить детей с двумя основными цветами: зеленым и красным, учить видеть их в объектах окружающего мира. Учить понимать слова: «такой», «не такой».

Д/и «Крышечки».

Цель: Учить распознавать и раскладывать однородные предметы двух разных цветов (красный, зеленый).

Д/и «Застегни кукле платьице».

Цель: Упражнять в использовании застежек липучек.

«Это глазки»

Это глазки. Вот. Вот.

(Показывают пальцем сначала левый, потом правый глаз)

Это ушки. Вот. Вот.

(Берутся сначала за мочку левого,

потом правого уха)

Это нос, это рот.

(Левой рукой показывают рот,

правой – нос)

Там спинка. Тут живот.

(Левую ладонь кладут на спину,

правую – на живот)

Это ручки. Хлоп – хлоп.

(Показывают обе руки, потом

2 раза хлопают в ладоши)

Это ножки. Топ – топ.

(Кладут руки на бедра,

потом 2 раза топают)

Ой, устали, вытрем лоб!

(Правой ладонью проводят по лбу)

СЕНТЯБРЬ

5 неделя

Д/и «Соберем урожай (морковки)».

Цель: Обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов большая и маленькая.

ЛЕГО- материал «Чья дорожка длиннее?».

Д/и «Найди такой же листик».

Цель: Познакомить детей с желтым цветом. Закрепить знания красного, зеленого цвета. Учить соотносить предмет по цвету.

Д/и «Матрешка».

Цель: Учить собирать двухместную матрешку.

Д/и «Мозаика».

Цель: Учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета.

«Сорока — белобока» (русская народная потешка)

Исходная позиция: сидя или стоя.

Сорока — белобока

Кашу варила,

(Пальцы левой руки соединить вместе, приподнять. Указательным пальцем правой руки «мешать кашу» в центре ладошки левой руки.)

Деток кормила.

Этому дала,

(Указательным и большим пальцами правой руки загнуть к центру ладошки большой палец левой руки.)

Этому дала,

(Загнуть указательный палец левой руки.)

Этому дала,

(Загнуть средний палец левой руки.)

Этому дала,

(Загнуть безымянный палец левой руки.)

А этому не дала.

(Подергать мизинчик.)

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил —

Тебе нет ничего.

ОКТЯБРЬ

1 неделя

Д/и «Пирамидка».

Цель: Учить нанизывать кольца пирамидки по цвету.

Д/и «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты) 

Цель: Учить детей называть и различать овощи и фрукты.

Д/и «Угадай на вкус» 

Цель: Развивать умение различать овощи и фрукты по вкусу.

Д/и «Собираем урожай овощей и фруктов».

Цель: Развитие умения сравнивать овощи и фрукты с использованием слов «одинаковые», «разные». Развивать цветовое восприятие.

Д/и «Собери матрешку».

Цель: Учить детей устанавливать отношение предметов по величине.

«Компот»

Будем мы варить компот.

(Чертят пальцем круги по ладони правой руки)

Фруктов много надо, вот!

(Разводят руки в стороны) 

Будем яблоки рубить, 

(рубящие движения)

Груши будем мы крошить, 

(постукивают пальцем по ладони)

Отожмем лимонный сок 

(сжимают и разжимают к груди кулачки)

И посыпем сахарок. 

(пальцы в щепотке, «сыпят сахар»)

Варим, варим мы компот,

(чертят пальцем круги по ладони)

Угостим честной народ!  

(протягивают руки вперед)

ОКТЯБРЬ

2 неделя

Д/и «Разложи фигуры по цвету».

Цель: Учить раскладывать однородные предметы разной величины на две

группы.

Д/и «Собери овощи».

Цель: Познакомить детей с формами: круг и овал; учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры).

Д/игра «У кого такая же?».

Цель: Закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии.

Д/игра «Сложи бочонки».

Цель: Закрепить умение устанавливать соотношения предметов по величине.

Д/и «Что достать тебе, дружок»

Цель: Способствовать развитию осмысленного, целенаправленного запоминания и припоминания предметов.

«Мы капусту рубим, рубим»

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту режем, режем.

Мы капусту мнем, мнем.

А потом, а потом,

Мы жуем, жуем, жуем.

ОКТЯБРЬ

3 неделя

Д/игра «Собери фрукты по цвету».

Цель: Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет.

Д/игра «Разложи фигуры по цвету».

Цель: Развитие у детей сенсомоторной координации пальцев рук и сенсорных представлений.

Д/игра «Найди такую же».

Цель: Учить детей группировать предметы, имеющие одинаковую форму.

Д/игра «Разложи яблоки по величине».

Цель: Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Д/и «Что выбрал Петрушка».

Цель: Упражнять в различении и назывании основных цветов.

«Вот листочки желтые»

Вот листочки желтые,

(растопыривают пальцы)

Вот листочки красные.

(то же левой рукой)

Соберем в корзинку.

«собирают» ладонями по коленкам.

Мы листочки разные

Будет в комнате красиво!

 (разводят руки в стороны)

Скажет мама нам «Спасибо!» (прижимают ладони к груди)

ОКТЯБРЬ

4 неделя

Д/и «Спрячь мышку».

Цель: закрепление знаний детей о шести цветах спектра и их названии.

Подвижная игра «Светофор».

Цель: Закрепить знания красного, зеленого и желтого цвета.

Д/игра «Найди что-нибудь круглое».

Цель: закреплять представления о формах, учить подбирать фигуры по образцу.

ЛЕГО- материал «Найди такую же».

Цель: Учить соотносить предмет по цвету и величине.

Д/игра «Собери башенку».

Цель: Закреплять представления об отношениях по величине, учить располагать в порядке убывания.

 Дождик, дождик, веселей (народная потешка)

Исходная позиция: сидя или стоя.

Дождик, дождик, веселей! (Указательным пальцем правой руки стучать по ладошке левой руки.)

Капли, капли не жалей.

(Стучать указательным пальцем по каждому пальцу левой руки, начиная с мизинца и обратно.)

Только нас не замочи, (Указательным пальцем левой руки стучать по ладошке правой руки.)

Зря в окошко не стучи.

(Стучать указательным пальцем по каждому пальцу правой руки, начиная с мизинца и обратно.)

НОЯБРЬ

1 неделя

Д/и «Подбери одежду для куклы».

Цель: Учить различать и называть желтый цвет, закреплять знание красного и зеленого цветов.

Д/и «Собери бусы».

Цель: учить чередовать предметы по форме.

Д/и «Сенсорный домик».

Цель: соотносить предметы по величине.

Д/и «Матрешка».

Цель: Закреплять умение собирать двухместную матрешку.

Д/и «Мозаика».

Цель: Учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета.

«Пальчик, мальчик» (народная потешка)

Исходная позиция: все пальцы кроме большого зажаты и кулак. Большой палец оттопырен.

     Пальчик, мальчик,

     Где ты был?

     С этим братцем — в лес ходил. (Показать указательный палец.)

     С этим братцем — щи варил. (Показать средний палец.)

     С этим братцем — кашу ел.

(Показать безымянный палец.)

     С этим братцем — песни пел. (Показать мизинец.)

НОЯБРЬ

2 неделя

Д/и «Подбери машинку по цвету».

Цель: Закрепить умение группировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету.

Д/и «Найди предмет такой же формы».

Цель: Учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

Д/и «Найди такое же колечко».

Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины путем накладывания.

Д/и «Чудесный мешочек».

Цель: Продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы.

Д/и «Пирамидка».

Цель: Учить складывать пирамидку.

«Пышка» Русская народная прибаутка

Пышка-лепешка

«Пекут пирожки» (то одна рука сверху, то другая).

В печи сидела,

В печи сидела,

На нас глядела,

Соединяют указательные и большие пальцы и приставляют их к глазам.

В рот захотела.

Ам!

Подносят ладони ко рту.

НОЯБРЬ

3 неделя

Д/и «Что подарила бабушка?».

Цель: Закрепить представления о шести цветах спектра, учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.

ЛЕГО- материал «Собери конструкцию из красных деталей».

Д/и «Подбери по форме».

Цель: Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других признаков.

Подвижная игра «Найди свой цвет».

Цель: упражнять детей действовать по сигналу, находить кубик своего цвета, упражнять в ходьбе, беге врассыпную, использовать всю площадь зала.

Д/и «Что привез Мишутка?»

Цель: формировать представления о геометрических формах.

Раз, два, три, четыре, пять

Исходная позиция: стоя, руки согнуты в локтях перед грудью. Пальцы сжаты в кулаки.

Раз, два, три, четыре, пять.

(Под счет педагога раскрывать пальчики по одному, начиная с большого.)

Будем в пальчики играть. (Постучать пальчиками одной руки по пальчикам другой руки.)

Закрываем и молчок.

(Сжимать пальчики по одному, начиная с мизинцев.)

Сжали пальцы в кулачок. (Покрутить в воздухе кулачками.)

НОЯБРЬ

4 неделя

Д/и «Мозаика».

Цель: Учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета.

Д/и «Новоселье у куклы Наташи».

Цель: Учить детей определять величину предмета.

Д/и «В царстве фигурок—человечков».

Цель: Закрепление названий геометрических форм (круг, квадрат, треугольник). Обучать приему обследования пальцем контура фигуры.

Д/и «Цыплята».

Цель: Познакомить детей с белым цветом. Закрепить знание желтого цвета, упражнять детей в умении группировать предметы по цвету.

Д/и «Шнуровка».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

«Моя семья»

Согнуть пальцы в кулачок, по очереди разгибать их, начиная с большого

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка. 

Этот пальчик – мамочка.

Ну, а этот пальчик я,

Вот и вся моя семья!

 

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Д/и «Поручения»

Цель: В изо-уголке расставить карандаши по цвету.

Д/и «Подбери фигуру».

Цель: закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии.

Д/и «Башня из кубов».

Цель: Учить детей сравнивать несколько объектов по величине и располагать их по убывающей величине.

ЛЕГО- материал «Чья конструкция выше?».

Д/и «Матрешка».

Цель: Учить собирать трехместную матрешку.

«Этот пальчик хочет спать»

Исходная позиция: стоя или сидя, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки.

Этот пальчик хочет спать.

(Оттопырить указательный пальчик левой руки.)

Этот пальчик — прыг в кровать.

(Оттопырить средний  пальчик левой руки.)

Этот пальчик прикорнул.

(Оттопырить безымянный пальчик левой руки.)

Этот пальчик уж заснул.

(Оттопырить мизинчик левой руки.)

Встали пальчики: «Ура!»

(Соединить все прямые пальцы.)

В детский сад идти пора.

(Помахать всеми пальцами левой руки в воздухе.)                                М. Кольцова

ДЕКАБРЬ

2 неделя

Д/и «Поручения»

Цель: Учить детей различать и называть игрушки, их основные качества (цвет, размер) ; понимать значение слов вверх, вниз. Развивать слуховое восприятие.

Д/и «Мячи»

Цель: Учить узнавать и называть цвет, размер и форму мяча.

Д/и «Курочка и цыплята».

Цель: Учить обследовать предметы, выделяя их цвет; подбирать предметы по тождеству(найти такой же); совершенствовать восприятия детей.

Д/и «Узнай и назови» 

Цель: Учить детей различать овощи по внешнему виду, выделяя их цвет и форму.

Д/и «Разложи собачек по росту».

Цель: Учить детей располагать предметы по убывающей величине.

«Вышли мыши как-то раз» (английская песенка)

Исходная позиция: сидя за столом.

Вышли мыши как-то раз. (Походить всеми пальчиками по столу.)

Поглядеть, который час.

(Пальчики соединить, приставить к глазам, посмотреть словно в бинокль.)

Раз-два-три-четыре —  

(Загибать пальчики на руках, начиная с мизинцев до указательных одновременно на обеих руках.)

Мыши дернули за гири. (Кулачками стукнуть по столу.)

Вдруг раздался страшный звон —   (Хлопнуть в ладоши перед собой.)

Убежали мышки вон. (Пробежаться пальчиками по столу.)

ДЕКАБРЬ

3 неделя

Д/и «Двойняшки».

Цель: Учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков.

Д/и «У зайки день рожденья, готовим угощенье».

Цель: Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Д/и «Спрячь шарик в ладошках».

Цель: соотносить действия с величиной.

Д/и «Украсим елочку».

Цель: Группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет.

Д/и «Найди пару».

Цель: Учить выбирать одинаковые предметы из четырех предложенных.

«Идет коза рогатая» (народная потешка)

Исходная позиция: сидя за столом.

Идет коза рогатая,

(Выставить вперед указательный палец, остальные пальцы соединить, приставить ко лбу — «рожки». Покачать головой.)

Идет коза бодатая.

(Выставить вперед указательный и средний пальцы, остальные пальцы соединить. Поиграть пальчиками перед собой.)

Ножками топ-топ,

 (Сложить все пальцы в кулак, постучать по столу.)

Глазками хлоп-хлоп.

 (Поморгать.)

Кто каши не ест,

(Погрозить указательным пальчиком правой руки.)

Молока не пьет —

(Погрозить указательным пальчиком левой руки.)

Забодает, забодает.

(Выставить вперед указательный и средний пальцы, остальные пальцы соединить. Поиграть пальчиками перед собой.)

ДЕКАБРЬ

4 неделя

Д/и «Елочные игрушки».

Цель: Упражнять в раскладывании однородных предметов разной величины и формы.

Д/и «Ежик».

Цель: Учить детей пользоваться прищепками, закреплять знания слов «больше», «меньше». Развивать мелкую моторику рук.

Д/и «Помоги куклам найти свои игрушки».

Цель: Закрепить у детей умение группировать предметы и соотносить их по цвету.

Д/и «Построим башню».

Цель: Обучать детей пониманию отношений по величине между объектами и плоскостными предметами.

Д/и «Собери бусы».

Цель: Учить нанизывать мелкие предметы на шнур.

«Елочка»

Перед нами елочка:

(Пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка елки)

Шишечки, (Кулачки) 

Иголочки. (Указат. пальцы)

Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев)

Зайчики («Ушки» из указат. и сред. пальцев)

и свечки, (Обе ладони сложены)

Звезды, (Ладони сложены, пальцы растопырены)

Человечки (Средний и указат. пальцы стоят на столе).

ДЕКАБРЬ

5 неделя

Д/и «Зимняя одежда».

Цель: Познакомить детей с предметами одежды, учить различать предметы по цвету, познакомить с алгоритмом одевания на прогулку.

Д/и «Найди варежку».

Цель: Учить выбирать одинаковые по цвету предметы из четырех предложенных цветов.

Д/и «Сделай узор».

Цель: Учить выкладывать узор из геометрических фигур.

Д/и "Сделаем куклам бусы"

Цель: Закрепить умение группировать предметы разные по форме, но одинаковые по цвету.

 «Украшаем елку».

Цель: Продолжать формировать умение выделять величину предметов, называть свойства предметов: большой, маленький.

«Елочка»

Праздник приближается,

(Пальчики двух рук пропустить между собой (елка).

Ёлка наряжается:

Шарики висят,

(«фонарики», кисти рук крутятся в воздухе).

Звёздочки горят,

А хлопушка - бом

(Хлопок в ладоши).

Конфетти кругом!

(«клюем» пальчиками).

ЯНВАРЬ
2 неделя

Д/и «Выложи по образцу».

Цель: Вырабатывать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур на плоскости.

Д/и «Силуэты».

Цель: Различать и называть предметы ближайшего окружения (игрушки).

Д/и «Подбери машинку для мишки».

Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине.

Д/и «Что изменилось».

Цель: Развивать внимание.

Д/и «Шнуровка».

Цель: Учить шнуровке.

«Санки»

По горе несутся санки, 

В них Наташка и Оксанка. 

(- двумя или четырьмя сомкнутыми пальцами одной руки «едем» по внутренней поверхности другой руки вниз от локтя до кисти).

По другой несутся горке 

Санки с Мишкой и Егоркой. 

(- тоже  - по другой руке).

Где гора кончается,  

Там они встречаются.

(- сцепляем пальцы обеих рук в замок).

ЯНВАРЬ
3 неделя

Д/и «Мозаика».

Цель: Учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета.

Д/и «Ёжики»

Цель: Учить ориентироваться в помещении; закреплять знания о цвете (красный, жёлтый, синий, зелёный).

Д/игра «Ремонтируем автобус»

Цель: Формировать представления об основных геометрических формах: круг, квадрат, прямоугольник. Продолжать учить группировать предметы по размеру, узнавать и называть цвета: красный, синий, зелёный.

Д/игра «Дорожка для ёжика»

Цель: Учить различать предметы по величине (толстый - тонкий, высокий - низкий).

Д/и «Принеси и покажи»

Цель: Учить различать предметы мебели по размеру, форме, цвету.

«Лепешки»

Тешки-тетешки!

Пекла баба лепешки,

«Пекут пирожки» (то одна, то другая рука сверху.)

Медом поливала,

Потирают ладони друг о друга круговыми движениями.

Маком посыпала,

Показывают пальцами, как сыплют мак.

Деточкам давала.

Протягивают руки вперед, развернув ладони вверх.

ЯНВАРЬ
4 неделя

Д/и «Веселые предметы».

Цель: Закрепить умение различать геометрическую фигуру (круг), развивать умение различать предметы по цвету.

Д/и «Принеси и покажи».

Цель: Познакомить с коричневым цветом. Учить выделять и называть его.

Д/и «Чудесный мешочек».

Цель: Научить детей раскладывать предметы по форме, называть форму: кубик, шарик, кирпичик.

Д/и «Кто где спит?»

Цель: Познакомить детей с пятью геометрическими формами и названиями. Учить формировать действия подбору по образцу.

Д/и «Мозаика».

Цель: Учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета.

«Рисунок» М. Картушина

Исходная позиция: стоя или сидя.

Киска кисточку взяла

(Поднять к плечу согнутую в локте руку.)

Что рисует нам она?

(Имитировать рисование, поднимая и опуская руку.) 

Это дом с высокой крышей. (Соединить руки над головой — «крыша».)

На крыльцо котенок вышел. (Вытянуть ладони перед собой.) 

Побежит он по дорожке

К полосатой маме-кошке. («Пробежать» пальчиками по бедрам.)

Вот зеленая трава.

(Пошевелить перед собой пальцами.) 

Вот скамейка у пруда.

(Положить ладони одну на другую — «скамейка».)

 В небе круглая луна.

(Поднять руки, соединив указательные и большие пальцы — «луна».)

Видно Кисе спать пора.

(Положить ладони под щечку.) 

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Д/и «Принеси и покажи».

Цель: Познакомить с черным цветом. Учить выделять и называть его.

Д/и «Вкладыши».

Цель: Учить правильно размещать в коробке вкладыши разной формы и величины.

Д/и «Выкладывание орнамента».

Цель: Выработать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур.

Д/и «Сложи снеговика».

Цель: Упражнять детей в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Д/и «Разные круги».

Цель: Учить детей устанавливать отношения между объектами по величине, располагать их в порядке убывания и нарастания величины.

«Сидит белка на тележке» (русская народная потешка)

Исходная позиция: сидя или стоя, руки согнуты в локтях, пальцы рук сжаты в кулак.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки.

(Кулачки вниз, вверх, вниз, вверх перед грудью.)

Кому?

Лисичке-сестричке,

(Выпрямить большие пальцы обеих рук.)

Воробью,

(Выпрямить указательные пальцы.) 

Синичке,

(Выпрямить средние пальцы.) 

Мишке толстопятому, (Выпрямить безымянные пальцы.)

Заиньке усатому.

(Выпрямить мизинцы.)

ФЕВРАЛЬ

2 неделя

Д/и «Что нам привёз Мишутка»

Цель: Учить самостоятельно, на ощупь узнавать предмет; его форму и цвет.

Д/и «Приехал на автомобиле Мишка»

Цель: Учить правильно, называть части машины: колёса, руль, двери, кабина, кузов. Развивать зрительное восприятие. Закреплять формы предмета.

Д/и «Игра с матрёшками»

Цель: Учить детей сравнивать предметы по величине (большой - маленький, используя в речи соответствующие слова-прилагательные)

Д/и «Поймай рыбку».

Цель: Закрепить знания изученных цветов: красного, зеленого, желтого, синего, белого. Учить различать и называть их, выполнять простые действия с предметами, познакомить с понятием «много».

Д/и «Построим домики».

Цель: Закрепить представления о геометрических формах. Обучать детей воспроизведению геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

«Машины»

По шоссе идут машины,

(Крутят воображаемый руль).

По асфальту едут шины. 

(Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу).

По дороге не беги,

(Погрозили пальцем).

Я скажу тебе: «Би-би».

(Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим»).

ФЕВРАЛЬ

3 неделя

Д/и «Чередование флажков».

Цель: Совершенствовать умение детей сравнивать предметы по цвету.

Д/и «Подбери к шарикам круги».

Цель: Соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар).

Д/и «Кому какой?».

Цель: Упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине.

Д/и «Поиграем с куклами».

Цель: Продолжать формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия цвета предметов разной формы .

Д/и «Мебель».

Цель: Познакомить детей с предметами бытового окружения, учить различать предметы мебели по размеру, форме, цвету.

«Наша армия».

(Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки). 

Аты - баты, аты - баты!

На парад идут солдаты! 
Вот идут танкисты, 

Потом артиллеристы,
А потом пехота –

Рота за ротой. 

ФЕВРАЛЬ

4 неделя

Д/и «Посуда».

Цель: Учить детей различать и называть посуду, познакомить с назначением, закреплять умение различать предметы посуды по цвету.

Д/и «Что изменилось».

Цель: Развивать внимание.

Д/и «Чаепитие у куклы Кати».

Цель: Развивать навыки определять по внешнему виду и называть фигуры круг, квадрат, подбирать одинаковые фигуры разных размеров и группировать различные фигуры разной формы.

Д/и «Найди круг»

Цель: Закреплять знание основных цветов, упражнять в их различении и назывании.

Д/и «Мозаика».

Цель: Учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета.

«Я слепил пять караваев»

Исходная позиция: стоя или сидя.

Я слепил пять караваев (Растопырить пальцы на обеих руках и помахать ими перед грудью.)

И несу домой.

Этот — папе,

(Указательным пальцем правой руки загнуть мизинец на левой руке.)

Этот — маме,

(Указательным пальцем правой руки загнуть безымянный палец на левой руке.)

Этот — деду,

(Указательным пальцем правой руки загнуть средний палец на левой руке.)

Это — бабе,

(Указательным пальцем правой руки загнуть указательный палец на левой руке.)

Ну а этот — мой.

(Указательным пальцем правой руки загнуть большой палец на левой руке.)

МАРТ

1 неделя

ЛЕГО-материал «Создай конструкцию так, чтобы нижняя деталь оказалась синей».

Д/и «Что в мешочке лежит?».

Цель: Закрепить знания детей о форме.

Д/и «Разрезанные картинки»

Цель: учить детей составлять предмет из частей.

Д/и «Цветные палочки».

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

Д/и «Найди пару».

Цель: Учить выбирать одинаковые предметы из четырех предложенных.

«Гостинцы»

Бабушка внуков угощала,

(Протягивают руки вперед)

Гостинцы раздавала:

(Загибают по очереди пальцы)

Ване – пряничек,

Тане – бубличек,

Саше – ватрушку,

Маше – пампушку.

Ну, а Петя вредным был:

(«Грозят» мизинчику)

Ничего не получил!

(Разводят руки в стороны)

МАРТ

2 неделя

Д/и «Поймай рыбку».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, формировать точность движений, развивать зрительное внимание.

Д/и «Шнуровка».

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев

Д/и «Накроем стол для гостей».

Цель: Развивать навыки определять по внешнему виду и называть фигуры круг, квадрат, подбирать одинаковые фигуры разных размеров и группировать различные фигуры разной формы.

Д/и «Сенсорный куб».

Цель: Учить правильно раскладывать вкладыши.

Д/и «Кто высокий?».

Цель: Учить детей понимать относительность высоты предмета.

«Пальчики»

Исходная позиция: стоя или сидя, руки согнуты в локтях, подняты, пальцы сжаты в кулаки.

Раз-два-три -четыре - пять!

Вышли пальчики гулять. (Поочередно, начиная с большого пальца, разогнуть все пальчики.)

Раз-два-три-четыре-пять!

В домик спрятались опять. (Поочередно, начиная с большого пальца, согнуть все пальчики. Поднять прямые руки и немного потрясти ими.)

МАРТ

3 неделя

Д/и «Найди в группе игрушки (красного) цвета».

Цель: выявлять способности устанавливать сходство и различие в предметах на основе зрительного анализа, закреплять знания детей об оттенках цвета.

Д/и «Поручение».

Цель: Разобрать детали конструктора.

Д/и «Геометрическое лото».

Цель: Ознакомить детей со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической формой.

Д/и «Разрезные картинки».

Цель: Учить собирать из частей целое.

Д/и «Построим дом».

Цель: Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

«Утенок»

Во дворе утенок жил,

(Прикасаются всеми пальцами руки к большому пальцу и раскрывают ладони «утенок открывает клюв» ).

Рыбку он ловить любил.

(Прижимают ладони друг к другу и качают ими из стороны в стороны

(«рыбка» ).

МАРТ

4 неделя

Д/и «Три медведя».

Цель: Развивать глазомер при выборе предметов

Д/и «Сделай картинку».

Цель: Учить детей составлять картинку из разных частей.

Д/и «Что в корзиночке лежит?»

Цель: Дать представление о разнообразии геометрических тел.Ввести в активный словарь названия объемных тел: шарик, кубик, кирпичик, колечко, палочка. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме.

Д/и «Подарки для Машеньки и Дашеньки».

Цель: Познакомить детей с оранжевым и фиолетовым цветом. Учить узнавать и находить их, закрепить понятие—много.

Д/и  «Веселый магазин».

Цель: Развивать у детей игровые и речевые умения, закреплять умения называть предметы и группировать их по общим признакам.

«На крыше»

Серый кот залез на крышу.

«Пробегают» пальцами от коленок до макушки.

Ну а там сидели мыши.

Как увидели кота,

Разбежались кто куда.

Быстро «пробегают» пальцами вниз от макушки до колен.

МАРТ

5 неделя

Д/и «Кукле Кате пора спать».

Цель: Развивать глазомер при выборе предметов.

Д/и «Шар и куб».

Цель: Познакомить детей с шаром и кубом и их свойствами; закрепить группировать предметы по форме, размеру.

Д/и «Вкладыши»

Цель: Размещение вкладышей (шара, куба) в соответствующие отверстия.

Д/и «Чудесный мешочек».

Цель: Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия, формировать умение обследовать предметы, выделяя их форму

Д/и «Собери цветок».

Цель: Учить собирать из частей целое.

«Мы играем на рояле»

Исходная позиция: сидя за столом, кисти рук на столе.

Мы играем на рояле,

Посмотрите все на нас.

Ловко двигаются пальцы,

Играть научим мы и вас.

Дети «играют на рояле» (имитация).

АПРЕЛЬ

1 неделя

Д/и «Мозаика».

Цель: Учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета.

Д/и «В стране фигурок».

Цель: Закреплять знания детей о форме, учить подбирать предметы по геометрическому образцу.

Игра «Угадай, чей голосок?»

Цель: Развитие слуха.

Д/и «Длинное-короткое».

Цель: Формировать у детей четкое дифференцированное восприятие новых качеств величины.

Д/и «Вкладыши».

Цель: Упражнять в складывании вкладышей из 3-4 частей.

«Колобок»

Тесто мы месили,

Пирожки лепили.

Шлёп-шлёп-шлёп-шлёп!

Получился колобок!

АПРЕЛЬ

2 неделя

Д/и «Полосатые коврики».

Цель: Учить детей практически применять знания, полученные ранее, сравнивать по цвету.

ЛЕГО - материал «Создай конструкцию так, чтобы желтая деталь оказалась над красной».

Д/игра «Широкое -узкое».

Цель: формировать у детей восприятие новых качеств величины.

Д/и «Плоскостные геометрические формы».

Цель: Закреплять знания детей о форме, учить подбирать предметы по геометрическому образцу.

Д\и «Пирамидка»

Цель: Закреплять умение собирать пирамидку по форме.

«Варись, варись, кашка»

Варись, варись кашка

В голубенькой чашке.

Варись поскорее,

Булькай веселее.

(Указател. пальцем правой руки

«мешаем кашку» в левой ладони)

Буль-буль-буль  

(Сжимают и ризжимают пальчики)

Варись, кашка, сладка

Из густого молока

(Указател. пальцем правой руки

«мешаем кашку» в левой ладони)

Да из манной крупки.

(Складывают пальцы щепоткой

и «сыпят» крупу)

У того, кто кашу ест,

(Поглаживают животик)

Вырастут все зубки!

(Показывают зубки).

АПРЕЛЬ

3 неделя

Д/ игра «Что нужно кукле?».

Цель: Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.

Д/и «Собери картинку».

Цель: Учить детей видеть форму в предмете, составлять целое из геометрических фигур.

Д/игра «Веселые матрешки».

Цель: Учить детей различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.

Д/и «Шнуровка»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

Д/и «Вкладыши».

Цель: Упражнять в складывании вкладышей из 3-4 частей.

«Ладушки»

Ладушки-ладошки  («Фонарики»)

У ребяток – крошек.

Кашку варили,

(Водят указательным пальцем одной руки по ладони другой)

Кукол кормили.

Так!

(Вытягивают руки вперед ладонями вверх)

Ладушки-ладошки («Фонарики»)

У ребяток – крошек.

Пирожки лепили,  («лепят» пирожки)

В печку садили.

Так!

(Вытягивают вперед руки ладонями вверх)

Ладушки-ладошки («Фонарики»)

У ребяток – крошек.

Весело плясали,  (Хлопают в ладоши)

Звонко ударяли!

Так!

(Один раз громко хлопают в ладоши)

Ладушки-ладошки («Фонарики»)

У ребяток – крошек.

Очень устали,

(Прижимают ладони друг к другу)

Крепко засыпали.

Так!

(Кладут под щеку)

АПРЕЛЬ

4 неделя

Д/и «Выбери автомобиль».

Цель: Закрепить умение детей группировать предметы по цвету, продолжать обогащать их опыт при действии с предметами разной формы.

Д/и «Найди нужный предмет».

Цель: Учить детей ориентироваться в помещении группы.

Д/и «Сухой бассейн»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

Д/и  «Высокий - низкий».

Цель: Учить детей называть и понимать слова, обозначающие высоту предмета, сравнивать 2 предмета по высоте.

Д/и «Разноцветное лото».

Цель: Закреплять умение детей различать и называть цвета, формировать умение находить нужный цвет среди других.

 «Часы»

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом!",

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали:

"Бом, бом!"

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали:

"Бом, бом, бом!"
Мышь скатилась кувырком.

МАЙ

1 неделя

«Цветы для Кати».

Цель: Научить приёмам составления горшочка из частей путем накладывания на силуэт, подбора цветов разного цвета для посадки в горшочек.

Д/и «Найди цветок».

Цель: Развивать память, внимание.

Д/и «Найди домик для гнома».

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами различной формы, учить соотносить предметы, различая их по форме и цвету.

Д/и «Пирамидка».

Цель: Упражнять в нанизывании пирамидок из  6-8 колец.

Д/и «Разноцветные колечки»

Цель: Учить соотносить отверстия колец со стержнем, развивать зрительно-двигательную координацию при действии двумя руками. Формировать целенаправленность действий и устойчивость внимания.

«Шарик»

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются с кончиками. В этом положении дуем на них, при этом

пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение).

МАЙ

2 неделя

Д/и «Собери круг, квадрат из частей»

Цель: Научить приёмам составления формы (круга, квадрата) из частей путем накладывания на силуэт.

Д/и «Сухой бассейн»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

Д/и «Нарядим кукол».

Цель: Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учиться нанизывать бусы на нитке.

Д/и «Пирамидка».

Цель: Упражнять в нанизывании пирамидок из  6-8 колец.

Д/и «Шнуровка»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

«Цыпа-цыпа»

– Цыпа-цыпа,

(Обеими руками «сыпать» корм, массируя большим пальцем подушечки остальных пальцев от мизинца к указательному.)

Гуль, гуль, гуль!
Я посыплю,
Ты – поклюй!

(«Клевать» воображаемый корм указательными пальцами обеих рук.)
Клю-клю-клю.

(Одновременно стучать по столу.)

МАЙ

3 неделя

Д/и «Разбитые тарелки».

Цель: Развивать глазомер у детей. Развивать речь ребенка, побуждать его к повторению фраз. Учить определять величину предмета, формировать понимание слов большой и маленький.

Д/и «Вышиваем ковер».

Цель: Обучать детей подбору предметов по слову, обозначающему цвет. Закрепить знания цветов.

Д/и «Закрой двери в домиках».

Цель: Обучать детей выделению параметров величины предметов.

Д/и «Подбери предметы похожего цвета».

Цель: Обучать детей сопоставлению цвета предмета с эталонами цвета, классифицируя по цветугруппировке по цвету.

Д/и «Лесенка».

Цель: Обучать установлению отношений по величине между плоскими и объемными в порядке убывания.

«Шалун»

(Чертят пальцем круги по ладони)

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

(Загибают по очереди пальцы)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

(Пальцами другой руки берутся за мизинец и слегка покачивают его.)

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

МАЙ

4 неделя

Д/и «Застегни пуговицу».

Цель: развивать пальчики ребенка - силу, ловкость, координацию движений кистей рук.

Д/и «Вкладыши».

Цель: Закреплять навыки различения величины предметов-вкладышей (5-8 размеров).

Д/и «Вышиваем ковер».

Цель: Закреплять знание основных цветов, умение выделять и называть их.

Д/и «Прокати шарик в воротца».

Цель: Развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью.

Д/и «Пирамидка».

Цель: Упражнять в нанизывании пирамидок из  6-8 колец.

«Улитка, улитка» (народная потешка)

Исходная позиция: сидя за столом.

Улитка, улитка,

Покажи свои рога,

(Кулаки положить на стол. Выставить одновременно на обеих руках указательные и средние пальцы.)

Дам кусок пирога,

(Соединить пальцы вместе на каждой руке, положить на стол, ладошками вверх.)

Пышки и ватрушки,

Сдобной лепешки.

(Имитация лепки пирожков.)

Высуни рожки!

(Кулаки положить на стол. Выставить одновременно на обеих руках указательные и средние пальцы.)


Работа с детьми

Формы работы

Сроки

Форма отчета

ООД по сенсорному воспитанию

В течение года

Совместная деятельность

ООД, в которой используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки)

В течение года

Совместная, индивидуальная, групповая и подгрупповая работа

Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования) 

В течение года

Работы детей и фотоотчет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

- «Чудесный мешочек»

- «Определи на ощупь»

- «Узнай фигуру»

- «Найди пару»

Сентябрь – ноябрь

2022 г.

картотека

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- «Найди предмет указанной формы»

- «Найди предмет такой же формы»

- «Какая фигура лишняя?» 

Декабрь

2022 г.

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- «Сравни предметы по высоте»

- «Самая длинная, самая короткая»

- «Разноцветные кружки»

- «В какую коробку?»

- «Дальше – ближе»

Январь -

Февраль 2023 г.

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

- «Какого цвета не стало?»

- «Какого цвета предмет?»

- «Собери  гирлянду»

- «Какие цвета использованы?»

- «Уточним цвет»

Март

2023 г.

картотека

Анкетирование родителей

Апрель

2023 г.

Анкета

Отчет по самообразованию

Май

2023 г.

Презентация

  1. Взаимодействие с родителями воспитанников по теме.

Работа с родителями

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Изготовление д\игр

Проведение индивидуальных бесед с родителями.

В течение года

Подготовить рекомендацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Март 2023г.

Рекомендацию

Анкетирование родителей

Март 2023 г.

Анкета

Проведение родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику»

Апрель 2023 г.

Протокол собрания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры».

Актуальность проекта: Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) ....

Опыт работы по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обу...

Презентация на тему: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Актуальность темыВ ФГОС ДО определены целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте, одними из которых являются: «… ребенок интересуется окружающими предметами и активно ...

Творческий альбом на тему: Сенсорное развитие детей раннего возраста посредствам дидактических игр

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения,...

Статья по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Сенсорное управление заключается в различении классификации. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах - всему этому необходимо научить ребенка. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходим...

Презентация опыта работы на тему "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Актуальность темы.Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлен...