ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
презентация

Гайдарова Алина Ровшановна

В настоящее время в нашей стране большое внимание отводится вопросу патриотического воспитания подрастающего поколения, в частности формированию основ национального самосознания детей. Только систематическая и целенаправленная работа позволит дать детям представления об истории своего народа и страны, привить любовь к природе и культурным ценностям родного края, страны, так как именно на этой основе воспитывается национальное самосознание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gaydarova_a.r._vystuplenie.doc42.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_gaydarova_k_vystupleniyu_1.ppt879.57 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

Гайдарова Алина Ровшановна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №191»

350061 город Краснодар, ул. им. Игнатова, д.27

Дошкольное детство – первая и очень важная ступень в воспитании национального самосознания ребенка. Именно дошкольный возраст называют важнейшим периодом становления личности: закладываются предпосылки качеств человека-гражданина, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Одной из самых актуальных задач нашего времени является воспитание национального самосознания детей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образований одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира [4].

Кроме этого Федеральная образовательная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования, одним из которых выступает создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины [3].

Национальное самосознание – это осознание, оценка народом своего места и положения среди других народов, его способность соотносить свои установки и ориентации с жизненными позициями других народов, умение встать на эти позиции в процессе своего общения с людьми других национальностей [2].

Национальное самосознание включает три компонента:

- когнитивный, т.е.  знание о родной земле, об истории, обычаях;

- эмоциональный, т.е. этнические качества, потребности, интерес к ценностям;

- поведенческий, т.е. коммуникативные и трудовые умения, соблюдение обрядов [1].

К сожалению, в современном мире материальные ценности преобладают над духовными, а понятия о доброте, великодушии у детей часто бывают искаженными. Понимая актуальность данной проблемы можно сделать вывод, что формирование личности ребенка невозможно без формирования основ национального самосознания. Для этого необходимо подобрать формы, методы, приемы и средства работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в дошкольном учреждении, учитывая задачи программы дошкольного образования.

Опираясь на свой опыт и исследования в данном направлении, считаем одним из эффективных средств формирования основ национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста народную культуру.

Народная культура – это традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ. Мы рассматриваем народную культуру нашей страны, ее особенности. И через призму народной культуру у детей формируются основы национального самосознания. Почему основы? Потому что национальное самосознание является очень сложным духовным явлением, поэтому оно не может быть сформировано в детстве, однако начинать его формировать необходимо как можно раньше.

Прежде всего, в группе необходимо организовать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду. Для воспитания чувства любви к Родине, к своему родному городу воспитатели нашей группы вместе с родителями оформили патриотический центр в детском саду своими руками.  Основные атрибуты, которые есть в патриотическом центре:

-  Фото или портрет президента России;

- Гимн – символ нашей страны, представляет собой музыкально-поэтическое произведение. Представлен он в виде текстового варианта, а также в виде музыкальной версии для прослушивания;

- Герб является государственным символом;

- Флаг России

- Альбомы: «Мой родной   город»; «Россия – великая страна»;

- Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашего края;

-  Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;

- Народные  игрушки

- Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками.

Правильно оформленные патриотические центры в детском саду позволяют привлечь внимание детей к изучению своей страны, дадут возможность подобрать материал, основываясь на их интересах, наладить совместную работу педагогов с детьми и их родителями.

Дети нашей группы активно участвуют в мероприятиях, посвященных патриотическому воспитанию. Например, дети с родителями организовали выставку поделок ко Дню Победы.

Участвовали в подготовке и самом празднике, посвященном Дню защитника Отечества.

Кроме этого, мы знакомим детей с военной атрибутикой не только с помощью иллюстрации или видеосюжетов, но и непосредственно вживую, когда дошкольники могут примерить, посмотреть, потрогать руками эти атрибуты.

Конечно, проводится организованная образовательная деятельность, посвященная формированию национального самосознания у детей. Дети лепят, рисуют, создают поделки, коллажи, аппликации, посвященные государственным праздникам, например, Дню флага или Дню России. Также проводятся:

- виртуальные экскурсии;

- посиделки, гуляния, народные игры;

- календарные праздники: «Осенины», «Рождественские посиделки», «Проводы зимы», «Масленица», «Русская ярмарка», «Пасха»;

- игры-драматизации русских народных сказок;

- совместная деятельность по изготовлению посуды и утвари.

Одними из лучших форм реализации работы по формированию основ национального самосознания детей являются походы и экскурсии по памятным природным и историческим местам своего края.

Свое умение дети показывают на ежемесячных «народных посиделках» и календарных праздниках, которые устраиваются для них и их родителей. Маленькие артисты, одетые в русские народные костюмы, рассказывают потешки, небылицы, поют частушки, водят хороводы: «Как на тоненький ледок», «А я по лугу», «Я на горку шла», «Выходили красны девицы». Все это способствует музыкальному развитию детей, приобщению к русскому народному образу и в будни, и в праздники. Обязательно празднуем именины по сезонам с поздравлением детей, изготовлением подарков, пением песен, вождением хороводов.

Таким образом, в настоящее время в нашей стране большое внимание отводится вопросу патриотического воспитания подрастающего поколения, в частности формированию основ национального самосознания детей. Только систематическая и целенаправленная работа позволит дать детям представления об истории своего народа и страны, привить любовь к природе и культурным ценностям родного края, страны, так как именно на этой основе воспитывается национальное самосознание.

Библиографический список

  1. Белобородова Л.Р., Белобородова Н.С. Педагогические условия формирования национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста// Мир науки, культуры, образования. – 2013. – С.86-88.
  2. Гусейнова О.М. Национальное самосознание и этническая идентичность//Социально-гуманитарные знания. – 2016. – С. 120-130.
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ГАЙДАРОВА АЛИНА РОВШАНОВНА, ВОСПИТАТЕЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №191»

Слайд 2

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО – ПЕРВАЯ И ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ СТУПЕНЬ В ВОСПИТАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ РЕБЕНКА. ИМЕННО ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ НАЗЫВАЮТ ВАЖНЕЙШИМ ПЕРИОДОМ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ: ЗАКЛАДЫВАЮТСЯ ПРЕДПОСЫЛКИ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА-ГРАЖДАНИНА, РАЗВИВАЮТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О ЧЕЛОВЕКЕ, ОБЩЕСТВЕ И КУЛЬТУРЕ. ОДНОЙ ИЗ САМЫХ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ НАШЕГО ВРЕМЕНИ ЯВЛЯЕТСЯ ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ.

Слайд 3

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И БЛИЖАЙШЕМ СОЦИАЛЬНОМ ОКРУЖЕНИИ, КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЯХ, ТРАДИЦИЯХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ МАЛОЙ РОДИНЫ И ОТЕЧЕСТВА, МНОГООБРАЗИИ СТРАН И НАРОДОВ МИРА «

Слайд 4

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ЯДРА СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННЫМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ РОССИЙСКОГО НАРОДА, ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ЗНАЮЩЕГО И УВАЖАЮЩЕГО ИСТОРИЮ И КУЛЬТУРУ СВОЕЙ СЕМЬИ, БОЛЬШОЙ И МАЛОЙ РОДИНЫ

Слайд 5

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ ОСОЗНАНИЕ, ОЦЕНКА НАРОДОМ СВОЕГО МЕСТА И ПОЛОЖЕНИЯ СРЕДИ ДРУГИХ НАРОДОВ, ЕГО СПОСОБНОСТЬ СООТНОСИТЬ СВОИ УСТАНОВКИ И ОРИЕНТАЦИИ С ЖИЗНЕННЫМИ ПОЗИЦИЯМИ ДРУГИХ НАРОДОВ, УМЕНИЕ ВСТАТЬ НА ЭТИ ПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ СВОЕГО ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

Слайд 6

КОМПОНЕНТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

Слайд 7

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА, ВКЛЮЧАЮЩАЯ КУЛЬТУРНЫЕ ПЛАСТЫ РАЗНЫХ ЭПОХ ОТ ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ, СУБЪЕКТОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ НАРОД.

Слайд 8

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Слайд 9

ВЫСТАВКА ПОДЕЛОК КО ДНЮ ПОБЕДЫ

Слайд 10

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

Слайд 12

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 13

ДЕНЬ ФЛАГА

Слайд 14

ПРОВОДИМ В ДОУ:

Слайд 15

ВЫВОД В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ ОТВОДИТСЯ ВОПРОСУ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ, В ЧАСТНОСТИ ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ. ТОЛЬКО СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ РАБОТА ПОЗВОЛИТ ДАТЬ ДЕТЯМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ СВОЕГО НАРОДА И СТРАНЫ, ПРИВИТЬ ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ И КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ РОДНОГО КРАЯ, СТРАНЫ, ТАК КАК ИМЕННО НА ЭТОЙ ОСНОВЕ ВОСПИТЫВАЕТСЯ НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ.

Слайд 16

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ГАЙДАРОВА АЛИНА РОВШАНОВНА, ВОСПИТАТЕЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №191»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Формирование основ  финансовой грамотности у детей  старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»...

"Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр"

Актуальность сюжетно-ролевых игр в образовательной деятельности ДО позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию, формирует умение детей погружаться в роль специалиста той ил...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Данная методическая разработка может быть использована педагогами ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, показывает, что одним из средств формирования знаний у старших дошкольник...

«Формирование патриотических чувств и национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам народной культуры Оскольского края»

         На современном этапе развития системы дошкольного образования приоритетным является духовно-нравственное воспитание и социально – коммуникативное развити...

Самообразование "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр"

В современном обществе происходят существенные изменения экономического характера, связанные со сложившимися рыночными отношениями, что определяет интерес к экономическому воспитанию и финансовому про...

Долгосрочный проект «Путешествие в сказку» Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке

         Дошкольники недостаточно знают русских народных сказок, в домашних условиях из-за занятности, родители мало уделяют чтению книг детям или читают литературу не ...